Курсовая с практикой на тему Место и роль государства в экономике России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические основы места и роли
государства в экономике России
1.1. Понятие и сущность государства
1.2. Функции и признаки государства
1.3. Роль государства в экономическом развитии
Глава 2. Методы и формы государственного
регулирования в экономике России
2.2. Государственное предпринимательство
2.3. Государственное программирование
Список использованной литературы
Введение:
Роль государства в
рыночной экономике, безусловно, велика. Прежде всего это вызвано тем, что
государство в свою очередь является самостоятельным субъектом общественной
жизни, который регулирует интересы общества на самом высоком уровне.
В настоящее время в
институте экономики существуют причины для пристального внимания к
совершенствованию роли государства в экономической сфере. Преимущественно
международное расширение принципов рынка, в какой-то степени, начинает
реформировать поведение государства, как во внутригосударственном, так и в
глобальном масштабах. Играет ли государство надлежащую роль в рыночной
экономике? Возможно ли доверить экономическую деятельность частному лицу, или
она должна быть государственным институтом?
На сегодняшний день
мнения ученых и специалистов по этим вопросам расходятся, и, к сожалению,
проблема остается не решенной.
Объект исследования
курсовой работы – государство как субъект экономического развития России.
Предмет исследования
курсовой работы – механизмы развития роли государства в экономике России.
Цель курсовой работы:
проанализировать особенности роли государства в экономике России.
Для достижения
поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи курсовой
работы:
— раскрыть понятие и
сущность государства;
— изучить функции и
признаки государства;
— рассмотреть роль
государства в экономическом развитии;
— охарактеризовать экономические
методы;
— проанализировать государственное
предпринимательство;
— исследовать государственное
программирование;
— обобщить особенности административных
методов.
Теоретическую основу
курсовой работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах ученых по
проблемам роли государства в экономике России.
Методологическую основу
курсовой работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания,
предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из
числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный
метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней,
из частнонаучных- проблемно-теоретический и др.
Эмпирическая основа
курсовой работы. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы
конференций, научные статьи исследователей.
Достоверность материалов
исследования в курсовой работе подтверждается списком использованных источников
и ссылками, сделанными на них в ходе написания основной части работы.
Теоретическая и
практическая значимость курсовой работы в том, что ее положения развивают и
конкретизируют особенности роли государства в экономике России.
Структурно курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы.
Введение курсовой работы
раскрывает актуальность проблемы исследования, цель, задачи, объект и предмет
исследования.
Первая глава курсовой
работы посвящена раскрытию теоретических основ места и роли государства в
экономике России.
Во второй главе курсовой работы
проведен анализ методов и форм государственного регулирования в экономике
России.
Заключение содержит
выводы по курсовой работе.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной
цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические
выводы и предложения в рамках представленной темы.
Государство стало
результатом совокупного сочетания различных причин и факторов. В целом
государство появляется, развивается и реформируется под влиянием как внешних,
так и внутренних причин, которые не могут существовать по отдельности.
Государство возникает в результате усложнения экономической и социальной жизни.
Под сущностью государства значится установление того, где сосредоточена
государственная власть, чью волю и интересы она выражает, а также совокупность
наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих самые необходимые, глубинные
связи и отношения предмета и явления, от которых зависят все их остальные
свойства и признаки.
Наиболее важной на сегодняшний день считается концепция, которая
определяет понятие «государство» через совокупность трех элементов: территория,
население и власть.
Реализуя
свои функции внутри страны, государство и власть непосредственно
взаимодействуют с государственными органами, с социальными группами, решают
важные для каждого государства экономические, политические, социальные,
культурные и другие проблемы.
Исходя
из сущности внешних функций, следует отметить необходимость тесного
взаимодействия и сотрудничества государства с другими государствами,
поддержание и осуществление всеобщего мирного положения, улучшение окружающей
среды на планете.
Современная
экономика России представляет собой комбинацию прежних пережитков централизации
и монополизации так и некоторых составляющих рынка, но не в такой степени, как
это было полтора века назад. В таких условиях регулирующую роль государства
должны играть его функции при использовании обширного спектра инструментов, то
есть форм и методов регулирования экономики. Отсюда — важность поиска все
наилучших мер регулирования и возрастающей роли государства.
На данный момент государственный сектор на территории Российской
Федерации поддерживает всю экономику. Экономика Российской Федерации далеко не
зрелая, и для ее поддержания необходимо государственное вмешательство, что на
данном этапе только «играет на руку» стране.
Хотя роль государственного регулирования экономики и
претерпела значительное изменение, но все еще во многих существенных звеньях до
сих пор не сформирована. Из нерешенных задач наиболее актуальными являются:
1.
ликвидация массовой просроченной
задолженности и преодоление кризиса неплатежей;
2.
оздоровление экономического
положения предприятий, в том числе оставшихся в собственности и находящихся под
контролем государства, включая эффективность управления пакетами акций
акционерных предприятий, принадлежащих государству;
3.
проведение структурной перестройки
экономики, увеличение ее технического уровня, конкурентоспособности и
производительности, активация инвестиционной деятельности;
4.
поддержка потенциально
жизнеспособных российских компаний, в первую очередь в сельском хозяйстве и
обрабатывающей индустрии, развитие которых имеет довольно важное значение для защищенности
и обеспечения экономической независимости страны;
5.
возврат валюты в страну и
совершенствование контроля за экспортом, перекрытие каналов незаконной утечки
за рубеж капитала;
6.
создание критериев, которые
препятствуют расширению теневой экономики и содействуют возврату отвлеченных в
нее материальных и финансовых ресурсов в рамки разрешенной законами и
нормальной экономической деятельности.
Государственное предпринимательство играет важную роль в
эффективном развитии национальной экономики, поскольку его субъекты
функционируют в наиболее значимых для российской экономики отраслях.
Положительное развитие государственного предпринимательства является
инструментом достижения высоких показателей в области социального обеспечения,
так как деятельность государственных организаций направлена в частности на
решение социально-общественных вопросов. Исходя из этого следует, что развитие
государственного предпринимательства выгодно для отечественной экономики, но
только в том случае, если оно не препятствует развитию других форм
собственности.
На территории Российской Федерации государственные
программы имеет большой перечень проблем реализации. Чтобы исправить данную
ситуацию, необходима качественная доработка проблемных моментов, постоянный
анализ ситуации в каждом регионе, а также постоянный контроль над выполнением
задач государственных программ. Самой главной задачей на данный момент является
разработка единой методики оценки рисков при их формировании и реализации и
конкретные меры по управлению рисками всех государственных программ Российской
Федерации.
Административные методы предполагают прямое воздействие
государства на деятельность предприятия и ведут к лимитированию свободы выбора
хозяйствующего субъекта. Действие административных методов в экономике ограничено.
Такие методы используются в основном в управлении государственными и
муниципальными предприятиями, а также в условиях, когда свобода одних субъектов
оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов и рыночного хозяйства в
целом. К административным методам регулирования относятся разнообразные меры
контроля над доходами, ценами, учетными ставками, лицензирование, квотирование.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы места и роли государства в экономике России
1.1. Понятие и сущность
государства
До появления государства, человечество прошло самую длинную стадию своего
развития – первобытность.
Первый, обезьяноподобный предок человека, появился примерно 2 -2,5
миллионов лет назад. Человек разумный, наш прямой предок, появился по данным
ученым примерно 70 — 60 тысяч лет назад. Первые государства появились и того
позднее, всего около 5 тысяч лет назад.
Итак, рассмотрим предпосылки возникновения государства[1]:
1. Зарождение власти.
Как известно, человек выделился из мира животных. В суровые первобытные
времена, когда природные условия были крайне неблагоприятными, человек мог
выжить только в коллективе. Не так-то просто убить мамонта в одиночку, верно?
Так появились первые общины, где люди помогали друг другу выживать.
Чтобы упорядочить отношения в общине, нужна была власть. Первым органом
власти стало народное собрание, в которое было представлено всеми взрослыми
членами общины. По мере усложнения общественной жизни, зарождались должности
старейшин и вождей, которые тоже исполняли властные функции.
Разные общины взаимодействовали между собой, вступали в браки и
перерастали в более крупные объединения людей – племена. Племена, в свою
очередь, объединялись в союзы племен. Для координации действий таких крупных
объединений, нужна была крепкая власть, а появление такой власти, было первым
шагом к созданию государства.
2. Общественные
разделения труда.
Очень важными предпосылками, для создания первых государств, стали три
общественных разделения труда.
Когда климатические условия изменились, и многие виды крупных животных
исчезли, человечеству пришлось расширять рацион своего питания. Человек стал
больше употреблять растительной пищи, а вскоре научился такую пищу выращивать
самому. Более того, люди поняли, что разводить и одомашнивать животных, намного
выгоднее, чем просто на них охотиться. Появление земледелия и скотоводства,
т.е. переход от присваивающего хозяйства к производящему и стал первым крупным
общественным разделением труда.
С развитием скотоводства и земледелия, возникла необходимость в
специальных инструментах, чтобы более эффективно осуществлять эту деятельность.
Появилась специальная прослойка людей, которая эти инструменты изготавливала –
ремесленники. Именно зарождение ремесла стало вторым крупным общественным
разделением труда.
Занятие скотоводством, земледелием и ремеслом требовало от людей обмена
результатами своей деятельности. Так появилась торговля и торговцы, что стало
третьим крупным общественным разделением труда.
3. Появление частной
собственности и избыточного продукта.
Активно пожиная плоды трех общественных разделений труда, человечество
стало получать избыточный продукт от своей деятельности. А это, в свою очередь,
поменяло отношение к собственности. Собственность делилась на два вида:
полученная от предков – земля, созданная своим трудом – частная (орудия труда,
меха, стада и т.д.).
Понятно, что основной излишек продукции, сосредотачивался в руках тех
людей, которые осуществляли властные полномочия. А когда представители власти
умирали, они старались оставить свое имущество не абы кому, а своим детям. Так
появился институт наследования. Причем наследовалось не только имущество, но и
властные полномочия. А это было главным шагом к созданию государства.
4. Зарождение
аристократии и расслоение общества.
Когда количество представителей племени заметно увеличилось, им стало
гораздо труднее управлять. Один вождь уже не мог контролировать всех и грамотно
руководить деятельностью племени и ему требовались помощники.
Себе в помощь он выбирал наиболее сильных, умных и лояльных людей. Именно
они и составляли ядро нарождавшейся аристократии. За верную службу они получали
от вождя разные привилегии и стали заметно отличаться от рядовых членов
племени. Именно из такой аристократии, когда появились первые государства и был
создан государственный управленческий аппарат.
Аристократия составляла наименьшую прослойку общества. Большинство же
населения представляло собой рядовых членов общины, которые не имели привилегий
и высоких доходов.
Также появилась и прослойка бедняков и малоимущих, которые в силу
различных обстоятельств, с трудом сводили концы с концами.
Самой низшей и бесправной категорией были военнопленные – рабы.
Расслоение общества на бедных и богатых, угнетателей и угнетенных, стало
последней предпосылкой на пути создания первого государства.
Всем гражданам России известно, что в Конституции РФ написано:
«Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления». Получается, что Россия и есть
правовое государство, но на деле к этому мы пока только стремимся. Правовое
государство — это следствие развития общества, в котором выше всего ставится
служение этому обществу, защита человеческих прав и свобод. В нашем государстве
еще слишком много проблем, которые нужно решить, поэтому истинно правовое
государство — это цель, которую надо достигнуть в ближайшем будущем.
Вместе с
формированием гражданского общества происходит и процесс и становления правовой
государственности, что требует целенаправленных усилий. Правовое государство не
может образоваться с помощью единовременного акта и не может быть следствием
чистого законодательства. Отличием правового государства является его способность
обеспечить соблюдение законов, которые поддерживает гражданское общество, что
помогает защитить права и свободы личности, а также это создаёт необходимые
условия для жизни граждан и возможность справедливого урегулирования
противоречий и конфликтов[2].
Государство — как властно-политическая организация общества, обладающая
суверенитетом, специальным аппаратом управления, принуждения, собственной
финансово-экономической системой, устанавливающую особый правовой порядок на
определённой территории и призванную содействовать преимущественному
осуществлению определённых классовых, общечеловеческих, религиозных и других
интересов. Сущность государства — это главное, закономерное свойство
государства, которое остаётся неизменным и определяет его содержание и
функционирование.
В современной научной и учебной литературе по юриспруденции предлагается
изучить определения государства исходя из принадлежности мышления автора к
определенной школе.
Проанализируем представителей теорий, которые видятся нам наименее возможными
и верными, особенно применительно к сегодняшней реальности.
Это, естественно, изживший себя и неприменимый сегодня, теократический
подход к определению понятия государства, который считает, что власть дана нам
господом и что свыше было спущено на землю два меча. Один Г осподь передал
государю, а второй — церкви, и что основа государственной власти двуедина.
Иное объяснение государству дают представители теории договорного
происхождения (развивалась в работах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др.).
Переход от естественного (догосударственного) состояния общества к
государственному, по мнению представителей данной теории, достигается сразу —
путем соглашения, заключения договора, которым люди соединяются в одно
государство и подчиняются тут же устанавливаемой государственной власти.
С точки зрения психологической теории, государство — это продукт желания
одной группы людей властвовать, а другой группы людей подчиняться.
Соответственно, государство возникает как результат реализации этих желаний.
Вообще, наука знает и другие гипотезы происхождения государства, которые,
как и вышеназванные, не подкрепляются историческими, юридическими,
археологическими и иными научными данными.
Существуют различные подходы и к анализу сущности государства[3]:
1.
Общефилософский, при
котором государство-это организация человеческой жизни, объективно отличающаяся
от других, например от родового строя.
2.
Юридический
-государство, как властная организация на основе права на определённой площади.
3.
Арифметический-результат
сложения двух элементов: населения и территории.
4.
Теологический-государство
является результатом реализации божественной воли.
5.
Информационно-кибернетический-государство
циклическая система ввода прямых и обратных связей между населением и
государственным аппаратом.
6.
Социологический-юридическое
выражение единства наций.
7.
Религиозный-сущностное
определение государства заключается в поддержании одной религии.
Как мы и говорили, определений государства на данный период времени
довольно много. Стоит вспомнить и упомянуть марксистское понятие «государства».
«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы
держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». «Государство —
это аппарат насилия в руках верховенствующего класса». Разумеется,
применительно к демократическому государству такое определение не может быть
применено. Демократия не предполагает подавления, только лишь свободное
выражение воли и отсутствие насилия[4].
Также встречаются самые разнообразные определения «государства в юриспруденции».
В частности, государство — это «выделившаяся из общества, определенная его
общественным строем классовая организация, которая реализовывает суверенную
власть при помощи специального аппарата, защищает данные общественные
отношения, выступает вместе с тем как официальный представитель всего
общества».
Таким образом, государство стало результатом совокупного сочетания
различных причин и факторов. В целом государство появляется, развивается и
реформируется под влиянием как внешних, так и внутренних причин, которые не
могут существовать по отдельности. Государство возникает в результате
усложнения экономической и социальной жизни.
Под сущностью государства значится установление того, где сосредоточена
государственная власть, чью волю и интересы она выражает, а также совокупность
наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих самые необходимые, глубинные
связи и отношения предмета и явления, от которых зависят все их остальные
свойства и признаки.
[1] Працко Г.С., Русских М.П.
Правовое государство: проблемы формирования в России // В
сборнике: Социально-экономические, гуманитарные науки и юриспруденция: вопросы
теории и практики сборник материалов III Международной научно-практической
конференции. — 2018. — С. 121-127.
[2] Чернова Э.Р., Хованская А.И. Проблемы происхождения
государства и права // Аллея науки. — 2018. Т. 2. — № 2 (18). — С.
576-578.
[3] Ушакова М.Н. Сущность функционирования современных
государств // В сборнике: Право, история, педагогика и
современность Сборник статей Международной научно-практической
конференции. — 2020. — С. 159-163.
[4] Ситников Е.С. Понятие государства, его
признаки и сущность // NovaUm.Ru.
2016. № 1 (1). С.
30