Курсовая с практикой на тему Менеджмент качества в производстве транспортных средств
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретические основы менеджмента качества при производстве транспортных средств 8
1.1 Состояние и направления развития транспортного машиностроения России 8
1.2 Структура и особенности обеспечения качества продукции транспортного машиностроения 11
1.3 Современные подходы к формированию систем менеджмента качества при производстве транспортных средств 17
2 Исследование действующей системы менеджмента качества ООО «Ульяновский автомобильный завод» 23
2.1 Характеристика продукции предприятия и требования к ее качеству 23
2.2 Анализ системы менеджмента качества предприятия 26
2.3 Оценка результативности и эффективности действующей системы менеджмента качества 31
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы менеджмента качества ООО «Ульяновский автомобильный завод» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А Ассортимент продукции ООО «УАЗ» 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В Рекомендации по разработке SADT-диаграмм 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Карта процесса «Измерение и мониторинг продукции» 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Форма протокола анализа процесса 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Пример отчета о функционировании процессов СМК 62
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях ры-ночной экономики любое предприятие вынуждено заботиться о своей конку-рентоспособности, тем более в сфере транспортного машиностроения, и, конкретно, в автомобилестроении. Успеха в конкурентной борьбе может до-биться только тот, кто постоянно стремится, как можно более полно удовле-творить запросы потребителя. Главной задачей становится неуклонное по-вышение качества своей продукции при сохранении разумного уровня цены. Качество продукции рождается в процессе ее производства. Основа качества закладывается при проектировании новой продукции и разработке соответ-ствующей документации. Затем следует создание качества в процессе изго-товления продукции. Окончательную же оценку качеству дает потребитель, поэтому необходим контроль качества, чтобы не допустить некачественный товар к потребителю. Традиционная концепция обеспечения качества основ-ной упор делает именно на контроль. Проблема заключается в том, что кон-тролировать все этапы выпуска, реализации и сервиса продукции и услуг, как пример, в ООО «УАЗ», невозможно, так как это ведет к неоправданным затратам. В современном мире на первый план вышло руководство (управ-ление) качеством – обеспечение качества изделия на всем протяжении его жизни от зарождения (проектирования) до смерти (утилизации). Для резуль-тативного управления качеством необходимо постоянно совершенствовать систему менеджмента качества (СМК). Пониманию направлений улучшения способствует описание, измерение и мониторинг функционирования процес-сов СМК предприятия. Следовательно, для улучшения конкурентоспособно-сти предприятия необходимо внедрять адекватные методы оценки процессов СМК, и на основании такой оценки проводить совершенствования. Таким образом, актуальность темы исследования доказана.
Объектом исследования настоящей работы выступает ООО «Ульянов-ский автомобильный завод», основным видом деятельности которого являет-ся производство автомобилей и автомобильных компонентов. Основная про-дукция, выпускаемая заводом – полноприводные легковые и малотоннажные грузопассажирские автомобили повышенной проходимости под торговой маркой УАЗ. Предметом исследования является система управления каче-ством, действующая в ООО «УАЗ».
Предмет исследования – особенности менеджмента качества в произ-водстве транспортных средств в ООО «Ульяновский автомобильный завод» в современных условиях.
Целью настоящей курсовой работы является разработка рекомендации по совершенствованию системы менеджмента качества ООО «Ульяновский автомобильный завод».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
– рассмотреть историю появления и мировой опыт развития систем управления качеством при производстве транспортных средств;
– провести анализ действующей системы управления качеством на примере ООО «УАЗ», выявить в его работе возможные направления для улучшения;
– разработать рекомендации по совершенствованию системы менедж-мента качества.
Теоретическую основу исследования составляют положения действую-щих в нашей стране нормативных документов в области управления каче-ством и статистических методов анализа данных, а также труды российских и зарубежных авторов: Альберта М., Брюховой Е.С., Годлевского В.Е., Изю-менко Г.Н., Имаи М., Мескона М., Таунсенда П., Хедоури Ф., Шестопала Ю.Т.
Текст работы:
Качество продукции на предприятии является важным фактором дея-тельности в условиях рынка, поскольку обеспечивает расширение сегментов рынка, процветание предприятия, рост прибыли. Международный опыт по-казывает, что целесообразно проводить работы по улучшению качества в рамках системы управления, охватывающей весь жизненный цикл продукции – от проектирования до потребления и утилизации.
Качество продукции (включая технический уровень, отсутствие дефек-тов в производстве, надежность в эксплуатации) является одним из важней-ших средств конкуренции, завоевания и сохранения позиций на рынке. По-этому компании уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, начиная с контроля качества сырья и заканчивая определением соответствия характеристик и параметров продукта не только во время его испытаний, но и также в эксплуатации, а для сложных видов техники, каким является продукция ООО «УАЗ», – с предоставлением определенного гаран-тийного срока после реализации потребителям. Управление качеством про-дукции должно осуществляться систематически, то есть необходимо исполь-зовать систему управления качеством продукции, которая четко распределя-ет ответственность, определяет процедуры, процессы и ресурсы, необходи-мые для управления качеством.
В последние годы новый подход, новая стратегия в управлении каче-ством характеризуется рядом особенностей:
– обеспечение качества понимается не как техническая функция, выпол-няемая отдельным подразделением, а как систематический процесс, который проникает во всю организационную структуру компании;
– управление качеством актуально не только при производстве, но и в процессе проектирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;
– улучшение качества продукции требует использования новых техно-логий производства, от автоматизации проектирования до автоматизирован-ных измерений в процессе контроля качества;
– всестороннее улучшение качества достигается только при участии всех сотрудников компании.
В рамках данной работы проведено изучение и обобщение теоретиче-ских и практических методов совершенствования систем управления каче-ством в автомобилестроении.
Для достижения конечной цели были решены все задачи:
– рассмотрена история появления и мировой опыт развития систем управления качеством при производстве транспортных средств;
– проведен анализ действующей системы управления качеством на примере ООО «УАЗ», выявлены проблемы в ее функционировании, установ-лены основные причины этих проблем;
– разработаны практические рекомендации по совершенствованию си-стемы менеджмента качества.
В ходе работы определено, что создание на предприятиях систем управления качеством заключается в разработке, документировании, внед-рении, поддержании функционирования и постоянном совершенствовании систем менеджмента качества. Грамотное применение процессного подхода к управлению системой качества позволяет улучшить управляемость компа-нии, управлять изменениями в своих процессах, анализировать их и посто-янно улучшать, что существенно повышает скорость реакции предприятия на требования потребителей. Для улучшения организационного состояния ООО «УАЗ» были определены процессы СМК, сформирована процессная модель, предложена методика управления и мониторинга процессами.
Также, для дальнейшего развития системы качества ООО «УАЗ» было предложено сформировать план перехода СМК к соответствию требованиям IATF 16949:2016, разработать процедуры FMEA, APQP, PPAP, SPC, MSA
Таким образом, создание на российских предприятиях автомобильной промышленности систем качества, основанных на принципах всеобщего управления качеством TQM, и соответствующих стандарту IATF 16949, свя-зано с непрерывным циклом работы по качеству для перестройки всей кор-поративной культуры. Такой подход обеспечивает максимальную эффектив-ность усилий и предоставляет компании долгосрочное стратегическое пре-имущество перед конкурентами.
Заключение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях ры-ночной экономики любое предприятие вынуждено заботиться о своей конку-рентоспособности, тем более в сфере транспортного машиностроения, и, конкретно, в автомобилестроении. Успеха в конкурентной борьбе может до-биться только тот, кто постоянно стремится, как можно более полно удовле-творить запросы потребителя. Главной задачей становится неуклонное по-вышение качества своей продукции при сохранении разумного уровня цены. Качество продукции рождается в процессе ее производства. Основа качества закладывается при проектировании новой продукции и разработке соответ-ствующей документации. Затем следует создание качества в процессе изго-товления продукции. Окончательную же оценку качеству дает потребитель, поэтому необходим контроль качества, чтобы не допустить некачественный товар к потребителю. Традиционная концепция обеспечения качества основ-ной упор делает именно на контроль. Проблема заключается в том, что кон-тролировать все этапы выпуска, реализации и сервиса продукции и услуг, как пример, в ООО «УАЗ», невозможно, так как это ведет к неоправданным затратам. В современном мире на первый план вышло руководство (управ-ление) качеством – обеспечение качества изделия на всем протяжении его жизни от зарождения (проектирования) до смерти (утилизации). Для резуль-тативного управления качеством необходимо постоянно совершенствовать систему менеджмента качества (СМК). Пониманию направлений улучшения способствует описание, измерение и мониторинг функционирования процес-сов СМК предприятия. Следовательно, для улучшения конкурентоспособно-сти предприятия необходимо внедрять адекватные методы оценки процессов СМК, и на основании такой оценки проводить совершенствования. Таким образом, актуальность темы исследования доказана.
Объектом исследования настоящей работы выступает ООО «Ульянов-ский автомобильный завод», основным видом деятельности которого являет-ся производство автомобилей и автомобильных компонентов. Основная про-дукция, выпускаемая заводом – полноприводные легковые и малотоннажные грузопассажирские автомобили повышенной проходимости под торговой маркой УАЗ. Предметом исследования является система управления каче-ством, действующая в ООО «УАЗ».
Предмет исследования – особенности менеджмента качества в произ-водстве транспортных средств в ООО «Ульяновский автомобильный завод» в современных условиях.
Целью настоящей курсовой работы является разработка рекомендации по совершенствованию системы менеджмента качества ООО «Ульяновский автомобильный завод».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
– рассмотреть историю появления и мировой опыт развития систем управления качеством при производстве транспортных средств;
– провести анализ действующей системы управления качеством на примере ООО «УАЗ», выявить в его работе возможные направления для улучшения;
– разработать рекомендации по совершенствованию системы менедж-мента качества.
Теоретическую основу исследования составляют положения действую-щих в нашей стране нормативных документов в области управления каче-ством и статистических методов анализа данных, а также труды российских и зарубежных авторов: Альберта М., Брюховой Е.С., Годлевского В.Е., Изю-менко Г.Н., Имаи М., Мескона М., Таунсенда П., Хедоури Ф., Шестопала Ю.Т.
Список литературы:
1 Теоретические основы менеджмента качества при производстве транспортных средств
1.1 Состояние и направления развития транспортного машино-строения России
Перспективы развития российской промышленности неразрывно свя-заны с уровнем развития транспортного машиностроения, основной задачей которого является обеспечение всех отраслей экономики высокоэффективны-ми видами транспорта. В настоящее время предприятия данной отрасли ис-пытывают значительное внешнее давление, связанное с экономическими санкциями со стороны Европейского Союза и Соединенных Штатов. Кроме того, снижение курса национальной валюты накладывает дополнительные ограничения на развитие рассматриваемого сектора. Нынешние условия, с одной стороны, можно рассматривать как угрозу существованию транспорт-ного машиностроения в нашей стране, с другой стороны, существуют допол-нительные возможности и конкурентные преимущества по сравнению с за-падными производителями [1].
По оценке экспертов РИА Рейтинг [1], в 2015 году снижение производ-ства в машиностроительном секторе составило 8,9% вследствие сокращения потребительского и инвестиционного спроса внутри страны. В 2016-2017 го-дах динамика стала заметно улучшаться. Конкретно автомобилестроитель-ная отрасль, согласно рисунку 1, в 2018 году продолжила расти быстрыми темпами, но во втором квартале 2019 года производство снизилось [3]. Од-нако, выпуск железнодорожной техники в 2018 году достиг одного из луч-ших результатов в новейшей истории, а динамика производства локомотивов во втором квартале 2019 года существенно улучшилась [3].
В связи с тем, что тема настоящей работы касается автомобилестрои-тельной отрасли, далее будут приводиться данные и их анализ по этой от-расли. Автомобилестроение считается крупнейшей отраслью машинострое-ния России. Больше 80% производимых грузов приходится на продукцию этой сферы. Основные предприятия размещены в европейской части страны около крупных транспортных узлов.
Рисунок 1 – Суммарное производство автомобильной техники (легковые ав-томобили, грузовые автомобили, автобусы) [2] Нет ссылки на рисунок. См. стр. 8
Успехи автомобилестроения в немалой степени обусловлены мерами господдержки. В 2016 году на меры господдержки российского автомобиле-строения направлено около 50 млрд руб. Стимулирование развития исполь-зования на транспорте газомоторного топлива с помощью субсидий субъек-там Российской Федерации на закупку автобусов и техники для ЖКХ, рабо-тающих на газомоторном топливе – одна из мер поддержки транспортного машиностроения России. Обновление парка транспортных средств для госу-дарственных нужд, запрет допуска товаров из иностранных государств при государственных закупках, льготное автокредитование также способствовали стабилизации состояния в автомобилестроении.
Перспективы развития транспортного машиностроения в отечествен-ном производственном комплексе определяются решением следующих задач:
– преимущественное развитие отраслей, которые характеризуются большой наукоемкостью (автомобилестроение);
– устранение монополий. На данный момент они составляют 80% от всех существующих производств России;
– увеличение количества высокоразвитых производств;
– налаживание старых и открытие новых экономических и технологи-ческих связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
– стимулирование инвестиционной привлекательности отечественных предприятий;
– государственная поддержка предприятий, которые имеют огромные перспективы развития.
Для того чтобы выжить в острой конкурентной борьбе, российскому автопрому требуются коренные изменения. Этот тезис подтверждается стати-стическими и аналитическими исследованиями авторитетных организаций, таких как «Автостат». Существующее положение дел не устраивает ни по-требителей, ни производителей. По данным ВЦИОМ, автолюбители ездят преимущественно на старых отечественных машинах (до 2006 года выпуска) по причине их доступности. Более современные модели для своего класса дороги, иностранные не доступны большинству граждан.
Старые автомобильные предприятия испытывают нехватку в совре-менных технологиях. Новым заводам не хватает ресурсов. Отдельные лока-лизованные производства плотно сотрудничают с мировыми автомобильны-ми брендами, что позволяет им создавать собственные перспективные разра-ботки. Благодаря этому, возможность выпускать недорогую и надежную технику приобретает реальные очертания.
В конце 2015 года Минпром РФ по материалам исследования Boston Consulting Group (международная консалтинговая компания) разработал «Стратегию развития автомобильной промышленности на период до 2020 года». Программа предусматривает следующие шаги [13]:
– максимально полное насыщение отечественными машинами внутрен-него рынка;
– увеличение до максимума доли экспорта;
– развитие популярных в РФ и за рубежом российских брендов;
– производство ключевых комплектующих, локализация производства основной продукции и комплектации всех марок;
– расширение патентной базы и НИОКР.
Разработчики «Стратегии» видят 4 возможных сценария развития ав-томобильной промышленности: текущий вектор, партнерство, закрытый ры-нок, крупный экспортер. Наиболее реальным представляется второй путь – «Партнерство». Именно этот сценарий взят за основу государственной поли-тики, в рамках которой российский автопром должен получить около 600 млрд. руб. К сожалению, «тактических» мер эта стратегия не дает, однако ожидаемые результаты представляет.
– Доля импорта снизится с 60% до 20% в денежном выражении.
– Доля экспорта повысится до 12,5%.
– Производство отечественных транспортных средств составит 2,38% ВВП России.
– На каждую 1000 населения РФ российские легковые автомобили приобретут 363 человека.
– Количество ДТП снизится на 25-30%.
Наша продукция конкурентоспособна при низком курсе рубля. Экс-порт ее стал возможен, и в этом направлении есть перспективы. Необходимо изучать и интенсивно занимать свободные крупные рынки. Поставки во Вьетнам, Иран, Алжир составят к 2020 году соответственно, 15, 30 и 22 тыс. единиц шасси и кузовов. Расширение экспорта может способствовать восста-новлению и устойчивому развитию отечественного автопрома.
В рамках «Стратегии» планируется поднять занятость в отрасли с 0,8% до уровня передовых «автомобильных» стран. В ЕС она составляет в сред-нем 2%. Хорошие перспективы для автопрома видят специалисты в практике внедрения специальных инвестиционных контрактов. Шанс для развития от-расли в России дает также сокращение производства иномарок.