Курсовая с практикой на тему Маркетинговые исследования таможенных услуг
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретико-методические аспекты маркетинговых исследований в таможенном
менеджменте. 5
1.1.
Таможенные услуги как объект маркетинговых исследований. 5
1.2. Методы маркетинговых
исследований таможенных услуг. 10
Глава 2.
Маркетинговое исследование услуг ФТС России. 18
2.1.
Организация и методика исследования. 18
2.2. Анализ
объемов и качества таможенных услуг, предоставленных органами ФТС РФ в
2018-2019 гг. 20
Заключение. 27
Список
использованной литературы.. 29
Введение:
Актуальность темы исследования. Ни одна
хозяйственно-экономическая система не функционирует в вакууме, она находится в
сильно дифференцированной среде, которая включает все силы и институты, с
которыми организация сталкивается в процессе жизнедеятельности. Внешняя среда
никогда не бывает стабильной, потому каждая организация должна соответствующим
образом реагировать на изменения, которые происходят, чтобы оставаться
конкурентоспособной и максимально эффективно выполнять поставленные задачи.
Этому способствует эффективное управление на принципах маркетинга, которые
учитывают влияние внешней и внутренней среды по результатам маркетинговых
исследований.
Описанные принципы важны сегодня не только в работе
коммерческих структур, но также и в процессе функционирования государственных и
муниципальных учреждений, органов власти и т.д. Поэтому маркетинговые
исследования все чаще становятся важным инструментом управления во всех сферах
общественной жизни, в частности и в таможенном менеджменте. Именно с помощью
маркетинговых исследований становится
возможной оценка тенденций развития тех или иных процессов в таможенной сфере,
а также оценка качества работы отдельных участников таможенных отношений.
Невзирая на это, вопросы маркетинговых исследований в таможенном менеджменте
изучены недостаточно, что делает актуальным тему данного исследования.
Цель исследования – охарактеризовать маркетинговые
исследования таможенных услуг.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие
задачи исследования:
—
охарактеризовать таможенные услуги как объект
маркетинговых исследований;
—
описать методы маркетинговых исследований
таможенных услуг;
—
провести анализ объемов и качества таможенных
услуг, предоставленных органами ФТС РФ в 2018-2019 гг..
Объектом исследования – таможенные услуги.
Предмет исследования – Таможенный орган РФ.
В ходе выполнения курсовой работы были использованы
общенаучные методы исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция), а также
специальные методы исследования, в частности кабинетные методы маркетинговых
исследований, основанные на методах статистического анализа данных (анализ
динамики и структуры).
Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые
акты РФ, учебная литература, публикации в научных периодических изданиях,
интернет-публикации, отчеты о результатах и основных направлениях деятельности
ФТС России в 2018 и 2019 годах, а также результаты проведенного анкетирования.
Структура курсовой работы включает введение, две главы,
заключение, список использованной литературы и приложения. Первая глава
является теоретической и содержит обзор научных положений по теме исследования
и описание методов маркетинговых исследований. Во второй главе проведена
практическая апробация описанных методов маркетинговых исследований с целью
анализа объемов и качества таможенных услуг.
Заключение:
В ходе выполнения курсовой работы были решены все
поставленные задача. Так, были охарактеризованы таможенные услуги как объект
маркетинговых исследований. При этом таможенные услуги были определены как
специфический комплекс технико-управленческих процедур, которые направлены на
оптимизацию обслуживания участников ВЭД и других участников таможенных
отношений. Установлено, что таможенные услуги являются основой комплекса
обслуживания потребителей и поэтому требуют постоянного маркетингового
мониторинга. С этой целью важно обеспечивать проведение маркетинговых
исследований в таможенной сфере. Также была решена задача по описанию методов маркетинговых
исследований таможенных услуг. Анализ показал, что в таможенном маркетинге
могут быть использованы две основные группы методов маркетинговых исследований
таможенных услуг: первичные (полевые); вторичные (кабинетные). Основными их
задачами могут быть: оценка объемов предоставления таможенных услуг, то есть
анализ спроса на те или иные услуги в таможенной сфере; оценка качества
предоставления таможенных услуг, которая может включать различные критерии:
скорость предоставления услуги, удобство ее получения для пользователя,
финансовые ее результаты для государства, удовлетворенность пользователя от
общения с сотрудников таможенной службы и т.д. В целом, маркетинговые
исследования в сфере таможенного дела направлены на улучшение обслуживания
участников ВЭД, достижения высокого уровня таможенного регулирования и
контроля. Задачи маркетинговых исследований таможенных услуг могут быть самыми
разными. Это и поиск проблемных мест в работе таможенных структур, и поиск
путей совершенствования таможенной сферы, и контроль результатов работы
таможенных структур.
Практической задачей в рамках данной курсовой работы стало
проведение маркетингового исследования, направленного на анализ объемов и качества таможенных
услуг, предоставленных органами ФТС РФ в 2018-2019 гг.
В рамках практического исследования в работе был использован
метод кабинетного маркетингового анализа. При этом были оценены критерии таможенных
услуг ФТС РФ, предусмотренные Комплексной программой развития ФТС России на
период до 2020 года. Их анализ показал, что в динамике улучшается работа
таможенных структур РФ, прежде всего, за счет автоматизации таможенных услуг.
Это способствует ускорению отдельных процессов и повышения качества услуг,
снижает коррупционные и другие риски. При
этом также установлено, что в 2019 году были достигнуты, а в ряде случаев даже
перевыполнены плановые значения критериев работы ФТС Российской Федерации, что
также свидетельствует об эффективности менеджмента в таможенных органах страны. Проблемным в ходе выполнения данной работы стало получение
исходных данных для проведения маркетингового исследования. Первичное
маркетинговой исследование организовать достаточно тяжело, поскольку для этого
необходим опрос пользователей таможенных услуг. Это, преимущественно,
юридические лица, контакты которых не разглашаются таможенным органом и поэтому
невозможно провести их опрос для оценки качества предоставленных им таможенных
услуг.
Поэтому важным направлением исследований в этой сфере станет
организация первичного исследования пользователей таможенных услуг на уровне
отдельных таможенных органов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методические аспекты
маркетинговых исследований в таможенном менеджменте 1.1. Таможенные услуги как объект маркетинговых
исследований На современном этапе развития таможенного дела деятельность
в данной сфере рассматривается исследователями как предоставление комплекса
взаимосвязанных таможенных услуг. Соответственно, в основе такой деятельности
лежит именно таможенная услуга. При этом в научной литературе отсутствует
единое определение данного термина. Зачастую при его описании исходят из объектов
и субъектов процесса предоставления таможенных услуг.
При этом выделяют широкий и узкий подход в понимании
сущности изучаемого термина. Так, согласно широкому подходу таможенная услуга –
являет собой общественно-экономическое благо, которое реализуется в форме
таможенной деятельности (в частности, в процессе таможенного регулирования и
таможенного контроля). Согласно узкому подходу таможенная услуга понимается как
«содействие участникам внешнеторговой деятельности в осуществлении
экспортно-импортных операций, в том числе за счет таможенной инфраструктуры,
таможенных посредников, таможенных представителей за рубежом». При таком
понимании таможенные услуги могут быть определены более инструментально,
например, некоторой совокупностью правоохранительных, финансово-экономических,
информационно-аналитических и других видов услуг, предоставляемых в процессе
таможенного администрирования[1].
Ряд исследователей описывают таможенную услугу как
«совокупность действий, подлежащих совершению таможенными органами и лицами,
осуществляющими деятельность в области таможенного дела, в целях обеспечения
перемещения товаров и транспортных средств через таможенные границы государств,
при продвижении товаров от продавца к покупателю в соответствии с требованиями
этих государств»[2].
Также таможенные услуги рассматриваются как «комплекс
действий и мер» в сфере таможенного дела, направленных на реализацию
государственных функций и удовлетворение потребностей участников ВЭД[3]. Такое определение термина
«таможенная услуга» учитывает клиентоориентированный
подход, в основе которого лежит понимание той роли, которую играет деятельность
таможенных структур в обществе, с точки зрения удовлетворения потребностей участников
ВЭД и других пользователей таможенных услуг.
Главной особенностью деятельности
в сфере услуг является особая роль потребителя, на которого ориентирован весь
процесс производства услуги, поскольку эффективность работы сервисных структур
зависит, прежде всего, от степени соответствия набора и качества
предоставляемых услуг требованиям потребителя в определенном месте, в
определенное время и в необходимом объеме[4]. Это характерно и для
реализации таможенных услуг.
Соответственно,
таможенная система как сфера услуг представлена следующими основными
компонентами: единым комплексом таможенных услуг, средствами управления
услугами, потребителями услуг (государством и участниками ВЭД). Наглядно они
представлены на рис. 1.
В целом, как и для
других видов услуг, для таможенных услуг характерны отличия по сравнению с
объектами товарного производства. Так, важной особенностью деятельности в сфере
услуг по сравнению с товарным производством является то, что услуга часто носит
индивидуальный характер и требует учета многих особенных факторов. Это ставит
высокие требования к подготовке трудовых ресурсов, работающих в сфере
таможенных услуг. Рисунок 1 – Таможенная система как сфера услуг[5] [1]
Макрусев В. В. Таможенный менеджмент: учебное пособие / B.В. Макрусев, В. Ю.
Дианова. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. – С.218. [2]
Курихин С.В. Состав таможенной услуги как элемент менеджмента таможенных услуг
// Novaum. Экономические науки. – 2018. – №4 [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://novaum.ru/public/p770 [3]
Адеишвили В.И. Организация маркетинговых исследований и мониторинга таможенных
услуг // Инновационная наука. – 2018. – №7-8. – С. 48. [4]Садыки
М.Р. Особенности предпринимательской деятельности в сфере услуг // Региональные проблемы преобразования
экономики. – 2013. – №4. – С. 316. [5]
Пилипчук В.В., Зырянова А.В. Применение интегративной концепции управления в
таможенной службе // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2016. – №
4 (77). – С.82.