Система ГМУ Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Место и роль федеральных округов в отечественной системе государственного и муниципального управления

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ РОССИИ 5
1.1 Понятие АТД, его виды, юридические основы, значение для общественной жизни 5
1.2. Специфика современного АТД России 8
ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ 19
2.1. Правовой статус федеральных округов в России 19
2.2. Современные федеральные округа в России 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27

 

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы. Несмотря на тот факт, что волна территориальных преобразований, прокатившаяся по России в 2003 – 2008 гг., закончилась, актуальность данной проблемы в наши дни никуда не исчезла.
Казалось бы, за последние десять лет, минувших со дня последней реформы, в сфере административно-территориального деления не произошло ничего интересного, создалось убеждение, что проведённое укрупнение регионов раз и навсегда решило вопрос оптимизации субъектов Федерации и, таким образом, стабилизировало сетку административно-территориальных единиц на долгое время. Однако на деле многие проблемы так и не были решены. Вместо этого произошла лишь их «заморозка», отложившая их разрешение на неопределённый срок.
Исходя из вышеприведённого факта, можно с уверенностью утверждать, что когда-нибудь нерешённые проблемы всплывут на поверхность, и тогда власти будут вынуждены вернуться к реформированию в регионах, но происходить оно будет, по всей вероятности, в осложнённых условиях.
Чтобы не допустить обострения социально-экономической и этнополитической ситуаций, федеральному центру следует уже сейчас задуматься над тем, в какое русло он направит развитие субъектов, как будут строится его отношения с ними.
Актуальности данной теме прибавляет ещё и факт перехода Крыма под контроль России (или, по оценке мирового сообщества, аннексии), изменивший структуру и состав Федерации. И хотя данное деяние не является следствием каких-либо структурных внутренних преобразований, оно всё же оказало влияние на динамику административно-территориального деления России, во всяком случае внутри её правового поля, но законность такого присоединения – это уже тема для другого исследования, и поэтому в данной работе рассмотрена не будет.
Цель исследования – выявление основных тенденций и закономерностей динамики административно-территориального деления России и их оценка в историческом разрезе с выработкой прогноза его возможного изменения.
Задачи:
1) показать специфику административно-территориального деления России;
2) привести динамику его развития, начиная с земской реформы Ивана Грозного;
4) раскрыть понятие федерального округа и его значение.
Объектом данного исследования является административно-террито-риальное деление России на всех его уровнях. Предмет – динамика его развития.
Методы исследования. При написании данной работы автором применялись такие общенаучные методы, как описание, сравнение, анализ и синтез. Кроме того, были использованы элементы прогнозирования.
Структура работы. Данная работа разделена на две части, первая из которых посвящена теоретическим аспектам выбранной проблемы, а вторая – непосредственно касается динамики и перспектив развития федеральных округов в России.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что на протяжении всей истории России процесс её территориального деления как по размеру и числу создаваемых административно-территориальных единиц, так и по количеству звеньев иерархии был достаточно динамичным. Неоднократно и весьма кардинально изменялось территориальное устройство России, причём укрупнения и разукрупнения единиц территориального деления попеременно сменяли друг друга. А изменение уровней деления и размеров административно-территориальных единиц всегда проводилось в соответствии разными задачами, характер коих определялся административными, военными, экономическими и другими целями. В качестве главенствующих задач территориального деления можно выделить совершенствование государственного управления; повышение защищённости государства от внешних и внутренних угроз; совершенствование механизма осуществления государством фискальных (налоговых) функций и развитие внутриэкономических связей между хозяйствующими субъектами разного уровня.
В теории разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на определенные части (т.е. АТД), на основе которого строится и действует система местных органов государства, должно отражать природные, социально-экономические, исторические и этнокультурные особенности рассматриваемого государства.
Федеративное устройство России, кстати, тоже во многом уникально, ведь большинство федераций основано либо на территориальном принципе (государства Америки), либо на историческом (Европа), либо на этническом (Индия, Пакистан, Эфиопия), тогда как в основе нашей страны лежит комбинированный национально-территориальный принцип.
Более того, федеративное устройство само по себе встречается не так часто как унитарное.
Также специфика АТД России многое переняла от советской системы, дополнив её современными особенностями. Разумеется, такое сочетание имеет множество недостатков и по причине часто подвергается критике. Это, прежде всего, относится к АТУ России, основы которого были заложены ещё Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1982 г. Его положения фактически действуют по сей день, хотя юридический статус Указа остаётся в неопределённом положении.
Рассмотрение исторического аспекта регионального устройства также небезынтересно, исходя из того факта, что АТД всегда было подвержено изменениям, можно сделать вывод о том, что и дальнейшем оно не будет стоять на месте.
Особенный интерес представляет АТД советской эпохи, ведь именно оно сильнее всего повлияло на современное. Благодаря ему в основу АТД был заложен национально-территориальный принцип. Многие современные субъекты возникли именно тогда, из-за чего до наших дней сохранилось несколько АТЕ, которые можно охарактеризовать как «реликтовые». Это, прежде всего, края, чей статус изначально подразумевал нахождение в их составе какой-либо автономной области. Однако теперь не осталось ни одного края соответствующему такому критерию, причём вместо того, чтобы преобразовать их в области, от которых они, по сути, не отличаются, власть наоборот создала новые в ходе реформы по укрупнению регионов.
Другим типом «реликтовых» регионов являются автономные округа, созданные сначала как АТЕ второго порядка, ставшие по Конституции 1993 г. равноправными субъектами, но фактически сохранившие бюджетную зависимость от областей, кроме Чукотского АО. И если ситуация со статусом края не создаёт никаких проблем (вопрос лишь в практической пользе отличности их от областей), то со статусом автономных округов не всё так однозначно. Уже не раз поднимался вопрос об их непосредственном вхождении в состав России, и не исключено, что это произойдёт вновь.
Проанализировав проект СОПС, согласимся с тем, что пространственное развитие России следует направить по пути регионализации, т.е. основным элементом АТД должен быть субъект федерации, а не крупная губерния, сопоставимая с экономическим районом.
Однако это не значит, что АТД России не следует реформировать. Автор предлагает упразднить искусственную, по его мнению, Еврейскую автономную область, и более последовательно придерживаться национального принципа в отношении т.н. республик-«коммуналок» на Кавказе и прибайкальских регионов.
На втором уровне АТД предлагается укрупнить административные районы, сохранив при этом муниципальные в прежнем виде. Вместе с тем можно расширить полномочия национальных районов.
В условиях нынешней политической системы и заявляемой ориентации на экономический рост федеральные округа, смысл которых состоял, скорее, в выстраивании вертикали власти, становятся ненужным промежуточным между центром и регионом институтом, хотя это совсем не означает, того, что страна не нуждается в какой-либо единице, объединяющей несколько регионов для статистических целей. В качестве таковой можно было бы использовать экономические или географические районы.
Однако если давать прогноз дальнейшего развития АТД, то в ближайшие годы ожидать каких-либо кардинальных изменений не следует. В целом, оно видится более ассиметричным в будущем, ведь, несмотря на декларируемое равноправие, регионы не равнозначны по уровню экономического развития и политическому влиянию их лидеров (особенно в республиках).
В любом случае, каким бы ни было административно-территориальное деление страны, оно должно способствовать достижению максимально возможного уровня социально-экономического развития.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ РОССИИ

1.1 Понятие АТД, его виды, юридические основы, значение для общественной жизни

В научной литературе встречается несколько схожих терминов, а именно: «административно-территориальное деление» (АТД), «административно-территориальное устройство» (АТУ), а также «административно-территориальная организация» (АТО). По сути, они все означают примерно одно и то же, поскольку применяются для описания формальной территориальной политико-административной структуры государства, т.е., проще говоря, деление его на несколько регионов .
Если подробнее рассмотреть нюансы вышеперечисленных понятий, то термин «административно-территориальное деление» имеет, скорее, более выраженную политико-географическую окраску. Под этим обычно имеется в виду политико-административная карта государства как таковая, которая представляет собой совокупность всех административных единиц. Под АТД можно подразумевать также и сам процесс деления государства на такие единицы, в результате чего мы получаем сложившееся АТД. Процесс разделения на административно-территориальные единицы (речь о которых пойдёт ниже) аналогичен процессу районирования, а точнее, является его частным случаем. Разница между ними в том, что районирование как деление на административно-территориальные единицы проводится государственными органами, проистекая из поставленных задач по управлению, а также в том, что такое районирование существует de-jure, с закреплением в нормативно-правовых актах .
Близкие АТД понятия административно-территориального устройства (АТУ) и административно-территориальной организации (АТО) обычно дополнительно включают в себя ещё и институциональную сторону. Под ними следует понимать не только карту политико-административного деления, но и политические институты, органы региональной власти и общенациональные властные структуры, которые занимаются административно-территориальным делением и даже региональной политикой в целом, т.е. под данным понятием подразумевается система отношений, связанная с созданием и переустройством АТД .
С АТД тесно связано понятие административно-территориальной единицы (ATE), т.к. она является его основным структурным элементом, что находит отображение на политико-административной карте, состоящей из множества ATE, если понимать АТД в этом смысле. Другими словами административно-территориальная единица – это синоним формального (юридически определённого) региона конкретного уровня иерархии .
Систему АТД можно назвать объемной. По вертикали она имеет иерархические уровни, выстроенных по принципу матрёшки, когда ATE высшего порядка подразделяются на ATE низшего порядка. На выходе возникает некая иерархия уровней управления, отображённых в системе АТД. При этом на каждом из таких уровней присутствует своя совокупность ATE определённого порядка (первого, второго и т.д.), т.е. своя собственная политико-административная структура .
Если провести небольшой исторический экскурс, то станет понятно, что административно-территориальное устройство присутствовало во всех государствах во все времена, с различиями лишь в степени сложности и проработанности. При этом необходимо отметить, что регулярное АТД присуще только современному национальному государству. Под регулярным АТД имеется в виду полное разделение территории государства на административно-территориальные единицы в официальном порядке, в которых действует региональная власть, обычно входящая в систему общенациональной государственной власти, в том числе и в случаях, когда она обладает самоуправлением. При регулярном АТД наличествуют чётко обозначенные административные границы, и каждая из ATE является целостным образованием.
АТД регулярного типа довольно древнее явление. Можно привести примеры Римской и Поднебесной империй с их делением на провинции. Однако в средневековье регулярность АТД была нарушена феодальной моделью территориально-государственного строительства. В её европейском варианте (в т. ч. для древней Руси) данная модель характеризовалась разделением территории на княжества с центрами (городами), обладавшими определённым самоуправлением и с перифериями, которые находились под властью феодалов-землевладельцев. На Руси князь был и землевладельцем, и одновременно региональным лидером , т.е. феодальные владения тех лет нельзя назвать ATE в современном понимании. Это были, скорее, государственные образования внутри стран. Поэтому в данной работе период раздробленности Руси не будет рассмотрен.
В современном же национальном государстве обязательно используется регулярная система АТД, в отличие от средневекового феодального государства. Только одновременно с формированием относительно централизованных государственной власти и организации государственного управления (а также самоуправления) на местах произошёл переход к нынешней модели территориально-государственного построения. Чтобы организовать государственное управление на региональном уровне и сформировать структуры самоуправления необходима стройная и упорядоченная система АТД .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы