Курсовая с практикой на тему Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе практического психолога
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ УСТАНОВКИ, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА СУБЪЕКТА
1.1. Открытия Д. Н. Узнадзе в психологии 6
1.2.Рациональные и иррациональные установки Альберта Эллиса 8
1.3. Виды иррациональных и рациональных установок по РЭПТ 15
ГЛАВА 2. МАК КАК ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИК
2.1. Понятие МАК как метода психологического воздействия 33
2.2. Сущность применения МАК в психологии 36
ГЛАВА 3. ТЕХНИКИ МАК
3.1.Техника «Негативные убеждения моего Я» 41
3.2. Техника диагностики профессионального роста 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Введение:
Современные научно-технические достижения общества, стремительное течение временных пространств социума, насыщенность Интернет-коммуникаций разнообразной информацией положительного и негативного характера актуализирует проблему корректировки психологических установок современного человека, предъявляя особые требования к личности, как устойчивого и динамичного индивида.
К проблемам психологической установки обращались и обращаются многие исследователи, психологи-практики, психотерапевты, социалдьные психологи, педагоги такие, как А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, М. Вертгеймер, А. Н. Леонтьев, Д. Майерс, В. Н. Мясищев, Г. Мюллер, Д. Б. Уотсон, Э. Берн, А. Эллис, А. Бек и др.
Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (L. Lange, 1888) общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Д. Н. Узнадзе и его школой (1956),который сформировал понятия «установка», как неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определённой активности в определённой ситуации. Является глубинным содержанием имплицитной памяти. Установка предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности. Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию. Обусловлена соответствующей ситуацией наличия у субъекта потребности и необходимостью её удовлетворения. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное политическое или социальное событие или явление.
В современной практике исследований психологической установки особую популярность набирают метафорические ассоциативные карты далее (МАК), как одно из наиболее эффективных средств диагностики и коррекции внутренних убеждений личности. Тем не менее, научное обоснование использования МАК в психологической практике на сегодняшний день не достаточно описано. Именно стремительность развития МАК терапии по всему миру и недостаточность разработанности на научно-теоретическом уровне породили противоречия между потребностью использования и недостаточностью научного описания ее использования в практике.
Существующая актуальность использования МАК в практической деятельности психолога и обозначенные противоречия обусловили выбор темы нашего исследования «Использование Метафорические Ассоциативные Карты как инструмент психолога для диагностики иррациональных установок личности».
Цель исследования: на основе анализа научно-практической литературы охарактеризовать особенности использования МАК в диагностике иррациональных установок личности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-практическую базу по теме исследования и раскрыть сущность применения МАК в психологии.
3. Исследовать подходы к теории установок Д. Н. Узнадзе и Альберта Эллиса, обозначить виды установок и их диагностирование.
4. Описать технику использования МАК в корректировке негативных убеждений личности и диагностики профессионального роста.
Объект исследования: Понятие иррациональной установки.
Предмет исследования: использование МАК для диагностики иррациональных установок личности.
Методы исследования: обзор и анализ научной литературы, исследование и обобщение отечественного и зарубежного опыта теории установок, обзор методов применения МАК в психологической практике.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Таким образом, теоретический анализ литературы показал, что в современной практической психологии все большую популярность набирают метафорические ассоциативные карты, как инструмент коррекции поведения личности. МАК являются эффективным инструментом в работе практических психологов, коучей, тренеров, консультантов в процессе проведения трансформационных игр, тренингов и использования обучающих программ. МАК основывается на трех основных характерологических свойствах личности – это проекция, диссоциация и метафора.
Также результаты исследования показали, что МАК работают как инструмент консультирования потому, что в процессе творческой деятельности психолога и клиента становятся очевидными закономерности функционирования личности. Эффекты МАК возможны на основе психологических явлений, которые участвуют в MAК: проекция, идентификация, ассоциация, понимание клиента, рисунок – выделение сущности, отстранение от проблем, сокращение защитных механизмов, метафорическое воздействие.
Исследование научно-творческого пути Д. Н. Узнадзе показал, что ученый является основателем теории установки. В своих теоретических и экспериментальных работах Д. Н. Узнадзе обнаруживает то реальное психическое состояние, которое отображает готовность человека к определенному поведению. Открытие Д. Н. Узнадзе психологии установки позволило изучать переживания и действия человека в единстве. Кроме того, ученым было установлено, что многие психические особенности человека можно охарактеризовать на основе скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и легкости смены. Экспериментальные исследования, которые проводились Д. Н. Узнадзе с сотрудниками, позволили выяснить целостно-личностную природу установки, формирование и действие которой подчиняется специфическим законам. Также исследования теории установки показали, что в основе типа темперамента и характера личности лежит типология установки. Кроме того, теории установки находится в существенной связи с патопсихологическими изменениями личности.
Изучение иррациональных установок А. Эллиса показало, что убеждения людей сильно влияют на их эмоциональное функционирование, а некоторые иррациональные убеждения вызывали у людей депрессию, тревогу или злость, а также приводили к суициду. В концепции А. Эллиса человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий индивид.
Нами было выяснено, что иррациональные установки отличаются от рациональных тем, что они, ка правило, абсолютизированы/догматизированы и выражаются в форме жестких утверждений: «должен», «обязан», «надо» и т.д., а также ведут к негативным эмоциям, которые серьезно препятствуют осуществлению целей, таких как депрессия, тревога, чувство вины или гневу. Рациональные установки – это оценочные когниции, которые характеризуются личностной значимостью и являются по своей природе для личности предпочтительными, то есть, неабсолютными. На основании своих исследований А. Эллис А. Эллис разработал теорию и терапию РЭТ (рационально-эмотивная терапия) как ответ на те техники, которые он считал неадекватными в психоанализе и бихевиоризме. Кроме того, А. Эллис совместно с У. Драйденом он установил это в модели ABCDE в которой «А» обозначает активирование события или несчастья. Это любое событие, просто факт. «В» относится к иррациональной вере в отношении события в «А». Затем эта вера приводит к «С», эмоциональным и поведенческим последствиям. «D» означает споры или аргументы против иррациональных убеждений. Е – новый Эффект или новые, более эффективные эмоции и поведение, которые возникают в результате более разумного осмысления исходного события.
Аналитический обзор видов установок и их диагностики позволил выявить основные типы «я хороший и ты хороший», «я хороший, а ты плохой», «я плохой, а ты хороший», и «я плохой и ты плохой», которые характеризуют внутренние установки личности. Так же было выяснено, что структура установки состоит из когнитивного фактора; чувственного образа или эффективного компонента; поведенческого компонента или действия, которые относятся к объекту оценивания. Кроме того, в психологии личности существует барьер как состояние, которое проявляется в виде неадекватной пассивности, проблема которого решается только в том случае, если человек готов действовать и воспринимать новую информацию, изменять свое мышление и отношение к событиям. Основными видами воздействия на личность являются: влияние, убеждение, заражение, внушение, подражание. Также существуют и второстепенные виды влияния на личность, такие как манипуляция, аргументация, нападение и др.
Описанные нами методы МАК позволяют раскрыть у клиента негативные личностные убеждения и скорректировать его поведенческие установки. Вторая техника направлена на диагностику карьерного профессионального роста и корректировку скрытых препятствий, а также выявление личностного потенциала клиента.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ УСТАНОВКИ, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА СУБЪЕКТА
1.1. Открытия Д. Н. Узнадзе в психологии
Имя выдающегося грузинского психолога, педагога, историка и общественного деятеля Д. Н. Узнадзе известно не только в нашей стране, но и за рубежом по большей степени как основателя психологического учения установок. Психологические исследования Д. Н. Узнадзе привлекли и привлекают внимание многих мировых психологов. И одним из основных его достижений в области психологии – теория установки.
Серьезное влияние на исследования Д. Н. Узнадзе в области установки произвела харьковская лингвистическая школа, основателем и ярким представителем которой был А. А. Потебня. Учение А. А. Потебни об «ономатопоэтической теории языка» способствовало написанию специальной работы Д. Н. Узнадзе, посвященную трактовке внутренней форме слова [12].
Теория установки Д. Н. Узнадзе зародилась и развивалась как теория, описывающая одну из форм неосознаваемой нервной деятельности. Он пытался объяснить явление восприятия как отражения действительности и поведение живого существа. Постепенно становилось очевидным, что рассматриваемые теорией установки факты и закономерности по своей природе общепсихологические. Поэтому теория установки стала претендовать на роль общепсихологической концепции.
Работая в школе «Синатлэ», Д. Н. Узнадзе в своих исследованиях раскрывал психологическую природу педагогического воздействия учителя на учеников, в процессе которого осуществляется целенаправленное влияние на формирование и развитие таких психических способностей, как память, мышление, внимание, интересы и пр. Опубликованные в 1915 году серия «Педагогических статей» Д. Н. Узнадзе раскрывают основную концептуальную линию исследований ученого. Согласно этим работам ученого, учебно-воспитательный процесс должен способствовать развитию внутренних установок учащихся на активную позицию, что, в конечном счете, и определяет его будущее [11].