Курсовая с практикой Юриспруденция Право социального обеспечения

Курсовая с практикой на тему Материнский капитал, как вид социальной помощи семьям с детьми

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика материнского капитала как вида социальной поддержки в Российской Федерации 5

1.1. Правовая природа, сущность, значение и понятие материнского

капитала 5

1.2. Нормативно-правовое регулирование предоставления материнского капитала по действующему законодательству РФ 8

Глава 2. Особенности правового регулирования предоставления материнского капитала с учетом последних изменений

законодательства 14

2.1. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала 14

2.2. Ответственность за нарушение законодательства о материнском

капитале 17

2.3. Основные проблемы и направления совершенствования процедуры предоставления материнского капитала 21

Заключение 24

Список использованных источников 27

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы данной исследовательской работы высока. Это обуславливается тем, что в Российской Федерации имеются серьезные проблемы с демографией. Соответственно, государство, стараясь решить данный вопрос, вводит различные меры поддержки в сфере социального обеспечения, среди которых имеется материнский капитал (остается до сих пор самым эффективным механизмом для повышения рождаемости). Соответственно, необходимо разбираться и понимать тонкости данной социальной выплаты. Также актуальность обуславливается наличием проблематики и спорных вопросов в механизме по выплате материнского капитала семьям, которые необходимо разрешать на законодательном уровне.

Степень разработанности выбранной темы данной исследовательской работы также высока. Это обуславливается тем, что такая мера поддержки семей существует уже достаточно большое количество времени. Соответственно, в научных электронных библиотеках имеется множество научных материалов и публикаций на выделенную тему.

Цель данной исследовательской работы – рассмотреть все особенности материнского капитала как меры поддержки семей Российской Федерации.

Задачи данной исследовательской работы, которые обусловлены поставленной целью и структурой данной работы:

1. Выявить правовую природу, сущность, значение и понятие материнского капитала;

2. Определить нормативно-правовое регулирование предоставления материнского капитала по действующему законодательству РФ;

3. Рассмотреть основания для распоряжения средствами материнского (семейного) капитала;

4. Определить ответственность за нарушение законодательства о материнском капитале;

5. Проанализировать основные проблемы и направления совершенствования процедуры предоставления материнского капитала.

Объект данной исследовательской работы – свойства, признаки, аспекты и иные особенности, которые характеризуют материнский капитал как меру поддержки семей с детьми наиболее точно.

Предмет данной исследовательской работы – положения действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации и международных договоров, которые непосредственно регулируют выделенные отношения. Также это научные материалы и публикации некоторых исследователей, чтобы рассмотреть отдельные теоретические аспекты шире. Также предмет данной работы составляет судебная практика и статистические данные.

Научно-исследовательские методы, которые были использованы при написании данной работы:

 абстрагирование;

 аналогия;

 индукция;

 классификация;

 обобщение;

 сравнительный анализ;

 синтез (объединение).

Структура данной исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, две главы со своими параграфами, где первая посвящена теоретическим аспектам материнского капитала, а вторая – практическим и проблематике, заключение и список использованных источников.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, мы определили, что поводом для дискуссий является социальная сущность МСК в системе мер социального обеспечения, а также его правовая природа. Однако он все же однозначен и обособлен от других средств социальной поддержки государства, так как является общенациональным интересом в обеспечении стабильного демографического развития страны. Кроме того, на фоне других мер поддержки МСК существенно выделяется из бюджетных ассигнований, оставляя за собой значительную сумму денег на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь семей.

Нормативными актами, регламентирующими основные положения по выплате материнского капитала, являются Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», как мы уже выяснили ранее, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, изданные в соответствии с ним. ФЗ основан на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 г. право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у граждан Российской Федерации, имеющих гражданство Российской Федерации, независимо от места жительства, даты рождения или усыновления соответственно одного или нескольких детей, при следующих условиях:

 женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка с 1 января 2007 г.;

 женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей с 1 января 2007 года, если они ранее не воспользовались своим правом на дополнительные меры государственной поддержки;

 мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся своим правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу с 1 января 2007 г.;

 женщины, родившие (усыновившие) первого ребенка с 1 января 2020 г.

 мужчины, являющиеся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в силу с 1 января 2020 года.

 мужчин, воспитывающих второго, третьего или последующих детей, родившихся с 1 января 2007 года и являющихся их отцами (усыновителями), в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей этих детей, или она объявляется умершей;

 мужчины, воспитывающие первого ребенка, родившегося с 1 января 2020 года и являющиеся отцами (усыновителями) указанного ребенка, в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанного ребенка, или объявлена умершей.

Согласно ч. 3 ст. 7 № 256-ФЗ (полное или частичное) распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется путем подачи заявления в территориальный орган ПФР по управлению средствами на следующие цели:

 улучшение жилищных условий;

 образование ребенка (детей);

 создание накопительной пенсии для женщин, перечисленных в п.п. 1, 2 и 4 ч. по 1 ст. 3 № 256-ФЗ;

 приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов в общество;

 получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Любые мошенничества и иные действия, совершаемые с материнским капиталом в целях, не предусмотренных соответствующим законодательством, квалифицируются правоохранительными органами как мошенничество в особо крупном размере, а лицо, осуществляющее подлежит уголовной ответственности по ст. 159.2 УК РФ.

Материнский (семейный) капитал как инструмент государственной поддержки российских семей представляет собой достаточно сложную систему. Рассмотренная мера решения демографической проблемы в государстве была и остается одной из самых эффективных. Но он требует постоянного контроля, а также постоянной модернизации, что определяется нестабильным социально-экономическим уровнем в Российской Федерации.

Мы решили все поставленные задачи данной исследовательской работы, а конкретно:

1. Выявили правовую природу, сущность, значение и понятие материнского капитала;

2. Определили нормативно-правовое регулирование предоставления материнского капитала по действующему законодательству РФ;

3. Рассмотрели основания для распоряжения средствами материнского (семейного) капитала;

4. Определили ответственность за нарушение законодательства о материнском капитале;

5. Проанализировали основные проблемы и направления совершенствования процедуры предоставления материнского капитала.

Соответственно, решенные задачи данной исследовательской работы обуславливают собой достижение поставленной цели.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА КАК ВИДА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Правовая природа, сущность, значение и понятие материнского капитала

В ноябре 2018 года Федеральная статистическая служба (Росстат РФ) опубликовала информацию о социально-экономической ситуации в России .

По данным органа, население России за 10 месяцев 2018 года (январь-октябрь) сократилось на 78,7 тыс. человек (что произошло впервые за последние 10 лет), при этом естественная убыль населения составила 180,5 тыс. человек и миграционный прирост — 101,8 тыс. человек. В результате прирост миграции лишь компенсировал естественную убыль в размере 56,4%. При этом естественный прирост зарегистрирован только в 22 субъектах государства.

Очевидно, что основная причина такой тенденции кроется в старении населения на фоне снижения рождаемости, так как малочисленное поколение 1990-х гг. вступило в так называемый «детородный возраст».

Часто молодые семьи не решаются заводить детей из-за неуверенности в себе и возможности обеспечить их достойным жильем и хорошим образованием.

Одним из инструментов решения демографической проблемы стал материнский (семейный) капитал, предназначенный для решения материальных проблем семей с детьми.

Понятие «материнский (семейный) капитал», как дефиниция, появилось в российском законодательстве только после принятия Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» .

Этот источник устанавливает основы правового механизма реализации права на выделенный капитал, направленного на стимулирование рождаемости и укрепление института семьи в обществе и государстве.

На основании ст. 2 ФЗ дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня социальной защищенности, с учетом особенностей представленного законодательного акта.

Таким образом, материнский (семейный) капитал (далее – МСК) – средства из федерального бюджета, перечисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР) на реализацию дополнительных государственных мероприятий.

В отношении правовой природы, прежде всего, следует отметить, что социальная природа данного капитала предполагает, в том числе, осуществление государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, защита которых провозглашается в ст. 38 Конституции РФ , что полностью соответствует нормам международно-правовых норм в области прав человека, в частности положениям ч. 3 ст. 16, ч. 2 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.

Возвращаясь к Конституции РФ, факт отсутствия в ст. 38 государственной поддержки установления отцовства, может быть воспринят как не соответствующей положениям ч. 2 ст. 7, часть 2, ст. 19 Конституции РФ, устанавливающим, что среди категорий социальной поддержки выделяются семья, материнство, отцовство и детство, инвалиды и престарелые. При этом гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина. Однако нетрудно заметить, что в первом случае понятия семьи, материнства, отцовства и детства указываются раздельно и не объединяются в общий термин, окончательно закрепленный в законодательстве. В то время как ст. 38 Конституции РФ ставит материнство, детство и семью под охрану государства, забывая об отцовстве, что дает основание заключить, что термин «отцовство» в данном случае входит в понятие «семья», однако законодательного определения такой категории нет, хотя само понятие «семья» очень активно используется законодателем .

Таким образом, можно сделать вывод, что субъективная составляющая правовой природы МСК определена, но неоднозначна с точки зрения конституционного права.

Как утверждают Д.В. Алонцева, А.В. Акопян, в современном понимании МСК необходимо рассматривать как социальную выплату в виде безналичных денег, перечисляемых по решению уполномоченных государством должностных лиц Пенсионного фонда России, для их последующего использования в интересах лиц, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, в целях, предусмотренных на законодательном уровне .

По мнению А. А. Белоусова, материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, перечисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации для реализации установленных законодательством дополнительных мер государственной поддержки. Она выражается в выделении фиксированной суммы денег каждой семье .

И.В. Козлова утверждает, что материнский (семейный) капитал – это государственная поддержка семьи, направленная на повышение рождаемости детей в стране .

Материнский (семейный) капитал – это сумма денег, которую могут получить граждане Российской Федерации в случае рождения (усыновления) второго ребенка .

Несомненно, поводом для дискуссий является социальная сущность МСК в системе мер социального обеспечения, а также его правовая природа. Однако он все же однозначен и обособлен от других средств социальной поддержки государства, так как является общенациональным интересом в обеспечении стабильного демографического развития страны . Кроме того, на фоне других мер поддержки МСК существенно выделяется из бюджетных ассигнований, оставляя за собой значительную сумму денег на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь семей.

 

Содержание:

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………….……………………………………………….……………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ…….………………………………………………………7

1.1
Историко-правовые предпосылки для формирования государственной финансовой
поддержки в виде материнского капитала…………………………..7

1.2
Понятие материнского капитала и его особенности по сравнению с другими видами
государственной поддержки………………………………………………10

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАТЕРИНСКОГО
КАПИТАЛА………………..………………………………………………………13

2.1
Нормативное регулирование материнского капитала как средства государственной
поддержки……………………………………………………….13

2.2
Злоупотребление правом на материнский капитал……………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….………………………………………………………..32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….…………………..34

Приложение…………………………..……………………………………………39

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ Население — главный
вопрос любой страны, без него невозможна жизнь и процветание государства. Но за
последнее десятилетие экосистемы, которые сложились в стране, были в негативном
состоянии. Россия сталкивается с ужасным глобальным кризисом по масштабам и
грядущим последствиям.

В середине двухтысячных
годов Правительство Российской Федерации выделило одной из главных задач
семейной политики «поощрение» женщин к рождению большего числа детей. Одна из
ключевых мер была принята для того, чтобы побудить женщину иметь по крайней
мере второго ребенка. Это связано с тем, что в Российской Федерации стало
нормой иметь единственного ребенка в семье. Поэтому в 2006 году была провозглашена
программа материнского (семейного) капитала: «Введение этой меры ознаменовало
переход к новому этапу российской семейной политики, характеризующемуся
изменением символических и материальных отношений между семьей (женщиной) и государством».
Таким образом, государство определило приоритетность вопроса семьи и детей в
социально-экономической политике в целом. Однако спустя 15 лет практики,
Российская Федерация вновь оказалась на пике демографического кризиса,
сместился срок планирования беременности и женщины все чаще не хотят рожать до
35 лет, в силу низкого уровня жизни, семьям тяжело поднимать и растить даже
одного ребенка.

Согласно Конституции Российской
Федерации Россия — демократическое, правовое и социальное государство, которое
признает высшей ценностью соблюдение прав и свобод человека. Исходя из этого
страна должна обеспечивать своим гражданам достойный уровень жизни, возможность
получения образования, профессии, высококвалифицированной медицинской помощи и
т.д. К сожалению, в силу тех или иных причин государство не в полной мере
реализует данные свои обязанности. В связи с этим, по оценкам Левада-центра, на
2019 года 53% молодежи хотели бы уехать из страны[1].

