Курсовая с практикой на тему Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста в ходе режимных моментов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты математического развития детей старшего дошкольного возраста в ходе режимных моментов 6
1.1 Сущность понятия «математическое развитие» 6
1.2 Особенности математического развития детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Педагогические условия математического развития детей старшего дошкольного возраста в ходе режимных моментов 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста в ходе режимных моментов 29
2.1. Изучение начального уровня математического развития детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Реализация условий математического развития детей старшего дошкольного возраста в ходе режимных моментов 33
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 45
Заключение 50
Список литературы 52
Введение:
Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что формирование математических представлений (ФЭМП) – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольная образовательная организация является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Многие психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.
Цель работы – выявить особенности и экспериментальным путем определить эффективность организационно-педагогических условий по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста в ДОО.
Объект исследования – организация работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста в ДОО.
Предмет исследования – организационно-педагогические условия формирования математических представлений у детей дошкольного возраста в ДОО.
Гипотеза исследования – процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста будет эффективным при следующих организационно — педагогических условиях:
1) будет создана развивающая предметно – пространственная среда по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста в ДОО;
2) будет осуществляться повышение профессиональной компетентности педагогов по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста;
3) будет осуществляться взаимодействие ДОО с семьями воспитанников по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста;
4) будет разработан перспективный план по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Согласно поставленной цели и выдвинутой гипотезе, в работе решаются следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования математических представлений у детей в ДОО.
2. Выявить особенности организации процесса формирования математических представлений у детей в ДОО.
3. Экспериментальным путем проверить эффективность созданных организационно-педагогических условий по формированию математических представлений у детей в ДОО.
Теоретическая база исследования: В основу работы положены материалы психолого-педагогических исследований Л.И. Ермолаевой, Ж. Пиаже, В.В. Даниловой, А.М. Леушиной и других.
Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ программ для дошкольных образовательных организаций, изучение и анализ психолого-педагогическое обследование, изучение процессов и продуктов деятельности, эксперимент.
База исследования – МАДОУ «Сказка».
Практическая значимость работы заключается в использовании разработанных организационно-педагогических условий по формированию математических представлений для детей дошкольного возраста в практической деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Для этого ознакомление с математическими представлениями детей должны проходить на только на занятиях, но и при совместной деятельности взрослого и ребенка во время режимных моментов, в увлекательной игровой форме.
Формирование математических представлений – необходимое условие развития интеллекта ребенка дошкольного возраста.
Особое значение в процессе формирования математических представлений приобретает практическая деятельность: игра, решение задач, моделирование, экспериментирование и т.д.
Работа по развитию представлений о количестве у детей старшего дошкольного возраста проводилась в соответствии с требованиями программного содержания. В каждой программе по обучению и воспитанию в детском саду определены задачи по формированию у детей количественных представлений. Вся работа должна проходить в системе, последовательно, учитывая возрастные особенности детей. Для развития у детей представлений о количестве необходимо использовать разнообразные формы работы: занятие, дидактические игры, упражнения, индивидуальная работа, организация самостоятельной деятельности. Нужно уделять внимание работе с родителями по данной проблеме. При обучении детей необходимо от нерасчлененного восприятия множеств предметов детей необходимо переводить к выявлению отдельных составляющих это множество элементов путем попарного сопоставления их, а обучение счету следует за освоением детьми действиями с множествами.
Сосредоточить внимание и заинтересовать детей дошкольного возраста удалось благодаря играм. Сначала детей увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Так у детей постепенно появляется интерес и к самому предмету обучения. Представленный практический материал позволит ребенку узнать, закрепить знания и умения, о количестве.
Таким образом, в игровой форме прививаются ребенку знания из области математики. Ребенок в результате учится выполнять различные действия, развитие памяти, мышления, творческих способностей. В ходе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать.
Итак, мы видим, что проведенная работа дала определенные результаты: детьми было допущено меньше ошибок, как следствие, появились дети со средним уровнем развития понятия числа, и уменьшилось количество детей с низким уровнем. Количество детей с высоким уровнем не изменилось. Его сумели показать те же самые дети. Значит, мы можем сделать вывод, что систематическая работа, проводимая не только на занятиях, но и в других видах деятельности помогает ликвидировать пробелы. Начатая работа должна быть продолжена.
Результаты контрольного эксперимента показали, что только 38% детей имеют низкий уровень сформированности математических представлений. Полученные результаты свидетельствуют о том, что 62% детей имеют высокий и средний уровни сформированности математических представлений.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты математического развития детей старшего дошкольного возраста в ходе режимных моментов
1.1 Сущность понятия «математическое развитие»
В Концепции развития математического образования в РФ (2013 г.) на уровне дошкольного образования определены два направления работы. На уровне разработки системы учебных программ математического образования в дошкольном образовании при участии семьи; на уровне разработки условии (предметно-пространственная и информационная среда, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения детьми первоначальных форм деятельности, первичных математических представлений, используемых в жизни.
Становление математического развития детей происходило в три основных этапов.
Первый этап сопровождался выдвижением и обоснованием идей математического развития отечественными и зарубежными педагогами (К.Д. Ушинский, В.А. Лай); разработкой системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель); влиянием монографического и вычислительного методов обучения математике в школе на становление методики математического развития дошкольников (Л. Волковский). Во второй половине девятнадцатого века осуществлением математического развития дошкольников средствами весёлой занимательной математики.
На втором этапе формирования методики математического развития дошкольников (с 20-30 г.г. до середины 60 г.) была определена дидактическая основа обучения (содержание, методы и приёмы работы с детьми, дидактические материалы и игры). Л.В. Глаголева предложила создавать развивающую среду, как условие полноценного математического развития; разработала разнообразные методы при обучении сравнению величин; Ф.Н. Блехер разработала дидактические игры, игровые занимательные упражнения.
На третьем этапе была сформулирована научная обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений (автор А.М. Леушина); теоретико-методическая концепция формирования количественных представлений в дошкольном возрасте; определен объём знаний и умений в области познания множеств и чисел с детьми 2-7 лет; предложены занятия, как ведущая форма организации работы; разработан основной дидактический материал по формированию математических представлений [20, с. 16].
Под математическим развитием понимают изменения в познавательной деятельности ребёнка, происходящие в результате предматематической и предлогической подготовки. Формирование математических представлений — это целенаправленно организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, в соответствии с программными требованиями [24, с. 36].
Содержание математического развития условно подразделяется на три компонента: математические представления и понятия; математические зависимости и отношения и математические действия.
Отбор содержания обучения по формированию элементов математики отрабатывался на протяжении многих лет в исследованиях (А.М. Леушина, В.В. Данилова, Т.В. Тарунтаева, РЛ. Березина, Г.А. Корнеева и др.). Содержание обучения включает в себя объем и характер знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети в процессе разных видов детской деятельности [31, с. 16].