Курсовая с практикой на тему Методическая работа по развитию речи дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ПЕРИОД МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Современное состояние проблемы речевого развития детей в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2. Особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста 10
1.3 Методика развития речи детей младшего дошкольного возраста 14
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1. Организация и проведение констатирующего этапа исследования 20
2.2. Методика работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр 25
2.3. Оценка эффективности результатов по итогам контрольного этапа исследования 27
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
Введение:
Актуальность исследования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [34].
Важнейшим в становлении личности является освоение ребенком-дошкольником родного языка и связной речи, в которых сходится вся совокупность линий психического развития, язык является основным каналом приобщения ребенка к духовным и культурным ценностям, служит условием воспитания и обучения.
Особенное значение в дошкольном детстве приобретает игровая деятельность, которая исследуется психологами (Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным и др.) и педагогами (Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко и др.). Овладение навыками игровой деятельности можно считать одним из значимых условий развития речи детей младшего дошкольного возраста, поскольку в ее основе лежит активное диалоговое общения. В практике ДОО для развития речи детей используются дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры, тогда как различные виды игр, опирающиеся на игровую деятельность, в силу их трудоемкости, сложности подготовительной работы, остаются за рамками внимания воспитателей.
Таким образом, можно выделить противоречие между необходимостью развития речи у младших дошкольников и недостаточным использованием дидактической игры в данном процессе. Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: поиск дидактических игр, обеспечивающих развитие речи младших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить эффективность развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: речь детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методическая работа по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Гипотеза исследования: методическая работа по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр будет эффективной, если:
— будет организовано комплексное применение игровых форм, методов и приемов развития речи детей для развития правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, темпа речи, интонации и дикции детей;
— дидактические игры будут способствовать развитию правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, темпа речи, интонации и дикции детей.
— будет обеспечена предметно-развивающая среда для речевого развития дошкольников и будут учитываться индивидуальные и возрастные особенностей детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо было решить ряд задач:
1. Проанализировать современное состояние проблемы речевого развития дошкольников в психолого-педагогических исследованиях.
2. Охарактеризовать особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста и возможности дидактической игры как средства развития речи.
3. Спроектировать и апробировать комплекс дидактических игр для развития речи младших дошкольников.
4. Провести диагностические мероприятия, проанализировать эффективность применения дидактических игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста и разработать рекомендации для педагогов ДОУ.
Теоретико-методологическая база. Значимость проблематики развития речи у детей дошкольного возраста нашла отражение в лингвистических, психологических, педагогических исследованиях, рассматривающих: взаимообусловленность речи и мышления в онтогенезе (Ш. Бутон, Л.С. Выготский, М. Дональдсон, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн), речь как средство общения (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина). В психолингвистических исследованиях раскрываются закономерности усвоения родного языка в детском возрасте (М.М. Бахтин, А.Н. Гвоздев, Н.И. Лепская, A.M. Шахнарович, Л.В. Щерба, С.Н. Цейтлин, Л.П. Якубинский). Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, О.С.Ушакова, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Ф.А. Сохин, Л.А. Пеньевская, А.М. Леушина, О.И. Соловьева, Е.М.Струнина, М.М. Конина и др.) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.
Методы исследования — теоретические: анализ; синтез; обобщение; систематизация; сравнение; изучение опыта; эмпирические: анкетирование; беседа; методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных.
База исследования_______________
Практическая значимость: разработанный комплекс методических мероприятий по развитию речи детей средствами дидактических игр может быть использован на практике другими педагогами.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы, представленный 35 источниками, 5 приложений. Работа иллюстрирована 6 таблицами и 3 рисунками.
Заключение:
Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр позволило сформулировать следующие выводы.
Речь характеризуется смысловым единством, полнотой содержания высказывания, объединением общей логикой, правильным лексико-грамматическим и звуковым оформлением изложения. Основными критериями связной речи являются цельность и связность. Последняя определяется объединением отдельных элементов высказывания, логическим переходом мысли от одного фрагмента изложения к другому и выражена соответствующими языковыми средствами.
Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, что предполагает становление и качественное развитие фонематической, лексической и грамматической сторон речи. В качестве ведущих задач речевого развития выступают воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя и связности речи при соответствующем развернутом высказывании.
В качестве создания условия для речевой практики дошкольников используются речевые упражнения, словесные игры, рассказывания по сюжетным картинкам, описания, повествования, рассуждения, способствующие точному употреблению детьми слов, активизации словарного запаса. Комплексные задачи речевого развития — воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; словарная работа и совершенствование связной речи.
В возрасте 3-4 лет происходят качественные изменения в освоении способов словообразования, словотворчества. Дети получают первичные представления о слове как звуковом процессе, тяготеют к рифмообразованию, учатся подбирать близкие по звучанию слова. Наряду с этим речь детей насыщена неологизмами.
Развитие речевой деятельности дошкольников происходит в контексте ведущей деятельности — игре. Являясь первичной ступенью воспитания, игра предоставляет наиболее благоприятные возможности для развития языка. При речевом развитии детей могут быть использованы все виды игровой деятельности, что предполагает дифференциацию функций и форм речи. В дидактических играх происходит совершенствование диалогической речи, актуализация потребностей развития связной монологической речи, развиваются регулирующие функции речи детей.
Дидактические игры способствуют уточнению знаний имеющихся у детей слов, накоплению новых слов, активизации словообразования и словаря, установлению связности и последовательности высказываний, развитию связной речи. В дидактической игре вырабатывается чувство родного языка, совершенствуется умение правильно произносить слова, усваиваются грамматические нормы, преодолеваются трудности речевого развития в процессе связной речи. Целесообразно использовать дидактические игры в процессе развития речи младших дошкольников.
Проведенный формирующий эксперимент, включавший занятия по использованию дидактических игр как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста, подтвердил правильность теоретических выводов и эффективность избранных методик.
У детей при рассказывании прослеживалось единство тематики, рассказ отличался большей структурированностью и последовательным изложением. Дети улучшили навыки составления и соотношения простых и сложных предложений в построении межфразовых конструкций. Увеличились объем и целостность рассказа, лексический словарь, а также самостоятельность и речевая активность. Проведенные мероприятия доказали свою эффективность, что подтверждается большей самостоятельностью детей при пересказах, активностью их речевого общения. Обогатился лексический запас, стали более развитыми формы речевого этикета; улучшилась диалогическая и монологическая речь; более выраженными стали интонационные средства выразительности, отмечается правильное произнесение звуков, наблюдаются единичные аграмматизмы. Речь детей, в особенности в диалоговом общении, стала более богатой и разнообразной по лексическому содержанию, по грамотности изложения, возросла самостоятельность детей в речевом общении.
В итоге становится возможным описать рекомендации педагогам по работе над развитием связной речи детей 3-4 лет: учет индивидуально-возрастных особенностей детей; наличие предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей возможности речевого общения детей и взрослых; оснащение игрового центра атрибутами, использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; диагностика речевого развития ребенка (уровня связной монологической и диалогической речи), связанная с оценкой эффективности игровой деятельности в развитии речи детей. В качестве наиболее эффективных условий развития речи дошкольников можно выделить поддержание интереса к диалоговому речевому общению; применение игровых форм занятий, основанных на игровой деятельности (речевые упражнения, словесные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры); стимулирование активной речевой деятельности ребенка; развитие фонематической, лексической и грамматической сторон речи. Для эффективного развития связной речи дошкольников необходима грамотная организованная методическая работа, педагогически оправданное руководство взрослого; применение игровых форм занятий, основанных на игровой деятельности (речевые упражнения, словесные, дидактические игры); развитие фонематической, лексической и грамматической сторон речи.
В итоге поставленные нами задачи решены, программа-проект по использованию дидактических игр как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста, доказала свою эффективность, и гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла свое подтверждение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ПЕРИОД МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Современное состояние проблемы речевого развития детей в психолого-педагогических исследованиях
На современном этапе общественного развития возрастает потребность определения путей повышения развивающего эффекта дошкольного обучения с акцентом на развитии языковых способностей.
В исследованиях Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук связная речь интерпретируется как «отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части» , а также как «смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и понимание». С.В. Алабужевой под связной речью понимается развернутое, логичное, последовательное, правильное и образное изложение определенного содержания ; А.М. Бородич определяет ее как развернутое смысловое высказывание, обеспечивающее понимание и общение людей . Как отмечает О.С. Ушакова, связная речь требует развития таких взаимосвязанных качеств, как целостность и связность, которые отличаются коммуникативной направленностью, логикой изложения и правильностью организации языковых средств . Следовательно, связной можно назвать речь, понятную с точки зрения содержания.
По мнению Н.П. Ерастова, в связной речи присутствуют четыре основные группы связей, которые выступают в качестве основных ее характеристик . К ним относятся следующие связи: логические, которые характеризуют отнесенность речи к объективному миру и мышлению; функционально-стилевые, характеризующие отнесенность речи к партнерам общения; психологические, связанные с отнесенностью речи к сферам общения; грамматические, которые характеризуют отнесенность речи к структуре языка.
О.С. Ушакова подчеркивает первичность диалогической речи, как естественной формы языкового общения . Основой диалога, по мнению А.Р. Лурия, является общность ситуации, знания предмета и восприятия ситуации . Что касается связной монологической речи, то владение ею исследователи считают высшим результатом речевого развития ребенка, поскольку в ней находит отражение освоение всех сторон языка – грамматической, лексической, фонетической. По мнению А.А. Леонтьева, связная монологическая речь является более сложной для освоения, чем диалогическая . По словам Ф.А. Сохина, связная речь «вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя» .
Еще Л.С. Выготским указывалось, что как интеллектуальное развитие ребенка, так и формирование характера, эмоций и личности напрямую зависят от речи . В исследовании А.М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребёнок переходит к речи контекстной . Таким образом, по мнению исследователей, создаются предпосылки для овладения ребенком-дошкольником связной речью.
Е.И. Тихеевой была разработана система развития речи детей дошкольного возраста в условиях дошкольного воспитания. При этом акцентировались такие положения, как умственное развитие при овладении родным языком в процессе познания окружающего мира; расширение социальных связей ребенка как условие развития речи в социальной среде; развитие речи детей в деятельности.
А.Н. Гвоздевым при исследовании детской речи был представлен речевой онтогенез с объективностью и полнотой . А.М. Бородич связывает развитие связной речи и изменение ее функций с усложнением деятельности, которое зависит от условий его социального общения . Такое социальное общение осуществляется, прежде всего, в игре. По данным разработчиков программ дошкольного образования М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и др., в младшем дошкольном возрасте речь становится одним из важнейших источников активности детей . Д.Б. Элькониным создана методика обучения детей звуковому анализу слов в соответствии с пониманием действия его как специфического умственного действия . Современная дошкольная педагогика изобилует методиками развития речи детей. Так, А.М. Бородич главной задачей речевого обучения и воспитания считает развитие у дошкольников речевых умений, способностей, навыков и знаний.
Ф.А. Сохиным разработаны следующие направления развития речи дошкольников при обучении родному языку: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического), функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, речевого общения), когнитивное, познавательное (осознание языковых и речевых явлений) .