Курсовая с практикой на тему Механизм общественного контроля за деятельностью органов публичной власти в Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретико-правовые основы механизма общественного контроля за деятельностью органов публичной власти в Российской Федерации 6
1.1 Эволюция механизма общественного контроля за деятельностью органов публичной власти в Российской Федерации 6
1.2 Сущность, объекты и субъекты общественного контроля 8
ГЛАВА 2 Анализ реализации механизма общественного контроля за деятельностью органов публичной власти в Российской Федерации 14
2.1 Формы, виды и методы общественного контроля за деятельностью органов публичной власти в Российской Федерации 14
2.2 Проблемы и перспективы механизма общественного контроля за деятельностью органов публичной власти в Российской Федерации 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Введение:
Актуальность темы курсовой работы. Конституция Российской Федерации , закрепляя в качестве единственного источника власти многонациональный народ, определяет существующую на данный момент концепцию взаимодействия в процессе осуществления публичной власти государства и граждан, которые являются важнейшими субъектами этого процесса.
Принятие Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» обусловило начало нового этапа в развитии общественного контроля. Действующая система нормативных правовых актов, в которых закреплена процедура осуществления общественного контроля, помимо федерального законодательства, включает в себя значительный массив законов субъектов Российской Федерации, которые на сегодняшний день приняты в 65 из них.
В то же время, не наблюдается системности в решении базовых теоретических и практических вопросов, что негативно сказывается на дальнейшем развитии данного конституционно-правового института. В юридической науке не сформировано единого подхода к определению сущности общественного контроля. Его комплексная природа обусловлена тем, что общественный контроль исследуется в различных отраслях права – конституционном, административном, финансовом и др. Спорным остается вопрос о роли граждан при осуществлении общественного контроля, которая на современном этапе его развития сведена к минимуму.
Тот факт, что конституционно-правовая модель реализации общественного контроля, отражающая его сущность, не получила своего закрепления в законодательстве в полном объеме, обусловливает необходимость определения возможных путей модернизации этой модели.
Степень научной разработанности. Исследование общественного контроля основывается на работах ученых, рассматривающих сущность контроля как элемента управленческой деятельности (С.М. Зубарев, С.М. Зырянов, Н.В. Клак, Е.В. Шорина). Различные аспекты осуществления общественного контроля в последнее время широко исследуются в юридической науке. В частности, общественных контроль анализировался в системе демократического контроля (Л.В. Акопов); как контроль общества над государством (О.Н. Коломытцева); как форма взаимодействия гражданского общества и государства (В.В. Гриб); как элемент системы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (А.И. Авдеева, А.А. Гончаров, Е.А. Огнева, А.С. Полещук, С.Н. Шевердяев).
Целью курсовой работы является выявление особенностей механизма общественного контроля за деятельностью органов публичной власти в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач курсовой работы:
— изучить эволюцию механизма общественного контроля за деятельностью органов публичной власти в Российской Федерации;
— раскрыть сущность, объекты и субъекты общественного контроля;
— рассмотреть формы, виды и методы общественного контроля за деятельностью органов публичной власти в Российской Федерации;
— выявить проблемы и перспективы механизма общественного контроля за деятельностью органов публичной власти в Российской Федерации.
Объектом исследования курсовой работы являются правовые отношения, складывающиеся при взаимодействии граждан и государства в процессе реализации общественного контроля как одного из проявлений гражданских инициатив, а также в сфере гарантирования прав и законных интересов лиц, участвующих в таком взаимодействии.
Предметом исследования курсовой работы является теория, история и практика конституционно-правового регулирования участия граждан в управлении делами государства посредством реализации гражданских инициатив, нормы законодательства, регулирующие отношения в сфере реализации общественного контроля и обеспечения прав и законных интересов лиц, участвующих в осуществлении контрольных мероприятий.
Методологической основой курсовой работы являлись общенаучные методы — анализ и синтез, исторический и логический; частно-научные методы исследования — формально-логический, системного анализа и сравнительного правоведения.
В нормативную базу курсовой работы были включены: международные нормативно-правовые акты, Конституция Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, научные труды.
Теоретическую основу работы составляют труды таких авторов как В.В. Гончаров, С.М. Зубарев, Ю.А. Раснянская, В.В. Терещук.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы в процессе дальнейшего совершенствования механизма общественного контроля за деятельностью органов публичной власти в Российской Федерации.
Практическая значимость курсовой работы заключается в приведенных в ней основополагающих положений по рассматриваемым вопросам и иных актуальных сведений, которые могут представлять интерес для студентов юридических вузов и сотрудников правоохранительных органов.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Практики общественного контроля в современной России свидетельствуют, что целостная система контроля в стране еще не сложилась. Систематическое осуществление контроля результатов деятельности публичной власти убедительно демонстрирует свою продуктивность: открытость самой контрольной деятельности, полученная в процессе контроля информация, позволяют принимать продуманные и откорректированные решения, определять наиболее приоритетные задачи, сокращать материальные и финансовые расходы.
Общественный контроль власти является базовой гарантией реализации конституционного принципа народовластия в Российской Федерации.
Общественный контроль – это элемент, связывающий общество и власть, и его дальнейшее направление непосредственно отражается на жизни страны. Сегодня общественный контроль повышает эффективность деятельности органов публичной власти, способствует улучшению благосостояния граждан. Активное участие граждан в контроле является одним из важнейших факторов дальнейшего развития страны.
На территории Российской Федерации достаточно четко определены формы и методы контроля общественности за деятельностью государственных органов власти, которые удостоверяют о правовых способностях участия институтов гражданского общества. Все это нашло отражение в Федеральном законе «О основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 № 212-ФЗ.
Общественный контроль осуществляется в качестве социальной экспертизы, общественного мониторинга, общественной проверки, а также в формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, например, общественные обсуждения, публичные слушания.
Законодательство о методах общественного контроля нуждается в дополнениях, по той причине, что использование норм ФЗ №212 в части форм его исполнения в правоприменительной практике столкнется с некоторыми трудностями. Примером, решения проблемы служит утверждение дополнительных нормативно-правовых актов, направленных на уточнение действующих норм законодательства.
На уровне регионального самоуправления представительными органами муниципальных образований должна проводится работа по принятию муниципальных правовых актов. В целом необходимо принять во внимание мнение общественных деятелей о том, что принятый ФЗ №212, несмотря на то, что оставляет ряд неурегулированных нюансов, позволяет гражданам и институтам гражданского общества реализовывать собственную возможность в процессе контроля за деятельностью органов государственной власти.
Общественный контроль являясь одной из ключевых функций гражданского общества, воплощает в жизнь идеи гражданской свободы, социального равенства и справедливости. Объединяя граждан и их союзы, общественный контроль выступает в виде спонтанной формы социальной активности — непосредственного участия граждан в публичной политике как сфере взаимодействия власти и граждан. Тем самым общественный контроль образует коммуникативное пространство современной демократии, включающего в себя критический анализ существующей социальной ситуации, создается путь выработки необходимых знаний и навыков для понимания процессов публичного управления и их объективной оценки, выявления случаев злоупотребления должностными полномочиями, коррупции и т.п.
Анализ существующей практики общественного контроля в Российской Федерации свидетельствует о том, что целостная система общественного контроля в стране пока отсутствует. Причины для такой сложившейся ситуации следующие:
1. действующее правовое регулирование общественного контроля в РФ остается фрагментарным и поверхностным;
2. отсутствие ответственности и обязанности проверяемых государственных структур реагировать на результаты проверок;
3. не выражена четкая регламентация отдельных аспектов деятельности некоммерческих организаций (общественных организаций, партий, союзов и др.).
Однако необходимо учитывать тот факт, что в России происходит только становление системы института общественного контроля.
Таким образом, общественный контроль предопределяет те основы, благодаря которым значительная часть населения будет демонстрировать доверие граждан к институтам государственной власти.
В условиях модернизации политической системы, государственного управления в России верно избранные стратегии эффективного функционирования института общественного контроля позволят в дальнейшем быть гарантиями для становления демократического гражданского общества и развития России как правового и социального государства.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 Теоретико-правовые основы механизма общественного контроля за деятельностью органов публичной власти в Российской Федерации
1.1 Эволюция механизма общественного контроля за деятельностью органов публичной власти в Российской Федерации
Система органов народного контроля в СССР впервые была организована в форме рабоче-крестьянской инспекции (РКП). Цель создания РКП предполагала участие в работе инспекции широких масс трудящихся. Однако с развитием партийного и государственного контроля в 1962 году был образован Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР и органы партийно-государственного контроля на местах.
В целях дальнейшего широкого вовлечения трудящихся в дело проверки, контроля и повышения их роли в работе контрольных органов в 1965 году ЦК КПСС преобразовал органы партийно-государственного контроля в органы народного контроля, которые служили одним из действенных средств коммунистической партии и советскому правительству по еще более широкому вовлечению народных масс в управление делами советского государства, обеспечению систематической проверки исполнения директив партии и правительства советскими, хозяйственными и другими организациями, укреплению государственной дисциплины и социалистической законности. Установившаяся система органов народного контроля, состоящая из комитетов народного контроля СССР, союзных республик, краевых, областных, окружных, городских и районных комитетов, а также групп и постов народного контроля при сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях охватывала своим влиянием всю систему народного хозяйства.
За время эволюции современных обществ были сформированы многочисленные институты и инструменты общественного контроля. Например, общественный контроль над рыночной экономикой осуществляется со стороны институтов гражданского общества, использующих комплекс мер экономической и социальной политики. Как правило, общественный контроль распространялся на национальную оборону, поддержание правопорядка, обеспечение прав собственности, конкурентную среду на рынках, общественные сооружения и объекты инфраструктуры, большую часть услуг здравоохранения и образования, природопользование. Для России 90-х годов ХХ века ситуация была осложнена тем фактом, что старые образцы поведения и правовые нормы общественного контроля теряли свою значимость, а новые еще не были сформированы. Общепризнано, что делегирование полномочий без возможности контроля их исполнения приводит к отчуждению власти от народа. В этом социальном контракте государство сознательно ограничивает свое всевластие и делит бремя ответственности за цели, средства и результаты управление со всеми заинтересованными сторонами . Контроль — одна из важнейших функций управления, позволяющая выявлять, предупреждать ошибки и недостатки, искать новые резервы и возможности. Контроль как стадия управленческого цикла присуща преимущественно деятельности исполнительных органов власти, именно поэтому возникает проблема ограничения самовластия и произвола чиновников. Привлекая население к участию в публичном управлении, органы власти способствуют пониманию людьми механизмов подготовки и принятия управленческих решений, знакомят с проектами и планами, приоритетами политики. Соответственно, возрастает необходимость концептуального осмысления общих принципов и стандартов общественного контроля в различных сферах государственного и муниципального управления, формирования единой информационной и методической базы организации контроля.
Государство, в частности законодательно, разрабатывает и реализует формы и способы обеспечения собственной прозрачности. В отличие от словосочетания «общественный контроль», где некий субъект контролирует деятельность государственных органов власти, «прозрачность» предполагает активную роль государства». В России происходит институциализация деятельности общественных советов при органах публичной власти. Все большее распространение приобретают организации, подобные Общественной палате РФ .
Таким образом, практики общественного контроля в современной России свидетельствуют, что целостная система контроля в стране еще не сложилась. Систематическое осуществление контроля результатов деятельности публичной власти убедительно демонстрирует свою продуктивность: открытость самой контрольной деятельности, полученная в процессе контроля информация, позволяют принимать продуманные и откорректированные решения, определять наиболее приоритетные задачи, сокращать материальные и финансовые расходы.
Комплексный общественный контроль, взаимодействие субъектов общественного контроля различного уровня позволят принимать решения на региональном уровне и активизировать общественные советы при муниципалитетах.