Методика преподавания литературы в школе Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему «Маленькая трилогия» А.П. Чехова как художественное единство

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЧЕХОВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ 4

1.1 Творческая индивидуальность писателя 4

1.2 Особенности поэтики прозы писателя 9

Выводы по главе 1 13

2 ЕДИНСТВО АВТОРСКОЙ МЫСЛИ В «МАЛЕНЬКОЙ ТРИЛОГИИ» А. П. ЧЕХОВА 15

2.1 Протест против футлярной жизни (рассказ «Человек в футляре») 15

2.2 Духовный «собрат» Беликова (рассказ «Крыжовник») 18

2.3 Спрятанные в «футляр» чувства как недостижимость человеческого счастья (рассказ «О любви») 22

Выводы по главе 2 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

  

Введение:

 

Произведения А. П. Чехова, великого русского писателя, – это лучшие образцы классической русской литературы, наполненные удивительным, ёмким и глубоким пониманием человеческой души. Как «мастеру жанра малой формы» [1] писателю удалось в лаконичной форме рассказа показать все стороны российской действительности 80–90-х годов XIX века, эпохи глухого безвременья.

Чехов чувствовал исчерпанность старых, застойных форм жизни конца XIX века, и сам был внутренне свободен от них, что и проявилось в его творчестве, которое можно назвать призывом к духовному освобождению и раскрепощению человека. Один из современников Чехова писал ему: «Между нами Вы – единственно вольный и свободный человек, и душой, и умом, и телом вольный казак. Мы же все в рутине скованы, не вырвемся из ига» [2].

Именно Чехов, на наш взгляд, «более всех писателей смотрит в будущее, в наше столетие… Он сумел придвинуть вечные, «гамлетовские» вопросы к обыденному» [3]. Писатель не мог предвидеть, какой будет новая жизнь, но подсознательно верил в нее, в появление какой-то идеи, которая подняла бы человека на достойную высоту: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа» [4]. Эта общая идея одухотворенности человеческой жизни в «Маленькой трилогии» А. П. Чехова, идея достойного, а не жалкого существования, неприятия пошлости жизни как никогда важна и сейчас, и этим обусловлен наш интерес к произведению в наше время.

Актуальность нашей работы можно обосновать и тем, что следующий 2023 год – год 125-летия напечатанных в журнале «Русская мысль» рассказов «маленькой трилогии» А. П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», и, безусловно, тем, что творчество великого писателя по-прежнему является предметом исследования литературоведов.

Произведения Чехова всегда изучались в школе на уроках литературы, и по-прежнему интерес к ним не ослабевает. Главное же, что определило актуальность нашей работы, – проблемы, которые затрагивает писатель в своих произведениях. Мир героев Чехова многолик и многогранен, он и сегодня повествует о тех же чувствах и поступках, которые свойственны человеку в любые времена, поднимая вечные проблемы, и прежде всего нравственные и этические.

На наш взгляд, именно эта, нравственная, сторона должна стать основной в понимании смысла произведений, поэтому цель нашей работы – на основе выявленного художественного единства трех рассказов «Маленькой трилогии» А. П. Чехова, постараться извлечь нравственные уроки, необходимые современному читателю, особенно молодому.

Достижение цели возможно при решении следующих задач:

– определить особенности творческой индивидуальности А. П. Чехова и поэтики его прозы;

– рассмотреть идейно-тематическое содержание рассказов «Маленькой трилогии»;

– выявить художественное единство рассказов чеховской трилогии;

– раскрыть нравственный потенциал рассказов А. П. Чехова, их актуальность и воспитательное воздействие на современного читателя.

Объектом исследования данной работы является «Маленькая трилогия» А. П. Чехова.

Предмет исследования: художественные особенности рассказов А. П. Чехова, составляющие «Маленькую трилогию».

Методы изучения: описательный, сравнительный.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы учителями в в школе, преподающими литературу.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучение творчества Чехова, в том числе в современной школе, одна из самых актуальных сейчас задач, и она становится особенно значимой, потому что в наше время особенно усиливаются требования к литературе как к источнику воспитания школьников в российском обществе, и таким источником могут и должны стать рассказы писателя. Всё возрастающая информатизация общества не повышает вместе с тем уровень культуры у людей, и в первую очередь у детей, то есть у подрастающего поколения, за которым – будущее. Эту задачу во все времена решала именно литература, поэтому изучение рассказов Чехова позволит проанализировать всё самое ценное в его наследии в единое целое и влиять на реалии современности.

В ходе изучения исследований многих литературоведов по нашей теме «Художественное единство рассказов “Маленькой трилогии” нами были выявлены художественные особенности всех трех рассказов, образов, сходство и различие произведений, которое характеризует целостность трилогии и авторской мысли.

Мы пришли к выводу, что в «Маленькой трилогии» наиболее ярко проявляется авторский стиль писателя. Восприятие и изучение произведений русской литературы в её духовно-нравственном аспекте, и прежде всего А. П. Чехова, не только не теряет своей актуальности, но и приобретает особую остроту в условиях нового времени, на переломе эпох. В полной мере мировые гуманистические идеи выражены в произведениях главных русских писателей, ставших основой культурной и духовной базы русского человека. Высокий духовно-нравственный потенциал заложен в этих рассказах А. П. Чехова, что мы и попытались показать в данной работе. Рассказ пронизан прогрессивными идеями, свойственными рубежу веков.

Маленькая чеховская трилогия, уместившаяся на тридцати страничках, несёт в себе большую, многогранную тему отрицания современного писателю жизненного порядка. Каждая история, по существу, повествует о «ложных представлениях», овладевающих различными людьми.

Читатель подводится к выводу о ложности этих самых представлений прежде всего сюжетно. Внутри каждой из рассказанных историй говорится о жизненном крахе, к которому приводит следование той или иной из избираемых «общих идей». «Действительная жизнь» торжествует, и довольно жестоко, над любым из «футляров», в который её пытаются заключить. Только в гробу вполне «достиг своего идеала» Беликов. Ценой утраты молодости, здоровья и – более того – человеческого облика достигает поставленной цели Николай Иванович Чимша-Гималайский. Алехину нужно было утратить любимую женщину навсегда, чтобы понять, «как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то», что сам он ставил на пути своей любви. Каждый рассказ вносит свой вклад в тему «футляра», представляет свой аспект этой темы.

Итак, уже сами по себе рассказанные истории содержат вывод- обобщение, состоящий в отрицании принятых героями форм футлярности, шаблонов, «оболочек», в которые они заключали жизнь. Эти обобщения- отрицания – первая, наиболее очевидная и однозначная группа выводов, к которым автор «маленькой трилогии» ведёт читателей.

Но то, что истории помещены в рамки общего повествования, что рассказчики дают свои оценки историям, – всё это заметно осложняет итоговый смысл цикла. Анализ продолжен, Чехов оценивает выводы, которые герои- рассказчики извлекают из чужих или своих жизненных уроков. На примере трёх приятелей Чехов показывает три разных типа человеческих оценок, три типа реакций на отрицательные жизненные явления, составляющие суть историй.

Ничего не поделаешь, «сколько ещё таких человеков в футляре осталось, сколько их ещё будет!» – дважды повторяет Буркин, повествователь

«Человека в футляре».

«Больше так жить невозможно», надо что-то делать, надо «перескочить через ров или построить через него мост» – такова реакция Чимши-

Гималайского, рассказчика «Крыжовника».

Совершив ошибку, «навсегда» расстался с надеждой на любовь, обрёк себя «вертеться, как белка в колесе», в своём имении Алехин, рассказчик и герой «О любви».

Реакции существенно различны, каждая из них неотрывна от индивидуальности реагирующего и обусловлена ею. Существует возможность неверной интерпретации: абсолютизировать какую-либо одну из этих реакций. Чаще всего чеховские намерения видят в том, чтобы провозгласить фразы, которые произносит рассказчик второй истории, Чимша-Гималайский. Мотивы такого отождествления понятны, но они являются посторонними и по отношению к рассказу, и к действительной авторской установке. Как обычно в чеховском мире, автор не доказывает предпочтительности какой-либо одной из этих реакций, он лишь обосновывает, индивидуализирует каждую из них. И его выводы в иной плоскости, чем выводы любого из героев.

А. П. Чехов – признанный мастер пера, и такое использование образного потенциала пространственных форм было его авторской задачей. Ведь в итоге, прочитав оба рассказа, что футлярная философия – философия человека вообще, а не того героя, на которого обрушиваются обличительные оценки других персонажей. Обличать, оправдывая свое собственное существование и потому успокаиваясь, – главная печаль чеховских рассказов

Проблемы, которые поднимает писатель в своих произведениях, являются актуальными и в наши дни. Традиционная тема русской литературы, сделав виток по всем известной философской спирали, вышла на новый этап своего историко-литературного бытования, и теперь продолжает жить, раскрывая социальные, культурные и философские обстоятельства человеческого бытия на новом этапе общественного развития

Прошло уже более столетия со дня смерти Чехова, а его произведения продолжают доставлять читателям художественное наслаждение; вызывают смех и грусть, заставляют думать и чувствовать глубоко и правдиво, учат, воспитывают, искать смысл жизни по прочтении его произведений: «Ведь только тогда интересно читать, когда мы научаемся слышать сразу все смыслы, а не слова, пусть даже красивые» [34].

Умение самостоятельно решать задачу «на смысл» актуализирует потребность в чтении классики современного читателя и соотносится с воспитанием осмысленного отношения к миру в целом, вследствие чего рассказы Чехова, в том числе его «Маленькая трилогия», несут в себе огромный воспитательный нравственный потенциал, который так необходим в наше непростое время переоценки ценностей, основные из которых по-прежнему вечны и непреходящи, и так актуальны, несмотря на свою отдаленность в историческом времени.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЧЕХОВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ

1.1 Творческая индивидуальность писателя

А. П. Чехов – непревзойденный мастер рассказа, один из самых загадочных и притягательных классиков русской литературы, удиивтельно тонкий художник слова. Его творчество всегда было интересно для ученых, литературоведов: В. В. Ермилова, А. П. Скафтымова, З. С. Паперного, Э. А. Полоцкой, А. П. Чудакова, Г. П. Бердникова, Л. Г. Петраковой, В. В. Прозорова, Т. В. Сатиной, А. Г. Горнфельда, В. Я. Гречнева, И. Н. Сухих и др.

В своих рассказах Чехов обращается к исследованию души человека, и основой его сюжетов становится не столько столкновение человека с грубой социальной средой, сколько его внутренний конфликт. Многие герои Чехова зачастую не способны к творческой реализации, страдают от неумения преодолеть собственные ошибки, они нерешительны, апатичны и слабы.

Основываясь на принципах «художественной объективности», Чехов тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству многие герои его последних произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление к новой, лучшей жизни [5]. Литература для была писателя была прежде всего «защитой человека и защитой в человеке человеческого» [6], а сам Чехов, по мнению И. Эренбурга, является самым «человечным» писателем в русской гуманистической литературе XIX века [7].

Творческая индивидуальность писателя отличается исключительной оригинальностью и многогранностью, он не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.

Талант писателя, считал Чехов, приобретает большую силу, если он сочетается знанием жизни, умом, образованностью, культурой. только художник, обладающий большим умом, может возбудить мысль воспринимающих его искусство. А возбуждение мысли читателя является одним из основных и ценных качеств таланта.

Эта особенность большого, содержательного искусства – возбуждать мысль была свойственна таланту Чехова; своим художественным лаконизмом он активизировал мысль и воображение читателя. Опираясь на свой художественный опыт, называл краткость «сестрой таланта». Писатель умел мастерски создавать небольшим количеством слов живые образы, отличающиеся большой обобщающей силой и пластической конкретностью.

Спецификой идейного содержания становились художественные идеи, связанные с конкретным образом. Так, например, история образа «человека в футляре» постепенно проясняется и кристаллизуется этот образ, как из характерных деталей вырастает типическое обобщение. Учитель гимназии Беликов не случайно оказался образом нарицательным, олицетворяющим общественное явление – «беликовщину».

Герой – это идея, ставшая персонажем, «Для меня человек в футляре – и человек, и в то же время идея…[8].

При кажущейся простоте рассказа это сложная конструкция, состоящая из несколько микротекстов – рассказы в рассказе. Художественные приёмы, основанные на традициях русской реалистической прозы ХIХ в., у Чехова насыщаются элементами символизма и импрессионизма, обогащает актуальными темами и проблемами.Поэтому и образы-идеи с их большим жизненным содержанием вызывают в сознании читателя много емких ассоциаций.

Чехов умел подметить в самой обыкновенной обстановке неожиданную подробность, что-то новое, необыкновенное в обыкновенных явлениях, делать «открытия», заставляющие работать мысль и воображение читателя.

Сам Чехов продемонстрировал в своем творчестве изумительное искусство детали. такую, которая находится в гармонии с идейной направленностью произведения.

Чувство меры и чувство целого при этом позволяло ему отобрать самое главное: Чехов писал Е. Шавровой: «На первом плане картины много подробностей. Вы наблюдательный человек. Вам жаль было расстаться с этими частностями, ну что делать? Ими надо жертвовать ради целого» [9].

Жизненные впечатления часто питали творческую выдумку Чехова. Бунин констатировал: «Выдумывание художественных подробностей и сближало нас, может быть, больше всего… Он был жаден до них необыкновенно…» [10].

Вот как писал о творческой выдумке Чехова А. Горнфельд. Чехов был хорошим наблюдателем «Малейший намек действительности давал ему толчок, и достаточно было этого легкого прикосновения, чтобы творческое воображение Чехова унеслось под небеса» [11].

Различные формы стилизующего творчества в записях писателя, образно и метко названные Д. Овсянико-Куликовским «художественным экспериментом» [12], также можно считать особенностью творческой индивидуальности А. П. Чехова.

Лаконизм Чехова-писателя проявляется и в умении использовать деталь как выразительное средство для характеристики жизненных явлений и психологии человека, отобрать важный или типичный жизненный материал. Так творческая фантазия Чехова, его способность «домыслить» материал жизненных наблюдений проявились и в сочиненных писателем фамилиях, и в мастерстве отбора выразительных деталей и наполнения этих деталей большим содержанием.

А яркой особенностью художественной манеры самого Чехова становится умение увидеть за деталью характер, раскрыть в детали сущность жизненного явления, и в этих умело подобранных характерных деталях заключается то стилистически новое, что внес писатель в литературу.

Характерен для Чехова и удивительный прием подтекста, когда за незначительными репликами, зачастую обыденными словами персонажей кроется глубокий психологический подтекст.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы