Курсовая с практикой Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая с практикой на тему Механизм правового регулирования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

 

Глава 1. Понятие и предмет правового регулирования. 5

1.1 Понятие правового регулирования. 5

1.2 Предмет и метод правового регулирования. 12

 

Глава 2. Механизм правового регулирования. 17

2.1. Стадии механизма правового регулирования. 17

2.2. Эффективность правового регулирования. 23

 

Заключение. 29

 

Список источников и литературы.. 33

 

 

  

Введение:

 

важным условием для формирования стабильного и эффективного правопорядка,
а также государственных органов, институтов, организаций и учреждений, которые
способны всецело обеспечить защиту и охрану от всевозможных нарушений тех прав
и свобод и законных интересов граждан и других лиц, которые непосредственно
закреплены в действующем законодательстве. Общие и основные социальные
ориентиры правового регулирования нацелены на достижение социально значимых
результатов и, главным образом, на формирование жизненно важных условий с целью
прогрессивного и эффективного развития и процветания всего гражданского
общества.

Существование правового регулирования крайне важно для обеспечения и
гарантирования, в нормативном плане, свободы во всем обществе. Правовое
регулирование выступает таким явлением, важность которого появляется из целого
ряда таких предпосылок: утверждение справедливости, формирование оптимальных
условий для доминирующего действия в гражданском обществе экономических,
социальных и духовных факторов. Отсутствие продуктивного механизма правового
регулирования ведет к произволу, своеволию, как во всей общественной жизни, так
и жизни отдельного человека.

Определяя актуальность темы, крайне важно отметить, что правовое
регулирование выступает двигателем, сердцевиной права, справедливости и
законности.

В ходе раскрытия исследуемой темы курсового проекта использовались методы
научного познания: материалистической диалектики, сравнительный метод, специальные
социологические, логические методы, а также формально-юридический.

Цель и задачи данной курсовой работы состоят в
том, чтобы раскрыть саму сущность вопроса понятия, методах и стадиях
относительно механизма правового регулирования.

Для того чтобы достичь поставленную цель, важно решить определенные
задачи:

— изучить и проанализировать цели, методы и стадии механизма правового
регулирования и их современные тенденции;

— исследовать в общем аспекте понятие, сущность и структуру механизма
правового регулирования;

— в целях наиболее полного и все стороннего раскрытия данного вопроса
также важно рассмотреть пределы и эффективность правового регулирования в
условиях современности.

Объектом исследования выступают общественные
отношения, связанные с действием механизма правового регулирования.

Предметом исследования являются доктринальные
источники, нормы законодательства и конкретные жизненные обстоятельства, с
которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение прав и
обязанностей.

Теоретическую основу работы составляют научные труды, в том числе
учебники и учебные пособия, монографии и диссертации, публикации в
периодических изданиях по общей теории государства и права. К исследованиям,
имеющим фундаментальное и методологическое значение для данного исследования,
относятся труды отечественных теоретиков права:

М.Н.
Марченко, С.С. Алексеева, А.В. Клименко, В.А. Сапунова, В.М. Сырых, А.В.
Малько, А.В.Селянина, А.В. Якушева.

Следовательно, крайне важно сделать определенный вывод о том, что тема,
которая исследовалась в данной курсовой работе, выступает достаточно
актуальной, потому, что основополагающей целью правового регулирования
выступает установление такого правового порядка относительно общественной
жизни, который предельно соответствовал бы предписаниям тех норм права, которые
заложены в них принципами социальной справедливости.

Методологическую основу составляет совокупность методов научного познания,
которые использовались в процессе осуществления исследования и послужили
инструментом в добывании необходимого фактического материала. В качестве
основных методов были применены такие методы, как: анализ, синтез, дедукция,
классификация.

Нормативно-правовую базу составляют Конституция Российской Федерации[1],
Гражданский кодекс Российской Федерации[2] (ГК
РФ), Гражданский процессуальный кодекс РФ[3] (ГПК
РФ),
Семейный кодекс РФ[4] (СК
РФ).

Практическую (эмпирическую) основу курсовой работы составляют материалы
правоприменительной практики, которые были использованы в работе, а также пути
применения полученных знаний на практике.

Данное курсовое исследование содержит в себе: введение, 2 главы,
заключение и список используемых источников и литературы.

 



[1] Конституция РФ (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции
РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от
21.07.2014 N 11-ФКЗ).

[2]Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)
от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 27.12.2018г.). Российская газета,
8.12.1994г. N 238-239. в Собрании законодательства Российской Федерации от 5
декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.

[3]
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. N
138-ФЗ (ред. от 27.12.2018г.). Российская газета, 20.11.2002 г. N 220.

[4] Семейный кодекс Российской Федерации, 29.12.1995 г. N
223-ФЗ (ред. от 3.08.2018г.). Российская газета, 27.01.1996 г. N 17.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Рассмотрев и
проанализировав основные понятия, элементы, виды и стадии правового
регулирования, следует сделать следующие определенные выводы. Правовое
регулирование является инструментом социального управления. Оно призвано
регулировать практически все общественные отношения, всячески обеспечивая
осуществление прав и интересов граждан. В этом ему оказывает всецелую помощь
механизм правового регулирования общественных отношений во всех сферах. Влияние
права изучается непосредственно теорией государства и права и отраслевыми
правовыми науками. Однако, в целом, данный вопрос носит общетеоретический
характер, так как включает в себя такие основные вопросы, как механизм влияния
права непосредственно на общественные отношения, место в рассматриваемом
механизме особых правовых способов и методов регулирования поведения людей,
эффективность правового воздействия, связь между законом и общественным
мнением, а также ряд других вопросов.

Правовое регулирование в
качестве инструмента социального управления должно регулировать практически все
без исключения общественные отношения, обеспечивая при этом осуществление прав
и интересов всех его участников.

В сферу правового
регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих
перечисленным признакам.

Первую группу составляют
отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и
нематериальными). Вторую группу образуют отношения по властному управлению
обществом. В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка,
которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и
процессов управления в обществе.

Общественные отношения,
входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования.

От характера и содержания
общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят
особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Разнообразие общественных
отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в
методах и способах юридического воздействия.

В теории правового
регулирования принято выделять два метода правового воздействия: метод
децентрализованного, диспозитивного регулирования, метод централизованного,
императивного регулирования.

Способы правового
регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме
права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято
выделять три основных способа правового регулирования. Первый способ —
предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомачивание);
второй способ — обязывание как предписание совершить какие-то действия (так,
собственник жилого дома обязывается платить налоги); третий способ — запрет,
т.е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например,
работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

В качестве дополнительных
способов правового воздействия можно назвать: применение мер принуждения
(например, возложение юридической ответственности за совершенное
правонарушение);  предупредительное
(превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения
правового принуждения; стимулирующее воздействие норм права.

Самое главное состоит
именно в том, что механизм правового регулирования прямо регулирует и
«рационализирует» общественные отношения, чтобы можно было жить и не нарушать
права других граждан. Именно благодаря данному механизму, вооруженному знанием
существующих правовых норм, граждане могут использовать предоставленные им
права, вступая в определенные правовые отношения. Наличие в гражданском
обществе различных правонарушений и действий, которые противоречат правовым
нормам, делает крайне необходимым и оправдывающим существование механизма
государственного принуждения. Это также играет огромную роль и в механизме
правового регулирования, так как каждый правонарушитель должен знать, что его
ожидает, если он совершит то или иное правонарушение.

Механизм правового
регулирования выступает именно такой системой правовых средств, которая в
полной мере позволяет гарантировать преодоление препятствий на более
последовательной и законной основе, поскольку отдельные правовые инструменты не
могут в полном объеме обеспечить это.

Отсюда и объективная
потребность в таком устройстве правовых средств, которое создавало бы реальную
возможность эффективного удовлетворения интересов всех участников. Помимо
этого, правовое регулирование в ходе его реализации состоит из этапов и
элементов, обеспечивающих ценность интересов субъектов. Каждый из этапов и
правовых элементов механизма правового регулирования призван «жить» в силу
определенных обстоятельств, отражающих логику верховенства права общественных
отношений, специфическое влияние правовой формы непосредственно на их
социальное содержание.

