Курсовая с практикой Экономические науки Макроэкономика

Курсовая с практикой на тему Малый и крупный бизнес в современной экономике России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Малый и крупный бизнес как важные элементы
рыночной экономики  5

1.1. Понятие малого и крупного бизнеса, их отличия и роль
в экономике. 5

1.2. Регулирование бизнеса в РФ.. 10

Глава 2. Состояние малого и крупного бизнеса в РФ.. 14

2.1. Динамика малого предпринимательства в РФ.. 14

2.2. Крупный бизнес как бюджетообразующий элемент
экономики. 25

Глава 3. Проблемы и перспективы взаимодействия малого и
крупного бизнеса в РФ   30

Заключение. 35

Библиографический список. 37

 

  

Введение:

 

Институты являются частью
социального порядка общества и управляют поведением и ожиданиями людей, в то же
время, регулируя деловые операции и этику. На самом деле нравственность
институтов гарантируется процессом социальной эволюции. С другой стороны, роль
бизнеса в обществе является важным аспектом лидерства, и поэтому его социальная
ответственность не должна противоречить прибыльности и экономическому росту.
Кроме того, неспособность обеспечить и поддержать развитие является в такой же
степени политической и социальной проблемой, как и проблемой чисто
экономического характера. Другими словами, политика и социальные структуры
также формируют развитие, а неспособность начать рост является, прежде всего,
политической и социальной проблемой.

Надлежащая государственная
политика является одним из ключевых факторов стимулирования современного
экономического роста, и она должна осуществляться посредством создания и
функционирования эффективных институтов.

Экономическое развитие требует
как правительства, способного направлять или поддерживать значительные усилия
по росту, так и людей, которые могут эффективно работать и управлять
предприятиями и другими организациями, возникающими в процессе развития.
Термины "экономический рост" и "экономическое развитие"
по-прежнему иногда используются как взаимозаменяемые, хотя между ними
существует фундаментальное различие. Под экономическим ростом понимается
зарегистрированный рост национального дохода и продукта или дохода на душу
населения, который измеряется ВВП. Экономическое развитие предполагает не
только чисто денежный рост доходов на душу населения. Это предполагает
фундаментальные изменения в структуре экономики.

Целью исследования является
изучение роли бизнеса в развитии экономики государства.

Задачи исследования:

      
охарактеризовать понятие малого и крупного
бизнеса, их отличия и роль в экономике;

      
рассмотреть регулирование бизнеса в РФ;

      
изучить динамику малого предпринимательства в РФ;

      
рассмотреть крупный бизнес как бюджетообразующий
элемент экономики;

      
определить проблемы и перспективы взаимодействия
малого и крупного бизнеса в РФ.

Объект исследования – экономика и
ее развитие.

Предмет исследования – роль
малого и крупного бизнеса в развитии экономики РФ.

Теоретическая база исследования
представлена книгами и статьями по развитию экономики, регулированию бизнеса и
стимулированию экономического роста.

При написании работы
использовались методы систематизации и обобщения, исторический анализ, методы
статистического и экономического анализа.

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

Малый бизнес во многом определяет
темпы экономического роста страны. Значимость малого предпринимательства
определяется задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах.
Формирование малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического
роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе
с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные
колебания, кризисные явления).

Крупный бизнес является основным
плательщиком таких налогов, как НДС и налог на прибыль, что объясняет его
ключевую роль в наполнении бюджета страны.

Проанализировав основные
направления и инструменты государственного регулирования предпринимательской
деятельности можно выделить пять основных направлений:

1) обеспечение правовой базы и
общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной
системы;

2) защита конкуренции;

3) перераспределение доходов;

4) перераспределение ресурсов;

5) меры по стабилизации экономики
в целом (поддержание стабильности уровня цен и обеспечение полной занятости).

В результате проведенного
исследования можно сделать ряд выводов.

Во-первых, пространственное
распределение бизнеса по федеральным округам носит неоднородный характер. Почти
треть предприятий сосредоточена в Центральном федеральном округе. Распределение
оставшихся предприятий по округам носит слабовыраженный равно мерный характер
(диапазон колебаний 8,9—17,5%). Исключение составляют лишь два округа, которые
территориально находятся дальше от центра (концентрация бизнеса в них в
совокупности 6,6%).

Во-вторых, выявлено неравномерное
распределение бизнеса по федеральным округам в каждой категории субъектов
предпринимательства (крупного, среднего и малого). Лидирующее положение
занимает Центральный федеральный округ. Концентрация крупных предприятий в нем весьма
значительна и составляет 48%. При этом на долю средних и малых предприятий
приходится 45 и 32% общего числа таких категорий предприятий соответственно.
Относительно равномерное распределение каждой категории субъектов
предпринимательства в рамках округа наблюдается лишь в двух федеральных округах
— Приволжском и Северо-Западном.

В‑третьих, установлена причина
перераспределения предприятий из одной категории субъектов в другую в 2015—2017
гг., что в конечном итоге повлияло на изменение структуры российского бизнеса.
В качестве причины этого выступает увеличение предельных значений выручки от
реализации товаров (работ, услуг) вдвое для каждой категории субъектов малого и
среднего предпринимательства. Удельный вес среднего и крупного бизнеса в общей
структуре бизнеса сократился в два раза.

В‑четвертых, установлено
изменение числа малых, средних и крупных предприятий по федеральным округам за
анализируемый период. При этом прирост предприятий наблюдается только по
субъектам малого бизнеса (в среднем по всем округам — 48,8%). По субъектам
среднего и крупного бизнеса наблюдается сокращение (в среднем по всем округам —
20,5% и 28% соответственно).

В настоящее время существует
тенденция к объединению крупных и мелких производств с целью повышения их
конкурентоспособности. Такими структурами являются индустриальные парки,
кластеры, технопарки. Распространены также такие способы взаимодействия как
субподряд, аутсорсинг и франчайзинг.

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Малый и крупный бизнес как важные элементы рыночной
экономики

1.1. Понятие малого и крупного бизнеса, их отличия и роль в
экономике

Основными критериями деления
бизнеса на группы по масштабам деятельности выступают: объем деятельности и
численность работающих на предприятии. В разных странах эти критерии
отличаются, но чаще всего используется следующее деление предприятий: крупное –
предприятие, имеющее более 500 работников; среднее – от 100 до 500 человек;
малое – до 100 человек.[1]

В статье 4 Закона № 209-ФЗ
установлено ограничение по доле участия в уставном капитале субъектов малого и
среднего предпринимательства – юридических лиц отдельных категорий (так
называемый критерий «независимости происхождения»). Согласно положениям
указанной статьи к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся
юридические лица, в уставном капитале которых суммарная доля участия Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований,
иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций
(объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале
(паевом фонде) не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных
инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), также доля
участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся
субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.

Благодаря
поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП
могут быть причислены к малому бизнесу:

      
Максимально допустимая сумма годовой выручки без
НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а
для малых предприятий — с 400 до 800 млн рублей.

      
Возросла разрешённая доля участия в уставном
капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся
субъектами малого и среднего предпринимательства – с 25% до 49%[2].

Малый бизнес – важнейший элемент
рыночной экономики, без которого государство не может успешно развиваться.

В Федеральном законе Российской
Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.07
№209-ФЗ[3] дано определение малого и
среднего предпринимательства, устанавливает цели и принципы проведения
государственной политики в отношении субъектов МСП. Применение в российской практике
принятого во многих странах мира деления предприятий на средние, малые и
микропредприятия является нововведением. Примечательно, что в данном
федеральном законе впервые используются показатели численности, принятые в
большинстве развитых экономик мира. Таким образом, помимо прочего, появляется
возможность реально сравнивать малый бизнес России с малым бизнесом других (в
первую очередь, ведущих в экономическом плане: Европы, США, Японии, Китая)
стран. Однако, следует учитывать, что в разных странах могут розниться критерии
отнесения предпринимательской структуры к малому либо среднему бизнесу. В этом
случае при оценке предприятий целесообразно использовать при оценках
деятельности наибольшие значения показателей.

Малый бизнес во многом определяет
темпы экономического роста страны. Значимость малого предпринимательства
определяется задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах.
Формирование малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического
роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе
с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные
колебания, кризисные явления).

Многие утверждают, что малый
бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества
в целом. И поэтому Анискин Ю. П. предлагает нам рассмотреть, каковы же
характерные особенности малого предприятия:

      
большая интенсивность использования всех видов
ресурсов;

      
баланс спроса и предложения;

      
стремление к оптимизации количества продукции;

      
развитие крепкой конкурентоспособной среды;

      
создание большого количества новых рабочих мест;

      
формирование важной прослойки общества –
среднего класса;

      
внедрение новых форм организации, производства,
сбыта и финансирования[4].

Особенно необходимо выделить
региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика считается основой
рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в
местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия крайне заинтересованы в
тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большая
часть трудностей развития малых предприятий связано именно с решением вопросов
регионального и местного значения[5].

К основным аспектам, в которых
проявляется роль крупного бизнеса в России, могут быть отнесены:

      
аккумуляция финансовых средств в объеме
достаточном для осуществления инвестиций в обновление основных производственных
средств, как правило, является реализуемой задачей только для субъектов
крупного предпринимательства, что приводит к развитию производства и
экономическому росту регионов и государства[6];

      
только субъекты крупного предпринимательства, за
исключением государства и иностранных инвесторов, способны инвестировать
огромные суммы в развитие отстающих секторов экономики, что неизбежно способствует
более сбалансированному росту экономики Российской Федерации[7];

      
субъекты крупного бизнеса являются одним их
крупнейших источников налоговых и иных поступлений в государственный бюджет.
Благодаря крупному бизнесу становится возможным обеспечение стабильного
финансирования социальных программ, что также подчеркивает огромную роль данных
экономических субъектов в социально-экономическом развитии государства;

      
наблюдается увеличение зависимости российской
экономики от мировых экономических процессов и увеличение конкуренции во многих
отраслях экономики. В таких условиях, преимущественно крупные отечественные
компании могут составить достойную конкуренцию зарубежным корпорациям, как на
мировом, так и на внутреннем рынке[8];

      
субъекты крупного предпринимательства, зачастую,
обладают наиболее развитой системой менеджмента и эффективными системами
организационного развития, по этой причине трудоустройство в данных компаниях
считается престижным, что привлекает большое количество специалистов. В крупных
компаниях нередко присутствует достаточно большое количество смежных
направлений деятельности, высокая горизонтальная и вертикальная мобильность.
Также субъекты крупного бизнеса уделяют значительно большее внимание программам
повышения квалификации сотрудников. Работая в таких условиях, у сотрудников
появляется возможность овладеть различными востребованными компетенциями,
знаниями, навыками и инструментами, что проводит к профессиональному развитию
специалистов данных компаний. Таким образом, субъекты крупного бизнеса
способствуют росту кадрового потенциала региона и государства в целом[9];

      
только субъекты крупного предпринимательства
обладают достаточными финансовыми ресурсами для значительных инвестиций в
НИОКР. Безусловно, это способствует развитию прикладной науки и научного
потенциала Российской Федерации[10];

      
в основном, только субъекты крупного бизнесы
способны участвовать в реализации крупнейших национальных проектов Российской
Федерации, способствуя развитию приоритетных направлений деятельности
государства;

      
субъекты крупного предпринимательства являются
институтом гражданского общества России, который способен оказывать
значительное влияние на деятельность властных структур, благодаря чему
достигается повышение гражданской активности населения и прозрачность системы
власти[11].

Таким образом, субъекты крупного
бизнеса являются одним из ключевых элементов, стимулирующих развитие экономики
России.



[1] Адаманова З.О., Иваненко И.А. Специфика
функционирования малого бизнеса в современных мирохозяйственных отношениях. //
Экономика и социум, 2015. — № 1.

[2] Критерии
отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2020 году —
https://www.regberry.ru/malyy-biznes/subekty-malogo-predprinimatelstva-kriterii-otneseniya

[3] Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.08.2019)
"О 
развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

[4] Анискин Ю. П. Организация и управление малым
бизнесом. – М: Финансы и статистика, 2015. – С. 6-10.

[5] Сайфидинов Б., Арсеньева В.Ю. Важнейшим элементом
рыночной экономики является малый бизнес. // Современная наука в условиях
модернизационных процессов: проблемы, реалии, перспективы
.
Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции,
2020. – С. 90-96.

[6] .Суслов В.И. Инновационный бизнес: малый, средний,
крупный? // Интерэкспо Гео-Сибирь, 2014. — № 1. — С. 1-7.

[7] Демидович А.А., Демидович И.А. Роль крупного бизнеса
в экономике России. // Аллея Науки, 2018. — № 4. – С. 419-421.

[8] Суслов В.И. Инновационный бизнес: малый, средний,
крупный? // Интерэкспо Гео-Сибирь, 2014. — № 1. — С. 1-7.

[9] Демидович А.А., Демидович И.А. Роль крупного бизнеса
в экономике России. // Аллея Науки, 2018. — № 4. – С. 419-421.

[10] Суслов В.И. Инновационный бизнес: малый, средний,
крупный? // Интерэкспо Гео-Сибирь, 2014. — № 1. — С. 1-7.

[11] Демидович А.А., Демидович И.А. Роль крупного бизнеса
в экономике России. // Аллея Науки, 2018. — № 4. – С. 419-421.

 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования и характер взаимодействия малого и крупного бизнеса. 4
1.1.Сущность предпринимательской деятельности 4
1.2. Отличительные черты и формы взаимодействия малого и крупного бизнеса 5
1.3 Основные формы взаимодействия 8
1.3.Эволюция видов предпринимательства и факторы их закрепления в рыночной экономике 9
Глава 2. Развитие системы государственной поддержки предпринимательства 11
2.1 Характеристика малого и крупного бизнеса в России 11
2.2 Проблемы функционирования и роль предпринимательства в России 26
2.3.Основные приоритеты развития и взаимодействия различных форм предпринимательства 27
Заключение 30
Список литературы 31

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Последние десятилетия в мировой практике усилились тенденции, связанные с активным использованием кооперационных связей малого и крупного бизнеса.
Степень разработанности проблемы. Анализ научных публикаций по проблеме исследования показал, что проблемы взаимодействия малого и крупного бизнеса в последние несколько лет активно исследуются в работах ведущих российских ученых: И.В. Алексеевой, М.А. Вахрушиной, В.Г. Гетьмана, Л.Н. Герасимовой, Т.Ю. Дружиловской, О.В. Ефимовой, Р.Г. Каспиной, В.Г. Когденко, М.В. Мельник, В.С. Плотникова, О.В. Плотниковой, Т.Ю. Серебряковой, М.И. Сидоровой, О.В. Соловьевой, К.В. Сорокиной, Л.И. Хоружий, Л.В. Чхутиашвили и др.
Цели и задачи исследования. Целью является исследование природы взаимодействия малого и крупного бизнеса.
В соответствии с поставленными целью и сформулированной концепцией были определены и реализованы следующие взаимосвязанные задачи:
 исследовать формы взаимодействия малого и крупного бизнеса и правовые основы;
 изучить особенности взаимодействия малого и крупного бизнеса;
Объект и предмет исследования. Объект исследования – природа взаимодействия малого и крупного бизнеса.
Предмет исследования – особенности взаимодействия малого и крупного бизнеса.
Структура и объем исследования. Данное исследование состоит из введения, основного текста, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, сектор услуг малого бизнеса выполняет важные социально-экономические функции, поэтому продолжающийся рост его роли не случайность, а необходимость. Развитие малого бизнеса в США и Западной Европе – богатое историческое прошлое. Однако на постсоветском пространстве малый бизнес был вынужден начать с нуля, и его история насчитывает четверть века.
На современном этапе развития сферы услуг Россия следует за мировыми тенденциями, где ее доля в валовом внутреннем продукте содержит больше более 70 %.
Анализируя эту и другие статистические данные, можно сказать, что малые предприятия все чаще занимают рыночные ниши сферы услуг, их количество составляет более 84 % от общего числа предприятий. По мнению экспертов, развитие малого бизнеса – один из самых экономичных и быстрых способов развития сферы услуг. Благодаря мобильности малых предприятий страна способна быстро адаптироваться к новым потребностям общества. Малый бизнес создает конкурентную среду и развитие рынка услуг. В условиях кризиса и безработицы он способен создавать новые рабочие места благодаря принципам самозанятости и занятости. Проблемы развития малого бизнеса остаются актуальными на современном этапе нестабильной ситуации, они вызваны введением новых санкций.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы  функционирования и характер взаимодействия малого и крупного бизнеса.
1.1.Сущность предпринимательской деятельности
Суть предпринимательской деятельности заключается в специфических отношениях между физическими и юридическими лицами, организациями и государственными службами, подлежащими регулированию со стороны государства.
Прежде всего надо понять, какую деятельность можно назвать «предпринимательской», а уже потом делать заключения по поводу её законности. Руководствуясь действующими законами, можно определить признаки предпринимательской деятельности:
• индивидуальность — сфера деятельности, методы и формы работы выбираются самостоятельно и зависят от желания предпринимателя. Основным критерием предпринимательской деятельности считается реализация оригинальной идеи с целью получения прибыли, которая начинается, как правило, с разработки бизнес-плана (сегодня нередко этот этап называют стартапом);
• опасность — каждый предприниматель рискует, так как он может столкнуться с независящими от него обстоятельствами, которые негативно скажутся на прибыли. Таким образом, люди, начинающие предпринимательскую деятельность, по собственной воле идут на определенные риски, которые могут помешать достижению главной цели — получить хорошую прибыль (иногда результат может быть абсолютно противоположным);
• регулярность — осуществление сделок должно носить систематичный характер, то есть периодически повторяться. Если человек единожды продает вещь, которая является его собственностью (квартиру, машину, предмет личного обихода и т. п.), то это нельзя расценивать как незаконную предпринимательскую деятельность. В случае периодического повторения продаж на протяжении длительного времени (например, перепродажа бытовой техники или автомобилей) деятельность считается предпринимательской;
• целеполагание — все действия предпринимателя должны быть направлены на получение прибыли. Таким образом, если деятельность человека связана с осуществлением бесплатных сделок или с благотворительностью — это не предпринимательство, но если деятельность ведется с целью получения прибыли (имеются соответствующие признаки), а дохода нет, то это все равно рассматривается как предпринимательство.
В обобщенном виде предпринимательская деятельность может быть представлена следующими направлениями:
• работа с имуществом: предоставление во временное пользование (в аренду) жилья, производственного помещения или оборудования, автомобилей и т. п.;
• реализация товара: в качестве товара может быть использовано все что угодно (от гвоздика до недвижимости);
• предоставление услуг: подразумеваются все виды услуг, за которые берется оплата (маникюр, массаж, транспортировка и т. п.).
1.2. Отличительные черты и формы взаимодействия малого и крупного бизнеса
В начале данного исследования приведем определения и основные критерии малого и крупного бизнеса.
Итак, под малым бизнесом следует понимать коммерческое предприятие, с количеством персонала не более 100 человек и уровнем выручки не более 800 000 000 миллионов рублей в год. При этом, под крупным бизнесом следует понимать коммерческое предприятие, с количеством персонала более 1 000 человек и уровнем выручки не более 10 000 000 000 рублей в год.
Основные критерии малого бизнеса:
 локальное присутствие;
 малая доля в структуре отраслевого рынка;
 количество персонала не более 100 человек;
 объем выручки не более 800 000 000 миллионов рублей в год;
 низкая капитализация.
Основные критерии крупного бизнеса:
 региональное и международное присутствие;
 значительная доля в структуре отраслевого рынка;
 количество персонала более 1 000 человек;
 объем выручки более 10 000 000 000 рублей в год;
 высокая капитализация.
 высокий уровень инвестиционной привлекательности;
 присутствие на инвестиционных рынках.
Кооперационные связи позволяют повысить конкурентоспособность и надежность работы малого и крупного бизнеса за счет взаимной поддержки; максимально использовать имеющиеся ресурсы и получать дополнительную выгоду от осуществления совместных операций на разных стадиях процесса производства и т. д. [14; 26]. 
Так, по оценке экспертов, к настоящему времени кооперация малого и крупного бизнеса только в рамках кластеризации охватывает около 50% экономик ведущих стран. Это во многом определяет темпы экономического роста территории, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта [16]. 
В отечественной экономике это явление находится в стадии формирования в силу недостаточного развития рыночных отношений [7]. В Российской Федерации в процессы кооперации в той или иной форме вовлечены около 40% субъектов малого бизнеса. Однако степень их распространения существенно различается в зависимости от отраслевой принадлежности предпринимательской структуры [11]. 
В настоящее время исследованию социально-экономической роли кооперационных связей малого и крупного бизнеса, тенденциям их развития в стране, проведению мониторинга их эффективности уделяется недостаточное внимание [11; 12]. Требуют обоснования возможные пути развития кооперационных связей малого и крупного бизнеса в России в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Также до сих пор нет общепринятых подходов к изучению кооперационного взаимодействия, установленных на законодательном уровне. Отметим, что и среди ученых нет тех, кто дает четкое, однозначное определение данного понятия [9]. 
Поэтому целесообразно изучение сущности и подходов кооперационных связей малого и крупного бизнеса как реального резерва улучшения их положения и экономической ситуации в целом. 
Исторически возникновение кооперативной теории сформировалось в XIX веке, ее основателями являются Шарль Фурье и Роберт Оуэн [9; 8]. 
Современный подход к определению «кооперация» сформировался в ХХ веке и основан на теоретических взглядах, предложенных М.И. Туган-Барановским и К.А. Пажитным [3; 4]. 
Некоторые исследователи в своих работах используют термин «кооператив» и отождествляют его с понятием «кооперация» и подразумевают под этим добровольное объединение усилий участников взаимодействия [4]. Вследствие этого целесообразно рассмотреть различные подходы к определению сущности кооператива или кооперации, предложенные отечественными и зарубежными исследователями. В таблице приведены трактовки, наиболее четко характеризующие тот или иной подход. Проведем анализ каждого из этих подходов. 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы