Курсовая с практикой на тему Механизм государства: реформирование современного государственного механизма
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития механизма
государства. 5
1.1. Понятие и сущность механизма государства. 5
1.2. Принципы организации и деятельности механизма
государства. 9
Глава 2. Анализ элементов механизма государства. 13
2.1. Органы законодательной
власти. 13
2.2. Органы исполнительной власти. 17
2.3. Органы судебной власти. 22
Глава 3. Современный этап реформирования
государственного механизма. 26
Заключение. 30
Библиографический список. 32
Введение:
Наибольшим
организационным потенциалом управленческого воздействия, способным оказать
влияние практически на все сферы общества, обладает государство благодаря
наличию системы специальных органов учреждений и предприятий, а также особого
слоя людей, профессионально занятых деятельностью по исполнению полномочий
государственных органов. Вместе взятые — органы государства, а также занятые в
них государственные служащие осуществляют цели, задачи, функции государства и
составляют его механизм. Благодаря ему государство обеспечивает законность и
правопорядок, гарантирует права и свободы граждан, согласовывает несовпадающие
интересы различных групп населения.
Актуальность темы курсовой
работы заключается в том, что того, насколько разумно организована
деятельность государственных органов и учреждений, насколько эффективно их
взаимодействие, зависит способность государства своевременно реагировать на
возникающие проблемы, удовлетворять насущные потребности населения.
Особенностью этих органов является то, что их деятельность носит властный
характер и опирается на возможность легитимного насилия.
Объектом
исследования в курсовой работе являются общественные отношения, возникающие в
процессе формирования механизма государства.
Предметом
исследования в курсовой работе являются особенности и механизмы развития
механизма государства.
Целью курсовой
работы является определение направлений развития механизма государства.
Достижение
намеченной цели предусматривает решение следующих задач курсовой работы:
— раскрыть понятие и сущность механизма государства;
— изучить принципы организации и деятельности
механизма государства;
— рассмотреть органы законодательной власти;
— проанализировать органы исполнительной власти;
— охарактеризовать органы судебной власти;
— выявить особенности современного этапа
реформирования государственного механизма.
В курсовой работе использовалась совокупность
общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и
частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный)
методов познания.
Теоретическую основу курсовой работы составляют
научные положения, содержащиеся в трудах авторов по проблемам формирования и
развития механизма государства.
Теоретическая и
практическая значимость результатов курсовой работы заключается в том, что
предложенные результаты могут быть рекомендованы для осуществления и развития механизма
государства.
Структура
курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературы.
Во введении курсовой работы обозначены объект,
предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая основа и значимость курсовой
работы.
В первой главе курсовой работы раскрыты теоретические
основы развития механизма государства.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ элементов
механизма государства.
В третьей главе курсовой работы изучен современный
этап реформирования государственного механизма.
В заключении обобщены результаты курсовой работы.
Заключение:
Проведенное исследование в
рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные
теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Успешность функционирования механизма
государства определяется многими причинами и условиями, центральную роль среди
которых играет функционирование государственного механизма на основе следования
конституционным ценностям, работа государственного аппарата в духе уважения
Основного закона государства и ценностей, в нем закрепленных.
2. Основные принципы организации и
деятельности механизма государства закрепляются в Конституции (принцип
уважения прав и свобод гражданина, разделения властей). Эти
принципы находят отражение и в текущем законодательстве (законы о правительстве,
о ФСБ и т. д. — в каждом из них есть статьи об основных принципах деятельности
этих органов). Принципы организации и деятельности механизма государства
зависят от политического режима, определяются им.
3. Законодательная
власть занимает ведущее место в системе разделения властей. Она оказывает
косвенное воздействие на деятельность органов исполнительной и судебной властей
в силу того, что законами конкретизируются особенности организации и
функционирования исполнительной и судебной власти. Она осуществляет не только
законодательное регулирование, но и контрольно-регулирующие
функции, способствующие укреплению конституционной законности и формированию
качественного правопорядка в России.
4. Органы исполнительной власти от
части характеризуются определённой самостоятельностью,
в рамках установленной компетенции; указанная компетенция указывает на принципы
правового положения данного органа как в Конституционных нормах, так и в нормах
законодательства субъекта. Полномочия исполнительного органа определяют его
задачи, ответственность, обязанности. В рамках установленных полномочий органы
исполнительной власти осуществляют юридически значимые действия, обозначающие
их административную правосубъектность.
5. Судебная власть
является институтом, формируемым самим государством в управленческих целях.
Деятельность судебной власти направлена на разрешение правовых споров,
возникающих в процессе жизнедеятельности личности, общества и государства.
Рассмотренные выше институты правосудия являются гарантом, современного
организационного устройства механизма народовластия, который функционирует в
соответствии с основами конституционного строя.
6. Проведенный анализ
изменений в Конституции РФ, касающихся структуры органов государственной
власти, показывает, что они вполне оправданы. В государстве и обществе давно
вызревали предпосылки к конституционной трансформации. Таким образом,
конституционная реформа стала закономерной и своевременной необходимостью
совершенствования основного закона, защищающего государственный суверенитет,
права человека и демократические принципы.. Изменения в конституции
гарантировали традиционные для общественно-политической и социальной сферы
России ценности, утвердив приоритеты норм и принципов, провозглашенных в виде
основ конституционного строя РФ.
Подводя итог, можно
сделать вывод о том, что задачи и функции государства невозможно осуществить
без деятельности механизма государства. При этом понятие «механизм государства»
намного шире, чем понятие «государственный аппарат». Механизм государства – это
целостная иерархическая система государственных органов и учреждений,
действующая на основе единых, закрепленных в законах принципах, призванная
реализовывать государственную власть и выполнять задачи государства.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
развития механизма государства
1.1. Понятие и сущность механизма
государства Проблемы функционирования государственного механизма
в российском государстве всегда находились в центре внимания правоведов. Существование
любого государства предполагает наличие определенного механизма,
обеспечивающего реализацию государственных функций. Такого рода механизмом или
аппаратом государства выступают органы государственной власти, каждый из
которых обладает своими специфическими направлениями деятельности. По мере
развития государства оно берет на себя исполнение трех основных направлений
деятельности — законодательного, исполнительного и судебного. Основой развития
механизма государства признавалось самоуправление народа посредством
представительства его интересов на высшем государственном уровне и в качестве
признаков самоуправления выделял: наличие представительного органа,
определяющего основы внутренней и внешней политики государства; исполнительного
органа власти, выполняющего функции претворения в жизнь правовых норм; судебной
власти, обеспечивающей существующий в государстве строй и охрану прав и
законных интересов граждан и организаций[1].
Наиболее активные научные дискуссии о содержании
понятия «механизм государства» начались с середины прошлого столетия. В начале
1950-х годов в Союзе Советских Социалистических Республик механизм государства
трактовался в двух смыслах: широком и узком. В узком значении механизм
государства считался тождественным аппарату государственной власти и им, по
сути, исчерпывался. В широком значении рассматриваемое понятие отождествлялось
с политической системой общества. По утверждению Л.Л. Григоряна, такая концепция
являлась естественным продуктом сталинизма и служила своеобразным теоретическим
обоснованием огосударствления всех сфер общественной жизни[2].
Поспорить с этим тезисом достаточно сложно. Представляется, что данная позиция,
скорее, верна.
Сейчас широкая трактовка понятия механизм государства
практически не применяется. Объясняется это изменением общественного строя, а
вслед за ним и государственного строя в нашей стране. Данные процессы связанны
с прекращением существования СССР и переходом на демократический путь развития
российского государства[3].
Современной юридической науке понятие «механизм
государства» является важнейшим элементом понятийно-категориального аппарата
теории государства и права. При этом данное понятие применяется, как правило, в
отечественной правовой науке, а не в зарубежных теоретико-правовых
исследованиях. Ученые-юристы, рассматривающие в своих трудах механизм
государства, акцентируют внимание на многоаспектности этого правового феномена,
изучении его организации и функционирования, структуры и принципов построения в
России и зарубежных государствах. Вместе с тем, вопрос формирования единого
подхода к выработке определения и установления содержания исследуемого
института в отечественной юриспруденции к настоящему времени не решен[4].
По убеждению таких теоретиков права, как В.Д.
Перевалов, В.М. Сырых, В.А. Четвернин, Р.В. Енгибарян под механизмом
государства понимают аппарат государства, то есть систему его органов, с
помощью которых осуществляется государственная власть. Одновременно с этим
механизм государства (аппарат государства) определяется как специально созданная
постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений
и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции
государства[5].
Л.И. Спиридонов подразумевает под механизмом
государства систему органов данного государства, посредством которых оно
(государство) реализует государственную власть и осуществляет принадлежащие ему
функции. Учитывая, что роль социальных потребностей, вызвавших к жизни
государство, его механизм можно определить и как функционирующую систему
государственных органов, обеспечивающих решение общих дел[6].
Подобной позиции придерживается и В.М. Сырых, который также рассматривает
понятие «механизм государства» через системы его органов и определяет его как
совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть и
обеспечивающих реализацию функций государства[7].
Рассматривая теорию механизма государства в
современных условиях его функционирования, С.П. Паршин предлагает следующее
определение механизма государства — «это пронизанная едиными, законодательно
закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая
необходимыми материальными придатками в виде бюджетных средств, органов
местного самоуправления, профсоюзов и учреждений система государственных
органов и составных частей, посредством которых реализуются задачи и функции
государства»[8].
По мнению В.В. Копейчикова, механизм государства
представляет собой всю систему государственных организаций — организованных
государством коллективов людей, обеспечивающих руководство и непосредственное
осуществление функций государства. Роль государственного механизма в обществе
состоит, очевидно, в том, что именно через механизм государства осуществляется
государственная власть[9].
В противовес позиции В. В. Копейчикова, разграничивающего понятия «механизм
государства» и «государственный аппарат», Л.И. Антонова и Л.А. Николаева
считают, что не могут существовать «механизм государства» и «государственный
аппарат», так как эти понятия равнозначны в силу того, что ни предприятия, ни
учреждения не осуществляют властных полномочий, по крайней мере, за пределами
внутриорганизационных отношений[10].
Большой исследовательский интерес представляют
научные изыскания авторов, критикующих «узкий» и «широкий» подходы к
определению понятия и установлению содержания феномена «государственный
механизм». В основе отличного от двух вышеназванных подходов лежит попытка
представить механизм государства как динамическую систему, показать
взаимоотношения между собой его составных компонентов. Среди сторонников данной
позиции следует назвать Э.П. Григониса, С.И. Игонькину, И.П. Антонова, В.В.
Гибова и некоторых других. Одним из первых, кто выразил указанную позицию, был
Г.А. Мурашин[11].
Достаточно обстоятельно представил «динамический
подход» Э.П. Григонис. Излагая свою позицию, ученый обратился к раскрытию
лексического значения слова «аппарат» как совокупности учреждений,
обслуживающих какую-либо отрасль управления, и «механизм» как системы, где
движение одного элемента вызывает движение другого. На основе этого автор
делает следующий вывод: понятия «государственный аппарат» и «государственный
механизм» находятся в разных плоскостях и соотносятся между собой как вещь,
находящаяся в покое, статике (государственный аппарат), и та же вещь,
находящаяся в движении, в динамике (механизм государства). Само понятие
механизма государства Э.П. Григонис определяет как «функционирование, действие
органов государства», что выражается в определенных способах, принципах
функционирования системы государственных органов (государственного аппарата),
во взаимосвязи и взаимодействии между собой его отдельных частей[12]. [1] Русяйкина М.О.,
Софронова Д.Ю., Морозова Ю.М. Механизм современного российского государства //
Юность. Наука. Культура. — Саранск, 2021. — С. 364-367. [2] Григорян Л.Л.
Теоретические и конституционные основы механизма Советского государства:
Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 1989. — С. 7-8. [3] Сиотокова М.В.,
Минасян А.Р., Губарев В.В. Понятие, признаки и функции механизма государства //
Государство и право в XXI веке. — 2020. — № 3. — С. 19-23. [4] Парасюк Е.А. Механизм
государства: к исследованию понятия // Вестник Адыгейского государственного
университета. Серия 1: Религиоведение: философия, история, социология,
юриспруденция, политология, культурология. — 2009. — № 2. — С. 177. [5] Теория
государства и права / Отв. ред. В. Д. Перевалов. — М., 2006. — С. 84. [6] Спиридонов Л.И. Теория
государства и права. — М., 1996. — С. 66. [7] Сырых В.М.
Теория государства и права. — М., 2001. — С. 50. [8] Паршин С.П.
Теория механизма государства в современных условиях его функционирования //
Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2014. — № 2. — С. 12. [9] Копейчиков В.В.
Механизм советского государства. — М., 1968. — С. 30, 124. [10] Антонова Л.И.,
Николаева Л.А. Рецензия на Копейчиков В. В. Механизм советского
государства // Правоведение. — 1969. — № 6. — С. 135-136. [11] Мурашин Г. А.
Органы прокуратуры в механизме Советского государства: Автореф. Дис. … канд.
юрид. наук. — Киев., 1972. — С. 14. [12] Григонис Э.П.
Механизм государства (теоретико-правовой аспект): Автореф. Дис. … докт. юрид.
наук. — СПб., 2000. — С. 16.