Курсовая с практикой на тему Методическая разработка школьного экологического проекта «Шумовое загрязнение»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….. 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В ШКОЛЕ……………………………………………………………………………………………… 4
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ………………………….. 4
1.2 ВИДЫ ПРОЕКТОВ В ШКОЛЕ…………………………………………………… 14
1.3 СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ……………………………… 16
2 МЕТОДИКА
РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА «ШУМОВОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ» 19
2.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ
ПРОЕКТА 19
2.2 СОДЕРЖАНИЕ
ПРОЕКТА……………………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….. 29
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………… 30
Введение:
В процессе обучения учитель и ученики находятся в постоянном
взаимодействии. В ходе обучения процесс познания и открытия знаний часто
остается за рамками обучения. Часто в этих условиях возникает проблема
необходимости развития творческого мышления учащихся. Использование учителем
элементов исследовательской деятельности позволяет не только учить, сколько
помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность в нужное
русло. Одним из наиболее распространенных видов исследовательской деятельности
школьников в процессе обучения сегодня является метод проектов.
Целью экологической проектной деятельности является помощь учащимся в осознании таких
ценностей, развитии таких знаний и умений, которые позволят им в дальнейшем
формировать решения для улучшения качества окружающей среды. Для учителя экологическое
проектирование означает переход от передачи знаний к активному познанию и
получению детьми практического опыта. Для учащихся экологическое проектирование
означает переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску,
критическому осмыслению, использованию на практике. Образование для устойчивого
развития как раз и направлено на то, чтобы сформировать у подрастающего
поколения четкое понимание существующей взаимосвязи любого действия и его
последствий для окружающей среды.
Метод
проектов, несмотря на то, что имеет вековую историю существования, в последнее
время считается инновационным методом.
Таковым он считается потому, что дает ученику возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле
деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы,
которая завершается реальным практическим результатом.
Экологический проект даёт возможность развивать навыки работы в
группе, умения сотрудничать, выявлять проблемы и самостоятельно искать пути
решения поставленных задач, критически осмысливать информацию, принимать
осознанные решения. Проектная деятельность развивает творческий потенциал,
исследовательские умения и навыки, формирует осознанность, гибкость мышления,
развивает такие качества личности, как самостоятельность, инициативность,
ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, уверенность в
себе.
Необходимо добавить, что в научной литературе и публикациях
разработано большое количество экологических проектов различных видов, однако
методические основы экологических проектов представлены слабо. Учитывая всё
вышесказанное, тему работы можно считать актуальной.
Разработка методических основ экологического проекта
«Шумовое загрязнение» является целью данной работы. В соответствии с этим
поставлены следующие задачи:
1. Выявить место проектного метода среди
остальных методов обучения.
2. Охарактеризовать виды проектной
деятельности в школе.
3. Раскрыть особенности экологического
проекта как технологии, позволяющей сформировать экологические знания учащихся.
4. Разработать методику создания
экологического проекта «Шумовое загрязнение». Объектом изучения
является проектная деятельность учащихся, предметом изучения выступает методика
создания экологического проекта. Источниками написания данной работы послужили
монографии по данной тематике, учебные пособия, статьи, интернет-ресурсы.
Заключение:
В ходе выполненного исследования были
сделаны следующие выводы.
1. Проектная
деятельность среди методов обучения позволяет переходить учащимся к активному поиску знаний,
критическому осмыслению информации и использованию её на практике — в этом
заключаются основные преимущества метода среди остальных.
2. Особенности
экологических проектов заключаются в том, что они направлены на формирование осознанного отношения к природной среде, на выявление
проблемных вопросов по улучшению качества окружающей среды, на внесение посильного
вклада по улучшению экологии.
3. Разработана методика создания
экологического проекта «Шумовое загрязнение», включающая основные моменты, присущие проектной деятельности
(актуальность, цель, задачи, гипотеза, план проекта, нормативные показатели для
сравнения с полученными показателями шума, анкета по определению отношения
учащихся школы к шумовому загрязнению). Разработаны рекомендации по снижению шума,
применимые в школе. Ими являются рекомендации для учителей (ознакомление
учащихся с информацией о вреде шумового загрязнения, необходимость увеличить
количество растений в классах и коридорах, необходимость контроля поведения
учащихся на переменах) и для учеников (ограничение прослушивания громкой
музыки, работы за компьютером, необходимость следить за разговорной речью,
необходимость проводить регулярное медицинское обследование).
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В
ШКОЛЕ 1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ На
сегодняшний день существует огромное количество методов преподавания в
общеобразовательной школе. Методы обучения — это упорядоченные способы
взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение
целей образования, воспитания и развития учащихся [1]. Методический приём – это
элемент конкретного метода, выражающий умственные или практические действия
учителя и учащихся в процессе обучения.
В
настоящее время широкое распространение получила классификация методов обучения
по источникам информации. Источником знаний для учеников могут выступать живое
слово преподавателя (объяснение, рассказ, лекция), учебники, карты,
дополнительная литература, наглядные материалы, цифровой материал, практические
задания, наблюдения за окружающей средой. Следовательно, выделяются такие
методы обучения, как: устные методы; работа с картографическими материалами;
задания с наглядными пособиями; работа с цифровым материалом; работа с
учебником и дополнительными источниками; наблюдения и практические работы [1].
Классификация методов обучения на основе источников знаний нацеливает на работу
с разнообразными источниками информации.
Кроме
методов обучения, существуют методы проверки и оценки знаний.
Конечно,
использование разнообразных источников знаний всегда было актуально. Однако
классификация по источникам знаний имеет серьезный недостаток. Методы
выделяются по внешнему признаку, не учитывая направления познавательной
деятельности учащихся. Классификация не нацеливает на применение развивающего
обучения. Ведь работу с каждым видом источника знаний можно строить по-разному.
К примеру, карту учитель может использовать для иллюстрации к своему рассказу
при объяснении, при показе расположения географических объектов. В данном
случае деятельность обучающихся сводится к осмыслению карты и запоминанию расположения
объектов на ней. Примерно такой же вид познавательной деятельности обучающихся
в том случае, если учитель предлагает определить на карте географические
объекты и показать их на контурной карте.
Совершенно
другой характер деятельности учеников, когда необходимо самостоятельно по карте
выполнить описание, составить характеристику географических объектов, районов и
т.д. В данном случае карта является самостоятельным источником знаний.
Выполнение такого рода работ содействует развитию умственных способностей
учеников.
На
базе теории развивающего обучения предложена более новая классификация методов
обучения — в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся и
участия в учебно-воспитательном процессе. В соответствии с этой классификацией
выделяют такие методы обучения, как: объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, метод проблемного изложения, частично поисковый,
исследовательский [2].
Объяснительно-иллюстративный метод направлен на
организацию усвоения учеником знаний, преподнесённых в готовом виде. Учитель
объясняет учебный материал, опираясь при этом на разные наглядные средства.
Главное внимание отведено основному материалу, перегрузка второстепенной
информацией сведена к минимуму. Цель обучающегося воспринять преподнесённую информацию,
осмыслить ее, запомнить и суметь воспроизводить. Данный метод включает не