Курсовая с практикой на тему Метод сенсорной интеграции как средство стимулирования речевой активности у детей с расстройствами аутистического спектра.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава
1.Теоретические аспекты изучения метода сенсорной интеграции как средство
стимулирования речевой активности у детей с расстройствами аутистического спектра. 6
1.1
Понятие аутизма. 6
1.2 Сенсорные
особенности детей с РАС.. 13
1.3 Терапия
сенсорной интеграции. 19
Глава
2.Эмпирическое исследование. 23
2.1Организация
исследования. 23
2.2 Результаты
исследования. 24
2.3 Методические рекомендации
для проведения коррекции аутизма с сенсорным оборудованием. 34
Заключение. 36
Список
литературы.. 38
Введение:
Актуальность методологического
выбора темы «Метод сенсорной интеграции как средство стимулирования речевой
активности у детей с расстройствами аутистического спектра» обусловлена, прежде
всего, тем, что в литературе недостаточно освещена тема помощи детям с
нарушенной обработкой и интеграцией сенсорных сигналов. Но нарушение сенсорного
восприятия мира является одной из главных особенностей развития детей с
расстройствами аутистического спектра. Всю информацию о мире и о себе человек
получает в виде зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых,
обонятельных ощущений и восприятий. Однако восприятие не сводится к сумме
отдельных ощущений, формирование целостного образа предметов является
результатом сложного взаимодействия чувств и существующих в коре головного мозга
следов прошлых восприятий. Именно дисфункция сенсорной интеграции обусловлена
«странным» поведением ребенка с расстройством аутистического спектра:
стереотипиями, ритуалами, самостимуляцией, аутоагрессией, эхолалией. С такой
защитой ребенок пытается уменьшить болево-травматические ощущения, чтобы
успокоиться, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность в своем
собственном уникальном мире.
Изучением проблемы
расстройств аутистического спектра занимались такие ученые, как В.М. Башина,
М.С. Вроно, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, С.С. Мухин, О.С. Никольская и
др. В настоящее время спрос на услуги по коррекции расстройств аутистического
спектра многократно превышает предложение. Некоторые государственные и
образовательные учреждения принимают на обучение детей с аутизмом и сходными
расстройствами, однако таких учреждений очень мало, их деятельность на
государственном уровне ничем не регламентирована, они не обеспечены ни
специально подготовленными кадрами, ни в методическом и организационном отношении.
Восприятие сигналов от внешнего мира и
внутренней среды организма основано на совместной деятельности ряда сенсорных
систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной,
вкусовой и обонятельной. Многоканальная природа восприятия позволяет человеку
использовать несколько чувств одновременно: ощущения разных модальностей в
результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга объединяются в
целостное изображение предмета явления, ситуации и истолковываются в соответствие
с тем же чувственным опытом. Например, при условии нормального развития ребенок
может видеть любой объект, одновременно чувствовать его, слышать имя и
понимать, что происходит. Восприятие информации, принимаемой одновременно
несколькими сенсорными каналами и объединяющей эту информацию в единый блок,
называется сенсорной интеграцией. Многие проблемы обучения и поведения детей с
РАС являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации.
Они характеризуются
неспособностью интегрировать сенсорную информацию от различных органов чувств,
чтобы получить точную картину реальной окружающей среды. Люди с дисфункцией
сенсорной интеграции имеют одноканальную природу восприятия: они выделяют свой
широкий спектр сенсорных сигналов индивида, для них важны аффективные
раздражители, цвета, формы, звуки, запахи и т. Д., поэтому мир предстает перед
ними как хаотичный и фрагментарный.
Нарушение сенсорной интеграции обусловлено
двумя основными причинами:
1. ребенок получает слишком много сенсорной информации,
его мозг перегружен;
2. ребенок не получает достаточно сенсорной
информации, он начинает жаждать.
В первом случае характерна повышенная
чувствительность к сенсорным раздражителям, которая проявляется в виде
непереносимости ярких цветов, бытового шума, отклонения зрительных, тактильных
контактов, боязни запахов, роста, осторожных движений и т. Д. Во избежание
неприятных ощущений ребенок пытается защитить себя от целенаправленных
воздействий, выстраивая систему пассивной отрешенности или защиты активного
сопротивления от внешнего вмешательства и формируя в центре своего внимания
негативную избирательность по отношению к сенсорным раздражителям, которую он
не любит, не принимает, боится. Например, ребенок избегает зрительного
контакта, боится большого скопления людей, не переносит определенные звуки и
прикосновения, отказывается носить определенную одежду, связан и осторожен в
движениях и т. Д. Во втором случае дефицит активного позитива В контактах с
окружающей действительностью наблюдается снижение чувствительности к сенсорным
раздражителям. У детей есть особые сохраняющие связи отдельные стимулирующие
впечатления, связанные с наблюдением, контактом, изменением положения тела в
пространстве, ощущением их мышечных связок и суставов. Он может получать повторяющиеся
манипуляции с объектами, взмах руки, заливать определенные странные позиции,
электоральное напряжение определенных мышц и суставов, бегать по кругу,
прыгать, вращаться, раскачиваться и выполнять другие действия, чтобы
воспроизвести такой же приятный опыт. Таким образом, дисфункция сенсорной
интеграции проявляется через ограничения поведенческого спектра: гиперфункция —
при сенсорной защите, гипофункция при сенсорной аутостимуляции.
Обычно дисфункция сенсорной интеграции
проявляется в дефиците нескольких сенсорных систем, поскольку они
взаимосвязаны, а нарушение одной приводит к проблемам в развитии других. Кроме
того, каждая сенсорная система может быть затронута по-разному, например,
ребенок может обладают повышенной чувствительностью к зрительным, обонятельным,
вкусовым раздражителям и повышенной чувствительностью к слуховым, тактильным
раздражителям. Основой для диагностики дисфункции сенсорной интеграции является
наблюдение за поведением ребенка, которое осуществляется прямо или косвенно
путем обследования его ближайшего окружения. Очевидно, что дети с дисфункцией
сенсорной интеграции не могут справиться с этими проблемами самостоятельно. Их
предотвращение и преодоление связано с осуществлением специальных
корректирующих и развивающих мер, направленных на улучшение интеграции
различных сенсорных систем.
Целью нашей работы является изучение метода
сенсорной интеграции как средство стимулирования речевой активности у детей с
расстройствами аутистического спектра.
Объект исследования: дети
с РАС.
Предмет исследования:
Метод
сенсорной интеграции как средство стимулирования речевой активности у детей с
расстройствами аутистического спектра.
Были поставлены следующие задачи:
-изучить понятие аутизма;
-рассмотреть сенсорные
особенности детей с РАС;
-изучить понятие терапии
сенсорной интеграции;
-провести эмпирическое
исследование;
-разработать методические
рекомендации для проведения коррекции аутизма с сенсорным оборудованием.
Заключение:
Анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет сделать
следующие выводы: РАС – тяжелое нарушение психического развития, при котором,
прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию.
Поведение детей с
аутизмом характеризуется также стереотипностью (от многократного повторения
элементарных движений, таких, как потряхивания руками или подпрыгивания, до
сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики,
негативизм и др.) Без специализированного обучения более 90% детей с аутизмом и
сходными с ним расстройствами обречены на тяжелую психическую инвалидность,
тогда как при своевременной и адекватной коррекции до 60% получают возможность
учиться по школьной программе, а в условиях семьи могут быть адаптированы
практически все.
В результате отсутствия
системы коррекционного обучения и воспитания детей и подростков с
расстройствами аутистического спектра, лишь небольшая часть взрослых с такими
нарушениями достигает удовлетворительного уровня социальной адаптации. Многие
из таких людей, обладая достаточными знаниями, навыками и способностями в
различных областях, совершенно не приспособлены к самостоятельной жизни в
обществе. Среди психолого-педагогических методических подходов к коррекции
аутизма можно выделить две группы: Основные, которые позволяют овладеть
навыками общения, бытовыми, учебными, профессиональными, трудовыми и другими
практическими навыками, которые необходимы в реальной жизни; использование
одного из таких подходов является необходимым условием организации обучения, но
этого не всегда достаточно.
Вспомогательные методы
создают условия для реализации основных, что иногда необходимо, но никогда не
бывает достаточным (кроме немногих легких случаев в сочетании с адекватными
условиями воспитания и обучения, прежде всего в семье).
Из основных
психолого-педагогических подходов к коррекции аутизма в нашей стране наиболее
известны и зарекомендовали себя как достаточно эффективные при работе с детьми
с расстройствами аутистического спектра: эмоционально-уровневый подход,
разработанный В.В. Лебединским, К.С. Лебединской, О.С. Никольской и другими
авторами; прикладной анализ поведения; сенсорная интеграция; TEACCH-программа;
обучение основным реакциям; the P.L.A.Y. Project; игровое время.
При выборе подхода к
коррекции расстройств аутистического спектра следует учитывать такие факторы
как; — характер структуры дефекта; — организационные возможности, Так как
важно, чтобы в наличии были специалисты, владеющие методиками работы в рамках
упомянутых подходов; — возраст ребенка на момент начала коррекционной работы
является важным фактором, влияющим на решение о том, применение какого подхода
наиболее адекватно; — социальная ситуация развития. Чтобы решить, как работать с
ребенком, необходимо проанализировать, каковы реальные и потенциальные
возможности его социальной адаптации.
На сегодняшний день
сенсорная интеграция (СИ) является одним из самых популярных методов работы с
детьми. Метод, предложенный ерґотерапевтом Джин Айрес в конце 60-х годов ХХ
века, имеет целью содействовать способности объединения нескольких сенсорных
стимулов, формированию адаптивного ответа (то есть целенаправленного,
обоснованного ответа на изменения, происходящие в окружающей среде).
В процессе сенсорной
интеграции мозг распознает, отбирает, интерпретирует, группирует эту
информацию.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения метода сенсорной
интеграции как средство стимулирования речевой активности у детей с
расстройствами аутистического спектра
1.1 Понятие аутизма Впервые термин "аутизм" было введено Э. Блейлером в 1911г.
для обозначения особого состояния больных шизофренией. Это состояние
характеризовалось активным отказом от контакта с внешним миром, погружением в
мир собственных фантазий, переживания, оторванностью от реальной жизни,
игнорированием реальных отношений.
На сегодняшний день разработано много психологических теорий,
пытающихся объяснить природу раннего детского аутизма.
Отметим, что аутизм (от греч. Autos — сам, одинокий) — это болезненное
состояние психики человека, характеризующееся ослаблением связей с реальностью,
оказывается в сосредоточенности на собственных переживаниях, ограничении
общения с другими людьми. Под термином "аутизм" российские ученые
(например, Лебединская К.С.) понимают "отрыв от реальности, погружение в
себя, отсутствие реакции на внешнее воздействие или парадоксальность этих
реакций, пассивность и чрезмерная ранимость в контактах со сверстниками [4]."
По определению, представленным в справочнике по психиатрии (1985) аутизм — это
погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с
действительностью, утратой интереса к реальности, отсутствием стремления к
общению с окружающими людьми, бедностью эмоциональных проявлений. Проявлением
неконтактности, нарушения речевого развития, странным поведением в виде
неприятия изменений окружающей среды или неадекватной привязанности к
неодушевленным предметам при отсутствии в бред и галлюцинации. Синдром аутизма
является типичной моделью асинхронного развития, когда одновременно наблюдаются
признаки ретардации (замедление) и акселерации в отдельных сферах (например,
развитие гнозиса может опережать праксис). То есть, аутичные расстройства
относятся к искаженному развитию психики, когда общее недоразвитие, задержка,
повреждение сочетается с ускорением развития отдельных функций. Клиническая картина аутистического синдрома у
детей с синдромом РДА по определению В. Тарасун проявляется следующим образом:
отстраненностью в сочетании с неспособностью к общению; неспособность к
осознанию посторонних лиц и неодушевленных предметов (явление прото-диакризы)
отсутствие подражания, реакций на комфорт и дискомфорт; монотонно-однообразный
характер поведения с симптомами "тождества".