Курсовая с практикой на тему Метод игры в современной педагогике
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение………………………………………..………………………….стр.
3
Глава I Игра как методика обучения
1.Разные подходы к пониманию места игры
в учебном процессе и её основных функций………………………………………..…..….………стр. 6
1.1 Специфика игры в раннем и дошкольном возрасте……………………………………………………….……..стр.
11
1.2 Игра в младшем и среднем школьном возрасте………………………………………………………………стр. 13
1.3 Игра в старшем школьном и взрослом возраста…..……..стр.
15
Глава II Исследование московской обучающей среды
на предмет использования игровых
методик
2.1. Обзор обучающих игровых методик для дошкольников
на примере программы Key to learning (“Ключ к обучению”)……………………………………………………………………………стр.
18
2.2 Краткий обзор игровых методик для младших и
средних классов……………………………….……………………………..стр. 25
2.3 Краткий обзор методик игры в учебной сфере среди старшеклассников
и взрослых…………………………………………………………….стр. 26
Заключение…………………………………………………….…..…….стр.
27
Библиографический
список…………………………………..…….стр. 28-30
Приложение
1-2………………………………………………………стр. 31-32
Введение:
Об особом месте игры в жизни
человека заговорили ещё в античное время (Аристотель, Сократ, Квинтилиан и
др.), в эпоху гуманизма и просвещения игра предстала в важной роли воспитания
добропорядочных и патриотических чувств, также в целом в развивающем аспекте.
Позже, в эпоху романтизма в конец XVIII —
XIX вв. философы, теологи (а церковь в это время всё еще остается одним из
сильнейших оплотов образования и воспитания, особенно в Европе), писатели и
мыслители видели в игре некое совершенное приспособление для развития воображения,
силы чувств, и самореализации в качестве творца-демиурга (И.В. Гёте: «играет
не только человек, а вся природа»,
Ф. Шиллер). И. Кант вводит понятие игры в философское пространство, поднимает
вопрос об ее исключительной особенности в деятельности человека: в игре он,
человек, и субъект и объект одновременно. Й. Хейзинг[1] был одним из первых, кто
поднял вопрос об актуальности, незаменимости и всеобъемлемости игры как в
философско-социальном, так и в бытовом, повседневном и обучающем контексте,
обнаружил и сделал игру неотъемлемой частью всех сфер деятельности человека. С
его подачи понятие игры прочно вошло как в современную философию,
искусствоведение, арт-пространства, так в учебный процесс. В нашем Отечестве
тоже был первопроходец идеи о непоколебимой важности игры и её особом статусе — Лев Семёнович Выготский[2] не только создал огромную
базу для современной отечественной педагогики, педалогии и общих основ раннего
развития, но и одним из первых заговорил о важности игры как незаменимого
элемента в познавании мира, практики и закрепления навыков.
Само понятие игры является настолько
противоречивым и сложным, что, отражаясь в той или иной науке и деятельности,
оно зачастую не может восприниматься цельно и адекватно. Так[3],
философия не уделяет должного внимания аксиологическим аспектам игры,
преуменьшает её воспитательную функцию, культурно-этнические особенности разных
частей света и разных исторических времен, историческое развитие игр.
Психология прибегает к игровым методам для диагностики и стимуляции, также
коррекции поведения, но нередко игнорирует как раз форму игры как предмет и
цель самого игрового процесса: выпускает из виду его особенность эмоциональной
социализации и динамики.
Педагогика же, используя игру как
стимуляцию и организацию обучающего процесса, способ воспитания, не уделяет
достаточного внимания способам развития и изменения самого вида игры для последующих
поколений, модификацию, если не базовых принципов игры, то её техническую
оснащенность и специфику направленности на новые условия реальности.
Так объектом моего исследования
выступает сама методика игры в современной педагогике, предметом — её особенности и разные формы применения в зависимости от
конкретной цели обучающего процесса. Целью данной работы является изучение
современной сферы обучения (в основном на примере московских частных школ,
обучающих центров, профессиональных курсов и т.д.) на предмет использования формы игры в
качестве основной методики. Передо мной стоят следующие задачи: исследовать
принципы игры в разных возрастах; классифицировать по возрастному принципу
обучающую среду на предмет использования методов игры; описать и проанализировать
при наличии методику, основанную на игровом методе (применимо только к 2.1);
дать общую характеристику каждой группе, её слабые и сильные стороны, горизонты
развития и совершенствования.
[1] Хейзинг Й. Homo
Ludens; Статьи по истории культуры. / Пер. с гол. Д. В.
Сильвестрова —
М.: Прогресс — Традиция, 1997.
[2]Выготский Л. С. Психика, сознание,
бессознательное // Корнилов, К. Н. (Ред.). Элементы общей психологии (Основные
механизмы человеческого поведения). М: изд-во БЗО при педагогическом факультете
2-го МГУ, 1930. Год 1.Вып. 4. С. 48-61 (переиздан с искажениями в 1982 в
«Собрании сочинений» Выготского, т. 1, стр. 132—148
[3]Репринцева Е. А.
Педагогика игры: теория, история, практика. — 2005 http://elib.gnpbu.ru/text/reprintseva_pedagogika-igry_2005/go,230;fs,0/ — URL. (зд.
и далее см. библиографический
список, интернет ресурсы)
Заключение:
В ходе работы мной были выполнены
следующие задачи:
1.
Изучена теоретико-практическая база, посвященная игре в разных
возрастах.
2.
Обозначены разные дискуссионные вопросы места игры в
обучающем процессе.
3.
Классифицированы стадии развития игровой деятельности.
4.
Описаны общие положения о месте игровых методов в
современной общеобразовательной системе.
Таким образом, можно сделать
следующие выводы: игра это всеобъемлющая и естественная особая деятельность
человека направленная не только на развлекательно-досуговую деятельность, но и
на развитие всех ключевых навыков и умений и представляющая собой прекрасный
способ и метод обучения. Но требующая серьезной методологической базы для
повсеместного внедрения, а также высокой технической оснащенности и прекрасного
уровня подготовки квалифицированных педагогических кадров.
Фрагмент текста работы:
Глава
I Игра как методика обучения
1.Разные подходы к пониманию места игры
в
учебном процессе и её основных функций
Несмотря на неотрывность детского
развития от игровой деятельности, саму игру как естественный и неотъемлемый
метод обучения детей рассматривали в педагогике не всегда, и даже среди наших
современников встречается довольно авторитарный взгляд на игру как что-то
«детское», несерьезное, деятельность, в которой ребенок отдыхает, скорее
«отлынивает» от занятий и серьезных уроков[1]. Такой подход подкрепляет
виденье игры лишь как примитивный метод перенятия знаний: повторение,
подражание взрослым, а также психологический способ ребёнка спрятаться в своем
воображаемом мире от сложных и неподъёмных для него, ребёнка, тем. В лучшем
случае взгляд на игру расширяется, и учитываются её мотивационная и
социально-культурная функции[2].
Но уже Выготский[3] отмечает, что ребёнок
никогда не повторяет слепо за взрослыми, он не просто копирует или подражает
действиям другого, более взрослого и разумного, он перенимает — примеряет на
себя роль взрослого, всегда преобразуя само действие. Так, если ребёнок не до
конца понял свершённое действие, то, включая его в игру, он назначает ему свою
функцию, интерпретируя действие неправильно, искажая его «по-детски», тем самым
порой смеша родителей и родственников.
Очевидно, сама игра, даже на стадии
манипуляции с предметами, «ранней социальной драматизации[4]», выступает не в роли простого повторения за
кем-то. Так, если уже детям младшего
или, тем более, старшего школьного возраста, педагог пишет на доске пример, а
дети должны будут его переписать, то это не будет школьниками восприниматься в
качестве игры. Но даже ребенок трех, тем более четырёх лет, уже переживающий
кризис самосознания, не согласится играть в игру, которую он не понимает или не
может сопоставить со своим мнением о мире. Дети отказываются играть «в машину»,
крутя руль на заднем сидении[5], но
могут придумать сами много несуществующих в реальности правил (летать,
перемещаться во времени-пространстве, производить такие манипуляции с
предметами, на которые последние в жизни не способны и так далее) и это их
ничуть не смущает. Почему?
[1]
Черноштан
Е.Ф. Формирование основ педагогического мастерства будущих учителей средствами
игровых методик обучения: на примере учреждения среднего профессионального
образования — 2007 г. http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/formirovanie-osnov-pedagogicheskogo-masterstva-buduwih-uchitelej-sredstvami-igrovyh.html — URL.
[2]
Бабанцев Ю.К. Соч.: Оптимизация
процесса обучения. Общедидактич. аспект, М., 1977.
[3]Там же
[4]Там же
[5]Там же