Курсовая с практикой на тему Методические основы активизации мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения русскому языку
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы активизации мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения русскому языку 5
1.1. Методы и приемы обучения, способствующие активизации мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения русскому языку 5
1.2. Анализ УМК по русскому для начальных классов в аспекте активизации мыслительной деятельности младших школьников 16
Глава 2. Описание проектировочной по активизации мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения русскому языку 24
2.1 Выявление уровня познавательной активности у обучающихся 3 класса 24
2.2 Комплекс заданий для уроков русского языка, направленный на активизацию мыслительной деятельности обучающихся 3 класса 25
Заключение 30
Список литературы 31
Приложение 1 32
Методика «Оценка уровня познавательной активности» 32
Приложение 2 33
Опросник изучения познавательной активности учащихся 33
Введение:
Отличительной чертой современной школы является гуманизация образовательного процесса, которая предполагает обращение к личности ребёнка, развитие его лучших качеств, формирование разносторонней и полноценной личности.
Формирование познавательной активности школьников — одна из острых проблем современной школы, а вопрос активизации деятельности учащихся в процессе преподавания русского языка представляет сложную проблему, которая волнует и ученых — исследователей, и методистов и учителей- практиков. Опыт педагогов-практиков показывает, что сегодня в школе падает интерес учащихся к процессу обучения, а уроки русского языка для младших школьников, да и старших, относятся к числу нелю-бимых школьных предметов. И не секрет, что, если ребёнок не любит предмет, то говорить о хороших стабильных знаниях не приходится.
Причин не любви к данному предмету много. Это и непонимание учениками значения языка в жизни. Это и вина учителей, которые не суме-ли дать каждому ребенку младшего школьного возраста тот положитель-ный опыт сотрудничества с русским языком, который позволит у каждого малыша сформировать позитивное отношение к самому языку, даст ему возможность овладеть основами научных знаний о языке и основами язы-ковой и речевой грамотности; это и безграмотность родителей, которые не могут оказать помощь ученику в процессе изучения родного языка. Это нежелание учащихся добросовестно относиться к учебной деятельности.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс заданий для уроков русского языка, направленный на активизацию мыс-лительной деятельности обучающихся … класса
Объект исследования: процесс активизации мыслительной деятельно-сти младших школьников в процессе обучения русскому языку
Предмет исследования: комплекс заданий для уроков русского язы-ка, направленный на активизацию мыслительной деятельности обучаю-щихся … класса
Задачи:
— проанализировать методическую литературу по проблеме активи-зации мыслительной деятельности младших школьников в процессе обу-чения русскому языку;
— охарактеризовать методы и приемы обучения, способствующие ак-тивизации мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения русскому языку;
— проанализировать УМК по русскому для начальных классов в ас-пекте активизации мыслительной деятельности младших школьников;
— подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня познавательной активности у обучающихся …класса, провести диагности-ку, обработать полученные результаты;
— с учетом результатов диагностики разработать комплекс заданий для уроков русского языка, направленный на активизацию мыслительной деятельности обучающихся … класса.
В исследовании были использованы следующие методы: теоретиче-ский – анализ методической и учебной литературы в рамках проблемы; эмпирические – педагогическая диагностика, обработка данных (количе-ственная и качественная), педагогическое проектирование.
Заключение:
Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как раз-вить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учить-ся «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу ино-гда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивизацию на основе по-знавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.
Педагог, стремящийся активизировать познавательную деятельность детей, должен не только использовать новые методы и технологии обуче-ния, но и работать над переориентацией сознания учащегося: учебная ра-бота из повседневного обязательного дежурства должна превратиться в часть общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда познание и любая деятельность, связанная с ним, перерастает в по-требность в постоянном самообразовании и совершенствовании.
В программах УМК начальной прослеживаются похожие содержа-тельно-методические линии обучения русскому , однако каждая програм-ма имеет свои отличные от других принципы построения программы, структуру содержания программы, методические подходы к изучению.
Эффективность и качество занятий русским языком во многом зави-сят от того, насколько активно студенты работают на всех этапах обучения и усвоения: на этапах подготовки к восприятию и усвоению языковых по-нятий; объяснение нового материала и его осмысление учащимися; закреп-ление и систематизация знаний. На всех этапах большое значение имеет правильный выбор учителем приемов, активизирующих мыслительную деятельность учащихся.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы активизации мыслительной дея-тельности младших школьников в процессе обучения русскому языку
1.1. Методы и приемы обучения, способствующие активизации мыслительной деятельности младших школьников в процессе обуче-ния русскому языку
Я.А. Коменский говорил: «всеми возможными способами нужно вос-пламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению» [4]
Особенности мыслительной деятельности младшего школьника в первые два года обучения во многом сходны с особенностями мышления дошкольника. У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер мышления. Так, при решении мыслительных задач дети опира-ются на реальные предметы или их изображение. Выводы, обобщения де-лаются на основе определенных фактов. Все это проявляется и при усвое-нии учебного материала. Процесс обучения стимулирует быстрое развитие абстрактного мышления, особенно на уроках математики, где от действия с конкретными предметами ученик переходит к умственным операциям с числом, то же самое имеет место и на уроках русского языка при усвоении слова, которое сначала не отделяется им от обозначаемого предмета, но постепенно само становится предметом специального изучения
Недостаточное развитие мыслительной деятельности у младших школьников приводит к тому, что они испытывают трудности в формули-ровании правила на основе анализа нескольких предметов, плохо запоми-нают схемы рассуждения при выполнении типовых заданий. В основе этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операцией, как обобщение.
Анализ литературы показал, что познавательная активность создает-ся непосредственно в познавательной деятельности; способствует интел-лектуальному развитию человека, предполагает не только потребность в решении задач познавательного характера, но и необходимость практиче-ского применения полученных знаний.
Современная дидактическая система предлагает следующие принци-пы организации учебного материала и построения процесса проблемного обучения:
— организация учебного материала по принципу «от общего к част-ному» (логический переход отдельных понятий в систему понятий);
— обучение начинается с актуализации – создания проблемной ситуа-ции путём введения новой информации;
— введение новых понятий как через деятельность учащихся по реше-нию учебных проблем, так и через объяснение их сущности;
— усвоение новых понятий и способов умственной деятельности путем применения уже знакомых учащимся знаковых систем (слов, высказыва-ний, схем) и образов через анализ информации и решение учебных про-блем;
— формирование у учащихся системы приемов и способов умственной деятельности для разрешения различных проблемных ситуаций;
— обеспечение учащихся информацией о результатах его собственных действий, необходимой для оценки и самооценки;
— предоставление учащимся необходимых источников информации и управление ходом её анализа, систематизации и обобщения [5].
В соответствии с перечисленными принципами проблемного обуче-ния отметить следующие методы обучения, используемые в практике (табл. 1)
Таблица 1
Методы применяемые при организации процесса проблемного обу-чения