Курсовая с практикой на тему Манипулирование общественным сознанием в условиях информационной войны
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ
1.1. Понятие манипуляции общественным сознанием и основные признаки манипуляции 6
1.2. Основные приемы манипуляции сознанием 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ
2.1. Методики исследования манипуляции сознанием в условиях информационной войны 28
2.2. Результаты исследования манипуляции общественным сознанием в условиях информационной войны 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Введение:
Проблема информационной безопасности приобрела особое значение на рубеже XX-XXI веков с началом эпохи массовой компьютеризации и внедрением информационных технологий во многие сферы общественной жизни. Сегодня страна, стремящаяся быть полноправным членом мировой политики, не имеет возможности существовать без развитых информационно-коммуникационных средств и технологий. Однако, помимо преимуществ, научно-технический прогресс влечет за собой новые угрозы как национальной, так и международной безопасности.
Информационное пространство становится все более уязвимым и порождает такой феномен как «информационная война». Столь высокую значимость феномен «информационной воны» приобрел в силу распространения институтов демократии, а, вследствие, и возросшей зависимости политики от общества. Большинство конфликтов современности, как правило, приводят к прямым вооруженным противоборствам, однако, одним из основных, и на первый взгляд – безопасным способом выяснения противоречий, является информационное пространство. Услышав слово «война», сразу возникают ассоциации с вооруженным столкновением и насилием. Война – это противостояние политических образований, которое характеризуется наличием военных (боевых) действий.
Информационная война, в свою очередь, не подразумевает использования оружия, однако также предполагает борьбу. В последнем случае, борьба происходит путем использования информационных средств и технологий1 . Актуальность и важность данной темы обусловлена с одной стороны тем, что информационные войны приобретают все большую значимость в политике современности, а с другой – любое государство стремиться создать эффективную систему борьбы с информационно-психологическим воздействием на его граждан.
В данной работе показаны те «рычаги» воздействия на массовое сознание, которые часто применяются при освещении различных, в том числе и арабо-израильского конфликта, который мы рассмотрим более подробно. Аудитория воспринимает все события через призму средств массовой информации (СМИ). Особое значение имеет то, что в данной работе рассматриваются Интернет-СМИ, то есть качественно новые издания, совмещающие в себе элементы, используемые, как в печати, так и на телевидении, что позволяет читателю увидеть наиболее полную и красочную картину событий.
Объектом курсовой работы является информационная войны.
Предметом курсовой работы является влияние информационных войн на общественное сознание.
Целью курсовой работы изучить особенности влияния информационных войн на общественное сознание.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
1) исследовать теоретические основы ведения информационно-психологических войн;
2) раскрыть основные аспекты и изучить структуру информационных войн;
3) выявить методы проведения информационных операций в ходе информационных войн;
4) Изучить историю возникновения информационных войн как средства реализации государственных интересов;
5) проанализировать крупнейшие информационные войны современного мира;
6) дать оценку результатов прошедших информационных войн, их отражение в сознании российских граждан.
В работе используются следующие методы научного анализа: экономическое описание, анализ и синтез, системный подход.
Теоретико-методологической базой к данной работе послужили труды отечественных и зарубежных авторов, материалы периодических изданий. Исследованием проблем информационно-психологических войн занимаются такие ученые, как Бешукова Ф.Б., Гуськова С.В., Кибардин А.С., Манойло А.В., Полушин Е.О., Тагильцева Ю.Р., Тюренкова К.А. и другие.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и тприложений.
Заключение:
Таким образом, внедрение информационных технологий во все сферы жизни общества привело мир в конце XX столетия в информационное общество, для которого характерен переизбыток информации. Однако выбрать наиболее существенную для принятия решений в этом потоке информации становится довольно трудно, поскольку, во-первых, информация постоянно обновляется и подвергается интерпретациям и переинтерпретациям, во-вторых, информационно-коммуникационные технологии ставят под вопрос достоверность источника в силу своей природы, и в-третьих, в основе производства информации высокими технологиями лежит медиа образ. Все это ведет к тому, что человек лишается самостоятельного мышления, превращая его в послушного ученика экспертов, которые наиболее часто оказываются агентами влияния тех или иных заинтересованных лиц. Возникают невиданные ранее возможности овладения капиталом и властью путем информационных операций, которые приобретают характер войн. Традиционное обществознание оказалось отчасти не готово к этому и не смогло снабдить членов общества знаниями об управлении информационной борьбой. Те же, кто овладел этими знаниями, приобретают кажущуюся извне магической способность использовать любые изменения в свою пользу, иными словами – реализовывают стратегию «мягкой власти».
Стоит отметить, что информационно-психологическая составляющая компонента имелась во всех войнах и противостояниях человечества. Ее содержание было заключено в основном в действиях противостоящих сторон по распространению дезинформации или информации для воздействия на намерения и ориентацию населения, личного состава вооруженных сил и лиц принимающих решения, с целью формирования общественного мнения, выгодного для воздействующей стороны.
В своей работе мы выделили основные методы пропаганды, на самом деле их массовое сознание путем изменения образов и стереотипов, лежащих в основе поведения.
Таким образом, современная реальность предполагает активное использование специальных средств в СМИ для достижения определенных целей. Прежде всего к ним относится манипулирование. Пропаганда является мощным средством манипулирования, играет определенную роль в формировании массового сознания, способствует изменению своего мнения и поведения.
Итак, становится очевидным поиск предметов защиты от манипуляции. По мнению психологов, в большей степени внушению поддаются люди с низким уровнем образования и мало осведомленные в определенной ситуации. На наш взгляд, главный способ защиты от манипуляции – мыслить самостоятельно. Думающая и анализирующая аудитория нуждается в доказательствах, замечает логические ошибки средств массовой информации, относится к информации критически.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ
1.1. Понятие манипуляции общественным сознанием и основные признаки манипуляции
Современные научные исследования являются междисциплинарными и возникают в зоне соприкосновения различных областей знания, что следует отнести и к политической лингвистике, которая возникла на пересечении таких научных дисциплин как политология и лингвистик.
Политическая лингвистика является молодой, динамично развивающейся наукой, занимающейся изучением использования ресурсов языка как средства борьбы за политическую власть, манипуляцией общественным сознанием. Именно исследования, проводимые в области политической лингвистики, предоставляют возможность выявлять новые тенденции, особенности и изменения, которые проявляются в языке в связи с событиями, которые происходят в мире [8, с. 156].
Политика, как и любая деятельность человека, включает в себя коммуникационное начало и целенаправленные контакты между субъектами политики – индивидами, социальными группами. Субъекты политики способствуют соединению в политическом дискурсе разные уровни политической системы, предоставляют возможность институтам власти выполнять специфические функции по управлению государством и обществом.
Предметом политической лингвистики является политическая коммуникация, т.е. речевая деятельность, которая ориентирована на пропаганду идей, идеологическое воздействие на граждан страны и пробуждение их к выработке общественного согласия, принятия и обоснования социально-политических решений в условиях множественности точек зрения в обществе [8, с. 156]. Каждый человек выступает адресатом политической коммуникации при чтении газет, в процессе просмотра телевизора, а также когда слушает радио. В период выборов человек принимает участие в политической жизни. В данном случае сферой интересов политической лингвистики выступает не только передача политической информации, но восприятие и оценка политической реальности в процессе коммуникативной деятельности [8, с. 157].
Осуществление политической информации происходит в информационном пространстве, поэтому тезис «кто владеет информацией, тот владеет миром» в настоящее время приобретает особое значение, т.к. информация становится технологической основой коммуникации, а также и в политике.
По мнению Е.К. Павловой политическая коммуникация оказывает влияние на язык в целом, что обусловлено такими факторами как [8, с. 157]:
— стремительным процессом «информатизации» общества, в процессе которого языковой материал, получаемый субъектами через средства массовой информации, преобладает над всеми другими. Раньше язык и речь в обществе формировался в значительной степени художественной литературой, то в настоящее время он формируется в результате языка печатных и электронных средств массовой информации, который в свою очередь является недостаточно изученным;
— возросший интерес общества к вопросам внутренней и внешней политики в результате значительных изменений в мире в конце XX в. – начале XXI в.;
— постоянное совершенствование методов речевого воздействия на эмоционально-оценочное восприятие субъектом политической действительности.
Формирование политических, геополитических и идеологических взглядов основной массы общества осуществляется на основании полученной информации, которая выступает в качестве мощного фактора, оказывающего значительное влияние на историческое развитие современного общества [8, с. 158].
В результате глобализации средств массовой информации, экономики и политики происходит формирование единого – глобального – информационно-коммуникативного пространства, в котором и формируется политический дискурс и политический нарратив.
Под политическим дискурсом понимается совокупность устных или письменных высказываний, которые связаны между собой логически, использующие особый набор языковых средств, рассматриваемый как целенаправленное социальное действие в сфере политики. Политический дискурс в политическом нарративе реализует стремление воздействовать на читателя, сформировать определенное общественное мнение и повлиять на исход ситуации. Политический нарратив как особый вид медиатекста передает сообщения, предназначенные путем манипулирования общественным мнением оказать влияние на распределение и использование власти [8, с. 158].
Е.И. Шейгал говорит, что политический нарратив является совокупностью дискурсионных образований разных жанров, которые сконцентрированы вокруг определенного политического события. В качестве примера политического нарратива можно привести, газетную или журнальную статью, материал политического содержания, представляемый в глобальной сети Интернет [8, с. 168].
Российская и зарубежная литература содержит множество подходов к определению термина «информационная война», что свидетельствует о несформированности единого понимания и сущности информационной войны.
Итак, выделим четыре группы определений понятия «информационная война», приведенные в современной научной литературе.
1. Представители первой группы определяют информационную войну как вооруженное противоборство между государствами.
По мнению А.В. Манойло информационная война является комплексом предприятий и операций, которые проводятся вооруженными силами государств и другими (например, правительственными или частными) организациями, направленные на обеспечение информационного превосходства над противником, а также для целей нанесения ему материального, идеологического или иного ущерба.
С точки зрения военного ученого С.А. Комова информационная война является комплексом информационной поддержки, информационных контрмер, мер информационной защиты, которые предпринимаются в соответствии с единым планом и нацелены на достижение и поддержание информационного превосходства над противником во время боевых действий [34, с. 190].