Курсовая с практикой на тему Механизм и эффективность регулирования экономики с помощью государственного бюджета
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 3
1.1 Понятие государственного бюджета и его структура 3
1.2.Функции государственного бюджета 6
1.3 Принципы формирования государственного бюджета 9
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 17
2.1 Анализ доходов и расходов государственного бюджета за 2016-2018 гг. 17
2.2 Анализ эффективности расходования средств государственного бюджета за 2016-2018 гг. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Введение:
Инструментом фискальной политики является государственный бюджет: его доходы формируются налоговой политикой, а расходная часть — политикой государственных расходов. Формирование и использование бюджетных средств отражает цикличность экономического развития и направлено на достижение экономической стабильности.
Федеральный бюджет Российской Федерации является ведущим звеном в бюджетной системе Российской Федерации и состоит из ключевых финансовых категорий, таких как налоги, государственные расходы и государственный кредит. Это основной финансовый план страны на три года вперед, имеющий силу закона в форме федерального после его утверждения Федеральным собранием.
Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью на основе бюджетного механизма государство, обеспечивая перераспределение национального дохода, изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику — субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций.
Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.
В современных условиях хозяйствования, когда повышается роль государства в регулировании экономических процессов, особенно важно изменить направления вложения бюджетных средств с целью обеспечения стратегического направления развития экономики, создания необходимой производственной инфраструктуры. Через налоговую политику, бюджетное финансирование представляется возможным влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса. Совершенствование механизма бюджетного финансирования науки, государственной системы подготовки и переподготовки кадров для народного хозяйства, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и других подобных бюджетных мер позволяют стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство.
Объектом исследования выступает государственный бюджет, а его предметом – эффективность расходования государственного бюджета.
Объект и предмет исследования определили его цель – проанализировать эффективность расходования государственного бюджета. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие государственного бюджета и его структуру;
2. Изучить функции государственного бюджета;
3. Рассмотреть принципы формирования государственного бюджета;
4. Провести анализ доходов и расходов государственного бюджета за 2016-2018 гг.;
5. Провести анализ эффективности расходования средств государственного бюджета за 2016-2018 гг.
Заключение:
Государственный бюджет следует понимать как денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами в отношении перераспределения доходов нации с целью формирования и использования бюджетного фонда для финансирования государственного управления, национальной экономики, социальной и культурные сферы и оборонные нужды.
Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию средств. В процессе планирования бюджета устанавливаются наиболее подходящие отношения между централизованными и нецентрализованными фондами.
Важнейший принцип формирования госбюджета – соблюдение иерархии бюджетов. В федеральную казну, к примеру, не могут включаться денежные потоки с других уровней. Соблюдение этого принципа позволяет обеспечить автономность бюджетов. В финансовом документе должны отражаться все доходы и затраты, подконтрольные правительству.
Таким образом, изменение объема государственных расходов приводит к процессу умножения национального дохода, который идентичен тому, который происходит при изменении инвестиций. Из этого следует, что доходная и расходная части бюджета могут находиться под непосредственным влиянием и регулированием ресурсов со стороны государства. К сожалению, механизм этого регулирования не очень хорошо отработан, и его применение на практике сталкивается со многими препятствиями, связанными с повышением цен, обменными курсами валют и динамикой процентных ставок по кредитам. Тем не менее, аналогичный механизм влияния государственных закупок на объем производства позволяет предположить, что во время рецессии государственные закупки могут использоваться для увеличения объема производства. И наоборот, в период бума правительство может сократить свои расходы, тем самым сократив объем совокупного спроса и выпуска.
Анализ расходов бюджета показал, что последние три года отмечалось постоянное увеличение дефицита бюджета, а в 2017 и 2018 годах наблюдалось резкое увеличение этого показателя. Это связано со снижением доходов от нефти и газа, нестабильной политической ситуацией в стране, строительством Восточного космодрома и другими внешнеполитическими факторами.
Проект годового бюджета на 2016 год оказался несовершенным, и поэтому правительство приняло решение по проекту федерального бюджета на 2019-2021 годы, которому снова исполнилось три года. В Минфине считают, что это единственный способ исправить ошибки прошлых лет и сбалансировать бюджет страны.
Согласно плановым показателям, выручка 2019 года снизится на 252 млрд рублей по сравнению с 2018 годом, но если принять во внимание уровень инфляции, то можно сказать, что выручка в 2019 году останется на прежнем уровне. Однако к 2021 году они ожидают рост доходов федерального бюджета до 14,845 трлн, что на 1106 млрд больше, чем в 2018 году и является историческим максимумом в России.
В общем объеме исполненных бюджетных назначений расходы на реализацию программных мероприятий составили 7 388 793,9 млн. руб. или 77,7 % от общего объема освоенных бюджетных средств. На реализацию программных мероприятий в 2018 году бюджетные назначения утверждены в объеме 32 310 403,6 млн. руб. и исполнены ответственными исполнителями лишь на 22,9 %.
Подведя итоги исполнения бюджета за 2018 год можно сделать вывод, что расходная часть бюджета исполнена только на 25 процентов, а доходная — на 44,5 процента.
В заключение отметим, что 2018 год выдался не очень удачным для страны в плане исполнения расходной части бюджета. Однако утвержденный бюджет на 2019 год уже частично начал выполняться. Особенно позитивными являются изменения в расходной части в области увеличения средств на социальную сферу. Функционирование всех отраслей города постепенно переходит из процесса стагнации в сторону активного развития.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1 Понятие государственного бюджета и его структура
Государственный бюджет — это оценка государственных доходов и расходов за определенный период (чаще всего за год), составленная с указанием источников государственных доходов и направления расходования средств [5].
В бюджете есть доходы и расходы, которые в плановом разрезе должны быть сбалансированы.
Роль бюджета в народном хозяйстве значительна:
1. Государственный бюджет является частью финансов контролируемой государством страны, поэтому с помощью бюджета государство может вмешиваться в рыночные механизмы.
2. Бюджет является методом накопления денег для решения основных глобальных экономических проблем.
3. Наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедность, безработица, голод, грамотность, здоровье нации и т. д.).
Государственный бюджет готовится правительством и утверждается, утверждается высшими законодательными органами. Таким образом, в руках государства важные финансовые инструменты оказываются влиять на экономические процессы. Обычно это государственные закупки, субсидии, трансферты, инвестиции [8].
Государственные закупки — это спрос правительства на товары и услуги. Социальные платежи (переводы) — это платежи, осуществляемые без надлежащего предоставления получателям товаров и услуг [19].
Принципы государственного бюджета [11]:
1. Единство бюджетной системы (единицы бюджетного законодательства, денежно-кредитной системы, классификации и бюджетной политики, формы бюджетных документов и отчетов).
2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.
3. Независимость бюджетов на всех уровнях (у каждого свои источники финансирования, свои расходы).
4. Сбалансированный бюджет (без дефицита).
5. Эффективное и экономное использование бюджетных средств.
6. Достоверность финансовой отчетности (достоверность показателей и их адекватность экономической ситуации).
7. Полнота отражения доходов и расходов бюджета.
8. Реклама.
9. Целевое использование бюджетных средств.
По степени разделения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства делятся на три типа [16]:
1. Унитарное (объединенное) государство — это форма правления, при которой административно-территориальные единицы не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех правовых систем и единая власть, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из 2 единиц: государственного и местных бюджетов.
2. Федеративное (объединенное) государство — это форма правления, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, принадлежащие государству, имеют свою государственность и определенную политическую независимость в рамках полномочий, распределенных между ними и центром. Федеральная бюджетная система состоит из трех уровней и включает федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты.
3. Конфедеративное государство (союз) — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет этого штата формируется за счет взносов Конфедеративных Штатов. Государства-члены Конфедерации имеют свои собственные бюджетную и налоговую системы.
Бюджетная система России состоит из 3 систем [7]:
— федеральный бюджет Российской Федерации;
— бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации или областными бюджетами. К ним относятся: республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, областные, областные, автономные образования и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;
— местные бюджеты (город, район, город, село).
В зависимости от воздействия на расширенный процесс воспроизводства бюджетные расходы делятся на [14]:
1) текущий (для удовлетворения текущих потребностей);
2) капитал (для инвестиционных нужд) или бюджет развития.
Текущий бюджет включает расходы, связанные с текущим содержанием и ревизией (восстановлением) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, школ, учреждений здравоохранения и социальной защиты, науки и культуры, физической культуры и спорта, СМИ, государственные органы, органы власти и другие расходы, не включенные в затраты на разработку.
Бюджет развития включает ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанные с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные программы охраны окружающей среды и природоохранные мероприятия (в дополнение к ассигнованиям из внебюджетных средств на охрану окружающей среды). , другие расходы на расширенное воспроизведение. Именно этот бюджет определяет масштаб и скорость производства оборудования, НИОКР.
Средства бюджета развития используются на конкурсной, возвратной, срочной и платной основе для реализации инвестиционных проектов, предполагающих реструктуризацию экономики.