Курсовая с практикой на тему Материнский (семейный) капитал как инновация в сфере социального обеспечения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА.. 6
1.1 ПОНЯТИЕ
МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА.. 6
1.2 ЗНАЧЕНИЕ
МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА.. 7
1.3. РАЗМЕР
МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА.. 8
ГЛАВА 2.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАСПОРЯЖЕНИЕ СРЕДСТВАМИ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО)
КАПИТАЛА.. 13
2.1. ЛИЦА,
ИМЕЮЩИЕ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА.. 13
2.2.
РАСПОРЯЖЕНИЕ СРЕДСТВАМИ СЕМЕЙНОГО (МАТЕРИНСКОГО) КАПИТАЛА.. 15
2.3.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА.. 18
ГЛАВА 3. МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТАЛ КАК ИННОВАЦИОННАЯ
ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ.. 23
3.1. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНА О МАТЕРИНСКОМ (СЕМЕЙНОМ) КАПИТАЛЕ 23
3.2. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СВЯЗИ С
РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЗАКОНА О МАТЕРИНСКОМ (СЕМЕЙНОМ) КАПИТАЛЕ. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 35
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 38
Введение:
ВВЕДЕНИЕ О
благополучии в обществе можно судить по государственным программам поддержки
его граждан. Конец прошлого века ознаменовался резким снижением рождаемости в
нашей стране. Результатом подобной негативной динамики стало то, что прирост
населения в Российской Федерации стал иметь отрицательное значение, то есть
смертность на тысячу человек превысила рождаемость. С 2000 по 2006 год многие
школы не могли набрать нужное количество учеников для формирования первых
классов. Другие открывали классы численностью от 15 до 25 человек и хорошо,
если набиралась одна такая группа. Проблемы социально-экономической сферы,
повсеместная безработица, низкие заработки привели к пересмотру гражданами
своей позиции в отношении количества детей в семьях, а многие вообще отказались
от идеи деторождения.
Впервые
данное понятие прозвучало в послании Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию в 2006 году. На основании предложений по укреплению семей и
стимулированию роста рождаемости в стране был принят Федеральный закон от 29.12.2006
№ 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих
детей» (далее – Федеральный закон № 256-ФЗ). С момента запуска государственной
программы 10 млн семей получили материнский капитал.
Актуальность
изучения материнского капитала как инновация в сфере социального
обеспечения обуславливается тем, что
материнство и детство нуждаются в более детализированном и структурированном
мониторинге их положения, так как они требуют особого внимания со стороны
государства.
Цель
курсовой работы — всестороннее и полное раскрытие понятия
материнского капитала, существующей правовой базы, регулирующей его
предоставление, функции и проблемы, возникающие на практике.
Задачи
курсовой работы:
—
изучить понятие и значение материнского (семейного) капитала;
—
проанализировать правовое регулирование и распоряжение средствами материнского
(семейного) капитала;
—
исследовать материнский (семейный) капитал как
инновационная форма социальной поддержки.
Объект
работы — материнский капитал. Предмет работы — материнский капитал, как инновация
в сфере социального обеспечения.
Различные авторы
по-разному рассматривают сущность материнского капитала как своеобразного
«рычага воздействия» на тот или иной объект. Рассмотрим некоторые из точек зрения.
Коротина Н. Ю. и Рыженкова И. А. рассматривают
материнский капитал как составляющую демографической политики государства, как
инструмент государственной политики в решении демографических проблем
государства. Это значение является первостепенным, поскольку демографическая
ситуация в РФ во все времена являлась одной из важнейших
социально-экономических проблем. Ухудшение демографического состояния страны в
целом может привести к угрозе национальной безопасности.
Капустина Т. И.
рассматривает материнский капитал в более узком смысле – как форму
дополнительной социальной поддержки семьи. Отмечается, что институт семьи
выполняет одну из важнейших общественных функций – репродуктивную, т.е.
