Методика преподавания Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Метод проектов как средство формирования умения работать в группах у учащихся 10-х классов во внеурочной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..….………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УМЕНИЮ РАБОТАТЬ В ГРУППАХ У УЧАЩИХСЯ 10-Х КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………………………………………… 6
1.1. Характеристика умения работать в группах..……………………………… 6
1.2. Средства формирования умения работать в группах у учащихся 10-х классов во внеурочной деятельности ……………………………………………………….. 10
ГЛАВА 2. МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ В ГРУППАХ У УЧАЩИХСЯ 10-Х КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………….……………………………….. 15
2.1. Методика организации метода проектов во внеурочной деятельности у учащихся 10 классов ………………………….…..………………………………. 15
2.2. Разработка конспекта внеурочного занятия с использованием метод проектов как средства формирования умения работать в группах у учащихся 10-х классов……………………..……………………………………………………………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………….………………..… 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………..………….. 44
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………. 47

 

  

Введение:

 

Сегодня остро стоит проблема повышение уровня активности, самостоятельности и творчества школьников в процессе обучения, продолжается поиск резервов повышения качества знаний учащихся и воспитание всесторонне развитой личности. Важную роль в решении указанных выше проблем играют формируемые умения в процессе обучения в школе.
На наш взгляд, умение работать в группе, необходимо формировать уже в школе. На сегодняшний день мы пока говорим только о формировании командной компетенции. На самом деле, формирование умения работать в группе, важно ученику в школе, чтобы совместно выполнять различные проекты, научиться высказывать свое мнение, уметь слушать других, принимать критику, уважительно относиться к разным мнениям и людям, нести ответственность за свою часть работы и осознавать, что от его личного вклада зависит результат работы всего коллектива. Эти умения необходимы ему для успешной учебы.
Одной из важных исследовательских задач является разработка средств развития умения работать в группе, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт. Имеющийся опыт использования метода проекта в отечественных и зарубежных исследованиях доказывает, что развивать умение работать в группе посредством метода проекта для учеников старших классов является наиболее оптимальным.
Степень научной разработанности. Метод проектов как активна форма обучения, очень широко освещен в педагогике: А.В. Бычков, Е.А. Гилева, Н.Ю. Пахомов, Е.С. Полат, К.Н. Поливанова и др.
Умение работать в группе, как учебная форма деятельности так же была предметом научных исследований: В.К. Дьяченко, Е. Землянская, В.М, Курятов, И.М, Чередов, И.Х. Ярошевская.
Несмотря на то, что те или иные аспекты темы работы освещены в научных трудах, особенности применения метода проектов как средство формирования умения работать в группах у учащихся 10-х классов во внеурочной деятельности, до сих мало изучено.
Проблема исследования: каковы особенности применения метода проектов как средство формирования умения работать в группах у учащихся 10-х классов во внеурочной деятельности?
Объект: Средства формирования умения работать в группах у учащихся 10-х классов во внеурочной деятельности.
Предмет: Метод проектов как средство формирования умения работать в группах у учащихся 10-х классов во внеурочной деятельности.
Цель: Выявить возможности метода проектов как средства формирования умения работать в группах у учащихся 10-х классов во внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Дать характеристику умению работать в группах у учащихся 10-х классов.
2. Выявить средства формирования умения работать в группах у учащихся 10-х классов во внеурочной деятельности.
3. Охарактеризовать метод проектов как средство формирования умения работать в группах у учащихся 10-х классов во внеурочной деятельности.
4. Разработать и апробировать внеурочное занятие с использованием метод проектов как средством формирования умения работать в группах у учащихся 10-х классов.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
— теоретические методы: анализ научной литературы по теме исследования,
— практические методы: наблюдение, систематизация и анализ передового педагогического опыта.
Теоретическая значимость данной работы определяется тем, что в работе раскрыта практика использования метода проектов во внеурочной деятельности как средства формирования умений старшеклассников работать в группе.
Практическая значимость дано работ заключается в том, то основные вводы могут быть использованы дл дальнейшего исследования использования метода проектов как средство формирования умения работать в группах у учащихся 10-х классов во внеурочной деятельности. Так же предложенные формы работ могут быть использованы в практической деятельности учителей.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, «умение работать в группе» характеризуется следующим: это умение работать в команде на основе учебного взаимодействия, эмоционального единства, в процессе чего происходит обмен мыслями, идеями, информацией, что позволяет согласовать, объединить, координировать общие усилия для достижения общей цели. Для умения работать в группе характерны согласованные действия участников, направленные на решение принимаемых всеми задач при общем взаимопереживании за результаты совместной деятельности.
Использование интерактивных и активных средств являются необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в индивидуальную и коллективную деятельность. Они способствуют созданию благоприятного психологического климата, диалоговому взаимодействию всех участников образовательного процесса; организации продуктивной внутригрупповой и межгрупповой деятельности; осуществлению обратной связи, рефлексивному подведение итогов работы (анализ причин успехов и неудач в совместной деятельности).
Необходимо подчеркнуть, что в проектной работе всегда и обязательно есть место (и неоднократно) целеполаганию и планированию. Это обязательно будет обсуждаться с детьми, в отличие от других форм организации деятельности детей (игры, урока, кружковой работы и пр.). Дети должны понимать, что всякая деятельность характеризуется целью, содержанием, методами, средствами, формой и условиями. Деятельность может быть реализована только при наличии необходимых ресурсов. В проектной деятельности учащиеся учатся строить позитивные отношения с другими людьми, развивать контактность, коммуникабельность, учатся приходить к консенсусу, спорить, отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение собеседника, проявлять толерантность.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УМЕНИЮ РАБОТАТЬ В ГРУППАХ У УЧАЩИХСЯ 10-Х КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Характеристика умения работать в группах

Для того, чтобы выработать рабочее определение «умению работать в группе» необходимо рассмотреть, теоретические подходы к понятию «умение» в педагогических трудах.
Суть понятия «умения» в педагогике и методике преподавания разными учеными трактуются по-разному.
Умение является основой мастерства и творчества человека. «Умение — это мастерство, способность использовать имеющиеся у личности сведения для достижения своих целей», отмечает Ш. Сабитов [19, с. 27].
Часто умение ученые называют знаниями в действии. Существенной особенностью умений является их обобщенность, в результате чего они с успехом реализуются в меняющихся и разнообразных ситуациях. В широком смысле умение — это усвоенная готовность сознательно решать те или иные задачи.
Умение предусматривает хорошую ориентацию в новых условиях и включает в себя элементы творчества. И.Х. Ярошевская считает, что существует столько умений, сколько различных конкретных видов деятельности человека [22, с.13-17].
А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская учебные умения выделяют в отдельную группу и связывают с любой учебной деятельностью, в результате которой у ученика формируется практический опыт [1].
В.М. Курятов считал, что «умения» — способность учащихся проводить наблюдения, ставить опыты и эксперименты, с помощью приобретаемых в процессе решения учебных задач [8].
С.Г. Манвелов дает следующую трактовку термину «умения» – это знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в практические умения в деятельностных, актуальных проявлениях [9, с. 55].
Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, О.Б. Лысых рассматривают умения как особую функциональную систему психики и связанную с ней целостную совокупность качеств человека, обеспечивающую ему возможность быть эффективным субъектом учебной деятельности [11, с. 25].
А.Н. Поддьяков считает, что «умения» – это возможность и реализация выполнения совокупности операций по достижению практических, экспериментальных и интеллектуальных действий, которые составляют учебную деятельность и приводят к новому знанию» [15 с. 94].
Итак, под «умениями» учеников понимаем:
— практическую деятельность учащихся в условиях решения проблемы, в процессе выполнения научно-исследовательской задачи;
— систему интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимых для выполнения учебной задачи или ее части;
— способность ученика выполнять умственные и практические действия, соответствующие учебной деятельности и подчиняющиеся логике научного исследования, на основе знаний и умений, которые приобретаются в процессе изучения основ наук;
— сложное психическое создание (синтез интеллектуальных и практических действий, усвоенных и закрепленных способов деятельности), которое лежит в основе готовности школьников к познавательному поиску;
— свойство личности, которое характеризует его способность к деятельности в образовательном процессе, а также как его способность приобретать новые знания, которые способствуют его развитию.
Итак, общий обзор и анализ основных исследований ученых, которые рассматривали умения учащихся, обнаруживает наличие различных точек зрения на определение понятия умений учащихся и позволяет сделать выводы, что умения:
— касаются всех учебных предметов и форм взаимодействия в процессе образовательной деятельности;
— составляют систему действий (практического и умственного характера);
— подчиняются логике научного исследования и сознательно используются учащимися в образовательном процессе для отработки новых знаний.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы