Культурология Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Медиаобраз как культурологический феномен (на примере образа Мерлин Монро)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………………………… 1

1.
Теоретические аспект исследования
………………………………………………. 5

1.1. Понятие
и особенности функционирования медаобраза. Историографический аспект
………………………………………………………………………………………………… 5

1.2.
Медиаобраз в контексте медиакультуры
…………………………………….. 9

2.
Культурологический феномен Мэрилин Монро
…………………………… 13

2.1. Процесс
создания образа Мэрилин Монро
………………………………. 13

2.2. Анализ
медиаобраза актрисы
………………………………………………….. 15

Заключение…………………………………………………………………………………… 27

Список литературы……………………………………………………………………….. 29

  

Введение:

 

 

Средства массовой
информации, появившись вначале как чисто технические способы фиксации,
трансляции, консервации, тиражирования информации и художественной продукции,
очень скоро превратились в мощнейшее средство воздействия на массовое сознание.
Благодаря сети Интернет СМИ — телевидение, радио, пресса — в последнее время
становятся единственным источником информации для подавляющего большинства,
поэтому их роль в формировании образа реальной действительности неуклонно
растет. Сегодня уже нет сомнений, что масс-медиа действительно оказывают
влияние на мнения и настроения в обществе. В связи с этим появилась объективная
необходимость в изучении сущности медийного образа как феномена, порожденного
СМИ.

В нашу речь все шире
входит понятие "медиа", которое включает в себя не только систему
расширяющихся коммуникаций, но и особую реальность, ежедневно воздействующую на
наше мировосприятие. Посредством каналов медиа один из которых печатные издания
мы потребляем не только готовые ситуативные и предметные модели, но и модели
человеческого поведения. Все чаще читаем в прессе про людей, чьи имена у всех
на слуху, о тех кто является объектом внимания, а иногда даже и поклонения.
Появляясь практически повсеместно, они транслируют свой образ жизни, моральные,
жизненные установки, отношение к происходящему в стране и мире и даже свой
имидж. И конечно не малая доля в этой сфере отводится людям искусства. Мэрилин
Монро в этом плане можно по праву считать одним из самых ярких образов,
функционирующих по сей день.

Проблема медиаобраза, на
наш взгляд, сегодня характеризуется особой значимостью, в силу своей сложной
природы. С одной стороны, медиаобраз представляет собой одну из форм
существования массового сознания в медиакоммуникации. В этом контексте роль
общественного мнения, которое традиционно понимается как “своеобразный способ
существования и проявления массового сознания, посредством которого выражается
духовное или духовно-практическое отношение народного большинства к актуальным
для него фактам, событиям, явлениям и процессам действительности” [1],
становится основополагающей в процессе становления медиаобраза того или иного
явления.

Данная курсовая работа
посвящена теме медиаобраза Мэрилин Монро как культурологического феномена.

В последние годы актёрская
игра стала восприниматься более "персонализировано", через призму
личностных особенностей конкретных актёров и актрис. Каждый человек сейчас
находится настолько глубоко в медийном пространстве, что имеет своих фаворитов
и аутсайдеров в любой сфере медиа. За словами и действиями всех публичных
личностей неустанно следят, передают из уст в уста.

Все чаще мы сталкиваемся с
противоречием, когда образ актёра, создаваемый в массовом сознании средствами
массовой информации, в частности фильмами, в которых он или она играет, не
совпадает с реальными чертами характера человека. Налицо явные манипуляции с
сознанием масс, снижение способности критически оценивать поступки и слова
людей.

При этом образ любого творческого
человека, внедряемый в массовое сознание, предстает как сложный
социально-психологический феномен, в котором отражена совокупность его реальных
личностных качеств, сформированных его деятельностью, средствами массовой
информации, рекламой на фоне соответствующих стереотипов массового сознания.

Таким образом, создаётся
имидж публичного человека. В современных концепциях имиджа подчёркивается его
информационно-коммуникативная природа. Имидж формируется на основе информации
об объекте посредством процессов коммуникации [15]. Несмотря на значимость всех
компонентов имиджевой коммуникации, более подробно остановимся на сообщениях об
объекте имиджа, в которых содержится так называемый «транслируемый имидж», т.
е. имидж (компонент имиджа) объекта, который формируется и контролируется
источником имиджеобразующей информации и передаётся аудитории в данном
коммуникативном акте. Для обозначения имиджа объекта, который в совокупности
транслируется целевым аудиториям средствами массовой информации, исследователи
предлагают использовать понятие «медиаимидж» [15].

Инструментарий и выводы
исследования базируются на основных положениях компетентного подхода,
применяемого в психологии, культурологи и философии, на анализе фильмографии и
реакции людей в контексте исследований феномена медиаобраза.

Эмпирической базой исследования послужили фильмы .

Объектом нашего исследования является медиаобраз Мэрилин
Монро.

Предметом нашей работы станет образ американской
киноактрисы, секс-символа 1950-х годов, певицы и модели Мэрилин Монров
контексте её профессиональной деятельности и восприятия критиков.

Цель нашего исследования — проанализировать специфику
медиаобраза публичной творческой личности мирового масштаба.

В связи с этим мы ставим
пред собой следующие задачи:

1) Раскрыть суть понятия медиаобраз.

2) Изучить приемы и методы его создания.

3) Обозначить особенности функционирования.

4) Проанализировать образ Мэрилин Монро в аспекте общего восприятия.

5) Обозначить основные особенности создания и функционирования образа.

6) Проанализировать медиаобраз в контексте профессиональной деятельности.

Методы анализа — элементы герменевтического метода, связанного с
различными аспектами интерпретации текста, метод индукции и дедукции, метод
синтеза, описательный метод.

Практическая значимость
работы.
Результаты работы могут
быть использованы в процессе преподавания таких дисциплин по журналистике, как
«Связи с общественностью», а также спецкурсов и спецсеминаров, посвященных
исследованию медиаобразов в целом и образа Мэрилин Монро в частности.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов,
заключения. Первая глава включает в себя теоретические аспекты изучения
проблемы: определение явления медиаобраза и особенностей его функционирования.
Во второй главе рассматривается и анализируются основные проявления принципов
создания медиаобраза на примере деятельности Мэрилин Монро.

 




Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Нами было рассмотрено
множество подходов к определению понятия «медиаобраз». Разные исследователи в
качестве основания для терминологии выбирали разные аспекты.

В нашей работе мы
опирались на следующее определение понятия медиаобраза:
структурный
визуально-эмоциональный компонент виртуальной реальности, представляющий
собой    медийную модель   
объективного           
бытия запечатленную в информационных носителях и общественном сознании. Такая
трактовка, хоть и имеющая ряд оговорок (по поводу виртуальной реальности),
является наиболее полной, отражающей реальные особенности функционирования.

В качестве медиаобраза можно рассматривать различных
личностей. К ним в основном относятся следующие категории:

1) Политические
деятели.

2) Творческие
люди.

Формулировка «творческие люди» достаточно обширна, однако
именно поэтому достойна внимания. К таким людям, безусловно, можно отнести
актрису и модель Мэрилин Монро.

Как мы увидели в эмпирической части нашего исследования,
её медиаобраз был искусственно создан полностью. Он от начала и до конца
является синтезированным продуктом и, возможно, даже на десятую часть не
отражает личности, что нестандартно даже для настоящего времени, не то что для
50-ых годов.

В образе Мэрилин Монро отразились такие функции и
особенности медиаобраза, как:

1) Мозаичность
(Мэрилин был и актрисой, и моделью, и певицей. Она функционировала во всех,
доступных в её время СМИ).

2) Эмоциональность
(особенности мимики актрисы, выбор персонажей, которых она играла).

3) Тиражируемость
(к данному аспекту можно отнести как типизацию образа, так и повсеместное его
использование. Мэрилин имела свои типические особенности, вплоть до
использования определённых цветов в одежде и макияже, а также была
воспребованным профессионалом во всех перечисленных областях).

4) Всеобщее
одобрение (до сих пор образ Мэрилин Монро используется в массовой культуре и
носит исключительно положительные коннотации).

Основных целей, поставленных во введении, удалось
добиться. Все задачи, определённые в начале нашей работы, были реализованы в
нашей работе. Однако наше исследование имеет неоценимые перспективы изучения.
Структура и процесс создания медиаобраза всё же остаются мало изученной
проблемой, необходима большая практическая составляющая. Также возможны
дальнейшие исследования в плане реализации образа Мэрилин Монро в поп-культуре,
так как данный образ является актуализированным до сих пор.



 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспект исследования

1.1.
Понятие и особенности функционирования медаобраза. Историографический аспект

 

Исследования в сферах психологии, журналистики,
философии, политологии, лингвистики и экономики так и не предоставили единого
четкого определения «медиаобраза», поэтому необходимо подробно изучить многообразие
понятий. Вначале рассмотрим «образ».

В философии образ – «результат отражения объекта в
сознании человека»  [2] (на чувственном уровне
познания  образами  являются  ощущения, восприятия и
представления, на уровне мышления – понятия, суждения и умозаключения).Своеобразие 
образа  заключается  в  том,  что  он  есть 
нечто субъективное» [3].

А.Я. Гуревич выделяет образ, как «устойчивую совокупность
представлений, которые координируют и регулируют взаимодействие индивида с
явлениями внешнего мира» [4].

В «Литературной энциклопедии» образ – «форма классового
отражения действительности, которая, во-первых, отражает <…> человека в
его связи с обществом и природой; во-вторых, отражает эти отношения обобщенно
<…> что приводит к художественному вымыслу; в-третьих, дает это
обобщенное отражение общественных отношений в чувственных  очертаниях… » [5].

Справедливо то, что «один образ сам по себе не может
ориентировать ни одного движения или действия. Ориентирует не образ, а вклад
этого образа в картину мира» [6].

Используя восприятие и абстрактное мышление, люди познают
себя, образуя собственный архив субъективных образов. «…выделение <…>
реальных предметов предполагает активную познавательную деятельность, принятие
ряда допущений, выдвижение определенных предположений, которые затем
апробируются в сенсорной и предметно-практической деятельности» [7].

«Образ» в интересующем нас «медиаобразе» содержит в себе
сложный механизм восприятия человеком окружающего мира. «Человеку важно
понимать, в каком  мире  он  живет,  чтобы  правильно
выстроить свой жизненный сценарий» [8].

СМИ сегодня занимается не только привычным
распространением информации, но и модерацией информационной картины мира. В
этой новой функции заключается слияние «медиа» и «образа» как отдельных единиц
– многомерный образ мира, создаваемый ранее исключительно обществом, изменяется
прессой в открытом медиапространстве.

Исходя из функции медиаобраза как главного инструмента
влияния на общественное сознание, Е.Н. Богдан выдвинула следующее определение
медиаобраза – «особый образ реальности, предъявляемый массовой аудитории
медиаиндустрией» [9].

В 2001 году Засурский, Шкондин и Реснянская выдвигали
схожее определение медиаобраза как структурного визуально-эмоционального
компонента виртуальной реальности, представляющего собой    медийную
модель   
объективного           
бытия запечатленную в информационных носителях и общественном сознании [10].

Заметим, что во втором исследовании медиобраз является
непосредственной частью виртуальной реальности. Это не совсем верно, поскольку
«виртуальная реальность <…> является продуктом взаимодействия ее
создателей (программистов) и психической, во многом бессознательной активности
одного человека или группы участвующих в виртуальном процессе людей и
представляет собой индивидуальную или групповую гиперреальность…»[11] Медиобраз же – часть
медиапространства, для понимания которого следует рассматривать несколько
подходов:

1)   
текстоцентричный (медиапространство как
совокупность всех медийных текстов);

2)   
структурный (институциональная сфера и
система СМК);

3)   
территориальный (медийный рынок или
информационное пространство города, региона или страны);

4)   
технологический («виртуальная
реальность», поддерживаемая материальными технологиями);

5)   
экологический (глобальная среда
обитания, пронизывающая все сферы человеческой деятельности)
[12].

Текстоцентричный подход подразумевает осознанное
дискурсивное пространство, базирующееся на аналитике продуктов
медиапространства,  что невозможно в условиях виртуальной реальности с
преобладанием «бессознательной активности одного человека или группы
участвующих в виртуальном процессе людей» [13].

Структурный подход рассматривает медиапространство как
систему СМК, в которые входят не только средства электронной коммуникации, но и
периодическая печать, телевидение, радио. Следовательно, для восприятия
медиапродукта, в нашем случае медиаобраза, не обязательно находиться в
виртуальной реальности.

Правоту трактовки Засурского, Шкондина и Реснянской
подкрепляет технологический подход. Однако понятие «виртуальной реальности»
претерпело значительные изменения с 2001 года и теперь является самостоятельной
сферой внутри медиапространства, а не им. На наш взгляд, определение Маращюк в
работе 2017 года наиболее соответствует системе анализа медиапространства:
«Медиаобраз – это совокупность эмоциональных и рациональных представлений,
основанных на информации, получаемой из СМИ»[14].

Также вклад в понимание медиаобраза внесла Галицкая: «В
узком значении «медиаобраз» – это фрагменты реальности, описанные в текстах
только профессиональных журналистов, отражающих их мировоззрение, ценностные
ориентации, политические предпочтения, а также психологические качества; в
широком значении «медиаобраз» – это образ реальности, конструируемый во всех
текстах, созданных в медиапространстве…» [15]

Разобравшись в определении «медиаобраз», необходимо
обратиться к его признакам и характеристикам.

Первый признак выделила Л.В. Хочунская – «мозаичность» [16], при котором медиаобраз
выступает своеобразным «социокультурным пазлом», требующим индивидуально
выбранных, «заточенных» под него других пазлов-адресатов. «Сознанию и
подсознанию адресата предоставляется мозаика образов действительности, которая
удовлетворяет потребность личности ощутить соответствующую его представлениям и
ценностям картину мира» [17].

В качестве признаков также выделяются: стереотипность,
утрированность, кратковременность, двойственность, эмоциональность [18].

Сезонов в своей диссертации упоминал еще два признака:
легкость восприятия и тиражируемость. Медиаобраз легко воспринимается, так как
«изначально от аудитории не требуется сложных умозаключений, характерных при
чтении литературных текстов» [19]. Это облегчает процесс
ментального поглощения медиаобразов и обратной коммуникации при их трансляции.
Тиражируемость объясняется способностью медиаобраза существовать и распространяться
в бесконечном количестве медиаканалов.

Также Барабаш и Сезонов предлагают два способа реализации
медиаобраза: вербальный и визуальный. Для вербального способа характерен подбор
тем печатных материалов и специфика их изложения. Во время чтения адресат
олицетворяет себя с героем публикации. Визуальный способ характеризуется
заполнением контента большим количеством иллюстративного материала, рекламных
образов, наглядно демонстрирующих те или иные типажи [20].

Балалуева предлагает ряд черт, которыми характеризуется
медиаобраз: ориентация на воспроизводимость, массовость, (стерео)типизирование,
линейность, заданность [21].

Еще одну функцию выделяет Галинская: «… медийный образ
<…> выступает в роли особого индикатора, позволяющего определить степень
влияния медиатекстов на получателей с точки зрения восприятия какого-либо
явления» [22]. Это аргументируется
бесконечными возможностями социальных сетей, главным образом, возможностью
отклика со стороны аудитории [23], при помощи которого
реконструируется коллективный образ-представление об изучаемом явлении.

Функция манипулятивности давно выделяется отечественными
исследователями, например, в работах С.А. Зелинского, Г. Грачева, И.
Мельник  и так далее. Данная функция заключается в трансляции аудитории
смыслов, образов и идеологических конструктов как журналистских продуктов[24]. Для сокрытия очевидного
пропагандистского воздействия на  аудиторию используется
визуально-эмоциональный характер медиаобразов, который создает эффект подлинной
реальности. При этом СМИ становятся инструментом манипуляции и способны
корректировать нравственные и ценностные ориентиры целого общества.

Д.О. Смирнов обозначает уровни медиаобразов:

– знаково-символический (вся совокупность знаков и
символов, составляющая целостность медиаобъекта);

– понятийный (система понятий, культурных значений,
ценностей, идей, вербализованных психических состояний, которые скрывают за
собой знаки и символы);

–  смысловой (многообразие индивидуального) [25].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы