Курсовая с практикой на тему Методические особенности ведения элективных курсов обучения Экономики в старших классах с применением информационных коммуникационных технологий (ИКТ)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИКТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 6
1.1. Понятие ИКТ в педагогике и методике преподавания 6
1.2. Элективные курсы и методика их использования в старшей школе 9
Выводы к главе 1 17
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В СТРУКТУРЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЭКОНОМИКЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 19
2.1. Структура элективного курса по экономике с использованием ИКТ 19
2.2. Рекомендации по проведению элективного курса по экономике с использованием ИКТ в старшей школе 27
Выводы к главе 2 35
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ 37
3.1. Анализ учебно-методического комплекса по преподаваемой экономической дисциплине 37
3.2. Разработка уроков 39
Выводы к главе 3 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Введение:
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года был разработан проект Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, целью которого является оказание помощи выпускнику в формировании его индивидуального, образовательного и профессионального пути обучения. Для осуществления этой цели помимо уже существующих базовых и профильных общеобразовательных курсов были введены элективные курсы, главной целью которых является удовлетворение индивидуальных запросов каждого старшеклассника. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования элективные курсы помогут обучающимся разработать индивидуальную образовательную программу.
Профильное обучение в настоящее время является основной формой организации учебного процесса на старшей ступени школы и призвано создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Современные ученики стремятся к высокому уровню профессиональных и деловых качеств, экономической грамотности и предприимчивости, являющимися необходимыми для самореализации в динамично развивающейся экономической ситуации. Поэтому создание элективных курсов математико-экономического содержания, направленных на построение моделей различных экономических явлений и процессов, даст возможность сформировать у учащихся понимание роли математических знаний и представления о них как об инструменте, позволяющем описывать экономические явления и процессы, находить оптимальные пути решения экономических задач.
Беседы и анкетирование, проводимые со студентами и практикующими учителями, показали, что ощущается недостаток методической подготовки при разработке элективных курсов для профильной школы. Были выявлены трудности в определении понятия «элективный курс», его структуры, содержания, а также затруднения, связанные с контролем качества успеваемости обучающихся и с новыми способами организации образовательного процесса. Все вышесказанное говорит о том, что подготовка педагога к этому виду деятельности является актуальной задачей современного математического образования. В исследованиях, посвященных подготовке будущего учителя, изложены компоненты и уровни сформированности готовности педагога к проектированию и проведению элективных курсов, предложены модели формирования готовности, которые, однако, требуют уточнений в условиях федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Актуальность данного исследования обусловлена серьезным обновлением целей экономического образования, углублением индивидуализации образовательного процесса, расширением инновационных методов образования и самообразования, новыми требованиями общества к личности педагога, обладающего высокой творческой активностью.
Объектом исследования является процесс обучения экономике в средней школе в рамках проведения элективных курсов.
Предмет исследования – особенности использования элективных курсов с применением ИКТ в процессе обучения экономике в средней школе.
Цель исследования – определение методических особенностей использования ИКТ в процессе обучения экономике в средней школе.
Указанная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
— уточнить сущность ИКТ в контексте обучения экономике в средней школе;
— выделение психолого-педагогических условий использования (или применения) элективных курсов с применением ИКТ в процессе изучения экономики в школе;
— охарактеризовать практику использования элективных курсов с применением ИКТ в процессе обучения экономике.
Исследование произведено при помощи таких методов: анализ (компаративный, исторический, культурно-исторический).
Теоретическая значимость исследования. В работе осуществлен вклад в разработку и углубление знаний о проведении элективных курсов с применением ИКТ в процессе обучения экономике.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в дальнейших научных работах, статьях, эссе, посвящённых проблемам определения ИКТ, их сравнительному анализу, при изучении педагогики в высших учебных заведениях.
Структура исследования определяется избранной для рассмотрения в нём тематикой. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Экономика – это одна из важнейших сфер жизни человеческого общества, от развития которой, напрямую зависит уровень благосостояния всех членов общества. Экономические знания необходимы нам на протяжении всей жизни, они дают возможность быть более рациональными, прагматичными, образованными.
Элективные курсы по экономике предназначены для учеников 9-11 классов. Они дают возможность познакомиться с основами блока дисциплин экономического цикла такими как: «Экономическая теория», «Экономика организаций», «Бизнес-планирование», «Статистика», «Маркетинг», «Основы менеджмента».
Процесс изучения основных проблем экономического развития в рамках программы элективных курсов экономического профиля включает такие формы занятий как комбинированные занятия, практические занятия, деловые игры, дискуссии.
При проведении занятий используются компьютерные и мультимедийные средства обучения, а также демонстрационные и наглядно-иллюстрационные (в том числе раздаточные) материалы.
В ходе исследования были решены следующие его задачи: уточнена сущность интерактивных методов в контексте обучения экономике в средней школе; выделены психолого-педагогические условия использования (или применения) интерактивных технологий в процессе изучения экономики в школе; охарактеризована практика использования интерактивных методов в процессе обучения экономике. Поскольку данные задачи были решены в исследовании, можно говорить о достижении его главной цели – определения особенностей использования интерактивных методов на уроках экономики в средней школе.
С помощью интерактивных технологий появляется интерес к экономике как науке, дети задумываются о перспективах ее развития. В результате внедрения информативно-коммуникативных технологий на уроках экономики мы убедились, что они способствуют созданию условий для развития личности ученика, и это является наиболее эффективным путем формирования гармоничной личности в целом.
Активное развитие рыночных отношений в нашей стране требует нового подхода к формированию и подготовке кадров, приспособленных к деятельности в новых экономических условиях, поэтому необходимость обучения школьников основам рыночной экономики и предпринимательства сейчас уже практически ни у кого не вызывает сомнений. Поэтому основной и главной задачей экономического образования молодежи и является ее подготовка к рыночным условиям хозяйствования формирование у них нового экономического мышления. В связи с этим, изучение элективного курса «Прикладная экономика» будет актуальным для учащихся старшей школы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИКТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1.1. Понятие ИКТ в педагогике и методике преподавания
В настоящее время проникновение инноваций во все сферы жизни значительно изменило процесс межличностной и деловой коммуникации – он стал проще и значительно быстрее. А развитие таких новых технологий общения, как компьютеры, Интернет, видеотелефоны, сотовые телефоны, смартфоны и т.д., расширило понятие «информация от нескольких многим» до «информация от многих многим» [9, c. 170].
Образование не могло не ответить на вызовы современности. В условиях нерегламентированности и многовариантности обучения, формирования и развития нестереотипного мышления, которое характеризуется способностью выдвигать одновременно множество новых идей, а также быстротой, гибкостью, оригинальностью и точностью, основными средствами обучения становятся электронные средства, расширяются функции преподавателя, изменяется тип образовательной среды и характер взаимодействия в ней преподавателя и учащегося.
В настоящее время, как показывает практика, основным средством во многих случаях обучения становится Интернет.
Во-первых, Интернет используется как поисковая система при подготовке к занятиям как учащихся, так и преподавателя, что ускоряет процесс обучения, экономит время и позволяет охватить большее количество источников. Ярким доказательством тому служит использование электронных библиотек с возможностью быстрого доступа к большому количеству справочного материала, обращение к ним как к источнику дидактической и учебно-методической базы для ее дальнейшей обработки учащимися или переработки преподавателем.
Во-вторых, Интернет расширяет возможности коммуникации между преподавателем, учащимися и менеджментом учебного заведения. On-line или off-line общение на тематических форумах и в чатах создает среду для формирования и развития основных речевых навыков как основы коммуникативной компетенции [9, c. 172].
Благодаря Интернету распространенной формой получения знаний становится дистанционное обучение, дающее возможность обучающимся становиться без отрыва от основной профессиональной деятельности дипломированными специалистами, причем и международного уровня. Наконец, в режиме реального времени может проводиться тестирование, доступное на сайтах учебных Web-порталах, а также на серверах учебных заведений. Широкое использование Интернета и его бурное развитие привело к созданию многочисленных специальных компьютерных программ, которые определяют, во многом, характер современного образования. Востребованная электронная поддержка учебных программ (учебных планов, учебно-методических комплексов и т.д.) трансформировала, к примеру, в области изучения иностранных языков компьютерные курсы (Reward, The Business и т.п.); электронные словари и переводчики (Macmillan English Dictionary, Lingvo, Prompt, и т.п.); тестовые оболочки (MyTest, SuperTest, TechLab); профессиональные софты (Пакет программ Microsoft Office). Теперь преподаватели могут создавать собственные тесты, презентации, слайд шоу и PR-акции, портфолио или собственные аудиотексты (Adobe Audition).
Образовательные стандарты нового поколения отличает обязательное обеспечение процесса обучения интерактивными досками, проекторами, DVD, видеокамерами и диктофонами. Активное использование данных инновационных технических средств вызвано изменением философии современного образования. Произошел переход от «передаточной модели» в обучении к личностно-ориентированной, основывающейся на принципах «социального конструктивизма», который, в свою очередь, предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности; формирование, развитие критического и творческого мышления; умения работать с информацией, в большом объеме самостоятельную познавательную деятельность учащихся [9, c. 173].
Введение новых технологий для модернизации технологий обучения в высшей школе потребовало изменения методики преподавания и умения внедрять новейшие инновационные технологии в процесс обучения на всех его стадиях: от подготовительного до заключительного этапа. Так, использование Интернета и других технологий экономит время преподавателя, потому что при поиске дополнительного материала он может обратиться к существующим специализированным сайтам и найти большее количество материала [10, c. 9].
Электронные словари, письменное общение по e-mail, профессиональные программы (Adobe Audition, Audacity и др.) расширяют репертуар педагогического взаимодействия с учащимися как при проверке отдельных заданий, так и при совершенствовании методической работы. На новом этапе развития информатизации современного общества понятие «информационная компетенция» получило свое качественное расширение и стало ключевым компонентом современного процесса обучения в целом.
Применение современных информационных технологий позволяет усовершенствовать учебный процесс, в частности, в области контроля знаний. Так, к примеру, на многих образовательных сайтах размещаются онлайн-тесты, которые можно проходить как самостоятельно, так и с помощью учителя. Благодаря данным тестам ученики могут отслеживать текущее состояние знаний по предмету и держать преподавателя в курсе своих достижений. Большинство тестовых вопросов содержит несколько вариантов ответов, только один из которых является правильным. Обычно одна тестовая батарея представлена 30 заданиями [10, c. 10].