Курсовая с практикой на тему Механизмы номинации в английском и французском гастрономических дискурсах.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1
Научно-теоретические основы исследования гастрономического дискурса 6
1.1 Теория номинации. 6
1.2 Понятие и
виды номинации. 9
Глава 2
Анализ механизмов номинации гастрономического дискурса на примере французского
и английского языков. 25
2.1.
Специфика гастрономического дискурса. 25
2.2.
Реализация механизмов номинации в гастрономическом дискурсе. 27
Заключение. 34
Список
использованной литературы.. 35
Введение:
Актуальность
темы исследования обусловлена тем, что влияние когнитивного подхода к изучению
терминов привело к тому, что внутренняя природа термина, обусловленная наличием
связи профессионального познания, коммуникативного процесса и деятельности,
стала главным предметом изучения специальных языковых единиц.
Вообще, терминоведение
можно отнести к отдельной сфере языкознания, поскольку оно включает в себя
специфические знания в области
лексикологии.
Термины из разных сфер
жизни человека представляют собой интересный объект для исследования. Стоит
отметить, что помимо изначально возникшей внутренней конструкции термина,
некоторые термины были заимствованы из других отраслей, смежных или отдаленных.
Термины в сфере косметики
и парфюмерии в английском языке остаются мало изученными, в то время как
занимают значительный пласт лексики современного человека. В связи с этим,
актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Гастрономическое производство неразрывно связано с
культурой и историей науки всего человечества. За время существования данной
области возникло и продолжает возникать весьма значительное количество
терминологических единиц, которые требуют всестороннего лингвистического
исследования и систематизации. В частности, в рамках данной работы в центре
внимания стоят процессы метонимии как продуктивные механизмы семантической
деривации в англоязычной и франкоязычной терминологии сферы гастрономического производства. Степень изученности
проблемы можно охарактеризовать как достаточную. На сегодняшний день в области
исследования процессов номинации отмечаются работы таких исследователей, как В.
В. Дементьев [17],
А. А. Уфимцева [54].
В их работах результаты вторичной номинации рассматриваются как производные
морфологической структуры и значения. Методы вторичной номинации в этом смысле
сильно различаются в зависимости от лингвистических ресурсов, используемых для
создания новых имен, а характер этой взаимосвязи — это «имя реальности».
С. Р. Ван Несс обращает
внимание на использование вторичных номинаций при создании наименований [40]. Исследователь исходит из того, что
номинация в лингвистике представляет собой процесс называния, в котором
языковые элементы соответствуют объектам, которые они обозначают. В номинации
можно выделить три стороны: именуемый объект, именующий субъект и языковые
средства, среди которых делается выбор. Признак, выбранный в процессе
номинации, лежит в основе имени и формирует его внутреннюю форму. Такие
средства вторичной косвенной номинации, как метафора, метонимия и антономазия,
являются наиболее продуктивными способами формирования вторичных имен
собственных.
Объектом исследования
является термины в сфере гастрономического дискурса в английском и французском
языках. Предметом исследования выступают механизмы номинации в английском и
французском гастрономическом дискурсах.
Целью работы является
изучение механизмов номинации в английском и французском гастрономическом
дискурсах.
Достижение данной цели
обусловило постановку следующих задач:
— обозначить понятие
номинации в языке;
— изучить виды номинации;
— проанализировать
специфику гастрономического дискурса;
— проанализировать
механизмы номинации в гастрономическом дискурсе.
Достижение поставленных
задач решалось при помощи следующих методов и приемов. Метод непосредственного
лингвистического наблюдения и описания предполагает описание функционирования
тех или иных языковых единиц в естественной коммуникации. Метод позволил
изучить значение языковой единицы, ее функции, проанализировать контекст ее
употребления. Метод использовался для анализа фактического материала и позволил
в дальнейшем систематизировать полученные данные.
Метод систематизации и
классификации позволил выделить те или иные группы единиц, фактов,
систематизировать теоретический и фактический материал исследования.
Метод анализа словарных
дефиниций применялся для анализа базовых терминов исследования, в рамках метода
изучаются словарные дефиниции терминов, обосновывается выбор того или иного
термина как рабочего в исследовании. Метод сплошной выборки состоит
использовался для банка фактического материала, который необходим для
проведения лингвистического исследования.
Метод когнитивного анализа, который использовался для осмысления метонимического
переноса значения.
Эмпирической базой
исследования стали рекламные тексты меню на английском и французском языках.
Научно-теоретической
базой работы послужили работы таких исследователей, как К. Я. Авербух, О. А.
Алимурадов, А. Андреева, Н. Д. Арутюнова, А. Н. Баранов, Т. И. Бельская, М.
Блэк, В. С. Воропаева, З. С. Гандолаева, С. В. Гринев-Гриневич, Т. М.
Грушевская, Д. Дэвидсон, И. И. Зяблова, К. Классен, З. И. Комарова, Н. Е.
Курдашвили, И. А. Маринченко, В. В. Морковкин, В. Н. Немченко, В. Г. Павленко,
М. Юдин и др. Теоретическая значимость
работы состоит в том, что в ней в обобщённом виде представлены существующие на
сегодняшний день достижения лингвистической науки в плане развития значения
слова. Практическая значимость
работы состоит в том, что основные ее результаты могут быть применены на курсах
по лексикологии английского языка в вузах и при написании научных работ,
посвященных изучению процессов номинации.
Структура работы
обусловлена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка используемой литературы.
Заключение:
В результате исследования
были сделаны следующие выводы. Номинация – образование в языке единиц,
обладающих номинативной функцией служащих для формирования необходимых понятий
о фрагментах действительности в форме слов, словосочетаний, фразеологизмов,
предложений; выделения и именования фрагментов действительности. В этом смысле,
термин «номинация» обозначает также результат процесса номинации,
представляющего собой весомую языковую единицу.
К путям появления
номинативных единиц в языке относят создание номинатива, переосмысление или
заимствование. Для механизма номинации выбор признаков может происходить на
основе универсальной гносеологической схемы отражения в понятии (сигнификате)
реальных объектов. К регулярным механизмам номинации относят комбинаторику
элементарных единиц и многозначность. В
процессе создания номинативных единиц человек из множества признаков
определенного предмета выделяет наиболее важный, по его мнению, и использует
его для наименования нового предмета. Этот признак и является мотивационным, он
вербально эксплицирует внутреннюю форму слова.
В
доказательство этих слов можно привести обилие синонимов среди
названий растений, где в одном случае решающую роль при наименовании играет
сравнение с другими растениями, в другом – восприятие красоты, в третьем –
оценка пользы для человека, в четвертом – бытующее суеверие и т.д. Этимология способна выявить искомую или
реконструировать другую внутреннюю форму, сопоставимую, скорее всего, с ее
первым значением. Внутренняя форма слова – это первоначальное этимологическое
значение, возникающее в результате опоры на первичный признак
Фрагмент текста работы:
Глава
1 Научно-теоретические основы исследования гастрономического дискурса
1.1 Теория
номинации
Современное общество
постоянно развивается, вместе с этим увеличиваются научные и общие познания
человечества, и в результате таких изменений происходит непрерывное пополнение
языка новыми наименованиями.
Идея номинации лежит в
основе любого языка, ведь во всяком языке имеются слова, служащие средством
наименования любого предмета и объекта действительности. Первые попытки
охарактеризовать номинацию с точки зрения языковой действительности приходятся
еще на XIX век, однако началом отечественного языкознания считаются 60-е гг. XX
века, когда теорией номинации начали серьезно заниматься советские лингвисты.
Это явление хорошо охарактеризовала Е.С. Кубрякова в статье «Ономасиология»,
когда отметила, что именно в эти годы происходит расширение границ ономасиологии
и усложнение теоретического аппарата науки [30, с. 49].
Область лингвистики,
изучающая номинативную функцию лексических единиц, называется ономасиологией. В
современной науке ономасиология рассматривает не только слова, обозначающие
явления или объекты действительности (в данном случае правомерно говорить о
простой номинации), но и выражения, обозначающие целые ситуации общения или
фон, на котором происходит какое-либо явление действительности.
В настоящее время термин
номинация реализуется в различных значениях, которые генетически соотнесены
между собой. Процесс номинации изучается в рамка теории номинации.
Теория номинации
развивалась прежде всего, как теория, направленная на объяснение пути от вещи к
ее обозначению, т.е. пути от предметного мира — к наречению отдельных его
фрагментов. В этом заключается сущность ономасиологического подхода к
исследованию языка; подхода, который рассматривает содержательную сторону
языковых единиц с точки зрения предметной направленности, то есть
соотнесенности с внеязыковым предметным рядом как средства обозначения,
именования последнего.
Человек, создающий новое
слово, стремится к индивидуализации и оригинальности. Затем слово проходит
несколько стадий социализации (принятие его в обществе) и лексикализации
(закрепление в языковой системе). Слово воспринимается посредниками, которые
распространяют его среди масс. Это, как правило, преподаватели университетов, школьные
учителя, репортеры, работники средств массовой информации. Слово фиксируется в
периодической печати. Очередная стадия социализации — принятие слова широкими
массами носителей языка. Далее идет процесс лексикализации, а затем —
приобретение навыков адекватного употребления нового слова, т.е. приобретение
коммуникативно-прагматической компетенции носителями языка.
Термин «номинация»
обозначает процесс присвоения объекту имени. Данный термин служит и для
обозначения этого имени, т. е. он является как самим процессом, так и
результатом этого процесса. При обозначении номинации как результата процесса
обозначения имени исследователи часто замещают термин «номинация» производными
– номинат, номинатив и т.п.
В результате акта
номинации создается единица, относящаяся к одному из типов единиц номинации
(производному или сложному слову, словосочетанию).
В общем смысле номинация
– это процесс присвоения имен вещам. Номинация – сложное структурное
образование. По В. Г. Гаку, оно включает в себя [11, с. 234]: 1) значение; 2) смысл; 3)
объем. Типология номинаций при этом может основываться на всех трех
составляющих, в частности, и на всей
В процессе номинации
участвуют два основных участника:
(1) номинант, то есть
тот, кто называется объектом,
(2) референт, то есть
именованный объект, который является отправной точкой в процессе назначения.
Процесс номинации
начинается с формирования понятия референта, то есть концепта. Концепт — это
категория человеческого познания. Это обобщенная идея класса объектов,
суммирующая самые существенные характеристики данного класса, которые помогают
отличить его от любого другого класса объектов.
Понятие концепта в
основном схоже для всех людей — говорящих на разных языках, потому что:
(1) формирование понятий
определяется когнитивными способностями человека,
(2) все люди живут в
одном и том же реальном мире, чьи функции абстрактны, обобщены и отражены.
Существует реальный мир, который мы классифицируем независимо от языка, который
мы используем.
На первый взгляд, как
отмечает в своей работе Б.А. Серебрянников [48], содержание определения «номинация»
как способа создания новых значимых единиц может показаться довольно простым.
Однако это явление представляется достаточно сложным и влечет за собой ряд
проблем, которые необходимо изучить: например, соотношение языка, мышления и
окружающего мира или отображение действительности в языке в таких формах, как
свойственные человеку эмоции и оценки [48, с. 3–5]. Значения лексических
единиц в теории номинации рассматриваются в двух противоположных направлениях:
от формы слова к его значению и от значения слова к его форме.
Номинация как процесс присвоения имени объекту
является «облачением» определенного понятия в языковую (первоначально –
звуковую) оболочку. Учитывая тот факт, что исходной формой языка была устная,
можно полагать, что значение звукового состав слова было существенным фактором
в процессе номинации. По словам Е.А.Косых, в древние времена семантическая
значимость звука находит выражение в том, что номинативные единицы, связанные с
какими-либо родственными или сопредельными явлениями, относящиеся к одному объекту/предмету,
характеризуются идентичностью или близостью по звуковому составу на
определенном этапе развития исходных диалектов [29, с. 24]. Примером этому может
послужить представление о человеке, дающем жизнь и вскармливающем младенца,
оформленное через звукоподражательное ma-
исохранившее это древнее звучание в современных языках: рус. мать, мама, матка;
укр. мама, матінка; польск. mamo, matka; англ. mother – мама, mate – ‘спаривать’;
matсh – ‘брак, супружество’; mamma – маммология, восходящее к лат. ‘женская
грудь’; то же и в ивр. אמא (има); арабск. ‘рождённый’ mawlud, ‘рождать’ malada
и под.
Номинация, опосредованная мышлением познающего, всегда
содержательна, т.к. она, естественно, включается в процессы звукообразования,
репрезентации объективного мира, а также его фрагментов. Этот процесс является
репродукцией предметов, которые существуют вне языка человеческой
познавательной деятельности, но только благодаря наименованию могут быть
использованы интерсубъективно [28, с. 45].
Применение такого подхода к пониманию речевой
номинации способствует тому, что теория ономасиологии продолжает развиваться
под непосредственным влиянием семиологии. Импульсы, стимулировавшие развитие
номинативной теории, исходят именно из теории языка как знаковой системы.
Широкое распространение получил тезис о номинативной самостоятельности слова
(вне контекста и коммуникативного акта), что объясняется его высокой обобщающей
способностью, особенностями воспроизводимостии представлениями о полноценности
лексической номинации.