Курсовая с практикой на тему Механизм формирования и реализации государственной политики в сфере образования и науки Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.1Сущность государственной политики в сфере образования 5
1.2 Принципы государственной политики в сфере образования 10
ГЛАВА 2 РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ 16
2.1 Приоритетный национальный проект «Образование» 16
2.2 Характеристика органов государственной власти реализующих политику в области образования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Модернизация системы образования и ее содержание, которая, в свою очередь, продолжается в нашей стране уже свыше десяти лет, остается актуальной и общественной проблемой. Происходящие преобразования в системе образования затрагивают интересы многих людей, вызывает неоднозначные, нередко негативные оценки. Представляется целесообразным обратить внимание на определенные аспекты государственной политики, которые, в свою очередь, относятся ко всем уровням профессионального образования, включая подготовку достаточно высококвалифицированных кадров.
Образование имеет главную социальную функцию — создание самосознания человека.
На сегодняшний день для усовершенствования системы образования очень важно выявить вектор этого процесса, иными словами образовательную стратегию как таковую.
Задача государства — предоставить все необходимые предпосылки для расширения участия общественности в развитии системы формирования, образования гражданского порядка по условиям реализации образовательных прав, контроля за исполнением законодательства об образовании, реализации государственных образовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всех участников правоотношений.
Человек, являясь субъектом образовательного процесса и выступая производительной силой в общественном производстве, должен соответствовать уровню социально — экономического развития собственного государства.
Уровень образования определяет качество трудовых ресурсов, а из этого следует, что, и состояние экономики.
Желание граждан быть активными участниками формирования и реализации социальной политики государства становится все более выраженным. В свете данного внедрение моделей государственно-государственного управления образованием является одним из условий открытости и инвестиционной привлекательности данной сферы, развития институтов гражданского общества.
Бесспорно, главным принципом образования обязана быть толерантность (терпимость). Это закреплено в законодательстве Российской Федерации.
Объект: государственная политика Российской Федерации в сфере образования, ее нормативно-правовая база, реализация и эволюция,
Предмет: программа реформирования системы образования.
Цель: базируясь на законодательных актах, провести анализ превалирующей тенденции законодательства РФ в области образования и выявить главные пути ее реформирования.
Задачи:
1. определить сущность государственной политики в сфере образования;
2. проанализировать принципы государственной политики в сфере образования;
3. изучить приоритетный национальный проект «Образование» ;
4. провести характеристику органов государственной власти реализующих политику в области образования.
Методы: анализ документов, статистический анализ, системный анализ, вторичный анализ данных и др.
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Сложно поспорить с утверждением, что в российском образовании многое необходимо менять. Тем не менее, делать это необходимо не только лишь в содержательной, но и в организационной части. И начинать работать в каждом более конкретном случае необходимо не спонтанно, а системно и целенаправленно.
К примеру, в условиях глобального экономического кризиса остро встала проблема финансирования отечественного образования. Хотя, надо признать, даже разовое реальное повышение данного финансирования в несколько раз не способно значительно поднять престиж профессии на советский, прежний уровень.
Резкого притока в педагогику молодежи не будет. Это требует комплексного подхода к решению вопроса — от хорошей зарплаты до жилья и достойной пенсии.
Реформы российской школы будут бессмысленными, если они не будут нацелены на достижение некоторых целей. К примеру, о реализации конституционного права граждан на качественное образование (вне зависимости от места жительства), гарантии бесплатного и всеобщего школьного образования, кардинальном улучшении финансирования сферы и др. Иначе, реформа неуместна.
В целом по результатам исследования сделаны следующие выводы:
— в Российской Федерации создана нормативно-правовая база образования, которые отвечает требованиям настоящего времени, основанная на гарантиях, которые закреплены в Конституции Российской Федерации;
— принципы государственной политики в сфере образования (также и регулируемые федеральной программой развития образования) являются основными как для подготовки ведомственных законодательных актов, так и для непосредственной деятельности каждого образовательного учреждения;
— необходимость реформирования структуры и содержания образования обусловлены развитием науки и связанных с этим технологий производства; главными направлениями последней реформы российского образования: демократизация системы воспитания и обучения, гуманизация и гуманитаризация, а кроме того компьютеризации учебного процесса;
— реформы образования получили статус государственной политики, так как государство заявляет, что будущее страны определяет уровень образования, который, в свою очередь, существует в нем.
Совершенствование системы образования, являясь одним из принципов государственной политики, является одной из актуальных задач современного общества. Учитывая все потенциальные пути реформирования системы образования в Российской Федерации, в ее границах сохраняются фундаментальные гарантии, которые провозглашены Конституцией Российской Федерации.
В условиях демократизации общества образование становится все более гуманистическим. Задача формирования социально-активной, гармонично развитой личности выходит на первый план в реализации приоритетного национального проекта «Образование». Преобразование требований к системе образования в целом подразумевает профессиональное совершенствование педагогических кадров, раскрытие их творческого и личностного потенциала.
Одним из главных принципов функционирования системы образования на сегодняшний день является его интернационализация в сочетании с сохранением культурной идентичности. Среди главных целей реформирования системы отечественного образования, ведущее место принадлежит достижение его реальной доступности для всех граждан Российской Федерации, соблюдения принципа равноправия в социальной сфере.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность государственной политики в сфере образования
Государственная образовательная политика — в узком смысле-это система мер, которые направлены на реализацию приоритетов российского государства в области образования. В более широком плане она включает ценности, идеалы, задачи, цели, принципы, механизмы реализации. Государственная образовательная политика определяет стратегию развития образования.
Главными приоритетами образовательной политики Российской Федерации сформулированы в ряде стратегических документов, также и:
1) Федеральные законы Российской Федерации «Об образовании» (с дальнейшими преобразованиями и дополнениями), «О послевузовском и высшем профессиональном образовании»;
2) «Национальную доктрину образования в Российской Федерации до 2025 года»;
3) «Главные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу»;
4) «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (на период до 2020 года)»;
5) Комплекс нормативных и директивных документов Министерства образования и науки РФ.
Стратегическая цель государственной политики в сфере образования, как отмечено в проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», является увеличение доступности качественного образования согласно с требованиями инновационного развития современными и экономики потребностями общества, задачами геополитической конкурентоспособности России в глобальном мире.
Значимым и новым направлением государственной политики, также и в области образования, является внедрение концепции «инновационного развития экономики». Система образования должна быть модернизирована согласно с потребностями общества. В зависимости от этой логики, во время модернизации системы образования нужно переосмыслить теорию и практику образования, национальную образовательную традицию, образовательную парадигму, уточнить цели, механизмы и задачи их реализации.
Реализация этой цели применительно к системам общего среднего, главного и дополнительного профессионального педагогического образования, как отмечается в проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», подразумевает решение следующих приоритетных задач:
1) обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными учреждениями (организациями). Для решения этой проблемы нужно осуществить ряд практических мер:
— расширения применения современных образовательных технологий, которые, в свою очередь, предоставят расширение компетенций, освоенных студентами во время сохранения общих сроков обучения;
— модернизация системы образовательных стандартов профессионального и общего образования, в целях обеспечения их соответствия потребностям современной инновационной экономики;
— внедрить механизмы оценки качества профессионального образования на базе информационной открытости образовательных учреждений и регулярно существующей системы общественного мониторинга;
— предоставление возможности студентам и учащимся обучаться по индивидуальным образовательным траекториям путем внедрения модульных образовательных программ;
— перейти на нормативное подушевое бюджетное финансирование образовательных организаций;
— развитие системы переподготовки, подготовки и увеличения квалификации научно-педагогических, управленческих и педагогических кадров для всех уровней системы образования, включая стимулирование притока молодых кадров в сферу образования.
2) совершенствование структуры образовательной системы России согласно с требованиями инновационного развития экономики.
Для решения этой проблемы подразумевается осуществить ряд практических мер:
— предоставить полномасштабный переход на уровень высшего образования (бакалавр-магистр);
— оказывать помощь вузам, реализующим программы инновационного развития в сотрудничестве с наукой и бизнесом;
— расширение сферы научно-инновационной и исследовательской деятельности в вузах;
— расширить практику реализации региональных комплексных проектов модернизации общего образования на всей территории страны;
— развитие профильного образования на высшем уровне общего образования, также и расширение возможностей профессионально-технической подготовки обучающихся, увеличение акцента на социализацию и развитие навыков и компетенций;
— привлечение ведущих вузов России по повышению квалификации учителей, работе с талантливыми детьми, оценке качества школьного образования;
— формирование механизмов конкурсной поддержки организаций общего образования, которые обеспечивают создание инновационных образовательных программ и использованию новых образовательных технологий;
— развивать систему дополнительного образования для школьников, также и расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования (с двух лет образования до школы каждому ребенку), развитие услуг раннего консультирования и образования для семей с детьми.
Для решения этой проблемы подразумевается осуществить ряд практических мер:
— сформировать в вузах подготовительные кафедры, финансируемые из федерального бюджета, доступные, прежде всего, гражданам, проходившим военную службу по контракту;
— создание и развитие механизмов дистанционного образования в организациях дополнительного и высшего образования;
— создавать систему работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, включая эффективное сопровождение их на всех этапах обучения, формирование системы школ-интернатов для талантливой молодежи, предоставить проведение летних лагерей и школ, развитие системы конкурсов и олимпиад, организации.
4) формирование современной системы постоянного образования, переподготовки и подготовки профессиональных кадров.
Для решения этой проблемы подразумевается осуществить ряд практических мер:
— создавать образовательную инфраструктуру, помогающую человеку в течение всей жизни осваивать новые квалификации;
— формирование открытого Национального депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов для системы постоянного профессионального образования на базе современных сетевых технологий, широкого спектра качественных инновационных программ постоянного профессионального образования и сети;
— благоприятствовать формированию независимой оценки качества постоянного образования и развитию конкуренции на рынке дополнительных образовательных услуг
— содействие мотивации граждан к получению новых квалификаций.
Подчеркнем, что решение задач модернизации образования даст возможность целенаправленно создать квалификационный и человеческий капитал страны, в зависимости от необходимости обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности России.
В целях обеспечения конкурентоспособности системы образования нужно увеличение платы труда работников образовательных организаций до уровня, сопоставимого с уровнем платы труда квалифицированных работников в коммерческом секторе экономики, а для профессорско-преподавательского состава ведущих вузов-до более достаточно высокого уровня, что, учитывая необходимость масштабной технологической модернизации, требует повышения доли затрат на образование в ВВП.
Успешность педагога на сегодняшний день определяется рядом взаимосвязанных факторов. Учитель обязан понимать главные факторы и условия, определяющие эффективность современной системы образования. Одним из значимых факторов является восприятие учителем ценностей, целей и приоритетов государственной образовательной политики Российской Федерации.
Государственная образовательная политика базируется на Конституции Российской Федерации, российском законодательстве в сфере образования. Законодательство Российской Федерации в сфере образования включает Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О послевузовском и высшем профессиональном образовании», другие законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые согласно с ними, а кроме того законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Согласно с проведенной административной реформой государственная образовательная политика в Российской Федерации на сегодняшний день (с середины 2004 года) реализуется и разрабатывается тремя органами власти — федеральным Министерством образования и науки (Министерство образования и науки), Федеральным агентством по образованию (Рособразование), Федеральной службой по надзору в области образования и науки (Рособрнадзор).