принимает участие в воспроизводстве населения. Не менее важным здесь является
социализация, которую обеспечивает семья новому члену общества (приобщение к
науке, культуре, обучение морально-этическим ценностям и т.д.). Все
вышеперечисленное оказывает прямое влияние на демографическую ситуацию в
стране.
Назарова О. И. считает,
что материнский капитал является мерой социально-экономической защиты детей. В
данной связи нельзя не отметить тот факт, что большое количество семей не
решаются на рождение второго и последующих детей из-за отсутствия возможности
предоставления детям всех необходимых благ и невозможности обеспечения им
достойного уровня жизни. Роль материнского капитала здесь проявляется в тех
направлениях, где его можно использовать. Все они прямо или косвенно связанны с
благополучием детей.
Несмотря на большое количество
работ по исследуемой проблематике, существуют актуальные проблемы реализации
механизма материнского капитала в России, ранее не описанные в работах
изучаемых авторов, остро стоящих в настоящее время, что подтверждает
необходимость научного углубления знаний по данной теме исследования.
Методы исследования
курсовой работы метод аналогии и метод
индукции в первой главе курсовой работы. Методы наблюдения и анализ специальных
источников и публикаций во второй и третьей части работы.
Нормативно-правовая основа исследования Федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 «О
дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
Эмпирическую базу
исследования составили Научная
электронная библиотека «КиберЛенинка», Юридический портал Правоведус, GetMatkapital – информационный портал о
государственной программе поддержки семей с детьми “Материнский Семейный
Капитал”.
В качестве основной
гипотезы исследования можно сделать предположение, что система поддержки
российских семей с помощью материнского капитала несовершенна, имеет
достаточное количество проблем и требует модернизации.
Курсовая работы состоит
из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исходя из анализа
нормативных правовых актов и научных источников установлено, что материнский
(семейный) капитал – это мера социальной поддержки за счет средств федерального
бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию
дополнительных мер государственной поддержки, установленных Федеральным законом
от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей,
имеющих детей».
Сущность материнского
(семейного) капитала заключается как в демографической политике страны, так и в
целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, что
подтверждается Посланием президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006 а
также целью, определенной в Федеральном законе от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных
мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Что касается вопроса
определения круга лиц, имеющих право на получение материнского (семейного)
капитала, стоит отметить, что законодательно он определен в ч. 1 ст. 3
Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (в ред. от 07.03.2018) «О
дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», где
отмечено, что право на получение материнского капитала имеют следующие граждане
РФ независимо от места их жительства:
1) женщины, родившие (усыновившие) второго
ребенка, начиная с 01 января 2007;
2) женщины, родившие
(усыновившие) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 01 января2007,
если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала;
3) мужчины, являющиеся
единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей,
если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01 января
2007.
Одним из проблемных
моментов Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (в ред. от 07.03.2018) «О
дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» является
получение материнского (семейного) капитала отцами.
Так, в соответствии со
ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256- ФЗ (в ред. от 07.03.2018) «О
дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» мужчина
имеет право на материнский (семейный) капитал в исчерпывающем перечне случаев,
но, если, мать же является иностранной гражданкой. В силу Закона данная женщина
не обладает правом на получение материнского капитала. Отец детей тоже, так как
мать детей не умерла, не объявлена умершей, не лишена родительских прав и т.д.,
следовательно, исключение таких мужчин из списка лиц, имеющих право на
получение материнского (семейного) капитала, ущемляет права не только таких
мужчин, но и детей – граждан Российской Федерации, так как если бы отец был
иностранным гражданином, а мать – российской гражданкой, то данная семья имела
бы право на получение таких средств.
Таким образом, необходимо
внести изменения посредством дополнить ч. 1 ст. 3 Федерального закона от
29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей,
имеющих детей» п. 4 изложив его в следующем содержании: «Мужчин, являющихся
отцами второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшихся
правом на дополнительные меры государственной поддержки, если женщины, родившие
этих детей, являются иностранными гражданками, а эти дети родились начиная с 1
января 2007 года».
Исследуя порядок и
условия предоставления материнского (семейного) капитала определено, что право
на получение материнского (семейного) капитала предоставляется только один раз,
возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей
независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления)
предыдущего ребенка (детей) согласно 3Tч. 7 ст. 30T3 Федерального з0Tакона №
256-ФЗ.
Важным условием
возникновения права на материнский капитал является наличие гражданства РФ на
дату рождения (усыновления) ребенка как у женщины, родившей (усыновившей)
ребенка, так и у ребенка, с рождением (усыновлением) которого связано
возникновение этого права.
Согласно судебной
практике самым востребованным и актуальным направлением расходования
материнского (семейного) капитала является улучшение жилищных условий, но закон
не конкретизирует, что понимается под «улучшением жилищных условий»,
следовательно, на практике возникает множество вопросов.
Материнский капитал – это
выдающийся инструмент управления, абсолютно оригинальный российский инструмент,
правильный механизм поддержки рождаемости в ситуации российской демографической
катастрофы.
Рождение ребенка сегодня
связано не с тем, как кормят и воспитывают его родители, а с культурными и
социальными установками молодых мужчин и женщин. Следовательно, должна быть
мощная культурная и информационная пропаганда принципиально иного образа жизни
— многодетности. Должна произойти революция в образе жизни и ее материальное
укрепление в виде нового жилья, лучше собственного
дома, заработной платы, которая «кормит» и «воспитывает» троих и более детей.
Демографическая ситуация
не может быть радикально улучшена только финансовыми мерами. При определенных
условиях материнский капитал немного облегчает жизнь семье с детьми.
Материнский капитал не стимулирует роды, а просто улучшает качество жизни
молодой семьи с ребенком.
Подводя итог по главе, заметим,
однако, что все ныне действующие и предлагаемые меры относятся к категории мер
социальной защиты, гарантирующей гражданину социальную защищенность в рамках минимальных
социальных стандартов. В целом проведенное исследование показало, что программа
материнского капитала — необходимая поддержка со стороны государства.
Респонденты не остались равнодушными к факту ее продления, что подтверждается
статистической информацией, приведенной нами в данной статье. Основная часть
обладателей материнского капитала, планирует реализовать его на улучшение
жилищных условий.
Необходимо системное
изменение сегодняшних условий для устойчивого развития общества, в котором
нужно помогать не только семьям с детьми. Другие способы повысить рождаемость
включают расширение доступа к уходу за ребенком, более длительный и
высокооплачиваемый отпуск по беременности и родам, поощрение совмещения работы
и воспитания детей. Влияние материнского капитала на число родившихся детей
связано не с тем, что выросло среднее число детей в семье, а с тем, что
сдвинулись сроки их рождения. Некоторые женщины, которые планировали родить
ребенка через несколько лет, узнав о материальной поддержке, решили не откладывать
этот ответственный шаг на долгие годы.
Конечно же, размер
материнского капитала не настолько велик, чтобы решить все насущные проблемы
семьи, полностью закрыть жилищный вопрос, особенно в мегаполисах. Но если
учесть низкий уровень социальных гарантий, недостаточный объем бесплатных
медицинских услуг, то для всех семей, а особенно малообеспеченных, любая
поддержка семейного бюджета будет нелишней.
Для каждого человека
важно иметь возможности для достойной жизни и саморазвития. И если это станет
реальным, то рождение детей станет не выполнением задачи правительства по
повышению рождаемости, а естественной формой счастливых взаимоотношений, без
привязки к количеству детей и суммам государственных выплат.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА 1.1 ПОНЯТИЕ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА Государственная гарантия
обеспечения поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, а также их
защита продекларированы в Конституции Российской Федерации (ст. 7, ст. 38).
Одной из форм государственной поддержки семьи является возможность получения
материнского (семейного) капитала, которая регулируется Федеральным
законом от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительной поддержке семей, имеющих
детей».
Материнский
(семейный) капитал – это средства федерального бюджета,
передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию
дополнительных мер государственной поддержки. Документом, подтверждающим право
на такие дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский
(семейный) капитал.
Целью введения таких
дополнительных мер государственной поддержки является, прежде всего, улучшение
демографической ситуации в Российской Федерации, увеличение рождаемости в
стране посредством создания благоприятных условий для семей, в которых решились
на рождение (усыновление) второго, третьего и последующих детей, в виде
денежной помощи, которую можно направить на решение некоторых финансовых
проблем в семьях.
Поставив
россиянам задачу выполнить пятилетний план по повышению коэффициента
рождаемости, Путин обещал не только материально помогать семьям, находящимся за
чертой бедности, но и продлить до 31 декабря 2026 года действие программы
материнского капитала, впервые предложенной им на аналогичном выступлении перед
Федеральным собранием в 2006 году.
Бланк материнского
(семейного) капитала отображен в приложении 1.
По замыслу законодателя
такие дополнительные меры должны обеспечивать семьям, имеющим детей, ряд
возможностей, включая:
— улучшение жилищных
условий;
— получения образования;
— социальную адаптацию и
интеграцию в общество детей-инвалидов;
— повышение уровня
пенсионного обеспечения.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые основы материнского (семейного) капитала 5
1.1. Материнский капитал в системе социального обеспечения 5
1.2. Понятие, значение и основания предоставления материнского (семейного) капитала 8
Глава 2. Получение и расходование средств материнского (семейного) капитала 13
2.1. Правовое регулирование получения и реализации средств материнского (семейного) капитала 13
2.2. Проблемные аспекты, возникающие при расходовании средств материнского (семейного) капитала 28
Заключение 35
Список используемой литературы 39
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. За последние годы в Российской Федерации сложилась непростая демографическая ситуация, вызванная снижением рождаемости. Ее причинами стали и проблемы, связанные со сложностью или невозможностью совмещения женщиной трудовой деятельности с заботой о доме и семье, а как следствие, недостаток финансовых средств и слабая государственная поддержка женщин, ухаживающих за детьми до достижения ими трехлетнего возраста, и финансово-экономический кризис в стране. Среди наиболее значимых проблем для семьи, препятствующих принятию решения о рождении детей, выявленных перед принятием мер в данной области государственными органами в результате проведенных исследований и опроса населения, можно назвать три: во-первых, с появлением ребенка остро встает вопрос об увеличении жилищной площади; во-вторых, вызывает обеспокоенность возможность получения детьми достойного образования, в том числе высшего, которое чаще всего является платным; и, в-третьих, волнует вопрос пенсионного обеспечения женщины в старости, поскольку она занимается воспитанием детей значительную часть жизни, и отчисления на накопительную часть пенсии проводятся нерегулярно.
Таким образом, возникла острая необходимость в принятии срочных и действенных мер по стимулированию рождаемости в Российской Федерации и государственной поддержке семей. Важным шагом в данном направлении стал вступивший в силу с 1 января 2007 года Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», устанавливающий в качестве дополнительной меры государственной поддержки семей, имеющих детей, возможность использования материнского (семейного) капитала с целью создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Указанным законом в РФ была введена принципиально новая мера поддержки семей с детьми, направленная на стимулирование рождаемости — материнский (семейный) капитал.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с возникновением и реализацией права на материнский (семейный) капитал.
Предмет работы – действующее законодательство, регулирующее материнский (семейный) капитал, как меры дополнительной поддержки семей, имеющих детей, учебная и научная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель работы – проанализировать историю возникновения, значение и современное правовое регулирование материнского капитала.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику системы государственной поддержки граждан, имеющих детей.
2. Определить понятие, значение и основания предоставления материнского (семейного) капитала
3. Изучить правовое регулирование получения и реализации средств материнского (семейного) капитала.
4. Исследовать проблемные аспекты, возникающие при расходовании средств материнского (семейного) капитала.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющие четыре параграфа, заключения и списка используемой литературы.
Текст работы:
Теоретические подходы к социальному обеспечению, чтобы быть объективными, должны осуществляться в контексте и с учетом конкретных социально-экономических условий, в которых находятся современные российские семьи с детьми и дети, лишенные попечения родителей. Эти условия в настоящее время довольно неблагоприятны для рождения, содержания и воспитания миллионов детей. При этом нельзя не отметить, что Россия в этом отношении не уникальна. Такое положение (в большей или меньшей степени) характерно и для всех других современных государств.
Полагаем, что материнский капитал следует рассматривать как вид социального обеспечения, поскольку он обладает всеми признаками последнего, а именно:
— представляет собой материальное благо и реализуется в рамках имущественного отношения;
— реализуется в рамках социально-обязательственного правоотношения
Особенности субъектного состава отношений по предоставлению материнского (семейного) капитала, а также особенности порядка его предоставления и использования позволяют сделать вывод об особом характере данного вида социального обеспечения.
На основе действующего законодательства можно выделить следующие общие признаки материнского капитала как вида социального обеспечения, который предоставляется: 1) вне зависимости от наличия и продолжительности страхового или иного вида трудового стажа, вне связи с осуществлением трудовой деятельности, 2) в рамках двухсубъектных отношений, 3) вне зависимости от нуждаемости, уровня среднедушевого дохода или нахождения в трудной жизненной ситуации, 4) для использования в определенных законом целях.
Таким образом, предоставление материнского капитала как вида социального обеспечения можно охарактеризовать признаками всеобщности, гарантированности, публичности и целевого назначения. Учитывая дифференциацию видов социального обеспечения в зависимости от организационно-правовой формы (к которым мы вслед за большинством авторов относим социальное страхование, социальную помощь и государственное социальное обеспечение.
Таким образом, материнский (семейный) капитал – это комплексный вид социального обеспечения, представляющий собой право распоряжения денежными средствами материнского капитала на основании выданного территориальным органом Пенсионного фонда государственного сертификата в целях, предусмотренных законом, а также право на получение единовременной денежной выплаты за счет средств материнского капитала в случаях, предусмотренных законом.
По нашему мнению, вопрос о правовом режиме имущества, приобретенного с использованием средств материнского капитала, должен быть решен путем избавления от императивности в установлении долевой собственности всех совместно проживающих членов семьи и сохранения права на долю в общей долевой собственности только субъекта-получателя материнского капитала и несовершеннолетних детей. В связи с этим предлагаем изложить п. 4 ст. 10 Закона следующим образом: «Лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и его несовершеннолетние дети приобретают долю в праве собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала».
Также не учитываются в должной мере права несовершеннолетних детей при заключении соглашения, определяющего размеры долей сособственников, так как, по мнению Министерства экономического развития, данное соглашение должно заключаться между дееспособными членами семьи, часть из которых является законными представителями несовершеннолетних, а именно отец и мать, другие же таковыми не являются (например, совершеннолетние братья и сестры), поэтому возникают две линии поведения лиц, заключающих соглашение: либо законными представителями будут соблюдаться и отстаиваться права несовершеннолетних, либо права несовершеннолетних будут нарушены или соглашение не будет заключено. По нашему мнению, для соблюдения прав и законных интересов всех сособственников, указанных в Законе, доли необходимо признать равными за исключением случаев, когда дееспособные члены семьи готовы уменьшить или вовсе отказаться от своих долей в пользу несовершеннолетних.
В некоторых случаях не представляется возможным и наделение равной долей ребенка, рожденного уже после приобретения жилого помещения, так как к этому моменту дееспособный сособственник может уже распорядиться своей долей, а остальные сособственники не воспользуются своим правом преимущественной покупки, таким образом, доля в праве собственности на жилое помещение у семьи уменьшится и последующий ребенок даже при равном распределении долей получит долю меньшую, чем доля, на которую он мог бы претендовать, если бы не произошло отчуждение доли одного из членов семьи. Поэтому, на наш взгляд, было бы правильно не предусматривать в соглашении об определении долей положение о возможности уменьшения долей участников общей долевой собственности, а предусмотреть запрет на раздел и отчуждение долей сособственников до приобретения полной дееспособности всеми сособственниками.
Исходя из анализа правоприменения данного Закона, остается еще множество неурегулированных моментов и нерешенных вопросов, которые приводят к нарушению и ущемлению прав одной из самых незащищенных категорий граждан — несовершеннолетних детей.
Таким образом, считаем, что стимулирующая цель материнского капитала как вида социального обеспечения законом обеспечивается не в полной мере. На наш взгляд, необходимо внести соответствующие изменения в Закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в части изменения правового режима имущества, приобретенного за счет материнского капитала.
В заключении отметим, что значение Закона о материнском капитале велико и неоднозначно. Несомненно, что он является одним из важнейших способов стимулирования рождаемости и решения демографической проблемы в Российской Федерации, а с другой стороны, может явиться поводом для мошеннических действий. Поэтому сложность реализации данной меры государственной поддержки семей заключается, главным образом в проблеме исключения или максимально предотвращения ситуации, при которых рождение ребенка становится лишь средством для получения денег.
Заключение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. За последние годы в Российской Федерации сложилась непростая демографическая ситуация, вызванная снижением рождаемости. Ее причинами стали и проблемы, связанные со сложностью или невозможностью совмещения женщиной трудовой деятельности с заботой о доме и семье, а как следствие, недостаток финансовых средств и слабая государственная поддержка женщин, ухаживающих за детьми до достижения ими трехлетнего возраста, и финансово-экономический кризис в стране. Среди наиболее значимых проблем для семьи, препятствующих принятию решения о рождении детей, выявленных перед принятием мер в данной области государственными органами в результате проведенных исследований и опроса населения, можно назвать три: во-первых, с появлением ребенка остро встает вопрос об увеличении жилищной площади; во-вторых, вызывает обеспокоенность возможность получения детьми достойного образования, в том числе высшего, которое чаще всего является платным; и, в-третьих, волнует вопрос пенсионного обеспечения женщины в старости, поскольку она занимается воспитанием детей значительную часть жизни, и отчисления на накопительную часть пенсии проводятся нерегулярно.
Таким образом, возникла острая необходимость в принятии срочных и действенных мер по стимулированию рождаемости в Российской Федерации и государственной поддержке семей. Важным шагом в данном направлении стал вступивший в силу с 1 января 2007 года Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», устанавливающий в качестве дополнительной меры государственной поддержки семей, имеющих детей, возможность использования материнского (семейного) капитала с целью создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Указанным законом в РФ была введена принципиально новая мера поддержки семей с детьми, направленная на стимулирование рождаемости — материнский (семейный) капитал.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с возникновением и реализацией права на материнский (семейный) капитал.
Предмет работы – действующее законодательство, регулирующее материнский (семейный) капитал, как меры дополнительной поддержки семей, имеющих детей, учебная и научная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель работы – проанализировать историю возникновения, значение и современное правовое регулирование материнского капитала.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику системы государственной поддержки граждан, имеющих детей.
2. Определить понятие, значение и основания предоставления материнского (семейного) капитала
3. Изучить правовое регулирование получения и реализации средств материнского (семейного) капитала.
4. Исследовать проблемные аспекты, возникающие при расходовании средств материнского (семейного) капитала.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющие четыре параграфа, заключения и списка используемой литературы.
Список литературы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА
1.1. Материнский капитал в системе социального обеспечения
Любое государство старается всеми силами обеспечить защиту интересов одного из самых важных социальных институтов – семьи. Российское Федерация в своем основном законе закрепила, что она создает условия для достойной жизни ее граждан. Проявляется это различными инструментами: начиная от морального и нравственного воспитания общества и заканчивая различными мерами экономической поддержки. Основной ценностью в нашей стране провозглашен человек, его права и свободы , и, конечно, семья традиционно для нашего общества является тем субъектом, которого призвано защищать государство.
На сегодняшний день для граждан, имеющих детей подобной помощью выступают различные государственные пособия. Основным законодательным актом в этой сфере выступает Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» .
Исходя из содержания ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», можно классифицировать по периоду получения пособия для данной категории граждан:
1. В период беременности (пособие по беременности и родам; пособие женщинам, которые встали на учет в ранние сроки беременности; пособие беременное жене лица, являющегося военнослужащим);
2. После рождения ребенка (пособие при рождении ребенка; пособие по уходу за ребенком; пособие на ребенка; пособие при передаче ребенка в семью; пособие на ребенка военнослужащего) .
С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения России, ухудшилось материальное положение семей, имеющих детей. В связи с этим принимаемые государством еры по повышению рождаемости представляются особенно актуальными. Для улучшения демографической политики Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года , предусматривающая реализацию комплекса мер государственной помощи семьям с детьми.
В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющих детей, достойную жизнь был принят Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» , предусматривающий условия и порядок предоставления материнского капитала.
В Российской Федерации социальная политика, которая реализуется в отношении семей, в особенности семей, которые уже обзавелись детьми, определяется Конституцией Российской Федерации . В ней, а именно в статье 38 указано, что материнство, детство и в целом семья – это те области жизни человека, которые находятся под защитой государство. Посягательство преследуется в соответствии с законом и считается одним из самых страшных нарушений прав и свобод человека.
Социальное обеспечение семей, и в первую очередь тех семей, где уже есть дети, подразделяется на несколько видов. Федеральный закон определяет:
1. Пособие, которое выплачивается в связи с беременностью и родами;
2. Единовременное пособие, выплачиваемое женщинам, которые уже встали на учет в различных медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и заявили о своих правах на социальное обеспечение со стороны государства и уполномоченных органов и учреждений;
3. Единовременное пособие, которое выплачивается при рождении в семье ребенка. Если в семье рождается двое или больше детей, то пособие выплачивается отдельно на каждого ребенка. В случае, если ребенок родился мертвым, то пособие не назначается;
4. Ежемесячные пособия, которые выплачивают семьям в связи с рождением ребенка.
К тому же, сюда следует отнести такие виды социального обеспечения семей с детьми как: выплата ежемесячных пособий по уходу за ребенком до 3-х лет; единовременная выплата при передаче ребенка на воспитание в новую семью; единовременные пособия, которые выплачиваются женщинам, которые ожидают ребенка, если они являются женами военнослужащих, а также призывников; ежемесячное пособие в случае рождения ребенка в семье военнослужащего, который проходит свою службу по призыву .
Особые условия социального обеспечения и, соответственно, особые условия социальной политики предусматриваются в случае, если семья не имеет детей. При создании семьи, молодые люди всегда сталкиваются с рядом вопросов и проблем, а также противоречий. В целом, сегодня институт семьи претерпевает изменения, находясь в затяжном кризисе. Связано это с обесцениванием брачно-семейных отношений, а также отсутствием стремления со стороны молодых людей создавать семьи по причине довольно нестабильного социально-экономического положения. Люди не хотят заводить семью и рожать детей, так как они не уверены в завтрашнем дне, и не всегда ощущают поддержку со стороны государства в вопросах разрешения противоречий в брачно-семейной сфере.
На сегодняшний день государством принят ряд нормативно-правовых документов и актов, которые направлены на то, чтобы оказывать помощь и всевозможную поддержку незащищенным членам общества. В особой защите и поддержке как раз нуждается молодая российская семья, а также семьи с несколькими детьми или граждане, которые только планируют завести детей, но не имеют представлений о своих правах на социальную поддержку и защиту со стороны государства.