Курсовая с практикой на тему Механизмы реализации государственной политики в сфере культуры в Республике Крым
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ.. 6
1.1. Сфера культуры как объект государственной политики. 6
1.2. Нормативно-правовые основы реализации государственной
политики в сфере культуры в Республике Крым. 10
1.3. Особенности современной
государственной политики в сфере
культуры 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ.. 26
2.1. Социально-культурные особенности Республики Крым. 26
2.2. Характеристика организации управления культурой в Республике Крым 34
2.3. Особенности использования механизмов реализации
государственной политики в сфере культуры в Республике Крым. 42
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ.. 53
3.1. Проблемы использования механизмов реализации
государственной политики в сфере культуры в Республике Крым. 53
3.2. Перспективы совершенствования механизмов реализации
государственной политики в сфере культуры в Республике Крым. 59
3.3. Оценка экономической эффективности предложенных
рекомендаций. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 79
Введение:
Актуальность
исследования обусловлена тем, что происходящие экономические и политические преобразования
влекут за собой реформирование в сфере культуры.
Российская
культура имеет глубокие исторические корни. С одной стороны, в ее основе лежат традиции
классического искусства, с другой, традиции народов, населяющих нашу многонациональную
страну. Различные исторические этапы, через которые проходила Россия, оставили свой
след в формировании ее культурного наследия.
Огромная
роль в развитии сферы культуры принадлежит человеческому фактору. В сфере культуры,
где ведущая роль отводится творчеству, этот фактор приобретает особо важное значение.
Культурная
среда сегодня становится ключевым понятием современного общества. Вопрос о месте
культуры и культурной политики в современном мире достаточно многогранен. Одних
только определений культуры накопилось свыше двух с половиной сотен.
Проблемы
культурной политики в условиях культурного
разнообразия, связанные с поисками ценностно-смысловых оснований и необходимостью
переосмысления управленческой деятельности, занимают центральное место в российской
культурологии. Внимание к культуре в обществе, которое сегодня фиксируется как ведущая
тенденция в процессах модернизации и в социально-гуманитарных исследованиях, корректирует
цели культурной политики, что влечет за собой значительные изменения, внедрение
новых практик, соответствующих современной социокультурной ситуации.
Противоречием между очевидной потребностью формирования новой
модели культурной политики Российской Федерации и недостаточной теоретической и
практической разработанностью данного направления в системе государственного управления
так же определяет актуальность данной проблемы.
Целью данной работы является анализ механизмов реализации государственной
политики в сфере культуры в Республике Крым.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены
следующие задачи:
1. Исследовать сферу культуры как объект государственной политики.
2. Проанализировать нормативно-правовые основы реализации государственной
политики в сфере культуры.
3. Выявить особенности современной государственной политики в
сфере культуры.
4. Проанализировать социально-культурные особенности Республики
Крым.
5. Охарактеризовать организацию управления культурой в Республике
Крым.
6. Выявить особенности использования механизмов реализации государственной
политики в сфере культуры в Республике Крым.
7. Выявить проблемы использования механизмов реализации государственной
политики в сфере культуры в Республике Крым.
8. Сформулировать перспективы совершенствования механизмов реализации
государственной политики в сфере культуры в Республике Крым.
9. Оценить экономическую эффективность предложенных рекомендаций.
Объектом исследования является сфера управления культуры Республики
Крым. В качестве предмета работы выступает анализ механизмов реализации
государственной политики в сфере культуры в Республике Крым.
При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения,
абстрагирования, дедукции и индукции.
Данная работа структурирована на введение, три главы, объединяющие
девять параграфов, заключение, список источников.
Заключение:
В настоящее время государственная культурная политика
приобрела особое значимое место
в жизни российского общества, ее реализация
является неотъемлемой частью Стратегии национальной безопасности. Культура в жизни человека всегда играла
огромную роль.
Культура
передается от поколения к поколению на основе взаимоотношений людей в обществе
и на основе «артефактов» — памятников культуры, носителей информации, что в
совокупности составляет культурную
среду общества в целом.
Процесс развития культуры —
это глобальный исторический процесс,
который происходит в обществе. Культурная политика как метод государственного
управления стала выделяться еще в конце 18 века. За это время произошло немало
событий в сфере культуры России. Именно в рамках культурной
политики определяются основные принципы государственной поддержки культуры, в
том числе устанавливаются и финансовые условия.
Поскольку государство является главным субъектом государственной
культурной политики, от него и зависит фактическая реализация культурной
политики.
Под
культурной политикой понимают действия, осуществляемые органами государственной
власти Российской Федерации и общественными институтами, направленные на
поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой
деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей
российскому обществу системы ценностей. Основные цели государственной
культурной политики состоят в формировании гармонично развитой личности и
укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного
и гуманитарного развития. Целями государственной культурной политики также
являются: укрепление гражданской идентичности; создание условий для воспитания
граждан; сохранение исторического и культурного наследия и его использование
для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных
для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов
поведения; создание условий для реализации каждым человеком его творческого
потенциала; обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным
ценностям и благам. Принципы государственной культурной
политики в большей степени носят декларативный характер, причем зачастую имеют
оттенок «идеальных» или даже утопических.
Нормативно-правовые основы регулирования культурной
политики Республики Крым базируются на федеральных актах в сфере организации
реализации государственной культурной политики и включают в себя региональный и
муниципальный уровень управления рассматриваемой сферой с учетом определенных
на уровне федерации приоритетов.
В настоящее время в качестве особенностей современной
государственной культурной политики можно выделить градацию по уровням
управления и распределение полномочий между органами государственной власти
различного уровня и органами местного самоуправления, потребность в
стратегическом планировании и четком следовании
Республика
Крым обладает уникальным культурно-историческим потенциалом, сохранение,
развитие и популяризация которого должны осуществляться в рамках реализации
государственной культурной политикой на территории региона. Однако, для этого
необходима государственная поддержка и реализация государственных программ,
направленных, прежде всего, на формирование современной инфраструктуры
социокультурной деятельности.
Управление процессами и механизмами реализации государственной
политики в сфере культуры на территории Республики Крым осуществляет орган
исполнительной власти регионального уровня – Министерство
культуры Республики Крым.
Вся тяжесть функционала
управления культурной политикой на уровне муниципального образования в
Республике Крым лежит на органах местного самоуправления, которые должны не
только организовать досуг и обеспечить жителей, проживающих на данной
территории услугами организаций культуры, но и осуществлять содержание объектов
культуры местного значения. В сложных экономических условиях дополнительные
трудности в сфере управления культурной политики уровне органов местного
самоуправления на территории Республики Крым создает дефицит муниципальных
бюджетов, особенно это актуально в отношении сельских территорий, где
отсутствуют градообразующие предприятия.
Проблемы современной
культурной политики выражаются в постепенном сокращении влияния
российской культуры в мире, в региональных диспропорциях страны,
касающихся развития сферы культуры и искусства, недооценке возможностей
отрасли культуры для гармонизации социальных отношений, низких темпах
модернизации культурной инфраструктуры, бюрократических подходах
межведомственного взаимодействия по вопросам развития культуры, недостаточном
финансировании сферы культуры и искусства России в целом, проблемах в
осуществлении мероприятий государственного и муниципального финансового
контроля и др.
Все эти изменения указывают на необходимость
принятия более совершенных мер в регулировании и финансировании отрасли
культуры.
Согласно Стратегии государственной культурной
политики, на период до 2030 года решить эти проблемы предлагается одним из трех
сценариев: инерционным (повышать показатели, принципиально не меняя структуру
госполитики), инновационным (сделать упор на образование, выращивая кадры) и
базовым (увеличить бюджетное финансирования культуры, сконцентрировать ресурсы
государства на этой сфере, продвигать стратегические законодательные
инициативы).
В частности, во многих
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Первая глава
посвящена теоретическим основам исследования механизмов реализации
государственной политики в сфере культуры. В рамках данной главы настоящей курсовой
работы исследуется сфера культуры как объект государственной политики,
проводится анализ нормативно-правовых основ реализации государственной политики
в сфере культуры, а также выявляются особенности современной государственной
политики в сфере культуры. 1.1. Сфера культуры как объект государственной политики Культура
представляет собой совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и
факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных
ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.)
Культура
относится к элементам общества, эффекты от состояния и деятельности которых
будут проявляться через определенный период времени, а не в текущем контексте.
То есть, какова культура сейчас, каким будет общество и человек в этом обществе
через 10-20 лет? В связи с этим необходимо говорить о переориентации
государственной политики в области культуры на оптимизацию механизмов развития
присущего ей потенциала, хотя с экономической точки зрения это не выгодно в
современных условиях.
Исходя
из этого, попытаемся определить возможную модель государственного регулирования
в сфере культуры. Во-первых, отметим, что этот процесс рассматривается в двух
категориях: культурная политика и политика в сфере культуры. Они часто
используются как синонимы, что неверно. Культурная политика – это более широкое
понятие, в структуру которого входят стратегические компоненты развития
общества в целом. Фактически культурная политика является одним из аспектов
политики государства и гражданского общества в целом, поскольку отражает
ценностные, нравственные и нормативные основы ее формирования и реализации, то
есть выполняет по отношению к ней интегративную функцию. Ведь формирование
культурной политики – это деятельность всего общества [19, с. 141], потому что
культура – это способ его существования. Государственное регулирование в этом
случае будет основываться на том, что государство уже является частью этой
системы.
Политика
в сфере культуры – это уже дефиниция в сфере политики [22,
с. 377], определяющая направление адаптации определенных объектов и
видов человеческой деятельности, трактуемых как культура [24]. Это включает в
себя профессиональную работу, основанную на специальных знаниях, умениях и
навыках. Несмотря на постоянную критику такого подхода, то есть на то, что
«узость» изложенного, на наш взгляд, не ограничивает понимания культуры, а
необходима для осуществления государственного управления, а также политики в
области образования, науки, экологии и т. д. – она тоже является частью
культуры в широком смысле, но имеет свою специфику с точки зрения управления.
Сфера
культуры как объект управления, как это видно на рисунке 1.1, включает в себя
следующее [50]:
1)
люди, профессионально осуществляющие культурную деятельность в организациях
сферы культуры;
2)
потребители культурного продукта, то есть общество в целом и человек, в
частности, посредством участия в культурной жизни, творческой деятельности,
доступа к культурному наследию и т. д.;
3) культурные институты,
сформировавшиеся