Теория и технология развития математических представлений у детей Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Математическое развитие дошкольников в условиях вариативности образовательной системы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВАРИАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 5

1.1. Задачи математического развития в дошкольном возрасте 5

1.2. Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста 7

1.3. Анализ дошкольных образовательных программ 10

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 19

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВАРИАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 20

2.1. Методы и средства математического развития детей дошкольного возраста 20

2.2. Методические особенности математического развития детей дошкольного возраста 26

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Развитие математических представлений – это чрезвычайно важная часть интеллектуального и личностного развития детей дошкольного возраста. Одной из важных задач математического формирования является развитие геометрических представлений. Свои первые представления о форме и размерах, их расположении в пространстве дети формируют именно в дошкольном детстве.

В соответствии с ФГОС ДО образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, предполагающее формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира (форме, размере, цвете, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Научные позиции ученых-психологов по проблемам математической подготовки детей-дошкольников (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков и др.) легли в основу современной системы раннего математического обучения и развития и значительно обогатили ее.

В настоящее время произошло обновление содержания методики предматематической подготовки, совершенствуются формы и средства обучения. Это связано с использованием деятельностной парадигмы образования в РФ, которая характеризуется личностно-ориентированным подходом, идеей развивающего обучения, постулирующей в качестве цели образования развитие личности ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает ориентиры и предъявляет определённые требования к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Воспитательно-образовательный процесс в детских садах осуществляется согласно образовательным программам. Содержание программ нацелено на развитие любознательности, способностей, формирование творческого воображения ребенка; обеспечивает охрану здоровья, эмоциональное благополучие, взаимодействие с семьей. Отличаются программы друг от друга задачами и методологией реализации. Анализ существующих ныне программ дошкольного образования, обновленных и вновь созданных, показал их большое разнообразие и вариативное содержание. Усиление вариативности образования является показателем гуманитарности дошкольного образования и повышает его субъектность и способствует обновлению содержания дошкольного образования в условиях модернизации.

Модернизация российской системы образования в течение последнего десятилетия является одним из главных направлений развития российского общества и одним из главных условий формирования инновационной экономики России. Она придала современным системам образования такие инновационные черты, как динамичность, вариативность, разнообразие его организационных форм и содержания. В данном процессе математическому образованию отводится особая роль, так как математика относится к весьма значимым для динамично развивающегося современного технологического общества областям знаний, накопленных и широко используемых человечеством. Математическое образование расширяет возможности успешной адаптации ребенка к ускоряющимся процессам информатизации общества.

Исходя из всего вышепредставленного тема данного исследования.

Объект исследования: процесс математического развития дошкольников.

Предмет исследования: математическое развитие дошкольников в условиях вариативности образовательной системы.

Цель исследования: изучить особенности математического развития дошкольников в условиях вариативности образовательной системы.

Цель обусловила следующие задачи курсовой работы:

 на основе анализа психолого-педагогической методической и математической литературы провести общение и систематизацию теоретического и методического материала по теме исследования, охарактеризовать задачи математического развития в дошкольном возрасте;

 изучить психолого-педагогические и содержательно-методические аспекты современных требований математического развития детей дошкольного возраста и првоести анализ современных образовательных программ с дошкольном образовании;

 рассмотреть средства и методы математического развития детей дошкольного возраста;

 выявить методические особенности развития представлений о величине «время» у дошкольников.

Методы исследования: анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы по теме данного исследования, синтез, систематизация, классификация, обобщение.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В отечественﮦнﮦой дошкольнﮦой педагогике математическое развитие детей занﮦимает однﮦо из ведущих мест в прﮦоцессе воспитания дошкольников. Особенности математического развития определяются в соответсвии с возрастом дошкольников и используемыми педагогическими средствами.

Итак, в ходе выполнения работы были получены следующие результаты и выводы:

Изучены задачи математического развития вдошкольном возрасте с точки зрения педагогики. Выделено понятие «математическое развитие». А.В. Белошистая под математическим развитием ребенка предлагает понимать, что только целенаправленное и методически организованное формирование и развитие совокупности взаимосвязанных основных свойств и качеств математического мышления ребенка и его способностей к математическому познанию действительности.

Выявлены современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание современных ФГОС ДО. Выявлены цели и задачи математического развития в дошкольном возрасте. ФГОС ДО требует знакомить детей с математическими представлениями ненавязчивым и привлекательным способом. Источников овладения математическими представлениями достаточно много, но основным источником является окружающая действительность. При создании педагогических условий для успешного развития и овладения математическими представлениями детьми дошкольного возраста необходимо учитывать разные виды подхода системный, личностный и деятельностный. Системный подход позволяет рассматривать освоение знаний ребёнка во взаимосвязи всех компонентов образовательного процесса в детском саду.

Проведен анализ дошкольных образовательных программ и вывлено место математического развития детей в них. Была определена направленность на освоение детьми математического содержания, на развитие познавательно-творческих способностей и приобщение к человеческой культуре во всех образовательных программах.

Представлены методы и средства математического развития детей дошкольного возраста. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений. Одним из таких методов является использование конструктора LEGO. Интерактивная доска – это универсальный инструмент, который позволяет сделать непосредственную образовательную деятельность с дошкольниками максимально интересной, наглядной и увлекательной. Материал М. Монтессори, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера являются средством развития математических представлений дошкольников.

Представлены методические рекмоендации по математическому развитию детей дошкольного возраста. Данные рекомендации включают: использование информационно-коммуникационных технологий и онлайн-ресурсов в образовательном процессе для развития математических представлений у дошкольников; развитие познавательной активности ребенка в условиях обогащения развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей свободный выбор деятельности; повышение компетентности учителей в использовании современных средств математического развития детей дошкольного возраста.

Таким образом, цель, поставленная во введении, достигнута. Задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВАРИАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Задачи математического развития в дошкольном возрасте

Математическое развитие детей дошкольного возраста по прежнему остаётся одной из актуальных проблем дошкольного образования. В соответствии с ФГОС дошкольного образования данное направление работы осуществляется в рамках решения задач образовательной области «познавательное развитие» [21, c.15].

Понятие «математическое развитие дошкольников» широко используется в современной дошкольной педагогике и детской психологии. Исходя из исследований Е.И. Щербаковой, под математическим развитием дошкольников понимается сдвиг и изменение в познавательной деятельности личности, которые формируются в результате развития математических представлений и связанных с ними логических операций [23, c.123]. Под этим понимается, что математическое развитие дошкольников представляет собой качественные изменения в формах их познавательной активности, которыми ребёнок овладевает в результате освоения элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.

По мнению А.А. Столяра, под математическим развитием дошкольников, следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций [20, c.34].

А.В. Белошистая под математическим развитием ребенка предлагает понимать, что только целенаправленное и методически организованное формирование и развитие совокупности взаимосвязанных основных свойств и качеств математического мышления ребенка и его способностей к математическому познанию действительности [2, c.3].

З.А. Михайлова считала, что в настоящее время, понятие «математическое развитие» тесно связано с понятием «логико-математическое развитие», которое является тождественным [13, c.34].

Е.И. Щербакова выделила следующие задачи по формированию элементарных математических знаний и дальнейшего математического развития воспитанников дошкольных учреждений, а именно:

 формирование обширной начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей воспитанников дошкольного учреждения действительности;

 приобретение знаний детьми о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени являющихся основными для математического развития;

 овладение математическими понятиями;

 формирование умений и навыков в счёте, а также в вычислении, измерении, моделировании, общеучебных умений;

 развитие познавательных интересов и способности логически излагать свои мысли, способствование интеллектуальному развитию ребёнка [23, c.123].

Все эти задачи целесообразно решать педагогу одновременно как на занятии по математике, так и в процессе организации разнообразных видов самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт работы в дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная деятельность воспитанников дошкольного учреждения и систематическое обучение обеспечивают своевременное математическое развитие дошкольника.

Е.А. Носова указывает, что в дошкольные годы желательно детей научить:

 различать геометрические формы: круг, треугольник, четырехугольник, пятиугольник и т.д., различать прямую и кривую линию.

 различать цифры в пределах 10 [15, c.23].

Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко предлагают математическое развитие строить таким образом, чтобы оно было направлено на развитие логического мышления, а именно на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру [4, c.45]

С.Д. Луцковская, изучая процесс формирования у ребенка дошкольника пространственно-временных представлений [12, c.19]. В.А Крутецкий, З.А. Михайлова, Е.А. Носова, М.Н. Полякова изучали развитие интеллектуальных способностей, логического и творческого мышления и выделяли компоненты математических способностей [10, c.32].

Математические представления формируются у ребенка на основе системных знаний, которые ребенок получает при взаимодействии с предметами окружающего мира, в общении со взрослыми и сверстниками. Полученные знания могут выполнять разные функции в математическом опыте детей:

 информационную функцию, когда математические знания несут в себе какую-либо информацию о количественных, временных, пространственных, геометрических и величинных отношениях. Значение данной функции состоит в том, что дошкольник начинает ориентироваться в окружающем мире. Однако, для каждого ребенка, понятие информативности, неоднозначно. Это зависит от уровня сформированности у него тех или иных математических представлений, от уровня развития познавательных интересов, обуславливающих открытость к информации;

 эмоционально-познавательная функция, когда ребенок проявляет интерес к изучаемому объекту, в эмоциональном подъеме во время деятельности с ним. В процессе математического развития необходимо не просто передать ребенку информацию математического характера, но и представить ее в такой форме, с такой эмоциональной окрашенностью, которые бы способствовали наиболее полному и быстрому усвоению материала;

 регуляторная функция, применение знаний на конкретную деятельность [6, c.176].

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно сделать выводы, что под математическим развитием детей дошкольного возраста понимают не только сумму знаний в области числа и счета, пространственно-временной ориентировке, представлений о геометрических формах и величинах, но и математические способности, которые помогают ребенку успешно овладевать математическими категориями.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы