Методология и методы научного исследования социально-культурной деятельности Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Массовые праздники как форма организации досуга населения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
ТЕНДЕНЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ 5
1.1. Функциональные характеристики массовых праздников 5
1.2. Массовый праздник как особая жанровая форма 9
ГЛАВА 2 16
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВОГО ПРАЗДНИКА 16
2.1. Условия и технологии подготовки массового праздника 16
2.2. Социальное взаимодействие организаторов массового праздника 24
2.3. Интерактивные программы проведения массового праздника 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

 

  

Введение:

 

Массовые праздники является одним из самых популярных видов культурно-массовой деятельности. В системе зрелищных искусств массовый праздник сегодня занимает видное место, является самостоятельным явлением художественной культуры, приобретая все большее распространение. Популярность массовых праздников в самых широких и разнообразных зрительских кругах заставляет обратить внимание на иногда довольно противоречивые эстетические требования различных групп населения социального, возрастного, образовательного и даже национального состава. Массовость аудитории, ее разнородность, необходимость сочетания в театрализованном творчестве развлекательной, познавательной, эстетической и воспитательной функций, выдвигает специфические требования к созданию праздника.
Специфика исследования массового праздника, а также отработка методологических подходов к его созданию обусловлена тем, что такие мероприятия в целом представляют собой синтез различных искусств. В них сочетаются актерское мастерство, музыкальные и хореографические жанры, виды (акробатические и гимнастические номера) и многие другие. Множество средств выразительности, их необычные сочетания в различных синтетических формах иногда более разнообразны, чем в других условиях. Необходимость исследования организации праздничных форм культуры обусловливает актуальность темы работы.
Цель исследования – определить особенности организации массовых праздников.
Задачи исследования:
— выделить функциональные особенности массовых праздников;
— охарактеризовать массовый праздник как особую жанровую форму;
— раскрыть условия и технологии подготовки к проведению массового праздника;
— проследить социальное взаимодействие организаторов праздника;
— провести типологизацию интерактивных программ проведения массового праздника.
Объект исследования – массовые праздники.
Предмет исследования – закономерности организации массовых праздников.
Методы исследования. На этапе сбора материала, его систематизации и анализа применены общенаучные теоретические методы: аналитический, логический и метод синтеза. Для осуществления классификации жанровых форм использовался метод типологизации. Структурный метод позволил обнаружить в системе сценических искусств синтетическую природу театрализованного действа.
Стpуктуpa исследoвaния определяется избpaннoй для paссмoтpения в нём темaтикoй. Paбoтa сoстoит из введения, двух глав, зaключения, спискa испoльзoвaннoй литеpaтуpы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Режиссура шоу-программ и массовых действ является логическим развитием и порождением, так сказать, общей режиссуры. Шоу-программы, массовые зрелища, народные гуляния происходят благодаря синтезу различных жанров и видов искусства: слова, музыки, хореографии, пантомимы, кино, театрального действа, спортивных и гимнастических упражнений.
Долгое время считали, что искусство массового театрализованного действа – явление временное, поскольку возникает лишь в определенные моменты человеческой жизни, а значит, и не следует относиться к нему как к профессиональному направлению искусства.
Действительно, режиссер массовых праздников и зрелищ – профессия относительно новая, но обобщение опыта мастеров этого дела привело не только к обогащению копилки режиссерской деятельности, но и к созданию в высшей художественной школе новой специальности – режиссер массовых праздников и театрализованных представлений. Сейчас происходит бурное развитие этого направления режиссерской деятельности как в теории, так и на практике.
Режиссер должен уделять большое внимание организации досуга, обеспечению художественного, эстетического воспитания, выявлению творческой, одаренной молодежи. Здесь эффективными формами воспитания могут стать праздники, театрализованные представления, которые будут вносить разнообразие, живую энергетику в жизнь микросоциума. Люди с удовольствием будут принимать участие в таких мероприятиях, если режиссер сможет их заинтересовать, предложить интересный сценарий и оригинальные формы его воплощения.
Поэтому будущие режиссеры должны овладеть содержанием и методикой сценарно-режиссерской работы, которая включает в себя усвоение методики создания сценария, ознакомление со спецификой драматургического действа, овладение образными средствами сценической выразительности, знание особенностей построения мероприятий различных жанров, овладение построением репетиционного процесса, усвоение основ режиссуры массовых воспитательных и театрализованных мероприятий и тому подобное.
Для зрелищной культуры характерны интеграция, заимствования, адаптация смыслов и форм. Современность позволяет нам находиться в любом уголке мира в реальном времени благодаря приборам визуального и аудиального наблюдения. Любое зрелище является формой эмоционально-эстетического и идейно-эстетического общения, где важным предстает также эффект соучастия, сопереживания и сотворчества.
Сейчас толкование зрелища только как проявления эстетического удовольствия вытесняет зрелищную культуру за пределы культуротворческого процесса, наоборот приближая ее к действию разрушительного воздействия на личность. Но прежде всего, зрелище – это процесс взаимодействия и взаимовлияния людей, возникающий вследствие определенного публичного медиа-действа, в котором особое – чаще всего главное – место занимают аудиовизуальные компоненты театрализации (совокупность видимого и услышанного), организующие восприятие зрителей определенным образом, что вызывает сильные эмоциональные переживания, заостренное ощущение коллективности, общности, принадлежности к целому. Следовательно, особое внимание необходимо уделять тексту, который сопровождает мероприятие.
Одни виды массовых зрелищ находятся в процессе становления, утверждения в культурном жизни общества, другие, четко определившись с видовыми признаками, выделились как жанровые разновидности, третьи – отмирают совсем, забытые в новых общественных условиях. Сегодня создателем может стать каждый из нас, театрализованные зрелища и вообще искусство вошли в нашу жизнь как необходимость, они всегда рядом. Жанры и виды явлений зрелищной культуры удивляют разнообразием и манят своей открытостью, доступностью.
Особой надформной разновидностью театрализованных представлений является концерт. Решая свои творческие задачи и пытаясь усилить воздействие на зрителя, режиссер мобилизует выразительные средства других искусств: архитектуры, скульптуры, живописи, музыки и танца, действенную силу слова, широту литературных произведений, многоплановость кино, вводя их не механически, а в соответствии с общим замыслом. Все эти элементы в сочетании с основой концерта – живым, действующим человеком, перестают быть приложениями, объединяются, сплавляются, синтезируются. Слияние, синтез – основное кредо режиссуры эстрады.
Следовательно, можно определить, что концерт как театрализованная форма, прошел сложный путь развития, испытал влияние иностранных эстрадных форм, трансформировался, дополнялся новыми современными приемами и средствами и утвердился как самостоятельный жанр. На основе концертных программ возникло и сформировалось множество других форм концертной деятельности, такие как сборный концерт, концерт народного творчества, детские концерты, сольные концерты, концерты-конкурсы, отчетные концерты. Каждая из этих концертных форм имеет свои особенности режиссуры, свою специфику построения.
Также следует отметить такие формы концерта как юбилейные концерты или бенефисы, концерты-спектакли, гранд-шоу, шоу-программы, телеконцерты и многие другие. Проводится множество фестивалей и конкурсов. Каждый вид в течение развития и становления приобрел свою специфику, свой индивидуальный подход к созданию концертной программы. Поэтому именно сегодня концерты получили столь широкий размах, достигли расцвета своим впечатляющим масштабом, образно-художественным подходом и мощными выразительными техническими средствами.
Введение элементов жизненной правды в театрализированные тематические концерты становится все более действенным и активным. Нужно умело сочетать реальные факты с эмоциональными впечатлениями, с образным решением. В сочетании правды и художественного воображения концертное действие легко переходит со сцены в зал. Здесь очень действенным является прием активизации зрителя. Но нужно помнить, что непосредственное, активное общение с публикой может быть только в определенных пропорциях с концертными номерами: песнями, танцами и т.д. Эмоционально захватывать, волновать могут только те номера концерта, которые будут решены режиссером по-новому.
Обновление форм заключается в том числе и через обращение к старым традициям, к опыту выдающихся деятелей искусств, сделанному ими и проверенного на практике, однако весь этот опыт необходимо переработать, переосмыслить и адаптировать в соответствии с условиями современности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1
ТЕНДЕНЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ

1.1. Функциональные характеристики массовых праздников

Потребность в возникновении и существовании массовых праздников и зрелищ вытекает из динамики общественной жизни. На время своей продолжительности массовый праздник порождает своеобразную организацию общественной жизни, с четко обозначенными функциями, задачами, обязанностями каждого члена общества, при этом степень интеграции, сплоченности, внутригрупповой солидарности, взаимопонимания и взаимодействия членов общности находится в прямой зависимости от целевых установок, порождающих совместную деятельность, от общности интересов, стремлений, духовных ценностей.
Массовый праздник – это всегда выражение коллективной активности. Интегративные начала массовых праздников и зрелищ выражаются в различного рода коллективных действиях, процессиях, шествиях, манифе-стациях и т.д. С помощью массовых праздников и зрелищ общность периодически утверждает себя, свое единство. Многолюдная и анонимная атмосфера праздничного общения, тесный физический контакт, эффект эмоционального заражения, возникновение всеобщей эйфории порождают у индивида чувство причастности, принадлежности к целому, осознание «я» и «мы», т.е. себя как частицы общности [12].
Постоянство, устойчивость праздников связаны прежде всего с тем, что, концентрируя из поколения в поколение культурную активность людей, обрастая обрядами, развлечениями, декорациями, создавая атмосферу радости и подъема, прерывая обыденный ритм труда и забот, праздник отвечает столь многим коллективным и индивидуальным запросам, что потребность в его проведении оказывается более устойчивой, чем первоначальная идея, ценность или совокупность ценностей, вызвавшие его к жизни.
Поскольку массовые праздники и зрелища локализуют процесс общения, как во времени, так и в пространстве, то, соответственно, предполагают и особое праздничное общение. Эмоционально приподнятая атмосфера массовых праздников и зрелищ, – снятие запретов, временное неподчинение традиционным нормам, ослабление социального контроля, – создает ситуацию идеальную для свободного, избыточного, анонимного общения, которое в принципе невозможно в будничной жизни.
Общность участников массовых праздников «как макроструктура предполагает множество микроструктур, являющихся средой личностного общения». В качестве таких микроструктур могут выступать семья, коллектив, группа единомышленников, компания друзей и т.д.
Сочетание в массовом празднике личностного общения с групповым и массовым предполагает сложную систему контактов. Таким образом, праздничное общение можно охарактеризовать как чрезвычайно широкий многоплановый процесс.
Коммуникативная функция массовых представлений, побуждающая через общение к единению, известна с давних пор. За многовековую историю празднеств, она не изменилась в главном – в самом содержании. Но при анализе системы исследуемого явления необходимо отметить ускорение информационных потоков в условиях происходящей аудиовизуальной революции (светозвуковые спектакли, международные концерты-акции, лазерные шоу и т.п.) [7].
Эмоционально-психологическая функция массовых праздников и зрелищ тесно взаимосвязана с коммуникативной и эстетической. Синтез межличностного и массового общения, особая атмосфера праздничности, яркость красок, зрелищность, избыток впечатлений генерируют своеобразный механизм эмоционально-психологического заражения. Многократное усиление эмоционального настроя личности рождает потребность в сознательном приобщении к коллективной деятельности. Массовые праздники и зрелища – период публичного представления художественного творчества, соревнования талантов, завоевания наград ; время эмоционального подъема, особого праздничного настроя. Многие аспекты и функции праздника, актуализируемые и становящиеся доступными во время празднования, целая гамма событий, каждое из которых может оказаться для человека источником удовлетворения, привлечь его внимание так же, как неповторимое настроение праздника, его атмосфера, красочность и динамизм – все это обеспечивает возможность личности гораздо более полной жизни, чем в будни. Праздник для личности сочетается с расширением привычных прав, временным отходом от повседневных норм поведения.
Часто праздник сочетается с характерными формами развлечений, дающих личности возможность разрядки , позволяющих участвовать во всеобщности праздничного смеха, воздействующих на него очищающим образом. Перенося человека в атмосферу игры, свободы выбора, массовые праздники дарят каждому участнику столь необходимое праздничное настроение и потрясение.
Хорошо известно, что потрясение – важнейшая потребность человека, как и переключение его из серьезной сферы жизни в смеховую. Обилие ярких впечатлений, игровых приемов, зрелищных эффектов способствуют проявлению здоровой эмоциональности и формированию художественного вкуса. Эти чувства еще усиливаются благодаря живому общению, тесному контакту, когда грань между зрителями и актерами нивелируется, и каждый участник массового действа, по сути, становится его творцом. Массовый праздник служит мощным стимулом к творчеству, к активному участию в его художественном оформлении, в придании ему блеска, к созданию произведений пластических видов искусства, литературы, музыки, органически связанных с праздником [11].
Эстетическая функция массовых праздников и зрелищ выражается, кроме того, в эстетической организации и переоформлении времени и пространства человеческой жизни, внесении в нее элементов полноты, удовлетворения, гармонии, соизмерении ее с жизнью общества и с жизнью природы. Внешняя зрелищность массового праздника, яркость, эффектность, блеск, масштабность обладают огромным потенциалом проникновения в сознание масс и закрепления, фиксации эстетических норм, ценностей, идеалов.
Эффективность эстетической функции массовых праздников и зрелищ обеспечивается тем, что ситуация сопричастности происходит в условиях эмоционального подъема, который подкрепляется активным использованием визуальных, акустических, действенных средств художественной выразительности. Массовые праздники и зрелища во все времена служили своеобразным подиумом демонстрации и утверждения эстетических

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы