Курсовая с практикой на тему Место конституционного права в системе российского права1
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА
1.1. Понятие и метод конституционного права как
отрасли права Российской Федерации
1.2. Предмет конституционного права
ГЛАВА 2.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Актуальные проблемы развития конституционного
права в Российской Федерации
2.2. Основные направления развития конституционного права
Введение:
В юридической науке общепризнанным является
тот факт, что право в качестве общественного явления и универсального
регулятора социальных отношений является сложноорганизованным полиструктурным
образованием взаимосвязанных иерархически компонентов: отраслей (подотраслей), правовых
норм и институтов. Все правовые отрасли, являясь важнейшими
структурообразующими компонентами правовой национальной системы и регламентируя
принципиально различные по собственному предметному содержанию социальные отношения,
похожи в одном: они являются не хаотичным конгломератом, а организованными совокупностями
юридических норм, которые между собой взаимосвязаны и образуют определенное
целостное единство, то есть являются упорядоченными системными образованиями. Подобными
свойствами обладают и прочие компоненты правовой материи: институты и
подотрасли права. Следовательно, система права, выражая дифференциацию и
единство составляющих его компонентов, внутренне свойственна любому
нормативному образованию.
Конституционное право является
базисной отраслью права правовой системы России, положения которой заложены в
основание любой другой правовой отрасли. Одновременно с тем правовая система выступает
единым механизмом, регламентирующим социальные отношения не посредством норм
какой-то конкретно взятой отрасли, а в целом совокупностью норм права. Единство
же может иметь место только в случае наличия взаимообусловленности и
взаимосвязи элементов, которые составляют это целое. Потому ни правовой
институт, ни правовая отрасль не действуют изолированно и вне зависимости от прочих
компонентов правовой материи, а напротив, обеспечивают их согласованное
взаимодействие. Все сказанное выше, с одной стороны, предопределяет значимость
конституционного права для прочих правовых отраслей, с иной стороны, говорит о
необходимости изучения содержания отрасли конституционного права во взаимосвязи
с иными отраслями, с определением ее особых черт, проявляющихся в предмете, и системе
отрасли права. С принятием во внимание того места, которое отведено
конституционному праву в системе права России, изучение и понимание юридических
особенностей данной отрасли является значимым не просто с теоретических, но и исключительно
правоприменительных моментов всех правовых отраслей.
Рассматриваемой
проблематике посвящали свои работы такие отечественные ученые, как В.А.
Круглов, И.А. Конюхова, М.В. Баглай, С.А. Авкаьян и др.
Целью работы выступает
изучение предмета, метода и тенденций развития конституционного права России.
Достижение поставленной
цели предполагает решение следующих задач:
— изучить понятие и
признаки конституционного права РФ как основополагающей отрасли российского
национального права;
— охарактеризовать
предмет конституционного права;
— проанализировать
актуальные проблемы конституционного права;
— выявить основные
направления развития конституционного права на современном этапе;
— на основании
проделанной работы сформулировать соответствующие выводы.
Объект исследования –
система взаимоотношений, регулируемых конституционным правом. Предметом
исследования являются основные направления и тенденции развития
конституционного права России.
Автор использовал такие
научные методы как анализ, синтез, обобщение. Структурно работа включает
введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список
использованной литературы.
Заключение:
Конституционное право –
это отрасль права, которая призвана регламентировать формирование государственной
власти в стране, важнейшие формы ее реализации, взаимоотношения между
гражданином и государством и прочими, принимающими участие в правовых
взаимоотношениях, лицами. Следовательно, предметом регламентирования выступают
отношения в социуме. С одной стороны, взаимоотношения поддаются нормативному
правовому воздействию, с другой же стороны – данное воздействие требуется в интересах
общества. Социальные взаимоотношения, которые регламентируются конституционным
правом, имеют характерные особенности. Это дает возможность выделять их из всей
совокупности взаимоотношений правового регламентирования. Конституционное право
призвано регламентировать отношения, которые возникают во всех сферах социума:
политической, экономической, нравственной, социальной.
Базисные отношения, регламентируемые
конституционным правом, касаются двух объемных сфер. Прежде всего, это
принципы, согласно которым выстраиваются взаимоотношения гражданина и
государства, а во вторую – принципы устройства государства и власти. В первом
случае регламентирование осуществляется закреплением приоритета человека в
структуре социальных ценностей, а также признанием, соблюдением, защитой и
сохранением его естественных и неотъемлемых прав.
Регулирование формирования государственной
власти и государственного устройства осуществляется посредством установления
основных положений, определяющих последующее регулирование институтов
государства, установления формы устройства. Как известно, Россия является
государством федеративным. В связи с этим, упорядочение взаимоотношений
субъектов и Федерации считается одним из наиболее значимых аспектов
регулирования. Конституция страны занимает отдельное место. Она является
предметом регулирования и, вместе с этим, его источником.
В заключение данной
работы необходимо отметить, что в ходе применения нынешней Конституции России
возникает множество неясностей. Зачастую они выражаются или в том, что совсем
непонятно, как использовать конституционную норму, или же вырисовываются два и
больше вариантов ее использования, которые взаимно друг друга исключают. И
тогда необходимо официальное толкование Конституции.
Казалось бы, толкование
должно являться разъяснением смысла и содержания конституционной нормы,
вытекающего из нее порядка использования определенных предписаний. Есть
проблемы в реализации конституционных положений. Существующие конституционные
институты нередко функционируют как бы в формально-правовом плане.
Действительное же применение конституционных норм таково, что ведет к их
обесцениванию. Изъяны могут быть такими серьезными, что приводят к деформации
конституционного правосознания, при этом в ситуации, когда оно еще даже не
сформировалось.
По нашему мнению, главной
проблемой остается защита и обеспечение реализации предоставляемых личности
прав. В настоящее время механизмы этой защиты реализуются с трудом, а зачастую
оказываются просто декларацией.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА
1.1. Понятие и метод
конституционного права как отрасли права Российской Федерации
Нынешнее российское право
является сложной и разветвленной системой отраслей, которые занимают разное
положение и по-разному соотносятся между собой. К нормам отечественного
конституционного права относятся все положения Конституции России,[1] а
также юридические нормы, которые содержатся в других разновидностях
нормативно-правовых актов в части регламентирования отношений по поводу
взаимодействия личности с государством и обществом, реализации государственной
и публичной власти в России. Притом мера конституционно-правового
регламентирования неодинакова в разных сферах.
Если в экономической,
культурной, социальной и духовной сферах конституционное право определяет
только основы, то в сфере публичной власти (политической сфере)
конституционно-правовое регламентирование намного детальнее и шире.
Собственными нормами правовая
отрасль закрепляет соответствующий круг социальных отношений, а также регламентирует
их посредством собственного правового инструментария, обеспечивает их осуществление.
Характер норм правовой
отрасли предопределяет правовую форму функционирования социальных отношений,
условия возникновения обязанностей и прав, гарантии их осуществления, содержание
юридической ответственности и пр.
Конституционное право России
является фундаментальной отраслью национального (внутригосударственного)
публичного права.
Внутри иерархически
сложной системы необходимо выделять основные (фундаментальные) отрасли, к которым
сегодняшняя юридическая наука относит конституционное право. Специфика данных
отраслей состоит в том, что они полностью "своими" нормами
осуществляют регламентирование подведомственного круга социальных отношений;
формируют целостный, законченный механизм правового регламентирования; в них заложены
основы других правовых отраслей.
К публичному праву необходимо
относить целую группу правовых отраслей, в содержании норм которых преобладает не
частный, а публичный интерес. Кроме конституционного права к данному типу относится
международное публичное, муниципальное, финансовое, административное, уголовное
и некоторые другие правовые отрасли.
В отечественной правовой
доктрине, как и в близких ей иных зарубежных школах юриспруденции,
конституционное право считается ведущей (основополагающей, центральной) отраслью
в системе прочих отраслей внутринационального права.[2]
Главная роль этой отрасли
права обусловлена, в первую очередь, особенной значимостью и важностью социальных
отношений, на регламентирование которых ориентировано конституционное право России
в качестве системы норм права. Это отношения, которые формируют:
1) государственный и
общественный строй;
2) положение личности в государственной
и социальной жизни;
3) принципы
взаимоотношений личности, государства и общества.
Особенное место
конституционного права в системе отраслей отечественного права выражается также
в том, что оно охватывает регламентированием социальные отношения во всех областях
жизнедеятельности. Конституционное право устанавливает характер социальных,
экономических, политических, культурных и духовных отношений в отдельном обществе
и государстве.
Универсализм конституционного
права обусловлен спецификой характера предмета конституционно-правового регламентирования,
к которому относятся не просто вопросы организации власти государства, а и
основы социального строя, а также положение личности в государстве и обществе.
Еще одна уникальная
особенность этой правовой отрасли состоит в том, что она объединяет все нормы
права, предопределяющие тип государственно-правового режима и конституционного
строя конкретного общества и государства. В этом выражается принципиальный
характер конституционного права в качестве права учредительного типа.
Именно потому
фундаментальным источником этой правовой отрасли выступает основной закон общества
и государства – конституция, согласно которой принимаются все иные наиболее
важные государствообразующие нормативно-правовые акты, также являющиеся
источниками конституционного права.[3]
Конституционное право не
имеет собственного особого метода правового регламентирования.
В конституционно-правовом
регламентировании социальных отношений, как и в большей части других правовых
отраслей, используется совокупность двух методов:
1. диспозитивного;
2. императивного.[4]
В частности, императивный
метод объединяет методы запрещения и обязывания. К примеру, ст. 58 Конституции России
провозглашает обязанность каждого сохранять природную и окружающую среду,
бережно относиться к богатствам природы, а ч. 5 ст. 13 Конституции России
запрещает создание и функционирование общественных объединений, действия либо
цели которых ориентированы на насильственное изменение основ конституционного
строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности страны, создание
вооруженных формирований, разжигание национальной, расовой, социальной и
религиозной розни.
Вместе с тем нередко используется
метод дозволения (диспозитивный метод). К примеру, субъекты права
законодательной инициативы, указанные в ч. 1 ст. 104 Конституции России, могут,
как осуществлять, так и не осуществлять данное право.
Для конституционного
права, как правовой отрасли метод понимается, в качестве совокупности
юридических средств и приемов, посредством которых реализуется правовое регламентирование
социальных отношений, которые составляют предмет конституционного права.[5]
Приоритетной формой
конституционно-правового регламентирования общественных отношений выступает
способ обязывания.
Именно в данной форме провозглашено
большое количество конституционно-правовых норм: «Органы власти государства,
органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их
объединения должны соблюдать Конституцию России и законы» (ч. 2 ст. 15
Конституции РФ); «Каждый должен платить законно устанавливаемые налоги и сборы»
(ст.57 Конституции РФ).
В конституционном праве нередко
можно увидеть запрещающие нормы: «Никто не может присвоить власть в России» (ч.
4 ст. 3 Конституции РФ).
Конституционному праву известен
и способ дозволения: "Каждый может свободно выезжать за пределы Российской
Федерации» (ч. 2 ст. 27 Конституции РФ); «Принудительное отчуждение имущества
для государственных нужд может быть произведено только при условии
предварительного и равноценного возмещения» (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).
Итак, ученые выделяют тут
два метода частно-правовой (диспозитивный) и публично-правовой (императивный) и
в рамках этих методов три способа — запрет, дозволение, обязывание.[6]
Таким образом,
конституционное право, в качестве правовой отрасли, использует различные средства,
приемы, формы воздействия на социальные отношения, поскольку различны собственно
данные отношения, что и объясняет своеобразие метода этой правовой отрасли. Его
сущность — в сочетании и взаимопроникновении способов и приемов воздействия на социальные
отношения, типичных для нравственного, политического и правового регламентирования.
[1]
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993
(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от
30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) //Собрание
законодательства РФ. 03.03.2014. N 9. Ст. 851.
[2] Конюхова, И.
А. Конституционное право: учебник и практикум для СПО / И. А. Конюхова,
И. А. Алешкова. 3-е изд., перераб. и доп.
М., 2019. С. 14.
[3]
Чудаков М.Ф. Источники права в конституционном праве // Конституционное и
муниципальное право. 2013. № 12. С. 6.
[4] Казанник А.И. Методы конституционно-правового
регулирования. // Вестник омского университета. 2012. № 3. С. 43.
[5] Югов
А.А. О методах отрасли российского конституционного (кратологического) права //
Конституционное и муниципальное право. 2014. № 4. С. 9.
[6] Пьянов Н.А. Методы государственного регулирования:
понятие, состав и виды. // Сибирский юридический вестник. 2012.
№ 1. С. 24.