Курсовая с практикой Экономические науки Основы государственного и муниципального управления

Курсовая с практикой на тему Любая тема из списка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ. 5

1.1 Законодательное обеспечение и механизм
реализации социальной политики  5

1.2 Органы и их полномочия по реализации базовых
функций социальной политики. 8

1.3 Программно-целевой механизм реализации
государственной политики в социальной сфере. 12

2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА
МОСКВЫ.. 14

2.1 Анализ системы управления социальными
программами и проектами в г. Москва. 14

2.2 Актуальные проблемы совершенствования
организационно-управленческого механизма реализации социальной политики в г.
Москва. 18

2.3 Рекомендации по совершенствованию организационно-управленческого
механизма реализации социальной политики в городе Москва. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 29

  

Введение:

 

Данная работа посвящена изучению особенностей
реализации государственной политики в социальной сфере.

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем,
что современная российская экономика позиционируется как социально
ориентированная экономика рыночного типа. Основная роль государства социально
ориентированной рыночной экономики состоит в развитии институтов взаимной
ответственности участников хозяйственной системы, корректировке в распределении
доходов.

Эффективность реализации социальной политики в
социально ориентированной рыночной экономике зависит от государственных
мероприятий по оказанию социальной помощи через систему социального
обеспечения. Повышается и роль социального законодательства.

В настоящее время состояние и тенденции
социально-экономического развития России позволяют в качестве приоритетов
ставить задачу повышения эффективности социальной политики и повышения
регулирующей роли государства в ее осуществлении.

Тем не менее, современная социальная политика
подразумевает разработку эффективного механизма ее реализации на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях.

Одна из основных проблем реализации социальной
политики состоит в необходимости адаптации к процессам реформирования, которые
на различных территориях находятся на разной стадии, также современное
российское общество отличается высокой степенью дифференциации.

Высокая дифференциация денежных доходов и потребления
населения, коррупционная составляющая государственных органов актуализируют
поиск направлений совершенствования осуществления социальной политики.

Цель работы – выявить особенности и предложить
направления совершенствования реализации государственной политики в социальной
сфере.

Задачи исследования:

1) рассмотреть законодательное обеспечение и механизм
реализации социальной политики;

2) рассмотреть органы и их полномочия по реализации
базовых функций социальной политики;

3) рассмотреть программно-целевой механизм реализации
государственной политики в социальной сфере;

4) провести анализ системы управления социальными
программами и проектами в г. Москва;

5) выявить актуальные проблемы совершенствования
организационно-управленческого механизма реализации социальной политики в г.
Москва;

6) предложить рекомендации по совершенствованию
организационно-управленческого механизма реализации социальной политики в
городе Москва.

Объект исследования – социальная политика государства.

Предмет исследования – организационно-экономические и
управленческие механизмы реализации социальной политики.

В работе использованы такие методы, как анализ,
синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, интерпретация.

По структуре работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников. Первая глава исследования
посвящена рассмотрению теоретической основы реализации государственной политики
в социальной сфере. Во второй главе работы нами проводится анализ реализации и обосновываются
направления совершенствования государственной политики в социальной сфере на
примере города Москвы.

Источниковую базу исследования составили материалы
научной периодики, а также материалы научно-практических конференций,
посвященные вопросам реализации
социальной политики, опубликованные за последние 5 лет.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного
исследования мы можем сделать следующие выводы:

1) Социальная политика – важная
сфера государственного регулирования, ее осуществление находится в ведении
законодательных и исполнительных органов власти. Концепция социальной политики
России обозначена в Стратегии-2020, основными из которых является снижение
дифференциации населения в пользу среднего класса, снижение экономической
дифференциации населения, снижение бедности, а также создание благоприятной
среды обитания. Социальная политика осуществляется законодательными и
исполнительными органами власти. На основе Конституции РФ и государственной
стратегии Правительством РФ разрабатываются законопроекты федерального
значения, рекомендованные для разработки на их основе территориальных программ
и проектов.

2) На основе задач социального
развития, поставленных на федеральном уровне, каждый регион разрабатывает
собственные проекты, исходя из конкретных условий и показателей социального
развития. Проекты федерального уровня и региональные проекты образуют единый
механизм, в рамках которого проводятся решения социального развития государства
и социальной поддержки населения. Структура механизма меняется в зависимости от
потребностей, целей и текущих задач.

3) Рассмотрены особенности
управления социально-экономическим развитием города Москвы в рамках
программно-целевого подхода. Сделан вывод, что в настоящее время сформировался
порядок, согласно которому, разработка программ социального развития города
Москвы инициируется профильным отраслевым органом на основе выявленных проблем,
предложений и обозначенных приоритетов. Работающий программно-целевой механизм
способствует созданию условий управления функционированием
социально-экономической системы города Москвы, направлен в первую очередь на
решение текущих задач.

4) Рассмотрены современные
тенденции социально-экономического развития г. Москвы, основными из которых
являются, формирование благоприятной для человека городской среды, реализация
программ, направленных на улучшение демографической ситуации, создание условий
благоприятного развития института семьи, развитие институтов гражданского
общества, привлечение бизнеса к управлению социальной сферой, формирование
механизмов, направленных на поддержку различных групп населения. В последние
годы наблюдается тенденция увеличения роста расходов на социальную политику
города Москвы и увеличение доли расходов внебюджетных фондов. Создаются условия
повышения социальной роли бизнеса.

5) Выявлены проблемы
организационно-управленческого механизма реализации социальной политики в г.
Москва. Во-первых, часто реализация социальной политики в Москве заключается в
выплате пособий. Разовая помощь не всегда способна изменить ситуацию. В-вторых,
основные проблемы связаны с управлением демографической политикой, поскольку
ситуация осложнена спецификой жизнедеятельности семьи в условиях крупного
мегаполиса. Москвичи сталкиваются с проблемой «семья-работа», в связи с этим
проблемой является отсутствие действенных механизмов, позволяющих обеспечить
родителям возможность сочетать ведение семьи и развитие в профессии. В-третьих,
доходы семей с детьми остаются на низком уровне в связи с чем требуется
разработка минимальных социальных стандартов.

6) Рекомендации связаны с 1) внедрением
инновационных технологий, способных обеспечить развивающуюся управленческую
систему социальной политики мегаполиса в направлении доступности; 2)
формированием механизма привлечения внебюджетных средств; 3) развитием системы
межведомственного взаимодействия, субъектов, осуществляющих социальную политику.

 

Фрагмент текста работы:

 

1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 1.1 Законодательное
обеспечение и механизм реализации социальной политики Концептуальные
основы социальной политики России обозначены в Стратегии-2020, основными из
которых является снижение дифференциации населения в пользу среднего класса,
снижение экономической дифференциации населения, снижение бедности, а также
создание благоприятной среды обитания. На основе этих задач формируется Законодательное
обеспечение и механизм реализации социальной политики в субъектах РФ [3, c. 123].

Социальная
политика осуществляется законодательными и исполнительными органами власти. На
основе Конституции РФ и государственной стратегии Правительством РФ
разрабатываются законопроекты федерального значения, рекомендованные для
разработки на их основе территориальных программ и проектов. Федеральным
законодательством предусматривается сокращение дифференциации доходов населения
посредством изменения (повышения) базовой заработной платы. По вопросам
заработной платы неоднократно говорил Президент в своих обращениях, и
действительно, в настоящее время существуют трудности в определении доли оплаты
труда при расчетах ВВП [11, c. 13].

На
нормативном уровне социальная политика в России формируется в рамках
деятельности специального Совета при Президенте, который занимается разработкой
концепции социальной политики, разработкой соответствующих законом и их
согласованием. Вопросами демографии и поддержки семьи занимается специальная
комиссия, в которую входят советники при Президенте, компетентные в вопросах
тенденций демографии и социальной характеристики населения [17, c. 194].

Также
созданы комитеты на государственном уровне, которые разрабатывают вопросы,
связанные с трудоустройством молодых специалистов, на их особом контроле
находятся вопросы по трудоустройству женщин и родителей, имеющих на попечении
нескольких детей.

На
федеральном уровне реализуется более 80 проектов, направленных на решение
социальных вопросов. К основным проектам, формируемым органами власти
федерального значения можно отнести [19, c. 6]:

— создание
концептуальной основы и проекта по проведению социальной реформы в РФ на
долгосрочную перспективу и на более конкретные периоды;

— целевые
проекты, которые направлены на повышение защиты условий труда, создаваемые и
принимаемые на федеральном уровне;

— целевые
проекты, которые направлены на поддержку инвалидов, создаваемые и принимаемые
на федеральном уровне;

— целевые
проекты, которые направлены на поддержку старшего поколения пенсионеров,
создаваемые и принимаемые на федеральном уровне

— отдельно
стоит отметить программу «Дети России», которая реализуется по итогам ежегодных
посланий Президента;

— на
федеральном уровне проводятся мероприятия, связанные с обеспечением пенсионной
реформы, и ряд других проектов.

На основе
задач социального развития, поставленных на федеральном уровне, каждый регион
разрабатывает собственные проекты, исходя из конкретных условий и показателей
социального развития.

Проекты
федерального уровня и региональные проекты образуют единый механизм, в рамках
которого проводятся решения социального развития государства и социальной
поддержки населения.

Структура
механизма меняется в зависимости от потребностей, целей и текущих задач.

Механизм
реализации социальной поддержки имеет свою структуру управления, субъекты и
объекты которой представлены на рис. 1.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1 Социальное развитие территории как объект управленческого влияния. 5
1.2 Региональное развитие как элемент социального развития территорий.. 11
1.3 Стратегическое планирование как инструмент реализации стратегии социально-экономического развития региона 14
ГЛАВА 2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 22
2.1 Экономическая характеристика Московской области 22
2.2 Оценка перспектив международной деятельности Московской области 27
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 31
3.1 Основные положения стратегии социально-экономического развития Московской области 31
3.2 Зарубежный опыт развития региональной политики 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

  

Введение:

 

Актуальность темы. Наряду с общими принципами выбора путей стабилизации отечественной экономики большое значение приобретает обоснование направлений повышения эффективности региональной политики, основной задачей которой является реализация потенциала конкретной территории и постоянное повышение качества жизни сообщества.
Эффективность функционирования и развития механизма управления определяется адекватной системой стратегических основ территориального развития, учитывающей сложность и высокую динамичность процессов, которая осуществляется внутри и снаружи заданной территории как социально-экономической системы, и обеспечивает участие в стратегическом процессе всех заинтересованных сторон.
Реализация стратегии — это комбинирование плановых и экстренных управленческих решений по адаптации организации, территории, региона, страны в новой ситуации, которая может создать преимущества или угрозы ослабления конкурентных позиций этих субъектов. Расширяя данный подход, стратегию следует рассматривать как модель, интегрирует основные цели, политику и действия территории в единое целое. Научно обоснованная стратегия развития территории позволяет использовать ограниченные ресурсы наиболее эффективным способом с учетом изменений внешней и внутренней среды.
Теоретические и прикладные аспекты комплексной проблемы разработки и реализации региональной политики исследованы в научных трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов, в частности, А.И. Амоша, Я.Б. Базилюк, С.И. Бандура, М.П. Бутко, А.С. Виханского, А.С. Гальчинского, В.М. Гееца, З.В. Герасимчук, Б. Данилишина, С.И. Дорогунцова, М.И. Нижнего, В.И. Захарченко, Т.М. Качали, В.И. Куценко, А.С. Лисецкий, А. Мазура, Л.А. Мармуль, И.Р. Михасюк, В.И. Пили, Р.А. Фатхутдинова, М.И. Фащевский, Л. Чернюк, Ю.П. Шарова, Х. Виссема, П. Друкера, Р. Коха, Г. Минцберг, М. Портера, А. Стриклэнда, А. Томпсона, Д. Траута, П. Уденберг и др.
Цель исследования. Целью исследования является разработка региональной политики для обеспечения долгосрочного экономического роста и повышения благосостояния населения.
Объектом исследования является процесс формирования и разработки региональной политики в трансформационных условиях.
Предметом исследования является методологические, методические и прикладные проблемы совершенствования организационно-экономических основ разработки региональной политики.
Методы исследования. Методологическую и теоретическую основу работы составил синтез результатов фундаментальных и прикладных исследований в области региональной экономики, менеджмента, маркетинга; труды отечественных и зарубежных ученых разных областей знаний, в которых освещены фундаментальные теории развития территориальных систем, становления и социально-экономического развития регионов.
Применен диалектико-материалистический методологический инструментарий, в частности: метод научного абстрагирования — при анализе особенностей проявления трансформационных форм стратегического планирования в экономике; системный метод — при определении сущности, составляющих, критериев, показателей эффективности стратегического планирования; экономико-математические методы, нормативный подход — при разработке практических предложений и рекомендаций.
Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В условиях осуществления радикальных социально-экономических реформ возрастает необходимость разработки конкретных технологических путей управления развитием социально-ориентированной экономики, реализуемых в русле соответствующей региональной политики.
Региональная политика — важный компонент устойчивого развития любой управленческой системы — как коммерческой фирмы, так и конкретной территории (региона). Региональные политики очень важны, ведь они определяют основные приоритеты и контрольные точки развития. Без стратегии развитие может быть только хаотичным. Хорошо разработанная региональная политика является инструментом налаживания партнерских отношений или своеобразным камертоном, через который в нынешнее время турбулентности, неопределенности регулирования администрации территории, органы местного самоуправления, бизнес и общины могут совместно взвешенно и согласованно действовать для достижения общей миссии.
Чтобы региональная политика была олицетворяемой и эффективной она должна предусматривать несколько основных моментов:
а) основываться на реальном материале,
б) быть произведенной вместе с другими стейкхолдерами — бизнес, общественные организации, местное самоуправление на уровне районов, городов, общин;
в) отвечать на вопросы о приоритетах и ожидаемых результатах.
Региональная политика — это некий указатель. Общество должно определиться, куда ему двигаться, а инвесторы должны понимать, во что вкладывать ресурсы. Однако без качественного плана реализации, стратегия — это всего лишь бумага. Нужно найти конкретные проекты по каждому направлению, и эти проекты должны быть инновационными, а не проектами «проедания» государственных ресурсов.
Во второй главе был проведен экономико-статистический анализ Московской области, в результате которого было установлено, что Московская область имеет устойчивое положительное сальдо внешнеторгового баланса и обладает достаточно высоким потенциалом для внешнеэкономических связей. Это обусловлено стабильным превышением экспорта над импортом, совершенствованием производств отечественной продукции, выгодным географическим расположением региона и развитием транспортной инфраструктуры.
В контексте последних законодательных изменений, касающихся поиска оптимальной модели стратегического планирования развития на региональном и местном уровнях, необходимо выделить отдельные положительные изменения, направленные на расширение возможностей территориальных общин местного уровня.
Однако очевидно, что нормативно-правовая база стратегического планирования регионального развития сегодня не соответствует реалиям, является процессом распыленным и несогласованным и находится на стадии совершенствования.
Ключевым недостатком подавляющего большинства региональных политик является нехватка конкретики: шаблонность и расфокусированность стратегических целей, размытость формулировок операционных целей и задач, отсутствие или недостаточная проработанность индикаторов успешности и плана мониторинга выполнения, отсутствие оценки нескольких сценариев развития и необходимых ресурсов для выполнения стратегии, а также несогласованность общего видения развития региона между администрацией региона, бизнесом и общественностью.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Социальное развитие территории как объект управленческого влияния
В условиях неравномерности территориального развития социальной сферы, которое усиливается вследствие влияния мировых процессов глобализации и интеграции, объективно обусловливается необходимость в освоении нового формата государственного управления социальным развитием регионов и, соответственно, необходимость в проведении исследований, ориентированных на разработку адекватного современным условиям научной базы для осуществления государственно-управленческих воздействий на социальную реальность.
Логичной реакцией на процессы качественного обновления управленческих отношений должно стать переосмысление и расширение категориального аппарата науки государственного управления. В частности, одной из категорий, которая требует уточнения трактовки и четкого определения сущности, является «социальное развитие территорий», что позволит усовершенствовать содержание государственного воздействия на социальные процессы, наметить перспективные направления государственной социальной политики в ее территориальном измерении.
Понятие «социальное развитие» занимает одно из ведущих мест в тезаурусе философских, социологических, экономических и других областей знаний. В то же время общественно-научный дискурс о социальном развитии напоминает «понятийный хаос», подтверждением чего является тот факт, что ученые придают этому термину различной смысловой нагрузки, что обусловлено среди прочего многообразием сфер знания, которые принимают это явление как предмет исследования, и предельно высоким количеством определений понятий, формирующих концепт социального развития.
Прежде всего, имеется в виду термин «социальное» — многозначность которого характеризуется не только многочисленностью интерпретаций, но значительным количеством подходов к его толкованию. В частности, взгляд на эту категорию в широком и узком смысле обусловил употребление термина «социальное развитие» в двух его основных значениях: прежде всего в социально-философской (например, В. Волович, А. Грицанов) и социологической (Е. Беленький, И. Гавриленко, В. Чупров и другие) литературе, в частности справочно-энциклопедического значения. Двойное толкование термина «социальное развитие» содержится и в профессиональных публикациях по управлению социальным развитием и осуществлению социальной политики (А. Петрой, В. Скуратовский, В. Трощинский, П. Шевчук).
Анализ содержательных характеристик термина «социальное развитие территории» нужно, по нашему мнению, начать с теоретического анализа категории развития. Именно ее содержание содержит признаки и свойства, которые в своей совокупности должны быть отражении в дефиниции исследуемого понятия. При этом, выявление сущности термина «развитие» невозможно без рассмотрения его содержания в работах отечественных и зарубежных ученых и определение основных его признаков.
Попытки, хотя и несовершенные, раскрыть содержание категории развития можно проследить уже в древние времена и средние века. Это понятие в современном его понимании возникает примерно в XVIII в. Так, Ж. Бюффон принимает его в связи с объяснением истории Земли, И. Кант — для объяснения происхождения Космоса, Солнечной системы, И. Гердер — объяснение истории культуры, а Ж. Ламарк — истории живых существ. Начиная с середины XIX в., понятие развитие стало основным принципом биологии, в частности благодаря работам Г. Спенсера, Дарвина. Концепцию развития с позиций диалектики разработал Гегель. Однако считается, что содержание и структура понятия «развитие» наиболее полно раскрыл русский философ В. Соловьев. До сих пор остаются актуальными его слова, что, несмотря на широкое использование названного понятия в научной среде и обыденном мышлении, логический смысл этой категории не стал вполне понятным для общего сознания. Наоборот, его «содержание является достаточно нечетким и неопределенным не только для полуграмотной толпы, но даже порой для ученых и квазифилософов, которые употребляют это понятие в своих теоретических построениях». Эта позиция вполне подтверждается разнообразием его трактовок в справочно-энциклопедической литературе и неоднозначностью взглядов на сущность этой категории научных исследованиях. Так, в соответствии с рядом этимологических словарей слово «развитие» является калькой от немецкого Entwicklung (еnt- — рас-; -wick- — -ви-; -lung — -ток).
Русский словарь трактует этот термин в толковых словарях русского языка в трех значениях, фактически в соответствии со стадийностью вышеуказанного процесса, а именно как:
а) определенное действие, что означает развиваться, по сути как промежуточный этап между предыдущим и новым состояниями объекта;
б) момент перехода от одного состояния к другому, высшему, лучшему, качественно нового;
в) уровень изменения определенного объекта, фактически разница между начальным и конечным его состоянием, то есть степень развития. Иными словами, термин развитие может обозначать определенный процесс качественных изменений определенного объекта и / или результат этого процесса.
В философской литературе энциклопедического типа развитие часто определяется как поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния в другое [4]. Однако преимущественно философская научная традиция пронизана мыслью о том, что развитие является необратимой, целенаправленной, закономерной сменой объекта, в результате которой наступает новое качественное состояние его состава или структуры. То есть, философское видение развития раскрывается именно через одновременное наличие всех указанных свойств, которая выделяет процессы развития среди других изменений. Так, возвратность изменений характеризует процессы функционирования, циклическое воспроизведение постоянной системы функций. Отсутствие закономерности характерно для случайных процессов. При отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, а потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне связанной линии. При этом существует мнение, что направленность определяется наличием цели, то есть развитием такого ряда имманентных изменений, который идет от определенного начала и направляется к определенной цели.
Развитие предполагает изменения в определенном субъекте, которым не могут быть ни простая одномерная субстанция, ни механический агрегат элементов или частей, а лишь организмы, состоящие из множества внутренне связанных между собой элементов.
С учетом практически всех обозначенных признаков категории развития, в Энциклопедии государственного управления, трактует это понятие как особый тип необратимых, поступательных, целенаправленных изменений сложных системных объектов, что связано с их структурным и функциональным обновлением, улучшением, ростом, совершенствованием, преобразованием в «свое» качественно новое [7].
Проведенный анализ дает основания для вывода, что основой дефиницией понятия «социальное развитие территории» должны быть такие методологические положения:
— развитие обозначает направленный процесс необратимым и закономерных изменений определенных объектов — сложных систем;
— результат развития заключается в качественном изменении состояния элементов системы;
— направленность процесса имеет положительное значение, что выражается в росте степени изменений определенных величин или их комплекса, как усиление дифференциации структуры и функций;
— положительная оценка направленности изменений, их соответствие общепризнанным ценностям характеризует прогрессивность изменений, противоположностью которых является регресс;
— развитие обусловлено эндогенными факторами, внутренними механизмами объекта развития, а его направленность — определенной целью или системой целей.
В словарях иностранных слов «социальный» (от лат. — socialis) толкуется как «связанный с жизнью и отношениями людей в обществе» [16]. Похожее определение дается в отдельных философских энциклопедических словарях, а именно как «название всего межчеловеческого, то есть всего того, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения, в первую очередь, того, что касается общества и сообществ, имеет общественный или общественный характер »[17].
По мнению отдельных исследователей, существующие интерпретации «социального», можно свести к нескольким важнейших толкований: «1) синоним общественного; 2) отличное от природного, биологического, такое, что возникает в результате исторического развития общественных форм; 3) над индивидуальный, отличное от личностно неповторимого; 4) такое, что обозначает определенный тип проблем социального взаимодействия (наряду с экономическими, политическими и т.д.); 5) такое, что описывает межгрупповые отношения в обществе (близкий в этом смысле к сроку социетальный) 6) то, что характеризует взаимодействие всех социальных акторов «[18].
Однако, как отмечалось, в научной литературе утвердился взгляд на эту категорию в широком и узком смысле. В широком смысле она обозначает «общественное», «общественный». Хотя и в этом смысле толкования даются весьма неоднозначны: в одном случае «социальное» трактуется как социум, общество в целом, вся система общественных отношений, в другом — как некий социальный срез всех подсистем общественных отношений, то есть подчеркивается, что аспекты «социального» проходят через все явления жизни социума и обязательно имеющиеся во всех сферах общества.
В узком смысле «социальное» используется, когда речь идет о социальной сфере как одной из сфер общественной жизни, о социальных отношениях как специфические отношения, которые реализуются с определенным критерием между основными субъектами общества.
В контексте нашего исследования важно четкое разграничение терминов «общественное» и «социальное», поскольку в первом случае, как нам представляется, речь может идти о развитии территории в целом, а не социальную его форму, поэтому целесообразным является установление содержания «социального» в его собственном смысле. Узкий смысл понятия «социальный» отечественными учеными трактуется преимущественно как те аспекты общественной жизни, которые определяются положением людей в социальной структуре общества, отношениями между социальными группами и между людьми как представителями разных классов, наций, трудовых коллективов, профессионально-квалификационных и других социальных групп [9].
Обобщая, можно сделать вывод, что суть понятия «социальное» детерминируется, с одной стороны, социальной сути субъектов отношений (действий, взаимодействий, связей), с другой — социальной природой содержания этих взаимоотношений. Поэтому необходимым условием определения собственного значения термина «социальное» является установление содержательной характеристики субъектных взаимодействий, которые, учитывая вышеуказанную дефиницию, могут заключаться в статусной динамике, положении в обществе, в частности равенства или неравенства и тому подобное. По нашему мнению, из всего массива содержательных характеристик, имеющихся в научной литературе, уместно выбрать удовлетворения социальных потребностей и интересов в процессе совместных индивидов и их сообществ, поскольку именно удовлетворение одних и появление новых потребностей обусловливает изменение качества социальных взаимоотношений в собственном их значении.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы