Курсовая с практикой на тему «Маленький, но великий человек» в прозе Шукшина.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
Глава I. Тип маленького человека в литературе. 7
1.1. Понятия характер и тип. 7
1.2. Черты образа «маленького человека». 8
Глава II. Модификация образа «маленького человека» в творчестве
В. Шукшина 11
2.1. Традиции русской литературы в творчестве В. Шукшина. 11
2.2. Герои–чудики в рассказах Шукшина. 15
Заключение. 26
Список
источников и использованной литературы.. 28
Введение:
Мифологема «маленький человек» применяется к типу литературных
героев эпохи реализма, обычно располагающихся на довольно низкой ступени социальной
лестницы: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ «маленького человека»
с расширением демократичности литературы становился все актуальнее. Ни одно исследование
литературоведов, посвященное «Станционному смотрителю» и «Медному всаднику» А.С.
Пушкина, «Петербургским повестям» Н.В. Гоголя, ранним произведениям Ф.М. Достоевского,
творчеству писателей «натуральной школы» 40–50–х годов XIX века, рассказам А.П.
Чехова не обходилось без упоминания «бедного чиновника», страдающего от несправедливости
окружающей его действительности. В XIX–начале ХХ века понятие «маленький человек»
трактовалось довольно широко. Писатели не вкладывали в него тот смысл, который будет
закреплен за ним позже. Только в советском литературоведении мифологема «маленький
человек» стала тождественной мелкому петербургскому чиновнику.[1]
Это, прежде всего, чиновник николаевского периода. Затем социальный адрес его расширился,
и «маленький человек» начал пониматься как вообще человек бедный, занимающий низкие
ступени в социальной иерархии. Социальным источником для развития в русской словесности
образа «маленького человека», несомненно, явилось третье сословие, состоявшее из
различного рода обедневших дворян, бывших студентов и семинаристов, а позже и мещан,
стремящихся утвердиться в статусе благополучных и благонадежных граждан, посредством
приобретения дворянства. Актуальность избранной темы дипломной работы определяется
реалиями времени, тем, что даже в современных условиях тема «маленького человека»
является животрепещущей и злободневной. Отражение жизни простого человека со всеми
его переживаниями, проблемами, бедами и 4 маленькими радостями – основная задача
писателей, поднимавших данную проблему. В каждой эпохе были, есть и будут такие
«маленькие люди», которые зачастую оказываются морально выше людей, занимающих лучшее
положение в социуме. Определить, все ли «маленькие люди» – «бедные люди» и установить
авторское отношение к синонимичному или «антонимичному» ряду «маленький» («бедный»)
герой, можно только при условии, трактовки бедности не столько с вершин материальной
(экономической) категории, но и как духовную, моральную, сообразуя ее с традиционным
видением. Цель работы – проследить эволюцию темы «маленького человека» в произведениях
русских писателей XIX–первых десятилетий XX века. Объект исследования – произведения
В.М. Шукшина из сборника «Характеры».
Предмет исследования – образ «маленького человека» как тип
литературного героя в русской литературе XIX века.
Гипотеза: предполагается, что изучение темы «маленького человека»
будет эффективно при условии:
– изучения литературных произведений и литературно–критических
работ авторов XIX века и современных литературоведов;
– логической трактовки проблемы, поставленной каждым из рассматриваемых
авторов в их произведениях;
– интерпретации развития образа «маленького человека» и его
трансформации на протяжении XIX–первых десятилетий XX века.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены
следующие задачи:
– изучить понятие «маленький человек», выявить характерные
особенности литературных героев, принадлежащих к данному типу;
– проследить эволюцию образа «маленького человека» на материале
произведений русских писателей на протяжении XIX–первых десятилетий XX века.
– выявить обусловленность возникновения в истории русской
литературы XIX–начала XX века феномена «маленького человека»;
– проследить типологическую парадигму «маленького человека»
в произведениях писателей XIX–первых десятилетий XX века;
– изучить проблематику социальных предпосылок и интерпретировать
их в русле рассматриваемой проблемы.
