Основы журналистской деятельности Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Манипулятивные технологии в современных медиа

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Характеристика
манипулятивного воздействия СМИ.. 6

1.1. Сущность и особенности
манипуляции общественным мнением. 6

1.2. Основные технологии
манипулятивного воздействия СМИ.. 13

Глава 2. Анализ
манипулятивных технологий в современных СМИ на примере ток-шоу «Вечер с
Владимиром Соловьевым». 19

2.1. Общая характеристика
ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым». 19

2.2. Использование
манипулятивных технологий в ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым». 23

Заключение. 29

Библиографический список
использованной литературы. 31

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования. Манипулирование общественным сознанием сегодня является одной
из наиболее серьезных и широко обсуждаемых проблем информационного общества. Современные
медиа как трансляторы событий и фактов имеют значительные возможности в
управлении массовым сознанием с целью формирования общих взглядов на конкретные
социально-политические проблемы, личности и т.п.

Использование манипулятивных технологий в этих целях может
иметь существенные негативные результаты, вплоть до разрушительных последствий.
В частности, манипуляция в СМИ может приводить к деструкции уже сформированных
в обществе моральных норм, в трансформации системы ценностей, идеалов, в
оправдании и легитимизации военных операций и т.п. Данная проблема изучается в рамках разных областей знания
(этики, политологии, журналистики, культурологии, социологии, психологии и т.
д.), расширяется спектр рассмотрения различных ее аспектов: от товарного
фетишизма до психологии внушения, от особенностей воздействия на людей массовой
культуры до применения социально-информационных технологий как средств
манипуляции общественным мнением.

При этом современные медиа имеют все больше возможностей
манипулятивного воздействия на СМИ. Особенно это касается Интернет-СМИ как
средства массовой коммуникации, которое характеризуется оперативностью
распространения информации и высоким уровнем ее доступности населению. Также
значительный потенциал манипулятивного воздействия СМИ кроется в телепрограммах
на социально-политические темы, особенно, если эти программы построены в
формате ток-шоу и рассчитаны на формирование повышенного эмоционального фона.

Степень изученности
темы. Анализ проблем манипулятивного на общественное сознание в научных
исследованиях чаще касается политической тематики. Так, исследованиям
манипуляции в области политической коммуникации посвящены работы П.
Лазарсфельда, Г. Маклюэна, Г. Шиллера, Г. Лассвела. Вопросы управления массовым
сознанием и поведением, а также психологии политической толпы изучены в работах
Г. Лебона, Г. Тарда, Э. Канетти, Х. Ортега-и-Гассета. Роль СМИ в манипулятивном
воздействии на сознание аудитории изучается в трудах Г. Шиллера, Ю. Хабермаса,
Э. Фромма, Н. Лумана, С.Г. Кара-Мурзы, Г.Г. Почепцова, Е. Доценко и др.

Объектом исследования
в курсовой работе выступает манипулирование общественным мнением, реализуемое
СМИ.

Предметом
исследования являются манипулятивные технологии в современных медиа.

Цель исследования
в данной курсовой работе – изучить технологии средств массовой информации,
используемые с целью манипулятивного воздействия на аудиторию.

Для достижения поставленной цели в данной курсовой работе
были сформулированы следующие задачи
исследования:


изучить сущность и особенности манипуляции
общественным мнением;


рассмотреть основные технологии манипулятивного
воздействия СМИ;


охарактеризовать ток-шоу «Вечер с Владимиром
Соловьевым»;


рассмотреть использование манипулятивных
технологий в ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым».

Методы исследования.
В ходе подготовки данной курсовой работы были использованы общенаучные методы
исследования (анализ, синтез, дедукция, индукция), а также частнонаучные методы
исследований – описательный метод, метод систематизации информации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

СМИ играют важную роль в формировании общественного сознания
в современном обществе и в конструировании социальной реальности. СМИ позволяют
осуществить опосредованное манипулирование информацией (необходимое искажение
обычно происходит при обработке материала в СМИ), обеспечивают доступ к массам
(население города, региона или страны в целом), придают передаваемой информации
«авторитетное звучание», возможность повторения и обращения к такой информации.

Манипуляция общественным мнением – это способ управления
большим количеством людей (коллективами, сообществами), посредством создания
иллюзий и условий для контролирования поведения. Данное воздействие направлено
на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей
задачей установить контроль над поведением, лишить свободы выбора объект
манипуляции посредством изменения представлений, мнений, побуждений и целей
людей в нужном некоторой группе направлении.

Манипулирование общественным мнением является осознанным и
целенаправленным процессом, который осуществляется с помощью СМИ (печать,
радио, телевидение, Интернет). Как показывает практика, СМИ и отдельные
журналисты могут выступать как субъектами манипуляции, так и ее объектами.

Наиболее часто СМИ, как субъект манипуляции используют
следующие техники:   «наклеивание
ярлыков» оппонентам, искусственное затемнение «картинки реальности» в СМИ,
фрагментарная подача информации, создание негативных ассоциаций, многократные
повторы, «блестящая всеобщность», подмена понятий, смещение акцентов, неполное
информирование, особая организация тем, заголовков, а также размещение
материалов на полосе и их визуальное оформление, интерпретация фактов в выгодном
для манипулятора свете и др.

Проведенное исследование манипуляции общественным мнением на
социально-политические темы на материалах программы «Вечер с Владимиром
Соловьевым» показало, что построение программы в формате политического ток-шоу
сопровождается активным использованием различных технологий манипулятивного
воздействия на телеаудиторию. С целью формирования общественного мнения и
отношения к политическим событиям телеведущий умело использует приемы
повторения информации, полуправды, приклеивает или навешивает ярлыки, использует
стереотипы, прием информационной блокады, ассоциаций, утверждения, обращается к
данным анонимных авторитетов, использует принципы контраста, эффекты
первичности, обыденного рассказа и эффекта присутствия.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Характеристика манипулятивного воздействия
СМИ 1.1. Сущность и особенности манипуляции общественным
мнением В эпоху информационного общества коренным образом меняется
статус информации, ее роль в социуме. Ежедневно социум потребляет огромные
потоки информации, при этом благодаря новейшим технологиям  информационное пространство каждого члена
общества расширилось по сравнению с совсем недавним временем. Манипулирование в
информационном обществе приобретает глобальный масштаб.

Развитие масс-медиа оказало огромное влияние на
эффективность использования информации и усовершенствование технологий
управления общественным сознанием. СМИ играет важную роль в формировании
общественного сознания в современном обществе, а, соответственно, и в
конструировании социальной реальности. Изменение информационного пространства,
в свою очередь, ведет к формированию единой глобальной медиасреды и
искусственно созданной социальной реальности[1].
Важную роль в данном процессе играют методы манипулятивного воздействия. Как
отмечает А. Тоффлер, эффективное использование информации позволяет достичь
поставленных целей при минимуме затрат, убеждая людей в их собственной
заинтересованности в том, что им пытаются навязать, превращая соперников в
союзников[2].

Исходя из изученной литературы, следует отметить, что
нравственная оценка использования технологий манипулирования не является
однозначной, поскольку есть мнения, что манипуляция может быть рассмотрена как
более гуманный способ подавления властью инакомыслия, чем открытое
доминирование и насилие[3].
Согласно данной точке зрения манипуляция является особым видом социального
управления человеческим поведением, с целью изменения определенных установок
или ценностей, без применения открытого насилия.  Однако данное мнение встречает резкую критику
большинства авторов, которые подчеркивают изощренный характер манипуляции, как
скрытой формы принуждения, осуществляемого по отношению к рядовым членам
общества[4].

Что представляет собой манипуляция и каков механизм ее
действия? Термин  «манипуляция»
происходит от латинского «manipulus» (наполненная пригоршня, горсть).
Оксфордский словарь английского языка дает следующее определение:  манипуляция является актом влияния на людей
или управления ими с ловкостью, «особенно с пренебрежительным подтекстом, как
скрытое управление или обработка»[5].
В данном определении акцент делается на скрытом характере воздействия. Эту же
особенность коммуникативного взаимодействия подчеркивает и Г. Шиллер,
рассматривая манипуляцию как скрытое программирование мыслей, намерений,
чувств, отношений, установок поведения[6].
Исследователь отмечает, что  в ходе
манипуляции, массам внушают определенные стереотипы мышления, формируя такую
общественную мысль, которая является выгодной манипулятору. [1]
Саяпина, И.Ю. Медийное конструирование социальной реальности [Текст]: автореф.
дис. на соиск. учен. степ. канд. соц. наук. / И.Ю. Саяпина. – Саратов, 2011. – С.12. [2]
Цит. по: Агапова, С.Г. Манипуляция общественным сознанием в политическом
дискурсе СМИ (на материале английского языка): учебное пособие на модульной
основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением / С.Г. Агапова, Е.А. Агапова,
Л.В. Гущина. – Ростов н/Д, 2014. – С.17. [3]
Доценко, Е.А. Психология манипуляции: феномены, механизм и защита / Е.А.
Доценко. – М.: ТОО «ЧеРо», 1997. – С.22. [4]
Лимнатис, Н.Г. Манипулирование: сущность, проявления, пути снятия / Н.Г.
Лимнатис. – М.: Экон. демократия, 2000. – С.11. [5]
Цит. по: Доценко, Е.А. Психология манипуляции: феномены, механизм и защита /
Е.А. Доценко. – М.: ТОО «ЧеРо», 1997. – С.22. [6]
Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер: Пер. с англ./ Под науч. Ред.
Я.Н. Засурского. –М.: Мысль, 1980. – С.43.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы