Курсовая с практикой на тему Метод моделирования в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Теоретические основы монологической связной речи 5
1.2 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 9
1.3 Анализ современных программ по речевому развитию детей дошкольного возраста 11
1.4 Методика работы по методу моделирования в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста 16
Вывод по первой главе 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЕКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 21
2.1. Цель, задачи, методика обследования навыков составления монологической речи у детей дошкольного возраста 21
2.2. Анализ результата изучения навыков монологической речи у детей дошкольного возраста 22
2.3. Разработка методических рекомендаций по обучению дошкольников монологическому рассказыванию 34
Выводы по 2 главе. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Введение:
Актуальность темы. Развитие речи и усвоение родного языка — это очень весомые приобретения ребенка в дошкольном возрасте. Для успешного, полного развития ребенка, а в дальнейшем и плодотворного обучения в школе у детей должна быть развита связная речь.
Связная речь — это единое смысловое и структурное высказывание, включающее соединенные между собой объеденные одной темой, законченные отрезки.
Главной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Главной функцией служит коммуникативность, а важным качеством является выразительность.
Актуальность заданной темы связана с тем, что на сегодняшний день имеется тенденция к увеличению количества детей с нарушением речевого развития, что приводит к снижению показателей готовности детей к школе.
Проблема развития связной речи у детей, в том числе у дошкольников, изучались многими отечественными педагогами, психологами, лингвистами: Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.В. Запорожцем, А.А. Леонтьевым, Л.В. Щербой, А.А. Пешковским, В.В. Виноградским, К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной, Ф.А. Сохиным, Л.А. Пеньковской, А.М. Леушиной, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и другими.
Цель исследования: является моделирование в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: является обследование развития связной монологической речи дошкольников.
Предметом исследования является состояние связной речевой деятельности дошкольников.
В соответствии с целью были решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы монологической связной речи.
2. Рассмотреть развитие связной монологической речи.
3. Рассмотреть возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать особенности моделирования в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Проведенное исследование позволяет расширить и уточнить представления о специфике нарушения монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, о необходимости коррекции этих нарушений. Теоретический материал позволит повысить профессионализм учителя-логопеда и воспитателей детского сада, а также может быть использован для консультаций с родителями. В работе сделана попытка разработки системы логопедической работы по формированию связной монологической речи у дошкольников, что может заинтересовать логопедов-практиков.
Структура работы: Курсовая работа структурно состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
Изучение научно-методической литературы и проведение исследования по выявлению сформированности навыков составления рассказа у детей дошкольного возраста подтвердило актуальность рассматриваемой проблемы.
В процессе обследования нам удалось выявить особенности развития лексико-грамматического строя и, собственно, связной монологической речи. Проведенный констатирующий эксперимент в детском саду компенсирующего позволяет сказать, что у дошкольников недостаточно сформирован словарь и грамматический строй, а также имеются трудности в составлении рассказа-описания: пропуски смысловых звеньев, затруднения в выражении главной мысли, незаконченные фразы, несоблюдение последовательности, длительные паузы между предложениями, множественные фактические и лексико-грамматические ошибки. Данные исследования помогли составить нам перспективные планы работы с дошкольниками экспериментальной группы.
Группы освоили навыки описательного рассказа лучше дошкольники контрольной группы. Следовательно, предложенную нами программу можно считать эффективной при учёте особенностей каждого обучающегося и индивидуальном подборе заданий для каждого.
В ходе данной работы была изучена специфика речевого развития дошкольников, проведено обследование связной монологической речи обучающихся с данным нарушением и на основании полученных результатов разработана и апробирована программа логопедической работы по формированию связной монологической речи, выявлена её эффективность в результате контрольного эксперимента. Следовательно, все поставленные задачи и цель, достигнуты.
Результатом нашей работы является примерная рабочая программа по развитию связной монологической речи дошкольников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Теоретические основы монологической связной речи
Связная речь – это ряд сочетающихся по смыслу предложений, обеспечивающий общение и взаимопонимание людей.
Существует два главных вида связной речи:
• монологическая.
• диалогическая.
В зависимости от того, как и насколько верно выражена мысль, зависит, как окружающие люди ее поймут. Поэтому первый вид речи требует немалых навыков общения. У рассказчика должна быть хорошая память, хорошо развитое логическое мышление, верное применение оборотов речи.
Для того чтобы повествование звучало четко и последовательно у рассказчика должна быть хорошая память, правильное применение речевых оборотов, развитое логическое мышление, чтобы повествование звучало последовательно и четко.
Беседа может менять направление произвольно, а речь не обладать четкой логической последовательностью, это характерно диалогу, ведь при его ведении не применяются сложные обороты слов, и такая речь считается более простой.
Связная речь — высшая форма речи и мыслительной деятельности, определяющая уровень речевого и умственного развития ребенка. Связная речь представляет собой межпредметное понятие, заключающееся в умении выражать свои мысли, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями обучения .
Связной речи присущи законченность и относительная самостоятельность. В ее состав входит ряд развернутых предложений и понимается она как продукт речевой деятельности — высказывание.
Существуют факторы, которые характеризуют связную речь: специальная организация языковых средств, коммуникативная направленность, композиционная структура, смысл и логика изложения.
Если представить речевое высказывание в виде последовательных этапов порождения, то в обобщенном виде оно выглядит так:
1. Основание установки и мотива.
2. Формирование высказывания или коммуникативного намерения.
3. Создание общего замысла высказывания или его смыслового содержания.
4. Трансформация путем перевода замысла либо перекодировки в определенный национальный язык.
5. Разворачивание ядерного смысла темы в речевое целое.
6. Морфемный отбор и грамматическое структурирование конкретной лексики.
7. Исполнение моторной послоговой программы наружной речи, структурирование грамматики и морфемный отбор конкретной лексики.
8. Исполнение моторной послоговой программы внешней речи.
Процесс порождения речевого высказывания происходит в два этапа: доязыковой, который включает в себя формирование мотива и общего замысла будущего высказывания и языковой, в котором совершается исполнение внутренней программы путем перевода внутренних образов в языковые знаки.
Связная речь носит характер последовательного, систематического развернутого изложения и выступает в роли сложной формы речевой деятельности.
Таким образом, связная речь это:
• процесс выражения мысли, деятельность говорящего;
• высказывание, продукт речевой деятельности.
Монологическая речь — связная речь одного говорящего, коммуникативной целью которой является сообщение о каких-либо фактах реальности.
К главным свойствам монологической речи относятся:
• характер высказывания — односторонний;
• произвольность;
• содержание с ориентацией на слушателя;
• развернутость;
• узкое применение невербальных средств для передачи информации;
• порядок изложения — логический.
Особенность такой формы речи заключается в ее содержании, в частности в том, что оно задано заранее и планируется предварительно. Монолог предполагает непременное наличие четкого мотива, а также исходного замысла у говорящего. Чтобы монологическое высказывание являлось понятным для слушателя, оно должно быть построено логично, последовательно, развернуто, т.е. необходимо полное осуществление предварительного процесса перекодирования мысли свернутыми предикативными схемами в развернутое высказывание.
Монологическая речь располагает гораздо большей степенью традиционности при выборе композиционных, языковых, а также иных средств, как правило, имеет, более сложное построение синтаксиса по сравнению с репликами в диалоге. В бытовом общении монологическая речь наблюдается очень редко. К основным коммуникативным ситуациям ее употребления относятся: речь учителя на уроке, ораторские выступления, общение по радио и телевидению.
Монологическая речь имеет внешнего адресата, для нее характерны такие общие признаки, как присутствие в ней обращений, а также глаголов во втором лице, местоимений, глаголов повелительного наклонения и иных форм волеизъявления. Речевые типы монолога определены характерными монологу коммуникативными функциями (рассказ о событии, рассуждение, исповедь и т.д.).
В монологическую речь входит всё разнообразие функций, которые в свою очередь выполняет речь, реализовывая, все же, каждую из них в особой форме.
Виды монолога, расставлены в последовательности их усложнения:
1. Пересказ текста.
2. Описательный рассказ, т.е. обрисовывается картина, например пейзаж, игрушка, явление — время года.
3. Повествовательный рассказ, т.е. рассказ с событиями, например о прошедшей экскурсии, празднике, рассказ о событиях по сюжетной картинке.
4. Рассуждение – размышление, почему собственно так получилось или что получится, если что-то сделать.
5. Творческий рассказ – завершение рассказа либо сказки, а также их придумывание.
Монологическая речь, которая располагает в качестве громкой речи всеми экспрессивными средствами, является средством выражения и эмоциональной разрядки. При монологической речи человек, который произносит речь, влияет на самого себя всей той гаммой лирических и риторических средств, которыми обладает эта речь.
Монологическая речь – это такая речь, в которой тот, кто слушает всегда проявляет солидарность по отношению к говорящему. Это речь с собеседником, который в свою очередь постоянно слушает и постоянно соглашается.
Говорящий в монологической речи, с одной стороны, формулирует свою эмоциональность, а с другой — влияет на свои эмоции средствами, заимствованными из процесса общения.
В монологической речи присутствует функция осмысливания, но и ее она осуществляет характерным образом: мысль, которая произнесена вслух, приобретает немалую осязательность. Как бы материализованная в звуках, в словесных формулах, она доступнее осознанию и проверке.
Монологическая речь удовлетворяет при этом потребности придать собственной мысли или собственному переживанию ту осязательность и результативность, которую она обычно приобретает в ходе общения. Средством мышления монологическая речь выступает в тех случаях, когда имеется интерес не столько к доказательности, т.е. объективной истинности мысли, сколько к ее убедительности, т.е. силы влияния.
Связную монологическую речь делят на два главных типа. Первый тип – это обращение к слушателю. Может выступать в виде такого сообщения, которое нужно огласить большому числу людей, обращение к слушателю или большому количеству слушателей. Примерами такого монолога выступают учебные лекции либо доклады, выступление на публике, судебная речь. Второй – это беседа с самим собой. Такой тип монолога направлен неопределенному слушателю и, соответственно, не рассчитывает на ответную реакцию.
С точки зрения лингвистики, распознаются несколько типов монологов. Они в свою очередь зависят от коммуникативной функции речи: сообщение, повествование, описание.