Курсовая с практикой на тему Методические особенности обучения детей подросткового возраста декоративно-прикладному искусству на примере мезенской росписи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
РАЗВИТИЯ ПРОМЫСЛА.. 5
2. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
2.1. Изучение мезенской росписи в
школьной образовательной программе 11
2.2. Изучение мезенской росписи в
системе дополнительного образования. 14
3. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСИ.. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 32
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 37
Приложение А.. 38
Приложение Б. 46
Введение:
ВВЕДЕНИЕ В
последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение эстетической
активности у детей младшего школьного возраста: в первый класс поступает 50 –
70% детей с низкой эстетической активностью, в результате чего они хуже
обучаются в школе, редко задают вопросы эстетического характера, не проявляют
стремления к получению новых знаний и самостоятельности.
Поэтому трудовая
деятельность в условиях современных образовательных стандартов даёт большую
возможность для развития эстетической деятельности детей с учетом
индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения, что
обусловливает актуальность темы исследования.
Цель
исследования: теоретическое обоснование и практическая
проверка эффективности методики обучения декоративно-прикладному искусству в средней школе посредством
использования мезенской росписи.
Объект исследования: процесс
обучения декоративно-прикладному искусству в средней школе.
Предмет исследования: методика
обучения декоративно-прикладному искусству в средней школе посредством использования мезенской
росписи.
Для
реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой
проблемы в теории и практике школьного образования;
2. Рассмотреть теоретические основы декоративно-прикладного
искусства;
3. Выделить методы и приемы развития
творческого мышления учащихся с помощью декоративно-прикладного искусств;
4. Разработать и апробировать методики обучения
декоративно-прикладному искусству в средней школе посредством использования мезенской росписи.
Теоретическая значимость
исследования состоит в теоретическом обосновании возможности развития творческого мышления учащихся
посредством использования мезенской росписи.
Практическая значимость исследования состоит в разработке соответствующих
методических рекомендаций по данному вопросу для педагогов.
Теоретическую основу исследования
составляют труды А. А. Ануфриева, А. В. Брушлинского, Л. А. Венгера, Л. С.
Выготского,
Н.-Э. Т. Гринявичене, О. В. Дыбиной, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъякова, Е. О.
Смирновой, Д. Б. Эльконина. Методы исследования:
-изучение и анализ
литературы по проблеме исследования;
-наблюдение;
—
тестирование;
-беседа
с психологом;
—
анализ и содержательная интерпретация данных;
— методы математической
статистики.
Количество
испытуемых 12 человек, это учащиеся 7 класса.
Структура
работы обусловлена целями исследования. Работа состоит из введения, пояснительной
записки, включающей три параграфа, заключения, списка использованной литературы,
практической части, представленной приложениями.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мезенская роспись чрезвычайно интересна для
обучающихся, несмотря на кажущуюся простоту. Связь росписи с древним способом
письма и наскальными рисунками русского Севера, ее стилизация и
семантика, сдержанный колорит позволяет включить изучение материала мезенской
росписи в серию занятий по декоративному искусству любой общеобразовательной
программы (в рамках изучения предметной области ИЗО, реализации программ
внеурочной деятельности общекультурного направления).
Данный вид творчества
требует от исполнителя значительного уровня развития абстрактного мышления,
творческого воображения и внимания. Следовательно, декоративная стилизация
природных элементов в мезенской росписи является действенным средством развития
творческого мышления учащихся.
Ведущим
направлением работы и воспитания системы основного и дополнительного
образования, широко востребованным на сегодняшний день, является
художественно-эстетическое направление. Художественно-эстетическое воспитание
включает в себя усвоение ценностей (духовных и материальных), соблюдение
национальных традиций, а также развитие культуры мастерства.
Главная задача учителя – развить художественно-творческие способности
школьников, развить воображение, фантазию. Важно, чтобы ребенок был раскован,
для творческой работы. Интерес учащихся к изобразительному,
декоративно-прикладному и народному искусству происходит в определенной
последовательности. На каждом уроке дать им пофантазировать, поиграть,
привнести в работу собственные образы и идеи. Высокое качество и прочность
знаний, умений и навыков, полученных на уроках изобразительного искусства,
развивают, у них художественные способности во многом зависит от того, как
учитель организует и проведет урок.
Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что
стилизация присуща всем видам изобразительного искусства. На занятиях ученики
знакомятся с особенностями стилизации природных форм, создают декоративные
элементы, применяют полученные знания, выполняют композицию из декоративных
элементов. Основным содержанием занятий по развитию умения стилизовать
природные формы является, развитие умений упрощать, освобождать от
несущественных деталей.
Фрагмент текста работы:
Промысел мезенской росписи по дереву зародился в селе
Палащелье Архангельской области, которое расположено на высоком берегу реки
Мезени, поэтому весьма редко, но встречается его второе название – палащельская
роспись (об этом пишет М.Л. Мироненко: «В литературе эта роспись известна как
«мезенская» (по своим характерным особенностям) или палащельская (по месту производства») [19].
Точное время появления первых расписных предметов
неизвестно, но благодаря тому, что мастера иногда помечали дату изготовления
некоторых изделий (самых распространенные из них – прялки) исследователи
выдвигают несколько предположений. Так, видный знаток народного искусства В.М.
Василенко в своей книге «Народное искусство» пишет: «Несмотря на то, что мезенские
прялки по времени создания принадлежат к концу ХIХ века, их надо признать по
стилю самыми архаичными росписями в крестьянском искусстве. Иногда в такой же манере делали ковши и
короба. Роспись производилась земляными красками, что также свидетельствует о древности этого стиля» [3].
Н.В. Тарановская по этому поводу замечает: «Даты на
прялках ограничиваются временем от второй половины ХIХ века до 1930-х годов.
Росписи предстают в своем сложившемся и
почти не изменяющемся виде» [24]. Исследовательница выдвигает версию о
более раннем времени появления мезенской росписи: «Подражание мезенским
росписям требовало меньшего профессионализма, чем северодвинским, но столь
раннее (80-е гг. ХIХ в.) возникновение центров подражательной росписи – веский
аргумент в пользу того, что мезенские росписи появились значительно раньше
70-90-х годов ХIХ в.» [24]. Благодаря торговле на различных ярмарках, которые
проходили по всему Северу Европейской части России, роспись имела очень большой
ареал распространения. Известно, что мастера привозили на ярмарки расписные
прялки и короба в большом количестве. Особенно большое распространение получила
мезенская роспись на территории современного Удорского района РК, который до ХХ
века считался районом промысловым, т.к. в силу суровых природных условий там
трудно было заниматься сельским хозяйством. Продукты промыслов (меха, рыба,
мясо) вывозились на ярмарки для обмена на нужные продукты (соль, зерно) и
товары.
Л.Н. Жеребцов в своей книге "Хозяйство, культура и быт удорских коми в ХVIII – начале XX в." пишет следующее о значении
Крещенской ярмарки, которая проходила в Важгорте, для взаимопроникновения
культур двух народов – русских и коми: «Через Крещенскую ярмарку получили
распространение среди коми яркие прялки мезенской росписи, изготовлявшиеся
русскими крестьянами с Палощелья, расписные ложки из с. Покшеньги, разрисованные сундуки, короба и другие красочные
изделия крестьянского ремесла» [9].
Единственная
из всех других северных росписей, мезенская имела множество подражательных
центров. Например, в Архангельской области в деревне Сельцо изготавливались
селецкие прялки. На территории современной Республики Коми подобные центры
существовали в Удорском и Княжпогостском районах. Кроме того, автор
предполагает, что мастера, проживающие в Усть-Цилемском районе и владеющие
местной перьевой пижемской росписью, также могли производить подобные по форме
прялки и расписывать их по аналогу мезенских. Косвенно это подтверждается
наличием одинаковых мотивов в той и другой росписях.