Финансово-экономическое обеспечение регионального развития Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Малый и средний бизнес в экономике региона

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Теоретические аспекты развития малого и среднего
предпринимательства
. 5

1.1. Понятие и признаки
малого и среднего предпринимательства
. 5

1.2. Функции малого и
среднего предпринимательства и его роль в современной региональной экономике
. 11

2. Основные тенденции развития и стимулирования малого
и среднего бизнеса на региональном уровне (на примере Ярославской области)
17

2.1. Роль малого и
среднего предпринимательства в экономике Ярославской области
. 17

2.2. Деятельность
органов власти по стимулированию развития малого и среднего бизнеса
  20

2.3. Современные
проблемы развития малого и среднего предпринимательства в экономике Ярославской
области. 29

3. Перспективы развития малого и
среднего бизнеса в Ярославской  области. 35

Заключение. 41

Список
использованных источников. 44

 



  

Введение:

 

Актуальность темы
курсовой работы. Малые и средние предприятия это одни из важнейших элементов
любой развитой хозяйственной системы, развитие, существование общества и
экономики без них практически даются сложно. Уровень научно-технического и
производственного потенциала любого развитого государства дают крупные
предприятия, однако основой жизни этих стран является малые и средние
предприятия как наиболее массовая, гибкая форма деловой жизни. Это связано с
большой социально-экономической значимостью малых и средних предприятий,
который объединяет жизненные интересы основной массы населения, вовлеченной в
повседневную трудовую деятельность.

В России, где рыночные
реформы еще продолжаются, факторы внешней среды значительно ограничивают
возможности субъектов малого и среднего предпринимательства по
социально-экономическому развитию. При исследовании барьеров на пути
становления и развития малого и среднего предпринимательства с целью
определения потребностей в поддержке его субъектов в различных секторах
экономики и на различных стадиях их развития, а также мероприятий, необходимых
для улучшения условий развития сектора малого и среднего предпринимательства в
России. Наряду с другими меры по совершенствованию законодательства должны
стать приоритетными. Без упрощения и стабилизации законодательства в области
предпринимательства развитие субъектов малого и среднего предпринимательства и,
как следствие, его вклад в общий процесс трансформации не будут реализованы в
полной мере.

Вопросы развития малого и
среднего бизнеса освещены в работах как зарубежных исследователей, таких как Л.
Аллен, К. Веспер, Г.Пиншот и других. Среди работ отечественных ученых по
данному вопросу следует выделить работы Алимовой Т.А., Виленского А.В.,
Манухиной А.В., Орловой Л.В., Переверзева М.П., Луневой А.М. и других.

Объектом исследования в
курсовой работе являются экономические и общественные отношения, возникающие в
процессе деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.

Предметом исследования в курсовой работе являются механизмы
развития субъектов малого и среднего бизнеса.

Целью курсовой работы
является анализ особенностей развития малого и среднего бизнеса в экономике
региона.

Указанная цель
достигается через ряд последовательных задач курсовой работы:

— раскрыть понятие и
признаки малого и среднего предпринимательства;

— изучить функции
малого и среднего предпринимательства и его роль в современной региональной
экономике;

— рассмотреть роль
малого и среднего предпринимательства в экономике Ярославской области;

— проанализировать
деятельность органов власти по стимулированию развития малого и среднего
бизнеса;

— выявить современные
проблемы развития малого и среднего предпринимательства в экономике Ярославской
области;

— определить
перспективы развития малого и среднего бизнеса в Ярославской  области.

Теоретическую
основу курсовой работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах
авторов по проблемам развития малого и среднего бизнеса в экономике региона.

Методология
курсовой работы. При исследовании развития малого и среднего бизнеса в экономике
региона использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и
дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический,
исторический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания.

Теоретическая
и практическая значимость курсовой работы в том, что
ее положения
развивают и конкретизируют особенности
развития малого и среднего бизнеса в экономике региона
.

Структурно курсовая
работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной
литературы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Проведенное исследование в
рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные
теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.

Малое и среднее
предпринимательство характеризует любое зарегистрированное в реестре
хозяйственное общество, партнёрство, производственный или потребительский
кооператив, а также индивидуальное или фермерское крестьянское хозяйство. Такая
деятельность самостоятельна и направлена на получение прибыли от продажи
товаров, пользования каким-либо имуществом или оказания услуг.

Среди качественных
признаков выделения субъектов малого и среднего предпринимательства наиболее
часто упоминаются такие как: самостоятельность предприятия; способность к
достижению индивидуальных, уникальных результатов; соединение предпринимателя,
инвестора и управляющего в одном лице; личность предпринимателя накладывает
существенный отпечаток на облик предприятия, в особенности его связи оказывают
решающее влияние на успех предприятия; слабо выражен формальный характер
связей: преобладание личных контактов между сотрудниками, а также между
сотрудниками и предпринимателем; преобладает тактическое мышление и стратегия
краткосрочных решений и действий; деятельность ограничена – регионально или
определенными размерами рынка

На сегодняшний день
уровень развития всей страны в целом связан с активными преобразованиями в
области экономики. Малое и среднее предпринимательство является основным
двигателем экономической сферы и значительной долей всего частного сектора.

Роль субъектов малого и
среднего предпринимательства в экономике регионов крайне велика. Чем больше
доля малых и средних предприятий, тем более развитой считается экономика
региона. Регионы РФ нуждаются в государственной поддержке малого и среднего
бизнеса. Ведь сектор МСП является неотъемлемой частью хозяйственной системы
региона, за счет его результатов формируется финансовый, налоговый потенциал
территории.

Можно сделать выводы о
состоянии сектора МСП Ярославской области:

1.                
сектор малого и среднего бизнеса в
Ярославской области и во всей России можно назвать скорее мелким
предпринимательством, т.к. основной преобладающей формой предпринимательства
является микропредприятия;

2.                
неравномерность развития сектора МСП на
территории Ярославской области;

3.                
общее количество занятых в секторе МСП
постоянно снижается несмотря на совокупное увеличение числа предприятий (5
место по ЦФО по численности субъектов МСП);

4.                
за 7 лет отраслевая структура сектора МСП
сместилась к видам экономической деятельности, которые не требуют больших
усилий и вложений для открытия своего дела.

Малое и среднее
предпринимательство присутствует практически во всех секторах экономики
Ярославской области, в данной сфере преобладают фирмы с невысокими
инвестиционными возможностями, ориентированные на узкий рынок и сферу с быстрой
оборачиваемостью капитала, что играет важную роль в социально-экономической
структуре региона.

Плановые показатели ОЦП
не выполнены, что говорит о наличии недостатков в системе государственной
поддержки малого предпринимательства Ярославской области. Это отражается на
основных экономических показателях малого предпринимательства области.

По нашему мнению,
областная целевая программа развития малого предпринимательства должна включать
в себя понимание национальных и региональных интересов общества, на основании
которых должны определяться цели и важнейшие принципы политики в отношении
инновационного предпринимательства, а также основные механизмы и
организационные структуры по реализации этой политики на региональных уровнях.

На основании данных
опроса и сайта Инвестиционного портала Ярославской области можно сделать вывод
о том, что существуют проблемы, которые отрицательно влияют на развитие малого
предпринимательства в регионе. К ним относятся:

– недостаток собственных
денежных средств;

– высокая стоимость и
сложность получения банковских кредитных ресурсов;

– неразвитая
инфраструктура;

– нехватка
квалифицированных рабочих, а также знаний и нужной информации для ведения
бизнеса;

– трудоёмкие стартовые
условия;

– низкие темпы
производственной активности.

В настоящий момент малое
предпринимательство региона находится на стадии постоянного развития, но оно
все еще не реализовало полностью свои возможности. Для этого необходимо
оказывать всестороннюю помощь и поддержку со стороны государства, создавая тем
самым наиболее благоприятные условия функционирования данного сегмента рыночной
экономики, без которого невозможно создание конкурентоспособной среды и
обеспечение полной занятости трудоспособного населения области.

Субъекты малого и среднего
бизнеса формируют в экономике
Ярославской области особую нишу,
попасть в которую крупным компаниям практически невозможно.

Поэтому приоритетной
стратегией
Ярославской области является развитие именно
сектора небольших предприятий, предоставляющих большое количество рабочих мест
для местных жителей и создающих конструктивную социально-экономическую
атмосферу.

В свою очередь,
предприниматели должны изучить существующие программы поддержки с тем, чтобы
использовать предоставленные им возможности с максимальной эффективностью.

Имея возможность быстро
реагировать на рыночные изменения, мобильно подстраиваться под новые
требования, условия и правила, субъекты хозяйственной деятельности,
представленные предприятиями малого бизнеса, в отличие от крупных предприятий,
являются более динамичными.

Создание малых предприятий не
требует крупных стартовых инвестиций, и при этом их функционирование
предполагает высокую оборачиваемость финансовых и материальных ресурсов.

Высокий уровень развития
малого и среднего бизнеса ведет к насыщению рынка продукцией и услугами, более
рациональному использованию сырьевых ресурсов. Малый и средний бизнес выполняет
ряд важнейших социально-экономических задач, прежде всего, снижает уровень
безработицы и бедности в
Ярославской области.

В заключении можно отметить,
что устойчивое развитие малого и среднего бизнеса в современных условиях
представляет целостный сложный процесс, который определяется многими
социальными и экономическими факторами, образующими систему связей и
взаимодействий. Важно подробно изучать применение необходимых методов и
подходов, формируя механизмы улучшения устойчивости социально — экономического
развития.



 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты
развития малого и среднего предпринимательства

 

 

1.1. Понятие и признаки малого
и среднего предпринимательства

 

 

По мере развития мировой
экономики и рыночных отношений происходило изменение сущности такого понятия
как «предпринимательство». Термин «предприниматель» происходит от французского
слова «предприниматель», означающего «владелец, арендатор, владелец частного
дома развлечений». Этот термин впервые был введен в речь в 1725 году первым
теоретиком в области ведения бизнеса Ришаром Кантильоном (Франция)[1].

Предпринимательство — это
вид финансовой активности, направленный на получение финансовых выгод
деятельности. Все большее внимание занимает тема малого и среднего
предпринимательства в России, так как все меньше становится участников данной
группы. Это связано с увеличением давления со стороны крупных компаний и
корпораций, которые обладают более сильной политикой, ресурсами и общим опытом
ведения бизнеса. На современном уровне государство направлено поддерживать и
развивать предпринимательство, с целью повышения конкурентоспособности и
формирования экономической базы, однако наличие корпораций подрывает данную
инициативу. Основной отличительной особенностью малого и среднего
предпринимательства является высокая степень риска, низкой защитой от
негативных воздействий, финансовой неустойчивостью, малыми запасами финансовых
ресурсов, небольшими объемами продаж[2].

В условиях России,
развитие предпринимательство находит все большую актуальность, это связано с
переходом к рыночным отношениям, в условиях монополизации экономики. В течении
большого промежутка времени, в стране в основе экономики была теория, что
наибольшей эффективности производства труда можно было достигнуть при повышении
показателей производства и капитала. При внедрении данной системы, это
приводило к появлению крупных заводов и созданию торговых групп, слиянию разных
производств, ликвидации малых организаций, исчезновению ремесленной
деятельности.

Как известно,
предпринимателем может стать любой гражданин (физическое лицо) с неограниченной
правоспособностью. Предпринимательство можно определить такими описательными
определениями, как самостоятельное, инициативное, ответственное, рисковое,
динамичное, мобильное[3].

Под малым бизнесом
понимается деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
осуществляемая при выполнении таких критериев, как: полученный годовой оборот
предприятия, среднесписочная численность работников предприятия, размер
стоимости имущества.

В ГК РФ[4],
как и в других нормативные актах не приведена сущность «малого
предпринимательства», «малого бизнеса», поэтому данные определения различные
авторы трактуют по-разному и единого определения в настоящее время нет.
Во-первых, данное определение содержится в п. 1 ст. 3 Федерального закона №
209-ФЗ, в котором приводится сущность субъектов малого и среднего
предпринимательства. Во-вторых, это сущность малого предпринимательства,
которая находит свое отражение в законодательных актах субъектов РФ, которые
определяют предприятия малого бизнеса как субъекты, имеющие право на льготы и
преимущества, предусмотренные региональным законодательством. В-третьих, данное
понятие субъектов малого бизнеса, имеющих право применять упрощенную систему
налогообложения.

Чтобы определить
необходимость развития и стимулирования малого и среднего предпринимательства в
России, необходимо выявить задачи, которые они решают:

                    
развитие конкуренции в разных сферах
экономики;

                    
ускорение инновационных процессов в сфере
производства и реализации продукции;

                    
ускорение развития инфраструктуры города;

                    
повышение социальной стабильности
населения;

                    
снижение уровня безработицы путем
образования новых рабочих мест;

                    
развитие точек роста для небольших
городских и сельских поселений;

                    
укрепление экономической базы местных
бюджетов.

Изучив задачи, которые
стремятся решать субъекты малого и среднего предпринимательства, можно сделать
вывод, что они необходимы государству. В первую очередь, такие учреждения
напрямую влияют на развитие экономики страны, повышают конкурентоспособность
отечественной продукции, а также решают проблемы, связанные с трудоустройством
жителей страны. Однако не всегда предприниматели получают поддержку со стороны
правительства, а даже наоборот: деятельность власти порой затрудняет ведение
данного вида занятости[5].

Отечественные граждане,
иностранные граждане и лица без гражданства могут заниматься
предпринимательской деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей.

При этом иностранным
гражданам и лицам без гражданства, как правило, предоставляется национальный
режим в вопросе допуска их к предпринимательской деятельности на территории
другого, а не собственного государства, хотя законом могут быть предусмотрены
определенные ограничения (определенные виды, которыми могут заниматься только
отечественные граждане или юридические лица).

В Российской Федерации
правовой статус индивидуального предпринимателя определяется в соответствии со
статьей 23 ГК РФ, а также другими законами. В частности, порядок
государственной регистрации индивидуального предпринимателя в Российской Федерации
установлен Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей»[6].

Требования о
государственной регистрации индивидуальных предпринимателей содержат
законодательные акты целого ряда стран. В РФ подобные положения закреплены в п.
1 ст. 23 ГК РФ и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей».

Так, право Франции
предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности
иностранцами, не имеющими статуса резидента указанной страны, и классифицирует
их в зависимости от того, имеют ли указанные лица намерение обосноваться на
территории Франции.

В таблице 1 представлена
классификация предприятий, которые относятся к малому или среднему
предпринимательству.



[1] Фокс Джеффри Как делать большие деньги в малом бизнесе.
Неочевидные правила, которые должен знать любой владелец малого бизнеса /
Джеффри Фокс ; перевод Т. Гутман. — 4-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – С.67
.

[2] Ксенофонтов В.И., Болганова И.В., Климовских Н.В. Содействие
развитию предпринимательства на местном уровне / Российское
предпринимательство. — 2015. Т. 16. — № 13. — С. 1989-1998.

[3] Ханбикова А.Н.
Сущность и критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса
// В сборнике: Современная наука и ее ресурсное обеспечение: инновационная
парадигма сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2019.
— С. 66-69.

[4]
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 18.07.2019)  // Собрание законодательства
РФ.  – 1994. — № 32. — Ст. 3301.

[5] Селютин И.Е.
Малое и среднее предпринимательство в современных условиях России // Modern
Science. — 2020. — № 2-1. — С. 94-96.

[6] Ерохина Т.В. Общий правовой статус индивидуального предпринимателя
как основа его административно-правового статуса // Вестник Саратовского
государственного социально-экономического университета. — 2016. — №1 (60). — С.
28-30.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы