Курсовая с практикой на тему «Медиакультура как современный социальный феномен»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ
В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 7
2.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ТРАКТОВКЕ МЕДИЙНОЙ КУЛЬТУРЫ 13
3. КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ
МЕДИАКУЛЬТУРЫ РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ГРУПП СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Введение:
Актуальность темы
исследования обусловлена растущей ролью медиакультуры и
информационно-коммуникационных технологий, воспринимаемых как факторы, влияющие
на общество и личную психологию, политику, экономику и систему государственного
управления. Это создает новые проблемы для исследований медиа. Множество
исследователей: историки, культурологи, социологи, философы – предприняли
попытки создать теоретическую концепцию, которая раскрыла бы эволюцию развития
медиакультуры как «системы информации и коммуникации, которую человечество
разработало в ходе курса культурного и исторического развития» и как
диалектическое единство традиций и инноваций в его динамике. Однако
всестороннее изучение медиа еще не заняло того места, которое оно заслуживает,
в гуманитарных науках, по причине отсутствия новых методов.
По словам советского
философа, профессора МГУ М. К. Мамардашвили, «каждое поколение производит
культуру заново… Если поколение совершает действие, которое продвигает историю
вперед, все, что существовало до этого, одинаково продвигается вперед. На этой
основе мы определяем, к какой истории мы принадлежим, что поддерживаем, что
наследуем, потому что этот конкретный акт определяет преемственность» [22].
Ключевой особенностью
медиа или коммуникативной культуры является то, что «она включает в себя
«общение» между новой и старой эпохой, сохранение и развитие целого…
общества, воспринимаемого как социальное целое» [22].
В соответствии с
типологией культур, изложенной канадским философом Г. М. Маклюэном, можно
выделить следующие периоды в истории СМИ:
— эпоха перед
возникновением письма в варварских сообществах;
— эпоха алфавита и
фонетического письма;
— «галактика Гутенберга»
и развитие культуры печати [21].
Текущий уровень развития
медиакультуры в определенном обществе в значительной степени определяется типом
общения, который доминирует в этом обществе, а восприятие человека определяется
скоростью, с которой передается информация. Это исследование приводит к
теоретическому обоснованию динамики развития медиа или коммуникативной культуры
в разные исторические периоды.
Объектом исследования является медиакультура как феномен современной
культуры.
Предметом исследования являются закономерности развития медиакультуры
как современного социального феномена.
Цель исследования: изучение
и исследование медиакультуры как современного социального феномена.
Для достижения цели были
поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие
медиакультуры в историческом аспекте;
2. Выявить черты
медиакультуры на рубеже ХХ и ХХI веков;
3. Охарактеризовать
современные теоретические подходы к трактовке медиакультуры;
4. Провести общественный
опрос для выявления уровня медиакультуры различных общественных групп
современного социума.
В ходе выполнения указанных задач применялись различные методы
исследования:
— описание;
— общественный;
— анализ и синтез;
— методы систематизации и классификации;
— эксперимент
— наблюдение.
Теоретическая основа работы базируется на научных трудах в области
медиалогии и иных предметов. Также информационной базой для выполнения данной
работы является научная литература по теме исследования, учебники и учебные
пособия.
Цель и задачи
исследования определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения,
трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Заключение:
В исследовании были решены следующие задачи:
1. Определено понятие медиакультуры в историческом
аспекте. Отмечено, что медиакультура представляет собой особый тип
культуры информационного общества, это часть общей культуры: мира книг, газет и
журналов, кинематографа, радио- и телевещания, интернет-ресурсов. Идет
формирование «планетарного», «глобального» мышления. Активной участницей этого
процесса является медиакультура.
Социальные коммуникации в обществе не могут осуществляться за пределами
культуры, поскольку сам человек представляет собой результат, феномен
культурной деятельности. Другими словами, коммуникация существует для человека
лишь в определенном культурном дискурсе. Включение медиакультуры в контекст
социальных коммуникаций должно опираться на социальные теории, которые тем или
иным образом рассматривают медиакультуру в качестве коммуникационного феномена;
2.
Выявлены черты медиакультуры на рубеже ХХ и ХХІ веков. Доказано, что медиакультура
является культурой передачи смыслов, знаков, образов в обществе людей. По сути,
медиакультура охватывает собой не только масс-медиа, но и все явления,
связанные с посреднической миссией в передаче информации. Поэтому она занимает
важное место в социальных коммуникациях разной направленности;
3.
Охарактеризованы современные теоретические подходы к трактовке медиакультуры.
Подчеркнуто, что медиакультура в контексте теории коммуникации
стала рассматриваться с точки зрения того места, которое она занимает в
структуре коммуникативного акта. Известно, что элементарная схема коммуникации
предвидит наличие не менее трех участников: субъект передачи информации
(коммуникант) – объект передачи информации (сообщение) – принимающая сторона
(коммуникат). Субъекты взаимодействия ставят перед собой цель обмена и
сообщения определенных смыслов, носителями которых являются знаки, символы,
тексты, имеющие внешнюю, чувственно воспринимаемую форму, а также внутреннюю,
постигаемую с помощью мировоззренческих процессов;
4. Роль
медиатехнологий в жизни и образовательной практике неуклонно возрастает, и
владение медиакультурой позволяет современному учителю более эффективно
работать с информацией и формировать медиакомпетентность учащихся. В связи с
этим актуализируется поиск инструментария формирования и определения уровня
медиакультуры школьных педагогов. Результаты внедрения в программы курсов
повышения квалификации специальных модулей, включающих комплекс
медиатизированных заданий, продемонстрировали перспективность использования
подобных методик обучения учителей, у которых по завершении эксперимента
существенно повысился деятельностный уровень медиакультуры.
Педагоги
овладели медиаобразовательными методами, технологиями и приемами работы, стали
уверенно ориентироваться в медиапространстве. Это свидетельствует о
практической значимости проведенного исследования, результаты которого
устанавливались с помощью разработанной нами системы критериев.
В
качестве индикаторов формирования медиакультуры учителя мы использовали
следующие критерии: контактный (осведомленность в области медиаинформационной
безопасности в медиапространстве), мотивационный (мотивация
медиаобразовательной деятельности и навыки поиска информации в медиасреде),
рефлексивно-оценочный (восприятие и интерпретация медиатекста), креативный
(способность к медиатворчеству в педагогической деятельности) и коммуникативный
(навыки коммуникации в медиапространстве). Предложенные критерии и показатели
медиакультуры учителя могут найти применение в оценке его квалификационных
характеристик в контексте требований профессионального стандарта педагога.
Фрагмент текста работы:
1. ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ В
ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
Медиа
(от латинского media, medium – «средство», «посредник») — это
термин XX века, введенный канадским социологом М. Маклюэном для обозначения
феномена «массовой культуры» (mass media).
Медиа очень разнообразны, например электронные медиа: радио, интернет ресурсы, TB; печатные медиа: газеты,
журналы и т.д. «Mедиакультура» является особым типом культуры информационного
общества, частью общей культуры: мира книг, газет и журналов, кинематографа,
радио- и телевещания, интернет-ресурсов. Идет формирование «планетарного»,
«глобального» мышления. Активной участницей этого процесса является
медиакультура [21].
Социальные коммуникации в
обществе не могут осуществляться за пределами культуры, поскольку сам человек
представляет собой результат, феномен культурной деятельности. Другими словами,
коммуникация существует для человека лишь в определенном культурном дискурсе
[6]. Включение медиакультуры в контекст социальных коммуникаций должно
опираться на социальные теории, которые тем или иным образом рассматривают
медиакультуру в качестве коммуникационного феномена [10]. Медиакультура играет исключительную
роль в социальной системе. В научных трудах Н. Кирилловой, посвященной исследованию
медиакомпетентности можно
выделить важнейшие функции, которые характеризуют именно медиакультуру, делая
ее важным фактором социальной модернизации общества [19].
Медиакультура
является особым типом информационного процесса, таким образом ключевой функцией
становится информационная функция [19].
Так
как медиакультура —
это совокупность информационно-коммуникативных средств, то мы имеем дело
с социальной информацией, носителем которой является культура. Благодаря
медиакультуре в современном обществе становится возможным накопление и
приумножение информации, а это, как указывал Ю. Лотман, «подразумевает сохранение
предшествующего опыта» [20], то есть сохранение генетической памяти общества,
поскольку, по мнению Ю. Лотмана, «культура — это память» [20].
Далее хотелось бы упомянуть познавательную функцию, которая позволяет личности
адаптироваться в окружающей среде, получить ответы на многие вопросы, готовя
его к всевозможным противоречиям и катаклизмам. Этот процесс похож не только на
обучение и воспитание, но и на медитацию, так как способствует формированию
самосознания личности, ее способности жить и творить [2].
Посредническая функция устанавливает связи между различными структурами общества [3]. Особое значение в
этой связи приобретает медиакультура как инструмент управления обществом [5].
Еще К. Маркс обратил внимание на значение прессы как «третьего элемента»,
который входит в структуру государства и находится между управляющими и
управляемыми [4].
В связи с этим возникла
концепция журналистики, что средства массовой информации — это «четвертая власть», которая также обладает
властными полномочиями.
Медиакультура в отличие от других видов культуры реально выполняет
функцию политическую, управленческую. Ее не зря называют «четвертой властью»
учитывая мощную, многостороннюю и масштабную власть медиа над чувствами и
сознанием людей [30].
Первые шаги в понимании медиакультуры как коммуникативного явления были
сделаны на рубеже девятнадцатого – двадцатого веков, когда
Г. Тард выдвинул гипотезу, согласно которой между характером передачи
информации и способом общественного устройства существует прямая зависимость.
Тип коммуникации является определяющим фактором в развитии общества [28].
Необходимо отметить, что известный канадский исследователь
М. Маклюэн высказал подобные идеи через полвека. С середины двадцатого века
исследователи социологии и психологии масс-медиа пришли к выводу, что кризис
культуры непосредственно связан с развитием медиа [21].
Постепенно с формированием наук о коммуникации медиакультура начала
исследоваться дисциплинами, которые так или иначе связаны с
коммуникативистикой, и включать такие направления анализа, как культурные
исследования,
постмодернистскую методологию, феноменологию, семиотический анализ, теорию
массовой коммуникации, социологию культуры [14]. Критическая
теория, популярная как у нас, так и на Западе, связана с неомарксизмом и
теорией гегемонии А. Грамши, хотя, например, американские культурные
исследования менее ориентированы на неомарксизм, используя преимущественно
культурную антропологию, теорию коммуникации, феминизм [31]. С другой стороны,
американский исследователь левых взглядов
Н. Хомский является наиболее радикальным критиком медиакультуры. Британские
культурные студии сосредоточены на феноменологии, феминизме,
мультикультурализме, одновременно используя неомарксизм, в частности,
Бирмингемская школа медиаисследований [31].
В 1948 году П. Лазарсфельд и Р. Мертон опубликовали
статью, в которой писали об опасности установления «психологической монополии»
масс-медиа, выявив при этом наличие у социологии значительного
нонконформистского потенциала [32]. Как отмечает В. Терин, дальнейшее раскрытие
данного потенциала привело к появлению значительного массива социологической
критики, которая распространилась, по сути, на все сферы действия массовой
коммуникации [29].
Г.
Лассуэлл в 1948 году сформулировал важную системную конфигурацию, с помощью
которой определил массовую коммуникацию в понятиях, как ее собственной
структуры, так и исполняемых ею основных социальных функций. Он предложил схему
массовой коммуникации, которая раскрывается по мере нахождения ответа на
вопросы, последовательно