Таким образом, можно
наблюдать следующую ситуацию. Государство не может в полной мере выполнять свои
обязанности перед гражданами, которые в свою очередь считают вполне приемлемым
просто уехать из страны, забыв напрочь о гражданском долге и ответственности.
Справедливости ради стоит отметить, что желание отнюдь не тождественно
действию, однако подобные настроения среди молодежи — один из так называемых
звоночков, обращающих наше внимание на демографию, ведь эмиграция имеет
существенные последствия (подобные настроения в большинстве своем вызваны тем,
что молодежь считает невозможным реализовать свой потенциал в России, что порой
в значительной степени преувеличено). Помимо этого, уместно обратить внимание и
на некоторые другие причины демографической проблемы в Российской Федерации.

Актуальность этой темы
заключается в том, что дополнительные меры государственной поддержки семей, в
которых есть дети, были внесены в материнский (семейный) капитал 1 января 2007
года, стимулировали на увеличение рождаемости в стране, но не привели к
положительным итогам, на основании чего следует остановиться на нововведениях в
программу материнский капитал, выявить последние изменения в законодательство,
а также рассмотреть какие «схемы обналичивания» используются гражданами
злоупотребляющими правами.

Уже без малого 14 лет на
практике реализуются положения Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О
дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который
предоставляет помещения для семей с детьми и получает государственную помощь на
улучшение жилищных условий, образование, социальное обновление и интеграцию
детей-инвалидов в общество, повышение уровень пенсионного обеспечения. Эта
дополнительная помощь усиливает внешний вид материнского (семейного) капитала.

В концепции
демографического развития Российской Федерации в приоритете стимулирования
рождаемости и укрепления семьи были определены: формирование системы социальных
и личностных ценностей, направленных на семью с двумя детьми и более
продвинутым материальным положением, также уровень и качество жизни в семьях
создают социально-экономические условия, благоприятные для рождения, и
поддержание условий самореализации молодежи, включая возможность получения
общего и профессионального образования, работы с достойной зарплатой.

Объектом настоящего
исследования являются правоотношения, возникающие в процессе реализации права на
материнский капитал.

Предметом исследования
нормативно – правовое регулирование материнского капитала и проблемы его
функционирования в Российской правовой действительности.

Основными целями исследования
являются следующие:

— изучение истории
появления материнского капитала в российской правовой действительности;

— рассмотрение
теоретических основ материнского капитала и механизма его предоставления;

— анализ действующего законодательства
в сфере правового регулирования реализации права на получение материнского капитала;

— анализ судебной практики
злоупотребления правом на получение материнского капитала.

Методологической основой
работы являются такие общенаучные методы, как анализ, синтез, так и частно-научные
методы – сравнительно-правовой, анализ нормативных правовых актов и материалов
судебной практики.

Теоретической основой
работы являются труды таких современных отечественных исследователей, как: А.
Н. Ахмедшина, В. Н. Данилов, А. О. Иванов, О. Н. Мавлевич, Л. Н. Овчарова, Н.
Останина, С. Смирнова.

Нормативной основой работы
выступают Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации
и Федеральным законом от 29.12. 2006 №256 — ФЗ «О дополнительных мерах государственной
поддержки семей имеющих детей».

Структура курсовой работы
отвечает целям и задачам исследования и состоит из введения, двух глав, заключения
и списка использованных источников и литературы, приложения. [1] Левада-центр: 53%
молодых россиян хотят уехать из страны // "Ведомости" — ведущее
деловое издание России. URL:
https://www.vedomosti.ru/politics/news/2019/11/26/817166-53-rossiyan-let-hoteli-bi-uehat-iz-strani
(дата обращения: 10.10.2021).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В условиях современной
рыночной структуры экономики одним из оптимальных механизмов защиты от
социально — экономических опасностей является система социального населения
страны. Современное общество пришло к пониманию, что любой член общества,
независимо от пиара, может нуждаться в поддержке. Это понимание, безусловно,
согласуется со статьей 7 Конституции Российской Федерации, так как создание,
прежде всего, условий, поддерживающих благополучную жизнь и достойное развитие
человека, осуществляется непосредственно в осуществлении гражданами всех видов
прав, а не только социальных или экономических. Гарантии социальной защиты
страны должны определять возможность реализации социальных прав всех граждан.

Ведение материнского
(семейного) капитала в пенсионное обеспечение ввел значительные изменения в
демографической ситуации Российской Федерации.

Если посмотреть на данные
статистики, то выяснится, что пока экономика Российской Федерации росла и
доходы населения продолжали увеличиваться – программа материнского капитала
тоже работала. Так, если в 2007 году на 1 тысяч россиян приходилось 11,3
рождения, к 2015 году показатель достиг своего пика – 13,3 рождения на 1 тысяч
человек, после чего начал снижаться и составил уже 10,9 рождения по итогам 2018
года.

Проблемы, связанные с
демографией, не решаются быстро и легко, жалуются эксперты: «недостаточно
просто выделить средства на увеличение материнского капитала, слегка поднять
пособие для того, чтобы» мобилизовать «население на повышение рождаемости», —
говорит доцент Российского экономического университета им. Плеханова Ольга
Лебединская.

По ее мнению, меры по
повышению фертильности эффективны, если они значимы и актуальны. «Есть
статистика о преимуществах программы материнского капитала. Всего к 2017 году
было выдано 7611 тысяч человек, в 2018 году сертификаты получили еще 697,8 тысяч
человек (на общую сумму 302,3 млрд рублей). Максимальные значения были
зафиксированы в 2009-940,3 тысяч единиц, а в 2016-924 тысяч единиц», — говорит
эксперт.

Материнский капитал в Российской
Федерации существенно повлиял на общий уровень рождаемости, сказал заместитель
руководителя международной лаборатории демографии и человеческого капитала.

Поэтому специфика
правовой системы в целом проявляется и в сфере правового регулирования
отношений, связанных с реализацией права на материнский капитал. Правовая
основа правил рассматриваемого института также основана на принципе иерархии
правовых действий по военному праву, в принципе федерации на основе четкого
разграничения предмета юрисдикции и на принципе включения международно-правовых
актов в правовую систему России. Контент-анализ правового регулирования
материнства и материнства позволил нам выявить достаточный уровень разъяснения
процессуальных вопросов этого положения. Также, в качестве положительного момента,
я хочу четкой системы построения действия закона в этой сфере, по сути, на
законодательном уровне правовое регулирование осуществляется как раз
Федеральным законом «О дополнительных мерах социальной поддержки семей с детьми».
Все проблемы разрешаются в нормативных актах.

Подводя итог
вышесказанному, можно увидеть необходимость постоянного и непрерывного развития
основных социально-экономических процессов российской политики на современном
этапе. Семья и ее интересы, как основной компонент социального института,
играют важную роль в воспроизводстве гражданского капитала через рождение и
воспитание детей.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ 1.1
Историко-правовые предпосылки для формирования государственной финансовой
поддержки в виде материнского капитала Семья – организованная
социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной
ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью
общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Роль семьи в обществе
огромна. Семейные традиции, культурные ценности – основа воспитания новых
поколений.

Семья как социальный
институт имела двоих. Семья представляет собой саморегулирующуюся систему:
микрокультура общения, развитая членами его семьи, это, безусловно,
сопровождается столкновением различных позиций и возникновением конфликта,
который разрешается путем согласия обеих сторон и уступок, что гарантируется
внутренней культурой этики и социальным созреванием членов семьи. И также важно
подчеркнуть эту особенность: семья существует как социально санкционированный
союз, стабильность которого может быть при взаимодействии с другими социальными
организациями: водным правом, общественным мнением, образованием и культурой.
Влияя извне на семью, они корректируют свое творчество и меняются. В рамках
институтов создаются нормы и санкции, которые поддерживают семью.

Семья является социальным
институтом, выполняющим важнейшие функции: репродуктивная биология общества
(воспроизводство), воспитание и воспитание молодого поколения, воспроизводство
социальной структуры через регулирование общества членами семьи, заботу о людях
с ограниченными возможностями в семье, эмоциональное удовлетворение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы