Методика обучения Информатики Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Методические особенности организации групповой работы учащихся на уроках информатики.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Понятие «групповая работа», ее виды и история 8
Глава 2. Методы и формы преподавания информатики 16
Заключение 27
Список литературы 29

  

Введение:

 

В новых федеральных государственных образовательных стандартах деятельность учащегося признана основой для завоевания развивающей цели образования – знание не передается в готовой форме, а добывается учащимся в ходе познавательной активности.
Утверждение активной роли учащегося в обучении влечет за собой изменение представления о содержании взаимодействия учащегося с преподавателем и одноклассниками. Такое взаимодействие принимает форму партнерства, в котором единоличное управление преподавателя сменяется активным участием обучающегося в выборе метода обучения.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования ориентирует на развитие навыка сотрудничества, коммуникации и активных позиций учащихся в учебном процессе. По причине этого актуальным является включение в процесс образования таких методов обучения, которые содействовали бы становлению и дальнейшему развитию у обучающихся умений сотрудничать, общаться, осуществлять коммуникацию.
Эффективность образовательного процесса находится в зависимости от формы обучения, которую подбирает педагог. Форма образования отвечает определенным требованиям общества в определенные моменты, она должна отвечать реальной цели и задаче образовательного процесса. История мировых педагогических мыслей и практики преподавания открывает различные формы организации процесса обучение. Отдельно можно выделить групповую форму работы.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в отечественной и зарубежной науках существуют множество подходов к изучению и применению групповых форм работы в обучении. Чрезвычайно важным нам представляется необходимость дополнения классно-урочной системы новыми формами работы, которые смогли бы повысить эффективность обучения информатике и отвечали бы специфике предмета.
На сегодня существует множество разных форм организации образовательного процесса на уроках информатики. Одной из наиболее рациональных форм работы, используемой при изучении информатики, является групповая, что и предопределяет актуальность данного исследования. Групповая работа создает основу для коммуникативной культуры обучающихся, их умение работать в небольшой группе, прислушиваться к мнению своего товарища, убеждать их в своей правоте, наблюдать свою ошибку, признавать истинную позицию другого ученика.
Групповой тип работы играет особую роль на уроке. Педагоги указывают на высокую результативность такой организации работы учащихся, шанс привлечь каждого в процесс познания, развить ответственность (в данном случае качество знаний, как у других детей в группе).
Высокая результативность занятий взаимосвязана с деятельностью учащихся. Основной целью групповой работы является развитие мышления учащихся и выработка взглядов с целью развития способности мыслить. Формы учебных групп позволяют «учителю + ученику» работать вместе.
Н.Е. Щуркова дает определение групповой работы, с ее точки зрения групповой работой является форма организации учебно-познавательного процесса на уроке, предполагающего деятельность различных небольших групп, работающих как с общими, так и с конкретными задачами учителя, стимулирующего согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества» [4].
Использование групповой работы особенно рационально для практической работы учащихся за компьютером, лабораторных работ и др. В ходе проведения данной работы используются коллективные обсуждения итогов общей деятельности учащихся, взаимосоветы и консультации.
Групповая форма работы делает урок наиболее интересным, воспитывает у обучающихся осознанное отношение к образовательному процессу, активизирует мыслительные процессы, дает возможность повторить материал, помогает педагогу пояснять и непрерывно контролировать знание, умение и навык у обучающихся при наименьшей затрате времени педагога.
Огромная роль такой учебной дисциплины как «Информатика» обусловлена повышением уровня развития информационно-коммуникационной технологии (ИКТ) и ее влияния на все аспекты жизнедеятельности человека.
Процесс изучения информатики в учреждениях общего среднего образования ориентировано на практическую подготовку обучающихся к жизни в информационном социуме.
К числу основных целей изучения дисциплины «Информатика» можно отнести:
 становление компьютерной грамотности (овладение требуемым комплексом знаний и умений работы с компьютером и применения компьютерных технологий; осознание информационной базы и значения информационной технологии в социуме);
 становление логического и алгоритмического мышления (развитие умения решать задачи, нуждающиеся в плане действий для достижения желаемых результатов, с применением мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, уточнения, классификации и др.);
 воспитание информационной образованности (способности учащихся овладевать, уметь, использовать, преобразовывать информацию при помощи любой информационной технологии).
К числу основных задач, решаемых в ходе изучения дисциплины «Информатика»:
 создание теоретической основы и практических навыков в сфере информатики, алгоритмов и программирования, информационно-коммуникационной технологии;

 становление познавательного интереса, интеллектуальной и творческой способности;
 развитие навыка индивидуальной и коллективной деятельности;
 воспитательный процесс по развитию трудоспособности, ответственного отношения к следованию этическим и нравственным нормам при применении информационно-коммуникационной технологии.
Многие методисты занимались исследованием групповым форм обучения как метода усиления эффективности обучения на уроке, как одним из методов реализации личностно-ориентированных подходов.
Формы организации деятельности учащихся в течении урока всегда волновала учителей, ведь от ее подбора зависит результативность образовательного процесса.
Работы многих исследователей таких как Д.Б. Эльконин, В.В Давыдов, В.В. Рубцов и многих иных доказали результативность применении групповых форм организации деятельности на уроке. Так как, данным образом, учащийся становится субъектом деятельности, он становится активным инициатором, а не только пассивным исполнителем, он вовлекается в реальность, приближенную к жизненной, ситуации и дискуссии.
Особенности использования групповых форм работы описаны в научно-педагогических трудах З.А. Абасова, И.А. Алёхиной, Л.В. Байбородовой, С.В. Дандановой, И.А. Журавлева, В.П. Клевакиной, В.В. Котова, Л.Г. Пузеп, А.Ю. Терещенко и др.
Вклад в исследование проблем групповой работы в урочной деятельности был сделан В.А. Буровым, М.Д. Виноградовой, Х.И. Лийметс, Р.И. Малафеевым, Б.И. Первининым и др.
Вместе с тем существует противоречие между необходимостью использовать групповую работу в процессе обучения информатике и недостаточной разработанностью педагогических условий ее использования.
Это обусловило актуальность темы «Методические особенности организации групповой работы учащихся на уроках информатики» и постановку ее проблемы, заключающуюся в выявлении педагогических условий организации групповой работы при изучении информатики.
Объектом послужил процесс обучения информатике в школе с использованием групповых форм обучения.
Предметом является групповая форма работы как одна из форм обучения информатике.
Цель работы – теоретическое обоснование и анализ методических особенностей организации групповой работы учащихся на уроках информатики.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
 изучение понятия «групповая работа», ее видов и истории;
 анализ методов и форм преподавания информатики .
В работе использовались следующие методы исследования: анализ и синтез, обоснование, сравнение, анализ документов (учебников).
Теоретическая значимость заключается в уточнении особенностей использования групповых форм в обучении информатике учащихся.
Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении представлена актуальность темы исследования, цель, задачи, объект и предмет.
В первой главе обозначены теоретические аспекты проблемы исследования, описано понятие «групповая работа», ее виды и история.
Во второй главе представлен анализ методов и форм преподавания информатики.
В заключении сделаны выводы о проделанной работе. Список литературы состоит из 25 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Успешное обучение детей информатике предполагает использование в педагогическом процессе разнообразных форм и методов, одним из наиболее эффективных среди которых является групповая работа.
В конце прошлого столетия многие ученые из разных стран исследовали и разрабатывали концепцию организации групповой формы обучения, которая реализуется парами либо в небольших малых группах. Все исследователи отмечают, данный вид учебной работы способствует созданию коммуникационных навыков, сотрудничества, взаимной помощи, дает возможность развивать личность, гарантирует достижение метапредметных результатов.
Среди видов групповой работы выделяют звеньевой, бригадный, кооперировано-групповой и дифференцированно-групповой.
Групповой тип работы формирует благоприятное условие для включения каждого учащегося в активную работу на занятиях. Групповой тип работы позволила осуществить индивидуальный подход в контексте массового образования, создать взаимодействия обучающихся с целью обнаружения их индивидуальных способностей и потребностей.
На основании Федерального государственного образовательного стандарта общеобразовательный курс информатики включен в предметную область «Математика и информатика», обеспечивающую активность учащихся в учебно-познавательной деятельности.
В групповых формах обучения обучающиеся работают в группах, созданных на другой основе и на другой период времени. Это довольно типичная форма обучения при использовании компьютерных технологий, например, при освоении нового программного обеспечения, при работе над проектами, когда не хватает компьютеров и т.д. Эта форма может отражать реальное разделение труда в команде программистов, работающих над одной задачей.
Данная форма активизации учащихся обладает многими достоинствами. В первую очередь, усиливается учебно-познавательная мотивация обучающихся. Во вторую очередь, уменьшается уровень тревоги, страха стать неуспешными, некомпетентными в решении определенных проблем. В третью очередь, группа обладает более высокой обучаемостью, эффективностью усвоения и обновления знаний. При общем исполнении заданий реализуется взаимное обучение. Именно групповая работа содействует повышению качества психологической обстановки, формированию толерантного отношения, умения вести диалог и аргументировать собственную позицию.
Основой курса информатики является технологический компонент, обеспечивающий решение метапредметной задачи, заложенной в ФГОС ООО: воспитания и развития личности на основании с требованием информационного общества, а кроме того формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся, компоненты которой входят в структуру универсальной образовательной деятельности. Вместе с системными знаниями по дисциплине, существуют универсальные (метапредметные) умения, которые являются важнейшей целью обучения и находят отражение в междисциплинарном и интегративном содержании изучаемого материала.
Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута, а задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие «групповая работа», ее виды и история
Успешное обучение детей информатике предполагает использование в педагогическом процессе разнообразных форм и методов, одним из наиболее эффективных среди которых является групповая работа.
По определению В.В. Котова, групповой работой является «метод организации совместных усилий обучающихся по решению поставленных на уроке учебно-познавательных задач в составе группы» [20, с. 37].
По утверждению Х.Й. Лийметса, «групповая работа характеризуется непосредственным взаимодействием между обучающимися, их совместной согласованной деятельностью» [4, с. 13].
В учебном пособии «Педагогика» под редакцией П.И. Пидкасистого групповая работа описывается через ряд признаков. Так, отмечается, что основными признаками групповой работы школьников на уроке являются следующие:
 класс делится на уроке на группы для решения определенных учебных задач;
 каждой группе дается конкретное задание (либо дифференцированное, либо одинаковое для всех), и группа выполняет его сообща при непосредственном руководстве учителя либо лидера группы;
 выполнение заданий в группе осуществляется способом, позволяющим оценивать и учитывать индивидуальный вклад каждого её члена;
 состав группы обычно непостоянен и подбирается на основании того, чтобы с наибольшей результативность для группы осуществить учебные способности любого из членов группы [9].
Признаки, перечисленные в представленном определении, описывают групповую работу, как с позиции организации групповой работы распределения ролей и взаимодействия учащихся в образовательном процессе, так и с позиции целей их общей деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы