Курсовая с практикой на тему Методические особенности изучения темы «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» в базовом курсе информатики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения темы «Компьютер как универсальное
устройство обработки информации» в базовом курсе информатики. 5
1.1. Основы обработки информации с помощью персонального компьютера. 5
1.2. Изучение темы «Компьютер как универсальное устройство
обработки информации» в курсе информатики и ИКТ. 11
Глава 2. Методические аспекты изучения темы «Компьютер как универсальное устройство
обработки информации» в базовом курсе информатики. 17
2.1. Анализ
существующей образовательной практики изучения темы «Компьютер как
универсальное устройство обработки информации» в базовом курсе информатики 17
2.2. Разработка материалов для урока на тему «Устройство
компьютера». 24
Заключение. 32
Список литературы. 34
Введение:
В настоящее время уроки
информатики и ИКТ в школе являются важной частью обучения, так как информатика
и её аспекты встречаются практически в любом из школьных предметов. В свою
очередь, умение пользоваться компьютерным оборудованием позволяет сделать образовательный
процесс более эффективным.
Особое место в курсе
информатики занимает изучение устройства компьютера и методов обработки
информации в нем, ведь именно благодаря программному обеспечению осуществляется
работа персонального компьютера, ноутбука, интерактивной доски и другого
компьютерного оборудования. Школьникам нужно прививать практические навыки
работы с компьютером и принципы компьютерной обработки информации.
Для работы компьютера
обязательно требуется системное программное обеспечение, а для стабильной
работы – служебное программное обеспечение. Таким образом, изучение основ
компьютерной обработки данных является одной из основных тем в базовом курсе
информатики и ИКТ, что говорит об актуальности темы «Методические особенности
изучения темы «Компьютер как универсальное устройство
обработки информации» в базовом курсе информатики».
Объект исследования: процесс изучения базового курса информатики.
Предмет исследования:
методические особенности изучения темы «Компьютер как универсальное устройство
обработки информации» в базовом курсе информатики.
Цель исследования: выявить методические особенности изучения темы «Компьютер
как универсальное устройство обработки информации» в базовом курсе информатики
Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные понятия темы «Компьютер как универсальное устройство обработки
информации» в базовом курсе информатики.
2. Проанализировать содержание учебников, учебных пособий и
программ по теме «Компьютер как универсальное устройство
обработки информации» в базовом курсе информатики.
3. Провести анализ существующей образовательной практики изучения
темы «Компьютер как универсальное устройство
обработки информации» в базовом курсе
информатики.
4. Разработать материалы для урока на тему
«Устройство компьютера».
Методы исследования: анализ педагогической, методической, научной литературы,
синтез, анализ, сравнение, обобщение, систематизация, классификация.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные материалы могут
применяться на уроках в базовом курсе информатике и ИКТ в основной школе.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературы.
Заключение:
Таким образом, по
результатам проведенной работы были решены задачи, поставленные во введении:
1. Первой задачей
исследования было изучение основных понятий темы «Компьютер
как универсальное устройство обработки информации» в базовом курсе информатики.
Было определено, что с точки
зрения информатики основными формами информации являются: символьная (буквы и
тексты); графическая (рисунки, видео); звуковая; числовая. Для обработки
информации в числовой форме в середине XX века были созданы специальные
устройства – компьютеры. Компьютер содержит следующие основные устройства:
арифметико-логическое устройство, память, устройство управления, устройства
ввода и вывода.
В школьном курсе
информатики и ИКТ устройство компьютера изучается на уровне архитектуры, под
которой понимается описание устройства и принципов его работы без подробностей
технического характера. Разнообразие методологических подходов к преподаванию
учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» позволяют учителю выбрать тот, который
будет максимально соответствовать социальному заказу на информационное
образование со стороны детей и их родителей. Задача учителя – грамотно оценить
потребности и возможности своих учеников.
2. В соответствии со
второй задачей исследования, было установлено, что приоритетными объектами
изучения в курсе информатики основной школы остаются информационные процессы и
информационные технологии.
Федеральный базисный
учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105
часов для обязательного изучения информатики и информационно-коммуникационных
технологий на ступени основного общего образования в 7-9 классах.
В школьном курсе
информатики и ИКТ устройство компьютера изучается на уровне архитектуры, под
которой понимается описание устройства и принципов его работы без подробностей
технического характера. Однако уже сменяется четвертое поколение компьютеров, а
принципиальное строение подавляющего большинства из них остается неизменным.
3. Было определено, что различные
авторы (Босова Л.Л., Семакин И.Г., Угринович Н.Д.) школьных программ по курсу
«Информатика и ИКТ» подходят к построению темы «Компьютер как универсальное
устройство обработки информации».
Обучение теме «Компьютер
как универсальное устройство обработки информации» с использованием
интерактивных средств обучения открывает новые возможности для
совершенствования учебного процесса, активизирует и делает творческой
самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей. Поэтому актуальной
является материала по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки
информации» с использованием интерактивных технологий.
4. Установили, что одной
из самых известных и используемых программ для создания и проведения
интерактивных презентаций в среде операционной системы Windows является Microsoft PowerPoint, в которой есть
возможность добавления элементов анимации, звукового сопровождения, реализована
поддержка взаимодействия с пользователями.
Была разработана
интерактивная презентация «Устройства компьютера», которая может быть
использована в учебном процессе на уроке информатики в базовом курсе
информатики. Был также разработан интерактивный тест по информатике для
учащихся по теме «Устройства компьютера». Разработанный интерактивный тест
может использоваться на этапах закрепления, повторения, опросе, для
тренировочных упражнений и с целью разминки.
Таким
образом, цель, поставленная в работе, выполнена, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы изучения темы «Компьютер как универсальное устройство
обработки информации» в базовом курсе информатики
1.1.
Основы обработки информации с помощью персонального компьютера
Обработка информации
оказала огромное влияние на современное общество. Рынок становится все более
сложным с возрастающей доступностью данных и информации. Люди должны хорошо
понимать, как создавать, получать доступ, использовать и управлять информацией.
С точки зрения
информатики основными формами информации являются: символьная (буквы и тексты);
графическая (рисунки, видео); звуковая; числовая. Первые три вида информации
можно перевести в числовую форму. Для обработки информации в числовой форме в
середине XX века были созданы специальные устройства – компьютеры [2].
Персональные компьютеры
впервые появились в конце 1970-х годов. Одним из первых и самых популярных
персональных компьютеров был Apple II, представленный в 1977 году компанией
Apple Computer . В конце 1970-х и начале 1980-х новые модели и конкурирующие операционные
системы, казалось, появлялись ежедневно. Затем, в 1981 году, IBM вступила в
борьбу со своим первым персональным компьютером, известным как IBM PC . IBM PC
быстро стал предпочтительным персональным компьютером, и большинство других
производителей персональных компьютеров отошли на второй план.
С тех пор индустрия
компьютеров развивалась огромными шагами, позволяя обрабатывать все более
огромные объемы информации.
Чтобы лучше понять
принцип действия компьютера, вспомним, как производятся вычисления с помощью
простой счетной машины – калькулятора.
Предварительно на листе
бумаги выписываются исходные данные, формулы для расчета и отводится место для
занесения промежуточных и конечных результатов. В процессе вычислений с листа
бумаги в калькулятор заносятся числа, участвующие в очередной операции, и
нажимается клавиша с нужным действием. На экране появляется результат, который
затем переносится на бумагу.
Таким образом, в этом
процессе калькулятор выполняет арифметические операции над числами, которые человек
в него вводит. Лист бумаги служит запоминающим устройством, хранящим процедуру
вычислений (расчетные формулы), исходные данные, промежуточные и конечные
результаты. Человек управляет процессом вычислений, в том числе: переносит
информацию с листа бумаги в машину и обратно, заставляет калькулятор выполнять
необходимую операцию, а также выбирает нужный вариант продолжения процесса
вычислений в соответствии с результатом, полученным на данном этапе счета.
Заметим, что увеличение
скорости работы калькулятора нисколько не увеличит скорость самих вычислений
как единого целого. Человек будет по-прежнему слишком медленно вводить числа в
арифметическое устройство (т.е. счетную машину), включать нужную операцию и
переносить на бумагу результат [6].
Эффект, причем
фундаментальный, будет достигнут, если в быстродействующую память добавить
быстродействующее арифметическое устройство, которое, подобно листу бумаги при
вычислении, хранит программу вычислений, исходные данные, промежуточные и
конечные результаты, а также быстродействующее управляющее устройство,
осуществляющее необходимый обмен числами между памятью и арифметическим
устройством для реализации программы вычислений и позволяющее последнему
выполнять нужную операцию.
Если еще позаботиться о
том, чтобы комплекс нашей аппаратуры имел средства для связи с внешним миром,
т.е. устройство для ввода в память данных и программы вычислений, а также
устройство вывода результатов, то придем к классической структурной схеме
компьютера, изображенной на рис. 1 [7].