Методы исследования:
– сравнительно–типологический;
– культурно–исторический;
– жанрово–тематический;
– сопоставительный.
Методологической основой курсовой работы стали труды известных
отечественных ученых: А.Н. Пыпина, Д.Н. ОвсяникоКуликовского, Н.Я. Берковского,
В.В. Ермилова, А.Г. Цейтлина, В.В. Виноградова, М.Б. Храпченко, Г.П. Макогоненко,
В.И. Кулешова, Г.А. Гуковского, В.С. Белькинда, Э.Г. Багирова, Ю.И. Сохрякова, В.М.
Марковича, В.Е. Ветловской, Ю.В. Манна, В.А. Воропаева, И.Л. Волгина и др.
Теоретическая значимость данной дипломной работы состоит в
определении понятия «маленький человек», изучении особенностей данного типа, рассмотрения
преемственности и литературной традиции писателей XIX–первых десятилетий XX века.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть
использованы в школьной практике, на уроках литературы, русской словесности, внеклассного
чтения и факультативных занятиях по изучению творчества писателей XIX–первых десятилетий
XX века.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка используемой литературы. [1]
Русские писатели ХХ век.
Библиографический словарь в 2–х частях под редакцией Н. Скатова. Часть2. – с.
126
Заключение:
В конечном итоге мы видим не просто «маленького
человека», а человека вообще. Человека одинокого, неуверенного, лишенного надежной
опоры, нуждающегося в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить «маленького
человека», ни оправдывать его: он вызывает одновременно и сострадание, и насмешку.
Для того, чтобы понять основные мысли героев,
мы провели анализ некоторых произведений. Мы убедились, что герои его
произведений – разносторонние и естественные. Характерная для рассказов
Шукшина коллизия — столкновение «городского» и «деревенского» — не столько выявляет
социальные противоречия, сколько обнаруживает конфликтные отношения мечты и реальности
в жизни «маленького человека». Исследование этих отношений и составляет содержание
многих произведений писателя.
Обратившись
к знакомому, обыденному, Шукшин нашел и показал доселе неизвестное. Сборник рассказов
Шукшина «Сельские жители» — начало подобного опыта. Желание сказать свое слово о
людях, которые близки и хорошо знакомы, выливается у писателя в размышления о всей
народной жизни.
Русский
человек в изображении Шукшина — человек ищущий, задающий жизни неожиданные, странные
вопросы, любящий удивляться и удивлять. Он не любит иерархию — ту условную житейскую
«табель о рангах», согласно которой есть «знаменитые» герои и есть «скромные» труженики. Позволим себе заметить, что герои представляется нам слабыми и неприятными
людьми.
Взяв за основу исследования рассказы В.М.Шукшина
«Миль пардон, мадам!», мы выяснили, что Бронька Пупков соответствуют образу «маленького
человека» только с точки зрения формальных обстоятельств. Если рассмотреть их психологическую
характеристику, то нельзя его соотнести с образом «маленького человека». Однако
тема «маленького человека» получает новое звучание: в рассказах называют « маленького
человека» «светлыми душами», чудиками, способными постичь истинное счастье, каким
бы трудным оно не оказалось.
Таким образом, мы видим, что с развитием литературы
развивался и образ «маленького человека». Сначала он мог любить, уважать себя, но
был бессилен перед государственной машиной. Затем он не мог любить, не уважал себя,
а о борьбе с государством даже и подумать не мог. Затем «маленький человек» приобретает
чувство собственного достоинства, способность любить и при этом остро ощущает свое
ничтожное положение. Но самое главное — он уже не ничтожен в душе!
С течением времени «маленький человек», лишенный
собственного достоинства, «униженный и оскорбленный», вызывает у передовых писателей
не только сострадание, но и осуждение. «Скучно вы живете, господа», — сказал Шукшин
своим творчеством «маленькому человеку», смирившемуся со своим положением. А в XXI
веке мы видим, что «маленький человек» не так уж мал, он способен на поступки, которые
могут спасти не только его семью, но и всю Землю. Не бывает маленьких людей, все
живут и переживают, чувствуют и страдают одинаково… Каждый человек – личность.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Тип маленького
человека в литературе
1.1. Понятия характер и тип
Две
крайности жизнеподобного изображения в литературе – это тип и характер. Для типа
характерно преобладание общего начала, свойственного какой–либо группе людей психологически
(типы скупого, глупца и так далее) или социально (типы «маленького человека», «лишнего
человека»). В характере же доминирует то, что свойственно только одному человеку,
его индивидуальность, неповторимость. Еще одно различие между типом и характером
состоит в том, что тип «психологически однострунен»: одна черта в нем подчиняет
себе остальные. Характер же, напротив, сложен, многогранен, противоречив, причем
сам герой нередко осознает эту сложность.
Литературный
характер – художественное воплощение совокупности устойчивых психических особенностей,
образующих личность литературного персонажа; в литературном характере запечатлевается
как обусловленный общественно–исторической ситуацией тип поведения человека, так
и творческая индивидуальность автора. Это художественный образ человека, в котором,
в отличие от типа, преобладают индивидуальные черты, социальная, бытовая, психологическая
обусловленность свойств личности, проявляющихся в тех или иных обстоятельствах,
причем индивидуальное может раскрываться на фоне типического и наоборот (например,
Гамлет У. Шекспира – типичный человек конца эпохи Возрождения, но в то же время
носитель присущих только ему качеств личности).[1]
В
литературе, как и в реальной жизни, не бывает ни чистых типов, ни чистых характеров.
В каждом литературном герое по–разному соединяются (а часто и противоречат друг
другу) типическое и индивидуальное. Так, Пушкин писал про один и тот же психологический
тип скупого у Мольера и у Шекспира: «У Мольера скупой скуп и только, у Шекспира
Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, умен».
Определение
«маленький человек» применяется к разряду литературных героев эпохи реализма, обычно
занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин
или даже бедный дворянин.
Образ
«маленького человека» оказывался тем более актуален, чем более демократичной становилась
литература. Само понятие «маленький человек», скорее всего, в употребление ввел
Белинский. Тему «маленького человека» поднимают многие писатели. Она всегда была
актуальна, потому что ее задача – отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями,
проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать
и объяснить жизнь обычных людей. «Маленький человек» – представитель всего народа.
И каждый писатель представляет его по–своему.
Работа
посвящена «сквозной» теме в русской литературе – эволюции образа «маленького человека».
Данная тема достаточно емкая, в ней отразились многие литературные и социальные
процессы, происходившие в России в течение всего 19 века. Произведения А.С. Пушкина,
Н.В. Гоголя, Ф.М.Достоевского содержат богатый материал для раскрытия данной темы,
для развития аналитических способностей, мышления, общего интеллекта учащихся. Метод
проектов позволит рассмотреть данную тему комплексно, в интеграции с психологией,
социологией, с реалиями современного мира.
1.2. Черты образа «маленького человека»
В
произведениях Шукшина важна фигура рассказчика. Он сам и те, о ком он рассказывает,
— люди общего опыта, общей биографии и общего языка. А потому авторский пафос, тональность
его отношения к изображаемому далеки как от сентиментального сочувствия, так и от
откровенного любования. Автор не идеализирует своих героев только потому, что они
— «свои», деревенские. Отношение к изображаемому в рассказах Шукшина проявляется
по–чеховски сдержанно. Ни у одного из персонажей нет полноты обладания правдой,
и автор не стремится к нравственному суду над ними. Ему важнее другое — выявить
причины не узнавания одним человеком другого, причины взаимного непонимания между
людьми.
Любимые
герои В. М. Шукшина — люди ищущие, творческие, трепетно относящиеся к жизни. Большинство
из них — «с чудинкой», необычные, странные. Но их главное отличительное свойство
состоит в том, что это художественные, артистичные натуры. Часто (вернее, почти
всегда) их творчество не признают, смеются над ним, не понимая, что в душе человека
живет целый мир, просто он не умеет красиво выразить свои мысли и чувства. Мне кажется,
что многих героев Шукшина можно назвать творческими личностями, не признанными обществом.
И это несмотря на их бездарность. Звучит парадоксально. Действительно, зачем общество
должно признавать бездарности? Но, если взглянуть на проблему с другой стороны,
часто ведь люди даже не хотят заглянуть в душу того, кто находится рядом с ними,
а душа эта мечтает о самовыражении и понимании.[2]
Например,
рассказ «Пьедестал». Бывший заключенный, а ныне оформитель вывесок, плакатов и афиш,
Константин Смородин в свободное время создает «холст», изображающий самоубийцу.
А делает он это, следуя завету своего учителя, дяди Ивана: если тебе нечего делать
— складывай песню. Или рисуй. Или играй на балалайке. Словом, занимайся хоть чем–нибудь.
И Смородин занимается своим холстом, занимается даже с некоторой злостью и ожесточением.
Он ждет визита известного художника, который должен оценить его картину, со страхом
и волнением. Читая рассказ, тоже поневоле испытываешь волнение, хотя подсознательно
уже знаешь, каков будет вердикт художника. И как потом, после «приговора», Смородин
ни утешает жену тем, что пригласит других художников, более компетентных, становится
ясно, что и они тоже ничего хорошего про картину не скажут. Но не это важно Шукшину.
То, как Смородин утешает свою жену, и есть настоящее искусство — искусство любви,
доброты, понимания. Смородин и сам не понимает, насколько велик он в этом, сколько
душевных сил таится в нем.[3]
Вспоминается
и еще один рассказ Шукшина — «Микроскоп». Опять же, герой его — простой рабочий,
Андрей Ерин. На скопленные деньги он покупает микроскоп, чтобы «изучать» жизнь микробов.
Конечно, у него нет ни призвания, ни достаточного образования, чтобы заниматься
этим. Но у него есть рвение. Жена только смеется над ним, не видя, как изменился
муж. Ему уже не до выпивок. В голове у него одна мысль: как бороться с микробами.
И снова мы наблюдаем огромный душевный и творческий потенциал, который пытается
найти хоть какой–то выход.
Или вспомним рассказ «Мастер». Семка Рысь — мастер
на все руки, «прирожденный столяр». В своем деле он виртуоз. Более того, он обладает
тонкой, чувствительной ко всему прекрасному душой. Он видит маленькую заброшенную
церковь и загорается желанием ее отреставрировать. Его хождения по инстанциям не
приводят к желанному результату. Напротив, Семке сообщают, что церковь вовсе не
является историческим памятником, а те детали, которые он принял за особые находки
архитектора, оказались всего лишь данью необходимости.[4] Никто
не разрешил Семке реставрировать церковь, но глубоко в душе его поселилась боль.
Это боль от нереализованной мечты. Никто не понял, не поддержал, не посочувствовал.
Из–за людской черствости и равнодушия в душе человека поселяется безысходная тоска. [1]
История всемирной литературы./
Ю. В. Манн – Т. 6. – с. 224 [2]
Большая литературная энциклопедия / Красовский В.Е. и др.
– М.: СЛОВО, Эксмо, 2006. – с. 424 [3]
Фролова Е.А. Одинокие чудики В.М. Шукшина.
Лингвостилистический анализ рассказов писателя. М., 1990. С. 55 [4]
Г у к о в с к и й Г . А .
Реализм Гоголя— М.; Л.: Гос. изд–во художеств. лит. С. 44