Курсовая с практикой на тему Мастер-класс как средство формирования профессионально-ориентированных навыков школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Актуальность темы исследования. В связи с высоким темпом жизни и быстро развивающимся обществом, детям уже в 13-14 лет необходимо задуматься о выборе будущей профессии.
Развитие эмоционального отношения к профессиональному миру и возможность проявить себя в различных видах деятельности — главная задача профориентации детей. Эти знания необходимы для того чтобы: сформировать навык труда; выработать уважительное отношение к труду; расширить кругозор ребенка; и что не мало важно, поспособствовать раннему проявлению у ребенка интересов и стремлений к определенной профессии. Из этого следует, что главная задача знакомства детей с профессиями предлагает подготовку ребенка к тому, чтобы, когда подойдет время смог без страха войти в самостоятельную и профессиональную жизнь. Поэтому данное исследование весьма актуальное.
Но так как дети в возрасте 13-14 лет еще не осознают важности профессиональной ориентации им необходима помощь педагогов.
Сейчас во многих образовательных учреждениях работа по профессиональному ориентированию школьников не ведется и это приводит к тому, что выпускники оказываются на перепутье и не могут ответственно подойти к вопросу о дальнейшем обучении.
Отсюда следует, что проблема профессиональной ориентации школьников стоит очень остро. Педагогам и родителям просто необходимо уделить данной проблеме максимальное внимание.
Тема исследования: «Мастер-класс как средство формирования профессионально-ориентированных навыков школьников».
Цель исследования – анализ эффективности использования мастер-классов, как средства формирования профессионально-ориентированных навыков учащихся.
Объект исследования – профессионально-ориентированные навыки учащихся.
Предмет исследования – аналитика разноуровневых сфер профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что проведение мастер-классов, направленных на формирование и развитие профессионально-ориентированных навыков школьников позволит повысить уровень готовности выпускников школы к дальнейшему профессиональному обучению.
Задачи исследования:
1. Помочь учащимся осознать свои желания и возможности.
2. Исследование круга интересов учащихся, интеллектуальных и личностных особенностей;
3. Охарактеризовать основные принципы выбора профессии, планирования карьеры;
4. Определить педагогические условия организации профессиональной ориентации учащихся в информационно-образовательной среде школы.
5. Проанализировать целесообразность проведения мастер-классов, как средства формирования профессионально-ориентированных навыков школьников.
6. Экспериментально проверить эффективность использования мастер-классов при организации мероприятий, направленных на формирование профессионально-ориентированных навыков учащихся.
Теоретической основой исследования являются теории и концепции отечественных и зарубежных учёных:
— исследование профессиональной ориентации (А. Вайсбург, Э.Ф. Зеер и др.);
— основы профориентации и профессионального консультирования (Е.В. Гудкова, О.А. Махаева и др.).
— теоретические и методические основы профессиографии и выбора профессии (Е.А. Климова).
— как провести мастер-класс (Дигурова Т.М.)
— эффективные образовательные технологии (Советова Е.В.)
— мастер-класс — технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности (Русских Г.А.)
Методы исследования:
— теоретические: анализ, систематизация, сравнение;
— эмпирические: опрос, тестирование, педагогический эксперимент;
— анкетирование учащихся, обобщение результатов исследования;
— установление причинно-следственных связей.
Теоретическая значимость исследования заключается заключается в том, чтобы помочь школьникам осознать важность своевременно выбора профессиональной сферы деятельности, по средствам мастер-класса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут применяться педагогами при проведении родительских собраний и отрытых уроков, посвященных профессиональной ориентации, а также помочь школьникам расширить знания о профессиональных сферах деятельности.
База исследования — исследование осуществлялось на базе (указать школу) г. Киров, в исследовании участвовали учащиеся 8 класса, 20 человек, возраст 13-14 лет.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВАМ МАСТЕР-КЛАССА
2.1 Опыт использования мастер-класса как средства формирования профессионально-ориентированных навыков школьников
Мастер-класс
«Формирование профессионально-ориентированных навыков школьников»
Опережающее задание — учащиеся класса разделились на 4 группы, с помощью жребия получили карточки с названиями профессиональных областей деятельности (административно-управленческий персонал, служащие, рабочие, педагогический персонал). Получили задание — подготовить наглядные материалы для презентации своей области профессиональной деятельности.
Организационный момент — учитель разрабатывает: тест по-деловому общение (Таблица 2.1), памятку по эффективному (внимательному) слушанию (Таблица 2.2), тест, анкету «Мои убеждения» (Таблица 2.3), статистические данные по уровню заработной платы (по сферам деятельности) (Таблица 2.4), тестирование «Хороший-плохой руководитель» (Таблица 2.5). Установка на работу на мастер-классе, участники получают представления о предстоящей деятельности.
Необходимое оборудование: канцелярские принадлежности, листы бумаги, проектор, ноутбук.
Организация помещения: столы расставляются таким образом, чтобы участники 4-х групп расселись по кругу.
Знакомство участников мастер-класс с:
— этапами проведения презентаций, подготовленных учащимися;
— принципами и правилами проведения мастер-класса;
— преимуществами мастер-класса, как формы подведения итогов исследовательской деятельности.
Знакомство участников исследования проходит в виде мини лекции:
Звучит фраза (мозговой штурм): «Не на золото и серебро, а именно трудом были первоначально приобретены все богатства мира!».
Слова педагога: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами на нашем мастер-классе продолжим знакомиться с профессиональным миром. Мы с Вами охватим такие сферы профессиональной деятельности, как административно-управленческий персонал, служащие, рабочие, педагогический персонал. Разберем направленность каждой представленной профессии, каким уровнем квалификации должен обладать человек выбранной Вами профессии, какими навыка и умениями они должны обладать, узнаем уровень заработной платы в каждой профессии, научимся грамотно использовать отведенное время, познакомимся с правила активного слушания».
Небольшое сообщение: трудом принято называть всякое дело. Труд — это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд не бывает бесцельным. Он всегда приводит к результату.
Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище.
Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд считается сложным.
Педагог дает небольшое задание (слайд выводится на экран): выберите из предложенных ниже антонимов те, которые могут характеризовать труд космонавта, продавца, шахтера, учителя, художника, хлебороба, домашней хозяйки, дворника, программиста.