Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методика обучения физике

Курсовая с практикой на тему Методические особенности формирования понятий «астрономические координаты»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА
КООРДИНАТ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ. 7

1.1. Информационно-коммуникационные технологии при
изучении астрономических координат. 7

1.2. Основные положения изучения метода астрономических
координат в школе  12

1.3. Определение систем координат в современной астрономии. 14

ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ АСТРОНОМИЧЕСКИХ КООРДИНАТ НА ОСНОВЕ
ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 19

2.1. Игровые технологии в современном образовательном
процессе. 19

2.2. Игровая технология «ВРЕМЯ АСТРОНОМИИ» в задачах
связанных с системами астрономических координат и позиционирования. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

ЛИТЕРАТУРА.. 30

Приложение 1. 32

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что
в российских школах с 2017 учебного года вводится изучение астрономии как
обязательного предмета на уровне среднего общего образования

Подход к изучению астрономических
координат в средней школе в последние десятилетия содержит достаточно очевидное
противоречие между скромным местом физики в учебных планах образовательных
учреждений, повышенными требованиями стандартов образования к результатам
обучения школьников и, что очень важно, необходимостью обеспечить современный
уровень инженерно-технических и научных кадров страны.

На повестку дня в качестве
актуального вновь выступает извечный вопрос учителя: чему и как учить в новых
условиях школьников на уроке математики и астрономии, как заинтересовать
учащихся систематическими занятиями физикой при дефиците учебного времени и
отсутствии стабильных программ по математике и астрономии?

Конструирование содержания курса
математики и астрономии средней школы традиционно основывается на трех частно-методических
принципах (ступенчатого построения, цикличности и генерализации), связанных с
дидактическими принципами конструирования содержания (научности,
систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой), а
также с особенностями физики как науки и со спецификой ее преподавания. Принцип
генерализации определяет отбор и структурирование учебного материала и
предполагает выделение одной или нескольких стержневых идей и объединение
учебного материала вокруг них.

Такими идеями могут быть принципы,
понятия, законы, теории. В отечественной школе в качестве элемента знаний,
вокруг которого осуществлена группировка учебного материала, выбрана физическая
теория, что определяется значением теории в науке как основной и ведущей формы
знаний.

Теория позволяет не только
объяснить явления и процессы, но и предсказывать ход явлений, установить новые
закономерности, сформировать у учащихся целостное представление о физической
картине мира; группировка материала вокруг физических теорий позволяет передать
учащимся определенную сумму знаний и использовать ее для объяснения явлений и
предсказания их, а также передать учащимся определенный способ мышления – так
называемое теоретическое мышление, соответствующее современному уровню
познания.

Уровни изучения фундаментальных
теорий включают в себя основание, ядро, следствие. Они связаны с этапами
обучения:

1) кумуляции и констатации;

2) раскрытия внутренних связей;

3) применения и переноса.

Первому этапу обучения при
изучении теорий соответствует репродуктивная деятельность (воспроизведение,
определение, сравнение, сопоставление, соотношение новых знаний учащегося с
ранее изученными).

Второй этап обучения выходит на
репродуктивно-продуктивную деятельность (доказательное рассуждение, анализ,
синтез, обобщение, установление существенных закономерных связей).

Третий этап обучения при
изучении фундаментальных теорий соотносится с продуктивной деятельностью, с
конструктивным и творческим уровнем усвоения знаний, с самостоятельной работой
по сравнению, сопоставлению, соотношению знаний, изученных ранее в физике и в
других предметах.

Мотивация на третьем этапе
обучения характеризуется сверхвысоким интересом к предметным следственным
связям, к выявлению закономерностей. Такой интерес требует исследовательской и
творческой деятельности, в результате которой он перерастает в познавательную
потребность.

Астрономические знания являются
одним из важнейших компонентов научной картины мира, создаваемой в сознании
школьников, и необходимы для формирования их научного мировоззрения. Начальное
астрономическое образование учащихся средних учебных заведений признается всеми
современными педагогами и учеными-методистами.

Изучаемые системы координат и
системы позиционирования в школьных курсах физики, математики и астрономии
расположены в учебном материале разных классов. Общий взгляд применения этих
систем в решении задач и примеров требует соединения межпредметных связей
разделов математики и астрономии в процессе обучения с помощью игровых
технологий в виде дидактических игр.

Объектом
исследования являются отношения, в частности те, которые формируются в сфере формирования
понятий «астрономические координаты».

Предмет исследования – методические особенности формирования
понятий «астрономические координаты».

Целью исследования является выявление условий, необходимых для формирования
понятий «астрономические координаты».

Для достижения указанной цели
необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть особенности применения
информационно-коммуникационных технологий при изучении астрономических
координат;

— определить основные положения
изучения метода астрономических координат в школе;

— рассмотреть особенности
определения систем координат в современной астрономии;

— определить роль игровых
технологии в современном образовательном процессе;

— рассмотреть особенности
применения игровой технологии «ВРЕМЯ АСТРОНОМИИ» в задачах связанных с
системами астрономических координат и позиционирования.

Особенности структуры работы. Выбор структуры курсовой работы
обусловлен логикой изложения материала в соответствии с главной целью
исследования и, соответственно, вытекающими из нее вышеназванными задачами.
Курсовая работа состоит из следующих частей: введение, две главы, включающие пять
параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Следует заметить, что решение
задач и примеров требуют не только знания соответствующих формул, но и наличие
определенных вычислительных навыков работы с числовыми данными, используемыми в
этих формулах. Так прямоугольная система на плоскости появляется в шестом
классе и создает иной взгляд на длину отрезка, как расстояние между двумя
точками, который имеется в традиционной школьной геометрии.

Сферические координаты,
используемые в астрометрии, так же решают задачи о нахождении расстояния между
небесными объектами. Однако имеют некоторые особенности в своем решении. Идея
создания дидактической игры «Время астрономии» в виде игровой технологии
возникла в результате анализа учебной литературы по астрономии и современных
требований и тенденций в образовательном процессе.

Разработка игры потребовала
знание теоретических основ игровых технологий, а также инструментария: карточек
с заданиями на разном цветовом носителе, песочных часов, игрального кубика, для
соответствующей аудитории учащихся.

В приложении 1 выпускной
курсовой работы представлена дидактическая игра «ВРЕМЯ АСТРОНОМИИ» с
пояснительной запиской и банком задач.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА КООРДИНАТ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

1.1.
Информационно-коммуникационные технологии при изучении астрономических
координат

Приказом Министерства
образования и науки от 20 июня 2017 г. астрономия была возвращена в школу после
18 лет отсутствия. В Федеральный Государственный образовательный Стандарт
внесены соответствующие изменения. Перевод астрономии в 1999 г. из обязательных
учебных дисциплин формально в разряд предметов по выбору, а фактически – в
систему дополнительного образования породил несколько проблем, усложнивших и
возвращение астрономии в школу, и работу учителей физики, которые теперь должны
преподавать и астрономию.

1. Место астрономии в учебном процессе школы

В соответствии с Приказом
Министерства образования и науки от 20 июня 2017 г. астрономия должна
преподаваться на базовом уровне в течение всего учебного года или одного
полугодия в 11 классах или во втором полугодии 10 и первом полугодии 11 класса
всех общеобразовательных учреждений. В действительности преподавание астрономии
началось, в основном, в школах повышенного уровня, у которых была возможность
ввести астрономию вместо дополнительной математики или физики.

Причем с 1 сентября 2017 г.
начали изучать астрономию в 11 классах или в 10 классах, в зависимости от
возможностей школьных учебных планов (а в некоторых школах и в 10 классах, и в
11 классах). В течение 2017-18 и 2018-19 учебных годов ситуация не изменилась.

В настоящее время многие учителя
физики начинают преподавание астрономии с законов Кеплера как применения
законов динамики Ньютона и закона всемирного тяготения, оставляя за рамками
курса сферическую астрономию и не успевая изложить космологию. 2. Учебник

В Федеральный перечень учебников
внесены в настоящее время два учебника астрономии: «Астрономия. Базовый
уровень. 11 кл.» (учебник Б. А. Воронцова Вельяминова и Е. К. Страута) и
«Астрономия.10-11 классы. Базовый уровень» (учебник В. М. Чаругина).[1]

Учебник астрономии был написан
Б. А. Воронцовым-Вельяминовым для 10 (выпускного) класса более шестидесяти лет
назад и выдержал более 30 изданий с постоянными уточнениями и исправлениями.
Последнее издание, приведенное Е. К. Страутом в соответствие ФГОС, вышло в 2014
г. и представляет собой учебник для базового уровня обучения в 11 классе. Для
учителя разработана «Рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К.
Страута». [1] Воронцов-Вельяминов, Б. А.
Астрономия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник [Текст]. / Б. А.
Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. –
238 с. ил., 8 л. цв. вкл. ISBN 978-5-358-19462

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы