Курсовая с практикой на тему Менеджмент
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Современная система взглядов на менеджмент. 5
1.1
Цели и задачи менеджмента. 5
1.2
Сущность синтетического подхода к
менеджменту. 20
2. Практическая часть. 26
Заключение. 29
Список
литературы. 32
Введение:
Управление — это осознанная целенаправленная
деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют своим целям
различные элементы внешней среды: общество, живую и неживую природу, технику.
Управленческая деятельность имеет две взаимосвязанные характеристики:
методологию и организацию.
Под методологией понимают логическую схему действий,
базирующуюся на понимании путей, средств и возможностей достижения
управленческих целей.
Организация, в свою очередь, это упорядочение
действий, основываясь на их особенностях, составе и структуре. Методология и
организация взаимосвязанные, поэтому данные явления нередко воспринимают как
равнозначные.
Сегодня основной задачей управления является
обеспечение совместной работы людей посредством единства целей и общих
ценностей, сформировав наиболее подходящую структуру фирмы, чтобы обеспечить
условия для обучения и повышения квалификации сотрудников, позволяющие им
эффективно выполнять свои обязанности, а также своевременно реагировать на
изменения внешней среды.
В современных условиях от построения системы
управления, зависит эффективность деятельности организации.
В свою очередь, для того чтобы руководству
осуществлять управленческую деятельности на практике, важно знать как
теоретические концепции управления, так и реальные практические приемы
построения управленческой деятельности.
Анализ реальной практики менеджмента, приводит к
выводу, что необходимо изучать как методологическую, так и организационную
сторону управленческой деятельности.
Актуальность темы заключается в том, что успешная
управленческая деятельность организации в существенной мере зависит от глубины
знания функций менеджмента и мастерства их применения в конкурентной борьбе на
внутренних и внешних рынках. Чем ниже применяемость функций менеджмента в
организациях, тем чаще они разоряются, негативно воздействуя на окружающую их
среду. Именно поэтому данные функции менеджмента являются важнейшим объектом
исследования, как для специалистов, так и современных практиков, использующие
достижения функций в процессе всей деятельности организации.
Целью данной работы является раскрытие современной
системы взглядов на менеджмент.
Задачи работы:
1. Определить цели и задачи менеджмента;
2. Рассмотреть особенности синтетического подхода к менеджменту;
3. Построить дерево целей по увеличению рентабельности
продаж в ПАО «ВымпелКом».
Объектом исследования является система взглядов на
менеджмент, предметом – современные взгляды на менеджмент.
Над рассматриваемой в настоящей курсовой работе проблематикой
провели работу следующие ученые: Ф.У.Тейлор, Ф.
Гилберт, Р.Д., Дафт, Маскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. и многие отечественные
исследователи.
Заключение:
В результате проведенного исследования можно сделать
следующие выводы.
Менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, которая нацелена
на достижение в процессе любой хозяйственной деятельности организации,
работающей в рыночных условиях, конкретных поставленных целей через эффективное
использование материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций
и методов менеджмента.
Главная цель менеджмента заключается в обеспечении
прибыльности или доходности деятельности организации посредством эффективной
организации процесса производства, куда также входят управление производством и
развитием технико-технологической базы, а также эффективное использование
человеческого потенциала при постоянном повышении квалификации, творческой
активности и лояльности всего персонала.
Менеджмент – это система управления, действующая в
условиях рыночной экономики. Другими словами менеджмент – это умение управлять
и добиваться поставленных целей используя труд и интеллект других людей.
Свобода в принятии решений, удовлетворение потребности рынка, получение
оптимальных результатов с оптимальными затратами – все это особенности
менеджмента.
Менеджер – это управляющий или руководитель, который
отвечает за определенное направление деятельности предприятия (управляющий
целой организацией (топ-менеджер), менеджер по связям с общественностью,
финансовый менеджер, менеджер по рекламе и многие другие).
Ни одна организация не может работать без управления.
Управленческий аппарат представляет собой целую систему менеджмента.
В нее входят совокупность лиц, управляющих
организацией совместная работа которых нацелена на успешность всей организации.
В данной работе раскрыты основные функции менеджмента.
Функции менеджмента представляют собой особый вид
управленческой деятельности, при которой руководитель управляет подчиненными.
Основные функции менеджмента подразделены на разные
сферы деятельности управленческого процесса, при этом они взаимосвязаны между
собой и имеют одну определенную цель в достижении оптимальных результатов на
предприятии.
Конкретные функции менеджмента выделяются по сфере
деятельности и связаны со специфическими, конкретными объектами управления,
например, управление закупками, финансами, производством, сбытом, персоналом,
материальными потоками и др.
По результатам исследования можно сделать следующие
выводы:
1. Управленческая деятельность предполагает выполнения
большого количества функций,
2. Функции управления являются отражением содержания
процесса управления, а также видом управленческой деятельности и совокупностью
обязанностей управляющей подсистемы (или субъекта управления)
3. Функция управления отражает специализацию
деятельности менеджера и включает определенные методы и приемы;
4. Условно функции менеджмента можно разделить на три
группы: общие, специальные и частные.
5. Основными функциями менеджмента являются
планирование; организация; мотивация; контроль.
6. существуют и частные функции управления, такие как
управление производством, финансовыми потоками, инвестициями, основными фондами
и другие.
7. Помимо общих функций управления, различают два типа
связующих процессов, без реализации которых невозможно осуществление
управленческих функций. К ним относят информационные коммуникации и принятие
решений.
8. Каждая из функций менеджмента включается множество
подзадач и методик, от эффективности реализации которых зависит
результативность управленческого воздействия;
9. Функции менеджмента
взаимосвязаны, поэтому нельзя исключать ни одну функцию из управленческого
процесса.
Фрагмент текста работы:
1. Современная
система взглядов на менеджмент 1.1 Цели и задачи
менеджмента В условиях
быстро изменяющейся среды, а соответственно, в условиях повышенной
рискованности принимаемых решений стратегическое антикризисное управление
должно опираться на прочный фундамент теории организации и управления. Понятие
управления многозначно.
Управление
– как наука – система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов,
способов и форм управления.
Управление
– как искусство – способность эффективно применять данные науки управления в
конкретной ситуации.
Управление
– как функция – целенаправленное информационное воздействие на людей и
экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить
желаемые результаты[3].
Управление
– как процесс – совокупность управленческих действий, которые обеспечивают
достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в
продукцию на «выходе».
Управление
как аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и
координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей[3].
Исходя из
общих кибернетических представлений, обычно утверждается, что управление – это
целенаправленное воздействие на систему для перевода ее в заданное состояние
или поддержание заданного состояния. Однако такое определение неприемлемо для
социальных систем[5].
Управление
в социальных, в широком смысле слова, системах, или социальное управление,
возможно через государственное и муниципальное управление, которые заключаются
в создании таких условий во внешней среде, которые обеспечивают перевод системы
в заданное состояние или поддержание заданного состояния.
Таким
образом, определяется внешнее воздействие органов государственного и
муниципального управления. Управление направлено на социальную реальность –
проявление человеческого существования, сферу свободы. Социальная реальность –
это общество как социальная система, как целостный организм[1].
Управление
в социальных и экономических системах – это управление организациями,
важнейшими элементами которых являются: организационная структура,
организационная культура и люди, работники организации. Управление в
организациях представляет собой менеджмент.
Приведем
несколько определений, наиболее часто используемых в научной литературе.
Менеджмент
(management – управление, заведывание, организация) – управление деятельностью
организации; совокупность принципов, методов, средств и форм управления
деятельностью организации, разрабатываемых и применяемых с целью повышения
эффективности деятельности и увеличения прибылей. Менеджмент – методы и тактика
управления; руководство людьми и использование средств, которые позволяют
выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем[7].
Менеджмент
– это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы
поведения других людей.
Менеджмент
(управление) – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых
разнообразных организациях, «делать что-либо руками других». У американцев есть
даже поговорка: «Кто производит – не управляет, кто управляет – не производит».
Менеджмент
– это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию[2].
Таким
образом, понятие «управление», в том числе, включает управление в социальных
системах (социальное управление в широком смысле).
В свою
очередь, управление в социальных системах включает менеджмент и
администрирование, в том числе управление в социальной сфере (социальное
управление в узком смысле) [4].
С точки
зрения системного подхода, сущность которого заключается в том, чтобы выделить
систему того уровня, на котором может и должна быть решена проблема, источник
преобразований системы или функций находится обычно в самой системе. Система –
обособленная сознанием часть реальности, элементы которой обнаруживают свою
общность в процессе взаимодействия. [10]
Для
управления организациями, рассматриваемыми как системы, применимы следующие
определения: управление – это процесс взаимодействия субъекта и объекта
управления для достижения системой поставленной цели; управление – это процесс
планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы
сформулировать и достичь целей организации.
В
настоящее время высокоразвитое состояние мира можно объяснить эффективным
управлением. Управление характерно для каждой стадии функционирования
современных организаций[6].
Менеджмент представляет
собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, ориентированной на
достижение поставленных целей посредством наиболее оптимального использования
имеющихся материальных и трудовых ресурсов на основе принципов, функций и методов
управления.
Менеджмент
как современная система управления предприятием, предполагает формирование
условий, которые требуются для эффективного функционирования и развития
предприятия. Имеется в виду такая организация управления, которая обусловлена
объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений
хозяйствования. Характерная черта современного менеджмента заключается в его
нацеленности на обеспечение эффективной организации управления предприятием.
Термин «менеджмент» можно считать аналогом термина «управление», однако
полными синонимами их считать нельзя. Термин «управление» намного объемнее,
т.к. может применяться относительно различных сфер человеческой деятельности;
разных сфер деятельности; органов управления[1].
В свою очередь, термин
«менеджмент» может применяться только относительно управления
социально-экономическими процессами на уровне организации, функционирующей в
условиях рынка, хотя в последнее время он стал использоваться и в отношении
некоммерческих организаций[3].
Менеджмент
происходит от английского слова management,
что в переводе означает «управление,
организация», и представляет собой систему программно-целевого управления,
текущего и перспективного планирования, организации производства и продаж
продукции. Менеджмент изучает наиболее рациональную организацию и управление
производством и трудовыми ресурсами [17].
Менеджмент
представляет собой комплекс следующих взаимосвязанных действий, представленных
на рис. 1. Менеджмент Организация и управление (производством и коллективом) Формулировка задач и внесение корректировок Проектирование этапов работы Принятие решений Организация коммуникаций (передачи информации) Регулирование производственных процессов Сбор и анализ информации Подведение итогов деятельности Рис. 1. Менеджмент
как комплекс взаимосвязанных действий Известно свыше 200 трактовок менеджмента. Одно из
самых известных и распространенных на данный момент определений приведено в
английском издании «Международного справочника
по менеджменту»: «Менеджмент представляет собой эффективное
использование и координацию таких ресурсов, как капитал (финансовый,
производительный и человеческий) для достижения целей с максимальной
эффективностью».
В зарубежной науке управления сложились четыре
важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной
теории и практики управления. Это концепции: научного управления;
административного управления; управления с позиций психологии и человеческих
отношений; управления с позиций науки о поведении[8].
В современных условиях существуют три научных подхода
к управлению: подход к управлению как к процессу; системный подход;
ситуационный подход.
Менеджмент как наука управления разрабатывает средства
и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей
организации, повышению производительности труда и рентабельности производства
исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде.
Отсюда появление и развитие в современных условиях
новых подходов к управлению, ориентированных на решение проблем управления в
крупных промышленных фирмах, международных по сфере деятельности —
транснациональных корпорациях[3].
Подход к управлению как к процессу определяет
управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение
целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия
непрерывных взаимосвязанных действий — функций управления. Разные авторы
предлагают различные перечни функций[6].
Оптимальный набор включает: планирование, организацию,
распорядительство (командование), мотивацию, руководство, координацию,
контроль, коммуникацию, исследование, оценку, принятие решений, подбор
персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.
Системный подход предполагает, что руководители должны
рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких,
как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение
различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Ситуационный подход предполагает, что пригодность
различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует
обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не
существует и единого лучшего способа управления организацией[2].
Самым эффективным в конкретной ситуации становится
метод, наиболее соответствующий данной ситуации. Ситуационный подход внес
большой вклад в теорию управления, поскольку содержит конкретные рекомендации
по применению научных положений к практике управления в зависимости от
сложившейся ситуации и условий. Под ситуацией понимается конкретный набор
обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в
данное время. Используя ситуационный подход, управляющие могут понять, какие
методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей
организации в конкретной ситуации[9].
Функция менеджмента отражает содержание процесса
управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей
управляющей подсистемы (субъекта управления) [11].
Конечным результатом управления является выработка
управленческой команды (приказа), направленных на достижение поставленной цели.
Т.к. один работник может выполнять несколько функций,
а несколько работников могут выполнять одну функцию, то каждая функция
менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса
управления, а система управления видом деятельности или конкретным объектом —
это совокупность функций, которые связанны единым управленческим циклом. [10]
Деятельность управления – это сложный и
целенаправленный процесс. В постиндустриальном обществе становится важным, как
работает руководитель, как он гибок и мобилен в своих действиях в отношении
организации, команды в связи с осуществлением своих функций.
Достижение эффективности в деятельности руководства
организации, касающихся взаимодействия и динамической функции менеджера в
постоянно меняющихся условиях[3].
Функция управления – это направление или форма
правления, характеризующаяся отдельным набором задач и проведением специальных
методов и способов.
Среди основных характеристик функции управления
являются следующие:
1) направленность этой работы;
2) отдельные сложные задачи.
Каждая организация стоит перед необходимостью
формирования собственного облика – определения своих целей и ценностей,
стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных
правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой
репутации фирмы в деловом мире.
Все это, именуемое организационной культурой, является
задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы организации
[5].
Любое воздействие на управляемую систему может быть
реализовано только через функции управления.
Таким образом,
выявляется тесная взаимосвязь и взаимообусловленность структуры и функций
управления.
Распределение функций управления способствует
совершенствованию процесса управления, обобщение и передача управленческого
опыта, а также изучение функций управления, понимание природы деятельности и
управления [2].
Планирование – это непрерывный процесс создания и
реализации целей развития всей организации и ее структурных подразделений,
определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации,
распределения ресурсов.
Под планированием понимается вид деятельности,
связанный с постановкой целей, формулировкой путей их достижения, описанием
конкретных действий. Планирование является основой управленческой деятельности.
Процесс планирования должен основываться на экономических и производственных
условиях, имеющихся у предприятия ресурсах, структуре и особенностях рынка, на
котором планируется деятельность[4].
Прежде чем запустить какое-либо производство,
управляющий должен основательно продумать, что конкретно он должен сделать, в
какие сроки, пути достижения и используемые средства. Иначе его деятельность
может оказаться напрасной. Соответственно, первой и основополагающей стадией
управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс
постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Этот процесс и является
планированием[13].
Главной целью планирования является обеспечение
эффективного функционирования и развития предприятия. Объектом планирования на
предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение
предприятием функций: хозяйственной, социальной, экономической. Предметом
планирования выступают ресурсы предприятия.
К задачам планирования относят:
1. Предвидение вероятных рыночных тенденций и
соответствующая им корректировка производственной программы предприятия.
2. Исследование требований потребителей и формирование
программы, ориентированной на их запросы.
3. Обеспечение выпуска продукции более высокого
качества.
4. Непрерывное повышение эффективности производства.
5. Выявление и мобилизация внутренних ресурсов
производства.
6. Применение наиболее экономичных технологий и
оборудования.
7. Согласование действий с поставщиками,
потребителями, посредниками предприятия и направление этих действий на
достижение взаимовыгодных результатов[10].
В зависимости
от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования:
стратегическое, среднесрочное, текущее.
Стратегическое планирование заключается в основном в
определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение
намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения
поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.
При этом
разрабатываются также новые возможности фирмы, например, расширение
производственных мощностей путем строительства новых предприятий или
приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное
изменение технологии[12].
Стратегическое планирование охватывает период в 10-15
лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы
управления и основывается на огромных ресурсах.
Среднесрочное планирование в настоящее время в
большинстве отраслей народного хозяйства практически не используется. Данный
вид планирования в большей степени характерен для государственных и
муниципальных унитарных предприятий[1].
Текущее планирование заключается в определении
промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом
детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование
ресурсов, внедрение новой технологии.
Организация как функция управления направлена на
реализацию планов. Организация непосредственно связана с систематической
координацией многих задач и, соответственно, формальных взаимоотношений людей,
их поведения.
Понятие «организация» может принимать разные смысловые
значения в научной литературе. Некоторые воспринимают организацию как нечто,
стоящее выше самого понятия «управление», но в этой работе под организацией
имеется ввиду именно одна из функций управления. Говоря об организации, мы
ведём разговор именно об организационной деятельности, призванной обеспечить
выполнение какой-либо программы или создать условия для принятия стратегии и
плана [2].
Главная цель организационной функции — это
формирование управляющих и управляемых систем, а также связей и отношений между
ними.
Организация предоставляет возможности для продуктивной
кооперации человеческих и технических ресурсов, при которой их совместная
трудовая деятельность достигает максимального результата при минимальных
затратах. Этот процесс обусловливает переход от неорганизованной деятельности,
или от хаоса, к организованной[15].
Элементы организуемой организационной функцией системы
не являются чем-то застывшим и неизменным. Подобно живым существам, они
приспосабливаются к вечно меняющемуся миру. Стабильная жизнестойкая система
постоянно подвергается различным изменениям.
Неизбежным считается переход от старой формы к новой,
если организационная система намерена дальше существовать и развиваться[4].
Главной задачей выполняющих функцию организации
работников является не допущение того, чтобы система стала неуправляемой и
несла производственные потери в процессе видоизменения. Особенность
организационной функции, а также её преимущество над остальными функциями
управления заключается в том, что она — единственная, которая обеспечивает
взаимосвязь и эффективность всех других функций управления. Объективность
организационной функции выражена в том, что соединение человеческих и
материальных компонентов происходит не случайным образом, а по заранее
спланированной стратегии, и подчинено оно законам управления и нацелено на
выполнение определённой задачи[11].
Для того, чтобы организационная деятельность
функционировала, необходимо наличие специальной информации, которая обязательно
должна соответствовать той области деятельности, в которой она будет
использоваться.
С развитием технологий и производственных мощностей
стало необходимым использование в управлении и организационной информации.
Имеется ввиду, что организация создает такой механизм
интеракции системных компонентов, когда обмен информацией становится уже не
самоцелью, а средством принятия управленческих решений и доведения их до
исполнителей. В содержание функции организации входят такие виды работ, как
образование производственных и формирование управленческих подразделений,
обеспечение кооперации структурных элементов организации и решение проблемы
связи и взаимоотношений управленческих отделов посредством интеграции в деятельность
фирмы определённых нормативов[8].
То есть здесь функция организации может быть поделена
еще на несколько небольших самостоятельных функций: организация производства,
системы управления и связей и отношений между объектами и субъектами
управления. Воздействие функции организации на объект управления обеспечивает
образование структуры организации, взаимосвязи между ними с учетом
кооперирования и спецификации производства и расстановку кадров по участкам в
соответствии с их квалификацией и профессиональной подготовленностью[3].
Результатом выполнения функции организации является
обеспечение чётко структурированного взаимодействия между субъектом управления
и объектом управления.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к
деятельности для достижения личных целей и целей организации.
Мотивация труда
– одна из важнейших функций менеджмента, представляющая собой стимулирование
работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия
через удовлетворение их собственных потребностей.[8]
Значение мотивации состоит в подборке эффективного
способа и метода точного воздействия на трудовой коллектив, персонал для его
ориентирования на деятельность, приносящую самый качественный результат,
учитывая мотивационные установки работника, их личностный потенциал и
профессионализм.
Главные рычаги
мотивации – стимулы и мотивы. Стимул – нематериальная и материальная награда
определенной формы, чаще всего это заработная плата. В отличиеот стимула мотив
– внутренняя побудительная сила: желание, влечение, ориентация, внутренние
целевые установки, то есть потребности.[5]
Классификации потребностей работников, традиционно
состоит из 3 базовых доминант: материальные, социальные, духовные. Основные
формы мотивации работников предприятия:
1) заработная плата – оценка вклада работника в
результаты деятельности предприятия.
2) система внутрифирменных льгот работникам:
субсидированное и льготное питание, продажа продукции предприятия своим
работникам со скидкой, оплата расходов на проезд до места работы и обратно.
3) нематериальные льготы: предоставление права на
скользящий,гибкий график работы, предоставление отгулов, увеличение
продолжительности оплачиваемого отпуска за достижения в работе, более ранний
или поздний выход на пенсию[16].
Таким образом, мотивация персонала — сложносоставной
процесс повышения производительности труда. Мотивация труда персонала является
ключевым направлением кадровой политики любого предприятия.
Наиболее эффективной системой мотивации сотрудников
является «мотивация на результат». Результаты работы сотрудников определяются с
помощью KPI (Ключевых показателей эффективности). KPI и мотивация персонала
позволяют существенно улучшить эффективность и производительность работы
компании[14].
Стимулируя труд сотрудников, менеджер работает с
наибольшей отдачей и эффективностью, действуя, в первую очередь, в интересах
Компании; производит «естественный отбор» наиболее трудолюбивых и способных;
поддерживает обратную связь между всеми подразделениями фирмы; максимально
эффективно использует ресурсы и компетенции подчиненных. То есть, постоянно
находится в поиске нестандартных современных способов мотивации персонала,
которые не всегда связаны с материальным стимулированием.
Контроль – это процесс обеспечения достижения
организацией своих целей. Он включает установление стандартов, измерение
результатов и принятие необходимых корректирующих мер [3].
Контроль является процессом, который обеспечивает
достижение целей хозяйствующего субъекта и который необходим для обнаружения и
разрешения появляющихся сложностей, не достигших собственной критической точки,
для стимулирования успешной деятельности хозяйствующего субъекта [2].
Этапы процесса контроля как интегрирующей функции в
системе менеджмента:
1) установка определенных нормативов;
2) сопоставление фактической деятельности с
нормативами, а именно оценивание результатов и их эффективности;
3) корректировка отклонений от соответствующих
нормативов и планов [4].
Осуществление данных этапов сопровождается
воздействием всех функции менеджмента, таких как планирование, организация и
мотивация. Так установка нормативов заключается в том, что планы считаются
эталоном, на основании которого выстроена система контроля, при этом первым
шагом в ходе контроля должна быть разработка планов. При этом в связи с тем,
что планы различаются определенным содержанием, степенью сложности и что
управляющим хозяйствующих субъектов в основном сложно следить за всем,
устанавливаются соответствующие нормативы, которые можно определить в качестве норм эффективности хозяйствующего
субъекта.
Заранее выбранные точки в общей программе
планирования, в которой производится определение эффективности деятельности
хозяйствующего субъекта, чтобы можно было сообщить управляющим хозяйствующего
субъекта о процессе деятельности и избавиться от необходимости выслеживать
каждый шаг в осуществлении определенного плана[1].
Конечная цель контроля как интегрирующая функция в
системе менеджмента состоит не в том, чтобы собрать информационные сведения,
установить стандарты и определить проблемы, а в том, чтобы решить задачи,
которые стоят перед хозяйствующим субъектом или управленцем хозяйствующего
субъекта[17].
Таким образом, чтобы быть эффективным, контроль обязан
интегрироваться с процессом планирования, мотивации и организации как функций
управления. Исходя из всего вышеописанного, контроль должен не просто собирать
информацию, а помогать совместно с другими функциями в решении стоящих перед
хозяйствующим субъектом или управленцами хозяйствующего субъекта задач[20].
На рисунке 2 показаны систематические функции
управления. Рис. 2. Взаимосвязь
общественных, частных и вспомогательных функций управления
Коммуникация – это процесс обмена информацией между
двумя или более людьми. Благодаря коммуникациям руководители (аппарат
управления) получают информацию, необходимую для принятия решений, и
обмениваются решениями для сотрудников.
В процессе выполнения функций управления менеджерам
приходится принимать большое количество решений (см. таблицу 1).
Таблица 1 — Соотношение различных возможностей управления
задачами Планирование Организация Координация Мотивация Контроль Постановка целей; Определение необходимых ресурсов; Выбор способов достижения
целей и задач Структуры производства; Структуры управления; Процесс производства, услуг поддержки и обслуживания Принятие решения о том, как согласовывать
деятельность различных структурных подразделений, использования технических средств связи Установление и оценку неудовлетворенных потребностей; Формирование удовлетворения потребностей; Стимул определения (меры) Кого, когда и как контролировать; виды и формы контроля использовать; КБК для анализа полученной
информации; решения для осуществления корректирующих действий Таким образом, анализ показывает, что каждая функция
состоит из ряда задач, которые взаимосвязаны. Каждая последующая функция
выполняется только после выполнения предыдущего, то есть они взаимозависимы и
взаимодействуют [4].
Лидер должен быть гибким в реализации таких функций
управления, как организация, мотивация, контроль, координация, направленные
непосредственно на возникновение коммуникаций с подчиненными. Все функции
взаимосвязаны, осуществляются в сотрудничестве.
Менеджмент – это система, где каждая функция зависит
от других. Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод, что
профессиональная компетентность менеджера – ключ к успеху во всех функциях. И
артменеджер – это гибкий, мобильный руководитель, отвечающий на требования
внешней среды.