Средства массовой коммуникации и журналистика Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Массовая коммуникация в ее отличии от межличностной и специальной

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей массовой коммуникации 5
1.1. Определение понятия «массовая коммуникация» 5
1.2. Общественная роль массовой коммуникации 15
Глава 2. Анализ отличий массовой коммуникации от межличностной и специальной коммуникации на примерах СМИ или Медиаорганизаций 21
2.1. Отличия массовой коммуникации и межличностного общения 21
2.2. Особенности специальной коммуникации в сравнении с массовой коммуникацией 25
Заключение 34
Список литературы 37

 

  

Введение:

 

Бытие информационной культуры обусловлено рядом факторов, важнейшим из которых является массовая коммуникация. Соответственно сущность массовой коммуникации в определенном обществе обусловлена как технико-технологическою составляющей (существующими средствами массовой коммуникации), так и интеллектуально-культурною. В современном мире массовая коммуникация приобрела качественно иных форм и масштабов по сравнению с предыдущими этапами человеческой истории, она охватила почти все сферы бытия человека и общества.
Выясняя характер влияния массовой коммуникации на развитие информационной культуры общества, мы ставим целью проанализировать сущностные характеристики самого феномена «массовая коммуникация» в его различных проявлениях.
По мнению К. Кросс и Р. Гакета, понятие коммуникации является безграничным и пронизывает почти все человеческое поведение и культуру. Большинство существующих определений можно отнести к одному из двух основных классов. Одни специалисты рассматривают коммуникацию как линейный процесс передачи сообщений от одного или нескольких отправителей адресатам. Так, известный исследователь информационных процессов М. Кастельс рассматривает СМИ как однонаправленную коммуникационную систему, поэтому реального процесса коммуникации как взаимодействия сторон, которые передают и получают, при интерпретации сообщения нет. Такое определение коммуникации является основой для линейной модели информационной культуры, которая не предусматривает диалогической и интерактивной составляющих.
Другие исследователи видят в коммуникации создание и обмен значениями, сосредотачиваясь на том, каким образом информационные сообщения взаимодействуют с людьми и создают смыслы. Например, Э. Тоффлер, анализируя сущность СМИ, делает акцент на двусторонности процесса взаимодействия этого института информации и его аудитории. При этом общественная роль СМИ рассматривается в духе принципов децентрализации, самоуправления, прямого межличностного общения и свободы самоопределения личности. Согласно данной интерпретации коммуникация является основой диалогической (интерактивной) модели информационной культуры, и ее значение, символы и ценности нарабатываются в результате взаимодействия между субъектами.
В свою очередь, специалист по массовой культуре Дж. Фиске предлагает объединить оба класса в понимании коммуникации как «социальной интеракции через сообщения». С точки зрения авторской концепции информационной культуры более адекватным определением коммуникации является то, в котором внимание акцентируется на обмене значений, поскольку интерсубьективные взаимодействия не только способствуют интерпретации уже имеющихся смыслов, но и создают новые.
Объект – массовая культура.
Предмет — массовая коммуникация в ее отличии от межличностной и специальной
Цель работы – изучить особенности массовой коммуникации в ее отличии от межличностной и специальной.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения особенностей массовой коммуникации.
2. Определить отличия массовой коммуникации и межличностного общения.
3. Проанализировать особенности специальной коммуникации в сравнении с массовой коммуникацией.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Каждый субъект коммуникативного взаимодействия демонстрирует определенный уровень информационной культуры, добавляет свое видение проблемы, которое обсуждается, влияет на других коммуникантов. Итак, следует выделить следующие виды коммуникации:
— Интраперсональная коммуникация, которая фактически является разговором с самим собой, человек разговаривает со своим внутренним голосом, alter ego, совестью и т.д.;
— Межличностная коммуникация, как правило, связанная с идеальной моделью коммуникации и во многом первичная, в ней участвуют два коммуниканта, но есть варианты наблюдателя — включенного наблюдателя и стороннего (коммуникация на фоне присутствующих свидетелей, в толпе и т.д.)
— Групповая коммуникация: внутри группы, между группами, индивид – группа (интервью политического лидера или разговор руководителя компании со служащими)
— Массовая коммуникация происходит в том случае, если сообщение получает или ими пользуется большое количество людей, которые чаще всего состоят из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (телевидение, радио, производство компакт дисков и кассет; интернет) и различаются по степени охвата и общей «обязательности», здесь может срабатывать индивидуально-групповая избирательность, телефон и почта подходят под эту рубрику только количественно, за исключением массовой или целевой рассылки рекламы по почте.
Коммуникационная система присуща любому объединению людей, и выделение этого единства связано с выработкой особой знаковой системы (особые слова у влюбленных, жаргон подростков, термины специалистов и др.). Массовая коммуникация — наиболее развитая из подобных систем. Она решает следующие задачи:
— Репрезентация «картины мира» — сообщение о событиях, происходящих в различных сегментах мира и вселенной;
— Отражение «картины социума» — изменения и социальные ориентации внутри социума и сообщества в целом (создание такой картины является элементом социальной регуляции)
— Трансляция современной культуры и культурного наследия
— Привлечение и удержание внимания аудитории массовой коммуникации.
Массовая коммуникация — это относительно одновременное воздействие на большие гетерогенные аудитории неких символов, передаваемых безличными средствами из организованного источника, для которых члены аудитории являются анонимными. Массовая коммуникация развивается как относительно устойчивое и целостное образование современной общественной жизни, которое не только, так или иначе, формируется им, но и само оказывает повседневное влияние на различные сферы жизни общества. Развитие средств массовой коммуникации (радио, кино, телевидение, газета, интернет и др.) отражает существенные сдвиги в механизме действия современной культуры. Внедрение новых информационных связей и компьютеризированных сетей ярко иллюстрирует, что печатная и электронная продукция ежедневно охватывает все большие слои общества.
Стандарты информационной культуры формируются именно во время коммуникативных актов, когда каждый из коммуникантов привносит в этот процесс собственное видение, собственные ценности и в то же время способен воспринять мировоззренческие ориентиры другого коммуниканта. Символы и смысловое поле определенного типа информационной культуры формируются под влиянием ряда факторов: ментально-исторических, этнокультурных, социально-политических и т.д.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей массовой коммуникации

1.1. Определение понятия «массовая коммуникация»

Считается, что термин «Массовая коммуникация» возник в начале XX в. в США. Его автор — выдающийся психолог Ч. Кули. Исследователь В. Терин так описывает историю создания и разработки термина. В 1909 г. Ч. Кули, автор теории «привлечения» индивидов к «большему сознанию» как совокупности накопленных социально значимых «состояний чувствования» и «отражений (imaginations)», выделяет коммуникацию как средство актуализации «органически целого мира человеческой мысли» [15, 26].
В 30-х гг. XX в. Дж. Г. Мид рассматривал общество как совокупность процессов взаимодействия между отдельными индивидами. Он отметил, что тождество значений актов взаимодействия, которые образуются в сознании индивидов, дает каждому из них возможность брать на себя роль «другого», в том числе и «обобщенного другого», когда приобретенный ими опыт редуцируется так, что становится по отношению к ним общезначимым и общедоступным [15, 26-27]. Отсюда происходит представление о «коммуникации», или общении коммуникатора и аудитории, как об отношениях «социальных акторов», которых телеологически сочетает одинаковый смысл, вкладываемый ими в распространяемые при этом сообщения [15, 26-27].
Массовая коммуникация — особый вид социального общения, которое происходит в масштабах всего общества и является важнейшим условием общественного развития и организации. Особенностью массовой коммуникации, прежде всего, есть ее социальная обусловленность, что дает основание рассматривать ее в системе социальных отношений как определенный вид таких отношений [11, 3-68].
Сообщение массовой коммуникации играют значительную роль в жизни людей, а значит, привлекают к себе внимание исследователей. Однако до сих пор в социологии массовых коммуникаций остается немало «белых пятен».
Более или менее широкое определение представлено в «Философском словаре» Массовая коммуникация — это «процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, кинематограф, телевидение) на количественно большие, размещенные в разных местах аудитории» [19, 229]. Через 12 лет в следующей редакции словаря это определение было до некоторой степени усовершенствовано: «передача информации с помощью технических средств (через прессу, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись) на массовую, расположенную в разных местах, неоднородную и анонимную аудиторию с целью утверждения духовных ценностей и осуществления идеологического, политического, экономического и организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей» [20, 348].
Похожий подход видим и у авторов «Краткого словаря по социологии», где массовая коммуникация трактуется как «процесс распространения социальной информации (негенетической, семантической, фиксированной в знаках) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение, видеозапись, кино) на количественно большие и рассредоточенные аудитории». При этом массовая коммуникация осуществляется в масштабах всего общества [21, 148-149].
В коммуникативистике понятие «массовая коммуникация» трактуется и как процесс связи, и как процесс передачи информации. При этом выделяются пять особенностей этого процесса: 1) массовость аудитории; 2) ее гетерогенность; 3) использование сверхскоростных и репродуктивных средств связи; 4) быстрое распространение сообщений; 5) сравнительно небольшая потребительская стоимость информации. С Хед считал, что массовая коммуникация — это почти одновременная доставка одинаковых сообщений путем их репродуцирования и распространения среди большой и недифференцированной массы людей. Когда какое-то из этих условий не соблюдено, то, по мнению исследователя, это уже не будет массовая коммуникация [15, 118].
В «Словаре языка средств массовой информации США» массовая коммуникация определяется как «процесс быстрого распространения создаваемых механическим или электрическим способам дубликатных копий информации для гетерогенного и часто большого количества людей», а массовые коммуникации как «индивидуальные сообщения, что доставляются разными средствами: по телефону, телеграфом, радио, телевидением и т.п.». [15, 118].
Социальный характер массовой коммуникации отмечали авторы «Социологического справочника». Они определили массовую коммуникацию как «процесс передачи и распространения социальной информации, что имеет целенаправленный характер». С исторической точки зрения массовая коммуникация — это «объективный процесс культуронаследия», а с актуальной — «трансляция информации внутри данного социума». Информация в массовой коммуникации имеет опосредованно-знаковый характер [23, 327-328].
С. Бориснев определяет массовую коммуникацию через специальные признаки СМИ. Исследователь считает, что «массовая коммуникация представляет собой взаимодействие социальных субъектов путем обмена массовой информации с помощью специальных средств (пресса, радио, телевидение), в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей» [4, 118].
А. Ситников и М. Гундарин сравнили западный и советский подходы к определению массовой коммуникации. Западный показан на примере высказывания Дж. Доминика о том, что массовая коммуникация — это «процесс, в ходе которого сложноорганизованный институт с помощью одного или более технических средств делает и передает послания, предназначенные для большой, разнородной и распыленной в пространстве аудитории» [25, 21]. Советский подход отражен взглядами Ю. Шерковина: «массовая коммуникация — процесс распространения социальной информации с помощью технических средств на практически неограниченную территорию и аудиторию для воздействия на установки, мнения, оценки и поведение людей» [26 34]. А. Ситников и М. Гундарин констатируют как наличие сходства двух определений, так и определенные различия (прежде всего в вопросе определения коммуникатора, типа распространяемой информации и цели деятельности).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы