Курсовая с практикой на тему Манипулятивный потенциал лексических и синтаксических средств в выступлениях TED talks
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАНИПУЛЯТИВНЫХ СРЕДСТВ В ВЫСТУПЛЕНИЯХ TED TALKS 5
1.1 Понятие речевой манипуляции 5
1.2 Классификация речевой манипуляции 9
1.2.1 Паралогические риторические приемы (ПРП) 10
1.2.2 Приемы языковой демагогии 11
1.2.3 Cтилистические приемы 14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ TED TALKS НА ПРЕДМЕТ РЕЧЕВЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ 15
2.1 Особенности конференций TED – части жанра публичных лекций 15
2.2 Примеры речевых манипуляций из конкретных лекций TED 17
2.3 Критика TED Talks по итогам анализа отдельных лекций 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Научная и справочная литература 27
Источники 28
Введение:
В данной курсовой работе рассматриваются различные особенности устной речи ораторов во время публичного выступления – как лингвистические, так и стилистические, – которые позволяют спикерам в некотором смысле манипулировать аудиторией. Для рассмотрения подобных средств манипуляции безусловно подходят материалы конференций, проводящихся компанией TED – по многим причинам, которые будут раскрыты далее. Существенной причиной является тот факт, что многие видеозаписи с конференций TED находятся в публичном доступе. Поскольку лекторы и ведущие – люди совершенно разных социальных статусов, возраста, носители разных языков, профессионалы разных сфер – речь каждого по-особенному выделяется на общем фоне, поэтому их интересно изучать в контексте отличий друг от друга и способов выражения мысли.
Понятие «манипулирование» и «манипуляция» в данном контексте синонимичны, но их нельзя трактовать однозначно, поскольку наряду с отрицательным оно имеет и положительный смысл – конструктивный, направленный на достижение цели в интересах народа или государства, как считают некоторые исследователи. О необходимости обладания всеми навыками общения, в том числе манипулятивными, пишут и филологи: «… в различных аудиториях при общении с различными типами собеседников появляется необходимость как в речевом воздействии, так в манипуляции» . Следует принять во внимание, что обучение приемам манипуляции необходимо еще и потому, что, выявляя манипулятивные приемы, можно противодействовать им и не поддаваться внушению.
Подобная форма конференций позволяет в полном объеме провести качественный анализ речи ораторов различных социальных групп.
Цель исследования – выявить манипулятивный потенциал в речи ораторов публичных лекций TED.
На основе поставленной цели были выявлены следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты манипуляций, лексических и синтаксических средств в публичной речи;
• выявить речевые особенности выступлений спикеров TED Talks и подвести подсчет частоты использования таких особенностей;
• определить цель использования манипулятивных средств в речи ораторов TED.
Объект изучения в данном исследовании – публичное выступление ораторов различных социальных групп на конференции TED Talks.
Предмет изучения данной работы – это лексические и синтаксические средства, различные манипулятивные приемы, позволяющие воздействовать на слушателей, которые используются в лекциях на выступлениях TED Talks.
Новизна, которую представляет данная работа, заключается в выявлении и классификации приемов речевых манипуляций, а также анализа конкретных синтаксических средств.
Материальная основа для данной работы – это публичные лекции различных спикеров, представленные на конференциях TED Talks. Эти выступления были взяты из архива официального сайта TEDxTalks. Во время исследования было рассмотрено и проанализировано 70 видео различной тематики: работа мозга, мышление человека, искусственный интеллект и другие. Отдельное внимание было уделено лекциям, которые рассматривали неоднозначные темы (Why comfort will ruin your life, Источник 46) и рассуждали о манипуляциях в различных сферах жизни.
В качестве теоретической значимости исследования можно выделить систематизацию видов речевых манипуляций, а также выявление принципов использования манипулятивных приемов в публичных выступлениях.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что выявленные закономерности могут стать подспорьем для подготовки качественного публичного выступления, которое будет привлекать аудиторию и убеждать слушателей в правильности мысли говорящего.
При написании работы были использованы такие методы исследования, как:
● Метод системного описания (описание характерных черт выступлений TED);
● Метод лингвостилистического анализа (анализ языковых средств, которые были использованы участниками конференции TED);
● Метод статического подсчёта (статистический анализ частоты употребления представленных манипулятивных приемов).
На основе поставленных задач необходимо выделить структуру данного исследования: работа состоит из введения, двух глав, состоящих из нескольких подпунктов, заключения и списка использованной литературы.
Введение включает в себя основной каркас исследования – обоснование выбора темы курсовой работы, ее актуальность, цели и задачи, новизну, материальную, практическую и теоретическую значимость, а также методы, которые были использованы во время написания работы.
Первая глава раскрывает отдельные теоретические аспекты речевых манипуляций, их особенности и примеры некоторых из них.
Вторая глава – это основная часть исследовательской работы, содержащая опыт просмотра 70 видео с конференций TED, их общий анализ.
Заключение содержит общие выводы, которые были сделаны по итогам проведения данного исследования – цель использования речевых манипуляций ораторами конференции TEDxTalks.
Список использованной литературы состоит из материалов, которые стали основой для проведения работы – из ссылок на литературные источники (книги, статьи литературоведов, филологов и других специалистов), на видеоматериалы конференции TEDxTalks и иные материалы, критически и с научной точки зрения рассматривающие содержательную часть выступления ораторов на площадке TED.
Заключение:
Во время проведения исследования было просмотрено порядка 70 лекций TEDxTalks различных ораторов, выступающих на разные темы – для этого использовался видеохостинг YouTube и собственный сайт TED. В рамках исследования был проведен анализ употребленных в выступлениях речевых манипуляций.
Для более удобной работы над аудиовизуальным материалом лекции разбивались на несколько категорий, что позволило выявить иные закономерности, менее поддающиеся количественной оценке.
Для формирования теоретической базы исследования было рассмотрено такое понятие как манипуляция, а также рассмотрены ключевые особенности речевой манипуляции, основные ее признаки, а также дана подробная классификация. Ей в работе уделяется особое место – именно на основе полученных и систематизированных знаний удалось провести анализ, результаты которого можно счесть достоверными.
Результатом данной работы можно считать проведенный анализ. Благодаря нему можно сказать, что как правило употребление речевых манипуляций не является случайным – спикеры заранее пишут текст для выступления, и едва ли оставляют место для импровизации. Манипулятивные приемы используются сознательно в подавляющем большинстве случаев. По наблюдениям, некоторые ораторы копируют чужой стиль изложения материала – например, беря за основу материал более популярного спикера, выступающего на площадке, – за счет чего при тщательном просмотре нескольких видео по схожей тематике создается впечатление вторичности. Особенно это касается видео на темы отношения к себе: любви к себе, отношения к миру, к собственному сознанию, к учебному процессу. Некоторые из просмотренных видео транслируют вторичные, очевидные для увлекающихся темой людей истины, однако они набирают много просмотров как раз за счет рассмотрения вечных тем.
Итоги работы полностью соответствуют начальным задачам.
В любом случае то, что такая платформа как TED существует, скорее всё же плюс, чем минус. Но не нужно забывать, что миссия TED – это не публикация исключительно всесторонне доказанных теорий, а напротив – распространение уникальных и зачастую новаторских идей. А значит, и относиться к услышанному на TED всегда нужно со здоровой долей скептицизма. Кроме того, как уже было упомянуто в работе, некоторые идеи совершенно не оригинальны и вторичны по отношению к другим лекциям этой же платформы. Этот и другие вызовы будут стоять перед людьми, отбирающими лекторов и аудиторию для конференций в ближайшие годы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАНИПУЛЯТИВНЫХ СРЕДСТВ В ВЫСТУПЛЕНИЯХ TED TALKS
1.1 Понятие речевой манипуляции
Используя в процессе общения определенные ресурсы языка, человек может управлять поступками других людей Вопрос манипулятивного воздействия на людей с помощью речевых инструментов является одним из самых популярных среди ученых сферы лингвистики и психолингвистики. Слово пришло к нам из французского языка, где было сформировано из двух латинских слов «manus» — рука и «pleo» — наполняю, и обозначало «сложное действие или приём, которые вы совершаете руками над чем-либо с какой-либо целью». Изначально термин «манипуляция» использовался в учениях психологии с целью исследования коммуникации индивидов в обществе и применялось для обозначения осознанного или не осознанного воздействия одного человека на другого, преследуя цель управления сознанием личности и/или навязывания какой-либо идеи. Из-за новизны этого понятия психологи не могут прийти к единому обозначению данного термина, что происходит и в психолингвистике, где речевая манипуляция каждым ученым трактуется по-своему.
Доктор психологических наук Е.Л. Доценко трактует понятие манипуляции так: «Это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий» . Г. Шиллер определяет манипуляцию как «способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека; осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении» . Более того, Г. Шиллер отдельно выносит понятие удачной манипуляции, под которой понимает манипулятивные действия, после которых «жертва верит, что все происходящее естественно и неизбежно, т.е. безоговорочно верит в существование фальшивой действительности» . Отсюда можно сделать вывод, что манипуляция сработает в случае, если адресат начнет принимать сказанное за истину. Однако на успешность воздействия может влиять не только сам манипулятор, но и манипулируемый. Сур Е.И. выделяет следующие причины со стороны адресата, влияющие на степень манипуляции:
1. Недостаточность аналитического навыка у слушателя;
2. Малая изученность вопроса, предложенного на рассмотрение оратором;
3. Отсутствие желания у адресата заниматься изучением поставленного умозаключения;
4. Критическое восприятие инакомыслия из-за стереотипного окружения у манипулируемого;
5. Низкий уровень образования у аудитории.
Таким образом, можно заключить, что:
• манипулирование – это вид психологического, а не физического воздействия,
• это скрытое воздействие,
• манипулирование задается скорее не технологией, а намерениями одной из взаимодействующих сторон.
• степень воздействия на аудиторию первостепенно будет зависеть от самой аудитории, на которую будет вещать оратор.
Манипуляция не может иметь одинакового уровня воздействия на каждого слушателя, а значит, выступающему нужно изначально понимать перед какой публикой он выступает для осознания тщательности подготовки в подборе языковых средств для последующего выступления.
Манипуляция это лишь один из множества способов воздействия на сознание, однако он является одним из самых действенных. Отличительными чертами этого способа являются:
1. Из-за скрытия поставленной манипулятором цели, адресат не понимает, что находится под воздействием;
2. Воздействие осуществляется не только сферу сознательного, но и на бессознательное (эмоции, чувства, желания);
3. Манипулятор берет под контроль бессознательную часть манипулируемого и использует их в своих целях – внедрения идеи и умозаключения в разум слушателя;
4. Манипулятор маневрирует потоком информации и осознанно позволяет себе искажать реальность и сказанных фактов.
Однако не стоит воспринимать манипуляцию как нечто насильственное, так как целью любой манипуляции, как вида воздействия, является донесение до получателя информации в истинном виде с сохранением видимости самостоятельного выбора у адресата. О. Н. Быкова приводит следующий пример: «кто-то спрашивает у нас дорогу на Минск, а мы его направляем ложно на Пинск – это лишь обман. Манипуляция будет иметь место в том случае, если тот, собирался идти в Минск, а мы сделали так, чтобы он захотел пойти в Пинск» . Значит сутью манипуляции является изменение мировоззрения получателя в какой-либо сфере, но никак не введение его в заблуждение, заставляя ставить под вопрос, услышанное от манипулятора.
Определяющие характеристики речевой манипуляции можно определить так:
• для речевого манипулирования характерна замена убеждения внушением, которое достигается благодаря особой подаче информации;
• в основе речевого манипулирования лежат такие психолингвистические механизмы, которые вынуждают адресата некритично воспринимать речевое сообщение, способствуют возникновению в его сознании определенных иллюзий и заблуждений;
• способы языкового воздействия, используемые при речевом манипулировании, весьма разнообразны: от преднамеренного искажения в тексте реальной действительности посредством закрепления за ключевыми словами не свойственных им ранее коннотаций, до тонкой, виртуозной игры слов, создания желаемого впечатления при помощи средств языковой выразительности — тропов, стилистических (риторических) фигур и т.д.;
• речевое манипулирование осуществляется как межличностном общении, так и в массовой коммуникации;
• реклама, предвыборная кампания, пропаганда – сферы, в которых языковое манипулирование направлено на формирование у людей определенных вкусов, убеждений, стереотипов, выгодных для манипулятора.
Понятие «манипулирование» нельзя трактовать однозначно, поскольку наряду с отрицательным оно имеет и положительный смысл – конструктивный, направленный на достижение цели в интересах народа или государства, как считают некоторые исследователи (см. В.С. Комаровский).
Говоря о манипулировании в лингвистической среде, в первую очередь стоит понять, что такое речевое воздействие. О. Н. Быкова предлагает следующее определение: «Речевое манипулирование – это скрытое внедрение в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с имеющимися у него на данный момент. В основе речевого манипулирования лежат определённые психологические и психолингвистические механизмы, которые вынуждают адресата некритично воспринимать речевое сообщение» . Другими словами, речевое манипулирование подразумевает под собой один из типов воздействия на сознание индивида, при котором манипулятор тактично и неназойливо доносит до слушателя свои мысль, идеи, цели, намерения. Речевая манипуляция подразумевает под собой использование языковых элементов, благодаря которым происходит воздействие на индивида, в то время как целью данных действий является безукоризненная вера получателя в услышанное.
Стоит отметить главную отличительную черту речевой манипуляции – она всегда скрыта от получателя. При языковом воздействии манипулятор не пытается уговорить получателя информации поверить ему, а наоборот — внушает ему определенную мысль, то есть доносит её таким образом, чтобы адресат сам для себя принял какое-либо умозаключение как истинное.
Язык – это очень тонкий и многогранный инструмент, при этом имеющий максимально субъективную подоплеку, так как каждый человек использует языковые единицы так, как считает нужным их использовать в момент своей речи. В процессе выступления в ораторском искусстве абсолютно естественно использование самой маленькой языковой единицы, то есть слова, для влияния на сознание аудитории. Главной целью любого оратора является донесение и внедрение своей идеи в сознание слушателя, и как мы уже выяснили, речевая манипуляция более чем подходит для осуществления поставленной цели.
Таким образом, речевая манипуляция означает донесение до получателя какого-либо сообщения или умозаключения, с использованием механизмов психолингвистики и лингвистики (фонетики, грамматики, синтаксиса, фонографии), Верное использование речевых инструментов помогает достичь в выступлении поставленной цели — донесения информации и усвоения ее у слушателя.