Курсовая с практикой на тему Механизм правового регулирования: сущность, цели и особенности предмета
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Понятие и предмет правового регулирования 5
1.1 Понятие правового регулирования 5
1.2 Предмет и метод правового регулирования 9
Глава 2. Механизм правового регулирования 14
2.1. Стадии механизма правового регулирования 14
2.2. Эффективность правового регулирования 19
Заключение 24
Список источников и литературы 26
Введение:
Правовое регулирование в современном российском обществе является важным условием для формирования стабильного и эффективного правопорядка, а также государственных органов, институтов, организаций и учреждений, которые способны всецело обеспечить защиту и охрану от всевозможных нарушений тех прав и свобод и законных интересов граждан и других лиц, которые непосредственно закреплены в действующем законодательстве. Общие и основные социальные ориентиры правового регулирования нацелены на достижение социально значимых результатов и, главным образом, на формирование жизненно важных условий с целью прогрессивного и эффективного развития и процветания всего гражданского общества.
Существование правового регулирования крайне важно для обеспечения и гарантирования, в нормативном плане, свободы во всем обществе. Правовое регулирование выступает таким явлением, важность которого появляется из целого ряда таких предпосылок: утверждение справедливости, формирование оптимальных условий для доминирующего действия в гражданском обществе экономических, социальных и духовных факторов. Отсутствие продуктивного механизма правового регулирования ведет к произволу, своеволию, как во всей общественной жизни, так и жизни отдельного человека.
Определяя актуальность темы, крайне важно отметить, что правовое регулирование выступает двигателем, сердцевиной права, справедливости и законности.
В ходе раскрытия исследуемой темы курсового проекта использовались методы научного познания: материалистической диалектики, сравнительный метод, специальные социологические, логические методы, а также формально-юридический.
Цель и задачи данной курсовой работы состоят в том, чтобы раскрыть саму сущность вопроса понятия, методах и стадиях относительно правового регулирования.
Для того чтобы достичь поставленную цель, важно решить определенные задачи:
— изучить и проанализировать цели, методы и стадии механизма правового регулирования и их современные тенденции;
— исследовать в общем аспекте понятие, сущность и структуру механизма правового регулирования;
— в целях наиболее полного и все стороннего раскрытия данного вопроса также важно рассмотреть пределы и эффективность правового регулирования в условиях современности.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с действием механизма правового регулирования.
Предметом исследования являются доктринальные источники, нормы законодательства и конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.
Теоретическую основу работы составляют научные труды, в том числе учебники и учебные пособия, монографии и диссертации, публикации в периодических изданиях по общей теории государства и права. К исследованиям, имеющим фундаментальное и методологическое значение для данного исследования, относятся труды отечественных теоретиков права:
М.Н. Марченко, С.С. Алексеева, А.В. Клименко, В.А. Сапунова, В.М. Сырых, А.В. Малько, А.В.Селянина, А.В. Якушева.
Следовательно, крайне важно сделать определенный вывод о том, что тема, которая исследовалась в данной курсовой работе, выступает достаточно актуальной, потому, что основополагающей целью правового регулирования выступает установление такого правового порядка относительно общественной жизни, который предельно соответствовал бы предписаниям тех норм права, которые заложены в них принципами социальной справедливости.
Методологическую основу составляет совокупность методов научного познания, которые использовались в процессе осуществления исследования и послужили инструментом в добывании необходимого фактического материала. В качестве основных методов были применены такие методы, как: анализ, синтез, дедукция, классификация.
Нормативно-правовую базу составляют Конституция Российской Федерации , Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ), Семейный кодекс РФ (СК РФ).
Практическую (эмпирическую) основу курсовой работы составляют материалы правоприменительной практики, которые были использованы в работе, а также пути применения полученных знаний на практике.
Данное курсовое исследование содержит в себе: введение, 2 главы, заключение и список используемых источников и литературы.
Заключение:
Рассмотрев и проанализировав основные понятия, элементы, виды и стадии правового регулирования, следует сделать следующие определенные выводы. Правовое регулирование является инструментом социального управления. Оно призвано регулировать практически все общественные отношения, всячески обеспечивая осуществление прав и интересов граждан. В этом ему оказывает всецелую помощь механизм правового регулирования общественных отношений во всех сферах. Влияние права изучается непосредственно теорией государства и права и отраслевыми правовыми науками. Однако, в целом, данный вопрос носит общетеоретический характер, так как включает в себя такие основные вопросы, как механизм влияния права непосредственно на общественные отношения, место в рассматриваемом механизме особых правовых способов и методов регулирования поведения людей, эффективность правового воздействия, связь между законом и общественным мнением, а также ряд других вопросов.
Правовое регулирование в качестве инструмента социального управления должно регулировать практически все без исключения общественные отношения, обеспечивая при этом осуществление прав и интересов всех его участников.
Самое главное состоит именно в том, что механизм правового регулирования прямо регулирует и «рационализирует» общественные отношения, чтобы можно было жить и не нарушать права других граждан. Именно благодаря данному механизму, вооруженному знанием существующих правовых норм, граждане могут использовать предоставленные им права, вступая в определенные правовые отношения. Наличие в гражданском обществе различных правонарушений и действий, которые противоречат правовым нормам, делает крайне необходимым и оправдывающим существование механизма государственного принуждения. Это также играет огромную роль и в механизме правового регулирования, так как каждый правонарушитель должен знать, что его ожидает, если он совершит то или иное правонарушение.
Механизм правового регулирования выступает именно такой системой правовых средств, которая в полной мере позволяет гарантировать преодоление препятствий на более последовательной и законной основе, поскольку отдельные правовые инструменты не могут в полном объеме обеспечить это.
Отсюда и объективная потребность в таком устройстве правовых средств, которое создавало бы реальную возможность эффективного удовлетворения интересов всех участников. Помимо этого, правовое регулирование в ходе его реализации состоит из этапов и элементов, обеспечивающих ценность интересов субъектов. Каждый из этапов и правовых элементов механизма правового регулирования призван «жить» в силу определенных обстоятельств, отражающих логику верховенства права общественных отношений, специфическое влияние правовой формы непосредственно на их социальное содержание.
Следует подчеркнуть, что именно благодаря механизму правового регулирования сегодня мы живем в нашем государстве с такой политической системой. Конечно, это далеко не идеально для нас, но, благодаря рассмотренному механизму, мы защищаем интересы граждан в государстве, уважаем права и свободы человека, считающиеся наиболее важными.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие и предмет правового регулирования
1.1 Понятие правового регулирования
Многовековая история человечества в ходе своего развития разработала множество средств и методов, позволяющих упорядочить как всю сложную многоуровневую систему общественных отношений, так и ее отдельные сферы, в том числе индивидуальное поведение людей в них. Особое место среди указанных социальных регуляторов принадлежит праву — многомерному, многогранному социальному явлению, с которым всегда связан определенный порядок в общественных отношениях. Право всегда противостоит произволу и действует в качестве обязательного нормативного регулятора.
Право формируется и действует не только для обеспечения своего верховенства на основе законности, для формирования определенных вариантов правомерного поведения. Намерения и цели законодателя заключаются в том, что посредством права те или другие общественные отношения изменяются, развиваются, укрепляются либо вытесняются в целях их дальнейшего прогрессивного развития .
Сегодня сложилось достаточно устойчивое мнение о том, что правовое регулирование в качестве разновидности специального юридического действия права охватывает только властное правовое воздействие (а не информационное, ценностно-мотивационное и т. п.), которое непосредственно касается внешнего поведения (действия либо бездействия) участников данный отношений. Это касается и самих правовых норм и / или отдельных правовых актов компетентных органов и их должностных лиц. которые необходимы для упорядочения определенной группы общественных отношений для правильной реализации определенных правовых норм (их структурных элементов).
Категория «правовое регулирование» приобретает свое специфическое, независимое значение и в то же время «выстраивает» смысловое поле действия права только в том случае, если оно более строго понимается как вид социального регулирования. Термин «регулирование» (от лат. regula — т.е. правило) означает упорядочение, корректировку, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо. Следовательно, правовое регулирование можно охарактеризовать как особую правовую деятельность субъектов, наделенных государственной властью, но целенаправленно упорядоченных (организованных) общественных отношений посредством установления правовых норм, а также принятия регламентирующих решений в соответствии с данными нормами по правовым вопросам, возникающим в таких отношениях .
Более того, следует рассматривать правовое регулирование не как какую-либо опасную деятельность уполномоченных органов (должностных лиц), а только как такую, которая имеет прямую цель направить поведение участников упорядоченных общественных отношений на четко определенный курс с помощью регулирующих нормативно-правовых либо индивидуально-правовых велений. Систематизация нормативных правовых актов, толкование содержащихся в них правовых норм, координация деятельности правоприменительных, правотворческих и других органов, организация исполнения отдельных принятых решений, контрольно-надзорная деятельность, профилактическая работа правоохранительных органов, изучение, обобщение, объективирование и внесение в практику положительного опыта и т. п., скорее, составляют другие разновидности правовой деятельности, которые призваны «обслуживать» правовое регулирование.
Из вышеизложенного следует, что понятие правового регулирования не включает в себя ни правомерное поведение участников упорядоченных общественных отношений (саморегулирование), ни идеологическое воздействие правовых средств на сознание членов общества, ни определенные разновидности властной юридической деятельности компетентных органов (должностных лиц).
Правовое регулирование общественных отношений происходит в тех случаях, когда принимается властное нормативное либо индивидуальное решение правового характера, регулирующее цели, задачи, а также принципы и варианты поведения потенциальных либо конкретно названных субъектов данных отношений.
Правовое регулирование в обществе пронизывает 2 сферы правовой реальности — полностью правотворчество и частично правореализацию. Соответственно, правовое регулирование имеет 2 разновидности — общеправовое и индивидуально-правовое регулирование.
Общеправовое регулирование — это упорядочение общественно-правовых норм, а также определение масштаба их действий в пространстве, во времени и в кругу людей. Его часто называют нормативным, оно осуществляется законодательными органами, каждый из которых принимает нормативное решение в пределах своей компетенции, вводит его в действие. Общеправовое регулирование по своей сути означает законотворческую деятельность.
Индивидуально-правовое регулирование представляет собой властную деятельность компетентного субъекта, которая заключается в дополнительном упорядочении общественных отношений на основе существующих правовых норм путем уточнения правил поведения их отдельных участников с учетом фактических данных, которые установлены в процессе указанной деятельности. В то же время, юридическое дело (вопрос) решается с учетом всех его конкретных обстоятельств и принимается индивидуально-правовое решение, которое имеет обязательное значение .