Механизм правового
регулирования – это система правовых средств, при помощи которых осуществляется
правовое регулирование общественных отношений. С точки зрения структуры
механизм правового регулирования – это сложная система, имеющая свои элементы.
К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся:
юридические нормы,  нормативно-правовые
акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты
реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности.
Целью осуществления правового регулирования является правопорядок.
Эффективность правового регулирования (достижение поставленных целей)
обеспечивается рядом условий (гарантий). Под такими гарантиями понимаются такие
условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством,
которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в
обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные
гарантии законности и правопорядка.

Следует подчеркнуть, что
именно благодаря механизму правового регулирования сегодня мы живем в нашем
государстве с такой политической системой. Конечно, это далеко не идеально для
нас, но, благодаря рассмотренному механизму, мы защищаем интересы граждан в
государстве, уважаем права и свободы человека, считающиеся наиболее важными.

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Понятие и предмет правового регулирования

1.1 Понятие правового регулирования

 

Многовековая история человечества в ходе своего развития разработала
множество средств и методов, позволяющих упорядочить как всю сложную
многоуровневую систему общественных отношений, так и ее отдельные сферы, в том
числе индивидуальное поведение людей в них. Особое место среди указанных
социальных регуляторов принадлежит праву — многомерному, многогранному
социальному явлению, с которым всегда связан определенный порядок в
общественных отношениях. Право всегда противостоит произволу и действует в
качестве обязательного нормативного регулятора.

Право формируется и действует не только для обеспечения своего
верховенства на основе законности, для формирования определенных вариантов
правомерного поведения. Намерения и цели законодателя заключаются в том, что
посредством права те или другие общественные отношения изменяются, развиваются,
укрепляются либо вытесняются в целях их дальнейшего прогрессивного развития[1].

Сегодня сложилось достаточно устойчивое мнение о том, что правовое
регулирование в качестве разновидности специального юридического действия права
охватывает только властное правовое воздействие (а не информационное,
ценностно-мотивационное и т. п.), которое непосредственно касается внешнего
поведения (действия либо бездействия) участников данный отношений. Это касается
и самих правовых норм и / или отдельных правовых актов компетентных органов и
их должностных лиц. которые необходимы для упорядочения определенной группы
общественных отношений для правильной реализации определенных правовых норм (их
структурных элементов).

Категория «правовое регулирование» приобретает свое специфическое,
независимое значение и в то же время «выстраивает» смысловое поле действия
права только в том случае, если оно более строго понимается как вид социального
регулирования. Термин «регулирование» (от лат. regula — т.е. правило) означает
упорядочение, корректировку, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо.
Следовательно, правовое регулирование можно охарактеризовать как особую
правовую деятельность субъектов, наделенных государственной властью, но
целенаправленно упорядоченных (организованных) общественных отношений
посредством установления правовых норм, а также принятия регламентирующих
решений в соответствии с данными нормами по правовым вопросам, возникающим в
таких отношениях[2].

Более того, следует рассматривать правовое регулирование не как
какую-либо опасную деятельность уполномоченных органов (должностных лиц), а
только как такую, которая имеет прямую цель направить поведение участников
упорядоченных общественных отношений на четко определенный курс с помощью
регулирующих нормативно-правовых либо индивидуально-правовых велений.
Систематизация нормативных правовых актов, толкование содержащихся в них
правовых норм, координация деятельности правоприменительных, правотворческих и других
органов, организация исполнения отдельных принятых решений,
контрольно-надзорная деятельность, профилактическая работа правоохранительных
органов, изучение, обобщение, объективирование и внесение в практику
положительного опыта и т. п., скорее, составляют другие разновидности правовой
деятельности, которые призваны «обслуживать» правовое регулирование.



1 Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник /.
— 5-e изд., перераб. и доп. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. С.19

1 Малько А.В., Саломатин А.Ю. Теория государства и
права: Учебное пособие / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. — 2-e изд. — М.: ИЦ РИОР:
НИЦ ИНФРА-М, 2014.  С.55

 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы правового регулирования 5
1.1.Понятие и предмет правового регулирования, и его виды 5
1.2.Стадии правового регулирования 6
1.3. Нормативно-правовое регулирование 8
Глава 2 Механизм правового регулирования 17
2.1 Правоотношение: понятие, сущность и основные признаки 17
2.2. Нормативно-правовой акт 21
2.3. Юридический факт 26
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Правовое регулирование в современном обществе — одно из важнейших условий создания устойчивого правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права.
Наличие правового регулирования является одним из самых необходимых условий для обеспечения и гарантии в нормативном порядке свободы в обществе. Правовое регулирование — это функция власти, условие, необходимость которого возникает из ряда предпосылок, например таких как, утверждение справедливости, создание оптимальных условий для преобладающего действия в обществе как экономических, так и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового регулирования, а также его несовершенство порождает произвол, своеволие в социальной жизни ведет к повышению уровня преступности, действует подавляюще на общественные настроения и в целом отрицательно влияет на развитие данного государства и общества в нем.
Обозначая актуальность данной темы, следует обратить внимание на то, что именно механизм правового регулирования является движущей силой права, справедливости и законности. Надо сказать, что данная тема актуальна не только в наше время, и этому подтверждением служит множество исторических примеров.
Целью данной курсовой работы является сущность механизма правового регулирования.
Задачи: необходимо изучить само понятие правового регулирования, как его определяет современная наука; исследовать предмет правового регулирования, определить структуру и элементы его механизма; осветить методы его действия; для наиболее детального раскрытия вопроса также рассмотреть эффективность правового регулирования;
Объектом исследования являются общественные отношения, выраженные многообразием их разновидностей: экономических, политических, духовных, социально-культурных, трудовых, экологических и др. отношений.
Предметом исследования: механизм правового регулирования, как составная часть взаимоотношений между людьми.
Методологическую базу и методы исследования определили современные общенаучные, частно-научные и специальные методы познания (сравнительный, историко-правовой, структурно-функциональный, логический и др.).
Степень научной разработанности темы. Данную проблему рассматривали в своих трудах: Авакьян С.А., Байтин М.И., Боброва Н.А., Лазарев В.В., Сырых В.М., Баранов В.М., Еременко Ю.П., Марченко М.Н., и другие.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Право воздействует на отношения в социуме по-разному: в одних случаях оно запрещает, в других, напротив, обязывает, а в третьих дозволяет. Такое поведение на практике и в теории принято называть правовым регулированием. Три представленных варианта фактически отвечают на вопрос о том, как право осуществляет регулирование, но при этом не раскрывает, какие средства оно для этого задействует. А потому в правовой науке был выработан институт – механизмы правового регулирования.
Механизм правового регулирования – это специальный набор средств, с помощью которых осуществляется управление отношений в социуме. При этом его отличает ряд признаков:
— это всегда правовые средства;
— целью данного механизма выступает только достижение легитимного использования предоставляемых прав или свобод;
— задачей рассматриваемого процесса выступает снятие предполагаемых, но не всегда обязательных препятствий в отношении реализации прав.
Учитывая данные характеристики, механизм правового регулирования может определяться как специальный набор средств легитимной реализации прав, используемых для предотвращения вероятных проблем на пути их осуществления. Ученые выделяют помимо признаков и различные классификации рассматриваемого явления по критериям роли и типа регулирования. Так, механизмы правового регулирования в зависимости от типа бывают двух видов:
— общедозволительные, в данную категорию входит как непосредственно дозволение, так и запрет, в них субъекты равны;
— разрешительные – главным и определяющим субъектом выступает властный орган.
В зависимости от роли деление осуществляют по признаку общего и индивидуального. Так, последние направлены строго на конкретное лицо, а общие охватывают группу всех субъектов в целом. Как и любая система, механизм имеет свою структуру, выражающуюся в объединении трех элементов. Итак, механизм правового регулирования складывается из правоотношения, подлежащего воздействию, нормы права, которая будет применена, и акта правовой реализации. Данные элементы напрямую связаны со стадиями действия рассматриваемого явления.
Как правило, ученые-правоведы выделяют три основных стадии.
Первый этап, с которого начинается механизм правового регулирования, это определение нормы права. В данном отношении субъект регулирования обязан точно выбрать легальную модель поведения, которую он намерен исполнять. При этом она может быть как дозволительной, так и обязывающей или запретительной. В качестве примера может служить норма, определяющая запрет на лишение жизни лица. В данном случае норма явно относится к разделу уголовного права.
Второй этап направлен на выявление необходимого правоотношения. Последнее по своей сути является взаимодействием лиц в социуме. Продолжая приведенный пример с нормой, механизм правового регулирования обязан быть задействован в случае насильственной смерти физического лица.
Третьим этапом предстает вынесение акта применения права. В данном случае компетентный орган страны обязан установить все объективные обстоятельства, определить, насколько указанная норма права соответствует рассматриваемому правоотношению, и вынести определенное решение в виде законоприменительного акта.
Подводя итог, следует отметить, что механизм правового регулирования – это многоступенчатая модель применения права, соблюдение которой приводит к созданию четко функционирующей системы права.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы правового регулирования

1.1.Понятие и предмет правового регулирования, и его виды

Механизмом правового регулирования называется совокупность систем правовых средств, благодаря которым осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
За счет такой системы правовых средств, форм, а также способов, нормативность права переходит в упорядоченные общественные отношения. В результате этого происходит удовлетворение интересов субъектов права, установление и обеспечение правопорядка.
Основные признаки механизма правового регулирования:
Является составной частью механизма социального регулирования.
Способен объединять все главные явления правовой деятельности, такие как: средства (например, решение суда, норма права, субъективные обязанности); формы (например, применение, исполнение, соблюдение); способы (например, запреты, разрешение).
Является взаимодействующей и взаимосвязанной системой.
С помощью механизма правового регулирования устанавливается правопорядок в обществе.
Является составной частью правовой системы – приводит в действие все необходимые элементы данной системы.
К основным элементам механизма правового регулирования относятся :
Нормы права, которые устанавливают обязательное правило поведения субъекта. Этот элемент выполняет следующие задачи: определяет круг людей, на который он может распространиться; определяет поведение субъектов; определяет те обстоятельства, согласно которых лицо руководствуется таким правилом поведения; раскрывает данное правило поведения.
Правоотношения, которые возникли на основании норм права. Данные отношения нужны для конкретизации обязанностей, прав субъектов, а также их юридической ответственности и полномочий.
Юридический факт, к которому относятся определенные жизненные обстоятельства, на основании которых нормы права могут связать прекращение, изменение, а также возникновение субъективных юридических обязанностей, прав.
Акты для реализации обязанностей, прав – поведение субъектов правоотношений по реализации своих обязанностей и прав. Данная реализация обязанностей и прав является завершающим этапом в механизме правового регулирования.
Правовые отношения выполняют следующие функции: распространение воздействия норм права на определенный круг лиц в конкретный момент; закрепление определенного поведения, которого должны придерживаться субъекты; могут быть условием для юридических действий, чтобы обеспечить субъективные права, ответственность и обязанность.

1.2.Стадии правового регулирования

Стадиями действия механизма правового регулирования называют этапы, которые необходимы для перехода нормативности права к урегулированию общественных отношений. Их содержание, а также количество могут зависеть от введенных структурных элементов и очередности привлечения к правовому регулированию. Стадии делятся на обязательные (которые все время заняты в процессе правового регулирования) и факультативные (потребность в которых возникает только тогда, когда необходимо урегулировать определенные общественные отношения). Такое разделение способно отражать различные проявления, которые оказывают действия права в сторону общественных отношений на различных стадиях его реализации.
Обязательные стадии включают в себя три этапа :
Механизм по созданию норм права. Этап начинается с правового упорядочивания общественных отношений. На данном этапе в разных правовых формах (например, нормативно-правовые акты, правовые прецеденты, нормативно-правовые договора) устанавливается содержание, а также определяются границы поведения субъекта, обстоятельства образования обязанностей, ответственности, прав и полномочий. Таким образом, происходит формирование нормативно правовой базы механизма правового регулирования.
Механизм правовых норм действующих в виде правоотношений. Этап начинается в момент появления юридических обязанностей, а также субъективных прав в случае введения субъектов права в правовые отношения. Главным условием данного этапа является юридический факт. С данным фактом или системой фактов нормы права связывают юридические последствия. Обеспечивается уточнение общих моделей отношений, которые изложены в юридических нормах.
Механизм реализации права. На данном этапе происходит реализация, а также исполнение юридических обязанностей и субъективных прав. Этот этап является завершающим, в том случае если вступление в правовые отношения происходит по обоюдному желанию участников. А также если нет нужды в принятии акта использования норм права конкретными государственными органами.
Факультативные стадии по применению норм права, может возникнуть, если: обеспечительным фактором по реализации юридических обязанностей, прав участниками правовых отношений выступает правоприменительная деятельность (например, начисление пенсии производится учреждением социального обеспечения, которое основывается на общие юридические нормы); вступление в правовые отношения произошло на основании правоприменительного акта, без желания и воли участников (например, взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей по решению суда); возникла необходимость использования санкции правовой нормы, а также возложение юридической ответственности (например, механизм государственного принуждения).
Применение норм права наступает тогда, когда необходимо их реализовать в форме правоотношений. Однако применение норм права может предшествовать стадии возникновения правовых отношений определенного типа. Данная стадия может выражаться в опосредованной деятельности уполномоченных органов в том случае, если субъект права вступает с ними в правовые отношения, требование которых является составление правоприменительного акта. На основании данного акта за участниками регулируемых отношений закрепляются определенные юридические обязанности, а также субъективные права.

1.3. Нормативно-правовое регулирование

Для раскрытия всего спектра процессуальных особенностей исследуемого предмета, нам необходимо обратить внимание на нормативные правовые акты в целом, как источник права, и определить его место в самой системе права.
Итак, понятие «источник права» берет свое начало еще в Древнем Риме. К древнейшим источникам права можно отнести такие акты как законы Хамурапи, законы Ману, Деликты Юлиана и другие. Этимология термина «источник права» обозначает — форму образования права или форму прав образования, а равно форму выражения этого права .
В современном гражданском обществе в большинстве своем используются такие формы права как: правовой договор, правовая доктрина, правовой обычай, нормативно правовой акт, судебный прецедент.
В повседневной жизни люди, а равно юридические лица, постоянно соприкасаются с правилами дозволенного поведения, зафиксированных в правовых актах. Каждое правовое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который находит закрепление в правовых нормах, те в свою очередь выражаются в нормативно — правовых актах.
Нельзя недооценивать роль правовых актов в механизме правового регулирования, а также в системе средств правового воздействия на общественные отношения и государство в целом.
Если сравнивать нормативно – правовой акт с другими источниками права, то он будет иметь ряд особенностей, присущих только ему. Нам бы хотелось раскрыть данные особенности:
1. В нормативном акте с помощью определенных стандартов изложения содержатся точные и лаконичные формулировки правовых норм. Тем самым исключается возможность разночтения одной и той же правовой нормы, происходит процесс единообразия применения норм права. В юридической литературе этому процессу присущ термин формальная определенность;
2. Совокупность нормативно – правовых актов образует единую систему законодательства государства;
3. Нормативно-правовые акты могут быть в течение не продолжительного времени приняты, изменены или отменены по мере необходимости последних;
Таким образом, они лучше иных источников права соответствуют потребностям развитого гражданского общества, соответствуют типу и уровню общественных отношений. Это качество нормативных актов называется оперативностью и соответствует такому свойству права как динамизм.
Нормативно — правовые акты в юридической литературе принято разделять на три группы: федеральные, субъектов РФ, муниципальные.
Рассмотрим первый уровень — федеральные нормативно правовые акты.
В соответствии со ст. 3 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» .
Конституция РФ — нормативный правовой акт, принятый на всенародном референдуме 12.12.1993 года, является нормативным правовым актом, имеющим высшую юридическую силу на всей территории нашей страны. Иные нормативно правовые акты, которые издаются и применяются на территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. В ней закреплены основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему МСУ, права и свободы человека и гражданина . Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашено, что народ России принял Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России на политической арене в современном мире. Первый раздел включает в себя 9 глав и состоит из 137 статей. В данных статьях закрепляются основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в РФ, основные права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство РФ, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Во втором разделе определяются заключительные и переходные положения. Также он служит основой преемственности и стабильности конституционно — правовых норм.
Далее по иерархии идут Международные договоры, которые ратифицированы на территории РФ. Ратификация международных договоров является одним из видов выражения РФ согласия на обязательность для применения международного права на территории своей страны и требуется в 5 случаях, которые прямо перечислены в ст. 15 закона «О международных договорах». Например, ратификация требуется, в случае если она предусмотрена самим договором, а так же если последний устанавливает другие правила, нежели законы РФ. Ратифицированный международный правовой акт в РФ остается на уровне ФЗ.
Затем идут федеральные конституционные законы. ФКЗ РФ имеют более высокую юридическую силу по отношению к Федеральным Законам РФ.
Федеральный закон — это нормативно правовой акт, который регулирует определенную сферу общественных отношений (семейную, жилищную, трудовую и др.). К федеральным законам относятся и акты, которые содержат систематизированные нормы какой- либо отрасли права, то есть кодексы — Земельный кодекс, Семейный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс.
Рассмотрим существенные отличия между ФКЗ и ФЗ.
ФКЗ и ФЗ различаются по следующим признакам:
1) ФКЗ принимаются по предметам ведения РФ и по вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией РФ (ст. 108 Конституции РФ). То есть, какие могут быть и должны быть ФКЗ прямо перечислено в Конституции. Например, согласно ч. 3 ст. 118 Конституции судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ. ФЗ принимаются по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (по любым вопросам) .
ФЗ не могут противоречить ФКЗ (часть 3 ст. 76 Конституции).
2) ФКЗ считается принятым, в случае если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ), т.е. Президент не может отклонить ФКЗ.
ФЗ принимает ГД. Некоторые из них подлежат обязательному рассмотрению в СФ (не все, ст. 106 Конституции РФ), например, по вопросам федерального бюджета и т.д.
ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов ГД, если иное не предусмотрено Конституцией РФ. Принятые ГД ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение СФ.
ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ. Если он в течение этих 14 дней отклонит его, то ГД и СФ могут преодолеть вето Президента большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД, тогда Президент обязан его подписать и обнародовать в течение 7 дней.
Правовые акты Президента РФ принимают выражение в форме указов и распоряжений. Правительство РФ принимает свои нормативные акты в форме постановлений и распоряжений. Постановления и распоряжения Правительства РФ имеют большую юридическую силу, чем акты федеральных органов исполнительной власти и акты ОМСУ. Акты всех федеральных органов исполнительной власти издаются так, чтобы не было противоречия не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, которые находятся на территории соответствующего субъекта РФ.
Вторым уровнем в иерархии нормативно правовых актов являются акты субъектов РФ.
Как мы уже говорили, все нормативные акты принимаются в соответствии с Конституцией, федеральными законами и не должны им противоречить, не исключение и акты субъектов. В конституциях, законах, положениях, уставах субъектов Федерации закрепляются конкретные организационно — правовые формы и содержание мсу, при этом учитываются исторические, национальные, социальные, региональные и географические особенности субъекта.
Одним из способов выражение законодательной инициативы субъекта является внутригосударственный договор. Внутригосударственный договор — это такой нормативно правовой акт, который регулирует собой отношения, складывающиеся между субъектом и РФ, а также между разными субъектами по вопросам, которые затрагивают общие интересы. Например, разграничение предметов ведения субъектов и РФ, полномочий между РФ и субъектами, вопросы экономического и социального развития.
Для республик РФ характерно принятие Конституций. Например, Конституция республики Чечня, Конституция республики Чувашия. Края, области, города федерального значения принимают Уставы. Устав города Санкт- Петербург, устав Ульяновской области.
По свой юридической силе Устав и Конституции находятся на одной ступени иерархичной лестницы нормативно — правовых актов. Устав и Конституция являются основным региональным нормативно — правовым актом. Все остальные региональные акты, принимаемые на территории субъекта, не могут противоречить не только Конституции РФ, федеральному законодательству, но и Конституции/ Уставу субъекта. В данном акте имеют отражение такие вопросы как правовой статус субъекта, административно- территориальное деление и устройство, порядок деятельности ОМСУ и т.д.
Далее по иерархии идут законы, издаваемые на уровне субъекта федерации. Закон субъекта федерации – это такой нормативно правовой акт, который принимается на уровне субъекта и принимается органами законодательной власти субъекта. Например, таким органом в Санкт- Петербурге является Законодательное Собрание города Санкт- Петербурга. Аналогично и другим нормативным актам не должен противоречить иным актам, имеющим большую юридическую силу.
И наконец, на третьем уровне находятся акты органов местного самоуправления.
Для начала дадим определение таким актам. Акты органов местного самоуправления — это такие акты, которые принимаются омсу по вопросам местного значения и ведения .
Но хотелось бы отметить, что ОМСУ не входят в иерархию государственных органов. Определение органа местного самоуправления дано в ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с данной статьей ОМСУ — это такой орган, который избирается непосредственно народом, проживающем на территории данного муниципалитета, а также может назначаться определением вышестоящего ОМСУ. ОМСУ наделены особенными собственными полномочиями, которые ориентируются на решение вопросов местного значения.
Более подробное раскрытие темы последует во втором параграфе настоящей исследовательской работы.
На данный момент, нам хотелось бы рассмотреть несколько юридических подходов к вопросу определения и классификации признаков нормативно — правового акта.
На наш взгляд, наиболее удачно и обобщенно из всех представленных в юридической литературе точек зрения по данному вопросу признаки нормативно правовых актов выделяют Ю.А. Тихомиров и И.В. Котелевская. Сейчас мы более сконцентрировано представим Вам точку зрения последних.
По их мнению, нормативно правовой акт — это такой письменный документ, который обладает своей особой формой выражения той информации, которую в него вложил законодатель. Можно сказать, что его особая структура текста и построение по определенным юридическим законам, позволяет четко формулировать правила длительного и разового характера. Также правовой акт можно назвать языком законодателя, при котором соблюдаются наличие обязательных реквизитов, которые мы можем увидеть в каждом акте . Например, вводные положения.
Характер официальности нормативного акта выражается в издании последнего от имени РФ, органа власти или организации. Все правомочия субъектов по принятию нормативно правовых актов определяется изначально Конституцией РФ, также повторно закреплена в Конституции или Уставе субъекта. Из этого можно сделать вывод, что определенным субъектом власти может приниматься только такой нормативно правовой акт, который за ним закреплен в Конституции РФ, ФКЗ или ФЗ.
Еще один из выводов, которые сделали эти выдающиеся ученые, говорит о том, что любой нормативный акт обладает особой целевой ориентацией. Законодатель, с уровня духа закона, должен выразить в принимаемом акте социальные интересы населения. Таким образом, акты можно классифицировать по следующему основанию: кто был инициатором данного нормативного акта. Акт, выражающий государственную волю. Такой акт издается от имени государства. Акт, выражающий волю социальной общности. Инициатором принятия такого, акта было население определенной территории. Властное веление. Акт, который издается государственным органом. Соглашение. Равно — партнерские отношения.
В любом из представленных случаев интерес и воля получают строго определенную и обязательную форму выражения.
Основное предназначение правового акта сводится к тому, что он обязан регулировать общественные отношения. Достижение такой цели осуществляется путем установления правовых норм. Так же немаловажную роль здесь играют возникновение, изменение и прекращение правоотношений, регулирующих данным нормативным актом, а также необходима защита законных интересов.
Как и в любой области природы, пусть даже правовой, здесь мы видим, что нормативный акт является звеном этой цепи. Также туда относятся: правосознание, установка, правовые потребности, правоцелеполагание, правотворчество, право. Эта цепь циклически возобновляемая .
К сожалению, законодателем был допущен правовой пробел в определении нормативно правового акта. В настоящее время мы можем оперировать только определением данным правоведами. Но, произведя комплексный анализ признаков нормативного акта, мы можем вывести следующее определение:
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сделать следующие выводы:
Нормативный акт является древнейшим способом выражения права. В настоящее время нет легального закрепления определения нормативного правового акта, закрепленного в каком либо правовом документе. Нормативные акты подчиняются строгой иерархии и не могут противоречить вышестоящему акту, во избежание дисбаланса. Являются общеобязательными для исполнения населением. Являются основным звеном всей правовой цепи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы