Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая с практикой на тему Методические основы развития познавательного интереса младших школьников в процессе языкового образования»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
ПРОЦЕССЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 6

1.1
Познавательный интерес как психолого-педагогическое понятие. 6

1.2
Содержание и методы обучения, способствующие развитию познавательного интереса
младших школьников на уроках русского языку. 18

1.3 Анализ
УМК по русскому языку для начальных классов в аспекте развития познавательного
интереса младших школьников. 23

ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 28

2.1 Выявление уровня развития познавательного
интереса у обучающихся четвертого класса по русскому языку. 28

2.2 Комплекс игр, направленный на развитие
познавательного интереса младших школьников в процессе языкового образования. 36

Игры, направленные на формирование
орфографических умений. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49

  

Введение:

 

В
настоящее время в школах Российской Федерации уделяется большое внимание
изучению дисциплины «Русский язык». Это связано с тем, что языковое
образование, несомненно, является делом первостепенной государственной важности,
а филология в современных социокультурных условиях является общественной,
социально значимой наукой, задачи которой совпадают со стратегическими задачами
государства.

Начальным
этапом систематического преподавания государственного языка в школе является
изучение предмета русский язык в начальных классах. Русский язык является
основой всего образовательного процесса младших школьников, средством развития
их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей и основным
каналом социализации личности. «Ребенок входит в духовную жизнь окружающих его
людей только через посредство родного языка, и наоборот, окружающий мир
отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды —
родного языка» [2].

Есть
и классические учителя, такие как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие. Они
утверждали, что учитель должен создать новый тип общения с учащимися, который
способствовал бы познавательной активности, развитию трудолюбия,
самостоятельности и интереса к окружающему миру в условиях регулярного
школьного образования большинство учебно-познавательных мотивов учащихся
находятся на низком уровне.

Методологической основой изучения данной работы лежат труды таких
исследователей, как Л.И. Божович, А.К. Дусавицкий, В.А. Крутецкий, А.К. Маркова,
Н.В. Метельский, Н.Г. Морозова, С.Л. Соловейчик, Г.И. Щукина, Л.М.
Фридман.

Актуальность исследования, которая заключается
в необходимости формирования познавательного интереса младших
школьников в предметной области «Русский язык» посредством использования
исследовательских задач, определила тему выпускной квалификационной
работы: «Формирование познавательного интереса младших школьников в предметной
области «Русский язык» посредствам использования исследовательских задач» [3].

Цель исследования: методические основы развития познавательного интереса
младших школьников в процессе языкового образования.

Объект исследования – понятие познавательного интереса.

Предмет исследования – процесс формирования познавательного
интереса младших школьников по русскому языку.

В
связи с поставленной целью выявлены следующие задачи:

1)
рассмотреть понятие познавательного интереса с точки зрения
психолого-педагогического явления;

2)
выявить содержание и методы обучения, способствующие развитию познавательного интереса
младших школьников на уроках русского языка;

3)
проанализировать учебно-методический комплект по русскому языку для начальных
классов;

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
теории обучения познавательный интерес выступает как связующее звено в решении триединой
задачи: обучения, развития и воспитания. Под этим понимается осознанное
стремление студентов к овладению знаниями, активному поиску новых путей
углубления знаний. Это связано с тем, что познавательный интерес именно к
знаниям и их приобретению стал движущей силой развития интеллекта, является
важным фактором общего развития личности.

При
наличии познавательного интереса ребенок испытывает удовлетворение,
интеллектуальную радость и успех, которые сопровождают его работу и творчество.
Эмоции играют важную роль в обучении. Познавательный интерес — это единственная
мотивация, которая обеспечивает успешному школьнику и положительные чувства,
которые учащиеся испытывают чаще других чувств. Интерес способствует
познавательной активности. Нет ни одного навыка, которым можно было бы овладеть
без участия познавательных интересов.

Развить
познавательный интерес юных учащихся к русскому языку непросто, но это
необходимо. Эта проблема усугубляется тем, что курс русского языка в начальной
школе содержит очень много знаний. Ряд взаимоисключающих, грамматических
правил, а также другие барьеры, способствующие снижению познавательного
интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижению грамотности и
неумению правильно, логически выражать свои мысли.

Проведенное
исследование позволило изучить проблему формирования познавательного интереса
учащихся в процессе обучения русскому языку посредством использования
исследовательских задач. При анализе УМК «Школа России» было выявлено, что в
данном комплекте недостаточно исследовательских заданий, которые бы
способствовали формированию познавательного интереса к предмету «Русский язык».
Был подобран комплекс заданий для учащихся начальной школы по русскому языку,
направленный на развитие орфографических умений. С их помощью возможно развитие
повышенного интереса к учебному предмету и учебе в целом.

Исходя
из общего понятия игры как формы деятельности в условной ситуации, в
дидактической игре воспроизводится определенная форма общественного опыта.
Такая игра должна учить, развивать и воспитывать. Суть ее заключается в
моделировании и имитации. В игре в упрощенном виде воспроизводится
действительность и операции участников, которые имитируют реальные действия.

К
организации игр можно задать следующие требования:


игра должна базироваться на свободной творчества и самостоятельной деятельности
учащихся;


игра должна быть доступной для участников данного возраста, а цель достигнутой;


обязательный элемент игры — ее эмоциональность. Она должна вызывать
удовольствие, веселое настроение;


организаторы игры должны четко продумать каждый из ее этапов — направить и
управлять процессом;


организовать оценки результатов;


подвести итоги.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
ПРОЦЕССЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Познавательный интерес как
психолого-педагогическое понятие Понятие
познавательного интереса рассматривается по-разному многими исследователями.
Рассмотрим разные трактовки данного понятия.

Познавательный
процесс трактуется как особая избирательная ориентация индивида на процесс
познания, его избирательный характер выражается в определенной области
познания. Такое понятие дают исследователи З.И. Васильева, В.Н. Максимова, Г.И.
Щукина. В эту область человек пытается проникнуть, изучить, контролировать свои
ценности.

По
мнению, А.Н. Леонтьева, познавательный интерес – это «избирательная ориентация
личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта ориентация
характеризуется постоянным стремлением к знаниям, к новым, более полным и
глубоким знаниям. Познавательный интерес, который регулярно развивается и
укрепляется, становится основой серьезного подхода к обучению. Кроме того,
познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека
последовательно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно
ищет. При этом поисковая деятельность младшего школьника осуществляется со
страстью, он чувствует эмоциональный подъем, радость от каждого своего успеха.
Познавательный интерес оказывает положительное влияние не только на процесс и
результат деятельности учащегося, но и на протекание таких психических
процессов, как мышление, воображение, память, внимание, которые под влиянием познавательного
интереса приобретают особую активность и направленность» [3].

В
связи с тем, что понятие интереса является сложным и очень значимым
образованием для человека, оно активно изучается многими исследователями, и в
психолого-педагогической литературе можно встретить огромное количество
различных определений этого понятия. Рассмотрим основные и полные определения
данного термина.

По
мнению Л.И. Божович и В.М. Мячищева, интерес представляет собой «потребность в
знании, ориентирующем человека в действительности» [1,7]. По мнению Б.И.
Додонова, интерес – это «особая психологическая потребность личности в
определённых предметах и видах деятельности как источниках желанных переживаний
и средствах достижения желанных целей» [4]. А.В. Петровский считает, что
интерес – это «эмоциональное проявление потребностей человека» [9]. Л.А. Гордон
пишет, что интерес – это «эмоционально окрашенная направленность нашего
сознания на определённые объекты, влияющая соответствующим образом на нашу
деятельность» [3]. В данной работе за основу будет рассматриваться определение
интереса, автором которого является С.Л.Рубинштейн. Оно звучит следующим
образом: интерес – это « мотив, который действует в силу своей осознанной
значимости и эмоциональной привлекательности [10]. Данное определение является
наиболее полным и отражающим сущностную характеристику понятия интерес.

Проблему
типов познавательных интересов можно увидеть в исследованиях Л.И. Божовича,
который выделяет два основных типа познавательных интересов, представляющих
последовательные этапы их развития: ситуативные, эпизодические, возникающие по
внешним признакам предметов и явлений. Однако, будучи относительно
неустойчивым, неглубоким, ситуативный интерес имеет большое значение для
дальнейшего углубления познавательного интереса. Личностный интерес,
характеризующийся пониманием смысла деятельности, ее личностной и социальной
значимости [1].

Для
выявления уровня сформированности познавательного интереса к учебной
деятельности в области науки используются следующие критерии и показатели:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы