Методика обучения биологии Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Методические аспекты биологического эксперимента и его роль в школьной программе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты
биологического эксперимента и его роль в школьной программе. 5

1.1. Особенности и основные функции
эксперимента в обучении биологии. 5

1.2. Роль биологического эксперимента
в школьной программе. 9

Глава 2. Методические основы
биологического эксперимента. 17

2.1. Технологическая карта урока
биологии 7 класса с применением биологического эксперимента. 17

2.2. Методические рекомендации по
реализации биологического эксперимента  26

Заключение. 29

Список литературы   30

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Школьный предмет «Биология» является важной составной
частью в системе общего образования, которое на современном этапе
совершенствуется. Вследствие чего, изменяется содержание биологического
образования, методики обучения.

На уроках биологии все большее место занимают разнообразные
технические средства обучения, однако без использования эксперимента
представить уроки биологии невозможно, так как особенностью предмета «Биология»
является формирование у школьников умений наблюдать биологические объекты и
явления, осуществлять самонаблюдения, делать выводы. Содержание основ науки
биологии и элементарные методы биологических исследований определяют специфику
методики преподавания биологии, и отличает ее от методик других школьных
предметов.

В биологической науке основными методами исследования
являются наблюдение, эксперимент и теоретическое обобщение накопленных фактов.
При изучении живой природы в школе осуществляется практическое знакомство с
элементарными приемами наблюдений и эксперимента в лаборатории и природе,
постановка которых должна удовлетворять требованиям научной достоверности,
точности исследований и фиксации результатов. Обобщение, сравнение,
осмысливание материала путем наблюдения и эксперимента, приучает учащихся к
логике теоретического мышления.

Школьный биологический эксперимент является основой для
использования разнообразных, специфических методов обучения к которым
относятся: лабораторные работы, позволяющие реализовать принцип моторности в
преподавании биологии; наглядно-опытное преподавание являющееся основой
исследовательского метода обучения.

Биологический эксперимент требует не только хорошей
материальной базы от школы, но и способности учителя рационально и своевременно
организовывать экспериментальную работу учащихся на уроках. Разделы школьного
предмета «Биология» имеют специфику в организации на уроках биологического
эксперимента, которые необходимо учитывать в связи с возрастными особенностями
учащихся.

Объект
исследования – экспериментальная деятельность.

Предмет
исследования – методические аспекты биологического эксперимента и его
роль в школьной программе.

Цель
исследования – теоретически обосновать роль биологического эксперимента в
школьной программе, разработать технологическую карту урока для 7 класс и
методические рекомендации по реализации биологического эксперимента.

Задачи
исследования:

1. Рассмотреть особенности и
основные функции эксперимента в обучении биологии.

2. Проанализировать роль
биологического эксперимента в школьной программе.

3. Разработать технологическую карту
урока биологии 7 класса с применением биологического эксперимента.

4. Разработать  методические рекомендации по реализации
биологического эксперимента.

Методы
исследования: анализ литературы и научно-методических источников по теме
исследования, синтез, систематизация, классификация, обобщение, анализ
результатов работы.

Структура
работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе выполнения работы были получены следующие результаты:

1. Учебное
экспериментирование является одним из важнейших видов деятельности в рамках
образовательного процесса. Экспериментирование детей является достаточно
сложным и многогранным процессом, охватывающим в первую очередь живое изучение
объектов, проведение опытов непосредственно самими учащимися. Оно позволяет школьника
постепенно овладевать основными моделями исследовательской деятельности,
которая, в свою очередь, оказывает положительное влияние на умственное развитие
школьников. Биологический эксперимент – это метод исследования в биологии, при
котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они
влияют на живые организмы. Эксперимент можно проводить как в лаборатории, так и
на открытом воздухе.

2. Включение экспериментальной исследовательской деятельности
в преподавание биологии и других естественных наук позволяет не только
значительно расширить у учащихся диапазон знаний, сформировать умение
анализировать и сопоставлять, моделировать возможные пути развития ситуации, но
и ведет к возрастанию познавательного интереса ребенка, умению работать с
источниками информации, способствует профессиональной ориентации. Роль
эксперимента в обучении естественным наукам огромна, так как она определяется
содержанием предмета, а также возрастными особенностями учащихся.

3. Разработана технологическая карта урока биологии в 7
классе с проведением эксперимента.

4. Разработаны методические рекомендации по реализации
биологического эксперимента.

Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута,
задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты биологического эксперимента
и его роль в школьной программе

1.1. Особенности и основные функции эксперимента в
обучении биологии

К числу одних из основных
видов деятельности в сегодняшней педагогике можно отнести экспериментирование. Следует
отметить, что основные положения экспериментирования  изучались Г.П. Тугушевой, Л.Н. Прохоровой, Н.Н.
Подъяковым.

Как отмечает В.В.
Краевский, эксперимент – одна из сфер человеческой практики, в которой
подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез [8].

Несомненно, для интеллектуального
развития школьников большим значением обладает использование разнообразных
типов исследовательской деятельности, включая и экспериментальную деятельность.
Так, с точки зрения такого автора как Е.О. Смирнова экспериментирование учащихся
– это определенный тип мышления, представляющий общность наглядно-действенного
мышления и наглядно-образного, и ориентированный на выявление неявных
характеристик и взаимосвязей [16].

Отечественный психолог
Н.Н. Поддьяков впервые ввел понятие «детское экспериментирование», которое,
согласно его позиции, является ведущим функциональным механизмом творчества
ребенка [13]. Деятельность экспериментирования способствует формированию у
детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную
деятельность.

С точки зрения Н.Н.
Поддъякова экспериментирование детей является достаточно сложным и многогранным
процессом, охватывающим в первую очередь живое изучение объектов, проведение
опытов непосредственно самими учащимися [13].

По мнению С.Л.
Новоселовой, детское экспериментирование является видом поисковой деятельности
детей. С точки зрения М.И. Лисиной детское экспериментирование – это тип
исследовательской манеры поведения [11].

По утверждению Г.И.
Щукиной, для комплексного формирования личности ребенка решающее значение
приобретает не обилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом
деятельности, в которой данные знания приобретаются [20].

В связи с этим особую
значимость приобретает детское экспериментирование, которое выступает как метод
обучения, если используется для передачи учащимся новых знаний и умений. Также
стоит отметить, что экспериментирование – это один из типов познавательной
активности каждого человека [4].

С позиции А.Н. Поддъякова
у учебного экспериментирования есть определенная специфика, которая состоит в
способности управления определенными явлениями или событиями: активизировать
либо прерывать их, менять их во всевозможных ориентациях [13].

Невозможно сегодня
представить учебную деятельность обучающихся биологии, в силу специфики данного
предмета, без использования эксперимента как средства обучения.

Понятие биологического
эксперимента как специфического средства обучения раскрыто в работах таких
авторов, как О.В. Бережной, Н.С.Вдовина, Н.М. Верзилина, С.В. Мулдашевой, А.Н.
Мягковой, А.И.Новак, И. Н. Пономаревой, Н. И. Сонина, Р.А. Чмир и др.

Стоит отметить, что
биологический эксперимент, не только важнейший метод, но и главное средство
наглядности на уроке.

В процессе обучения
биологии и химии эксперимент используется с целью:

а) иллюстрации важнейших
законов и теорий, благодаря чему учащиеся знакомятся с научными фактами,
которые служат опорой при формировании теоретических знаний (например,
классические опыты, связанные с доказательством полупроницаемости клеточной
мембраны, выяснением зависимости скорости химической реакции от природы
реагирующих веществ, от величины поверхности соприкосновения, от их
концентрации и температуры и др.);

б) формирования
представлений о важнейших биологических и химических процессах, условиях их
возникновения и закономерностях протекания (например, опыты, иллюстрирующие
фотосинтез, развитие проростка из семени, реакцию нейтрализации и др.);

в) ознакомления с
биологическими объектами и их строением, веществами и исследования их свойств
(например, лабораторный опыт, связанный с получением нерастворимых оснований,
практическая работа, по получению этилена и изучению его свойств);

г) формирования
экспериментальных умений и навыков, необходимых для решения различных
теоретических и практических задач [1].

Классификация опытов,
используемых на уроках биологии, основана на различного рода демонстрациях, к
которым относятся: демонстрация самого изучаемого явления; демонстрация условия
протекания явления и его основных закономерностей; демонстрация влияния различных
внешних условий.

Также на уроках биологии
важное значение имеют лабораторные работы, которые могут быть в свою очередь:
урочные, внеурочные и домашние.

Можно сделать вывод, что
биологический эксперимент – это метод исследования в биологии, при котором
экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на
живые организмы. Эксперимент можно проводить как в лаборатории, так и на
открытом воздухе.

Биологический эксперимент
занимает важное место в обучении биологии. Его возможности для формирования
предметных и универсальных учебных действий неоценимы. Существенная особенность
учебного биологического эксперимента заключается в том, что он используется не
только в качестве источника знаний, но и оказывает позитивное влияние на
воспитание и развитие учащихся, что способствует выполнению всех тех
требований, которые предъявляются к биологии как учебному предмету. В связи с
этим можно выделить познавательную, воспитательную и развивающую функции
использования биологического эксперимента в обучении. Также особенности биологического
эксперимента отражают различные иные функции: информационную, эвристическую,  обобщающую и многие другие.

Информационная функция
осуществляется в тех случаях, когда биологический эксперимент является
первичным источником познания объектов и явлений. Учащийся включается в
активную познавательную деятельность, в ходе эксперимента проникает в суть
биологического явления, осваивает знания на эмпирическом уровне и может
использовать этот материал в качестве способа дальнейшего познания.

Эвристическая функция
школьного биологического эксперимента в развитии учебной деятельности связана,
прежде всего, с установление новых фактов. Биологический эксперимент не только
позволяет установить факты, но и служит активным средством формирования многих
биологических понятий. Значительный интерес могут представлять выводы, сделанные
из постановки опытов, иллюстрирующих зависимость и закономерности в биологии.

Обобщающая функция
учебного биологического эксперимента создает условия для выработки предпосылок
при построении различных типов эмпирических обобщений. С помощью серии учебных
экспериментов можно сделать обобщенный вывод [6].

Таким образом, учебное
экспериментирование является одним из важнейших видов деятельности в рамках
образовательного процесса. Экспериментирование детей является достаточно
сложным и многогранным процессом, охватывающим в первую очередь живое изучение
объектов, проведение опытов непосредственно самими учащимися. Оно позволяет школьника
постепенно овладевать основными моделями исследовательской деятельности,
которая, в свою очередь, оказывает положительное влияние на умственное развитие
школьников. Биологический эксперимент – это метод исследования в биологии, при
котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они
влияют на живые организмы. Эксперимент можно проводить как в лаборатории, так и
на открытом воздухе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы