Курсовая с практикой на тему Любая на выбор, в прикреплённом файле
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 5
1.1 Понятие воображения как психического процесса. 5
1.2 Возрастные особенности развития воображения в период
дошкольного детства 8
1.3 Методы развития воображения у дошкольников. 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ.. 18
2.1 Процедура проведения исследования: цель, задачи, методики. 18
2.2. Разработка и реализация системы занятий на развитие
воображения с дошкольниками. 22
2.3 Анализ результатов исследования. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 32
ПРИЛОЖЕНИЯ. 36
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
исследования. Актуальной проблемой современной
психологии и педагогики является развитие воображения детей. К проблеме
развития детского воображения детей наука обращалась во все времена, и каждой
отдельной эпохе были присущи особые традиционные подходы, приемы и методы.
Дошкольный возраст общепризнанно является самым сензитивным периодом для
развития воображения, потому что у ребенка еще не сформировано критическое
отношение к происходящему, следовательно, тем эффективнее педагогическое
воздействие. Слабая критичность мышления способствует активизации воображения
ребенка, проявляющемся во всех видах деятельности ребенка.
Работа по проблеме изучения воображения у детей
дошкольного возраста заключается в том, что в современных условиях, когда идет
процесс непрерывного преобразования, кардинального изменения всех общественных
институтов, умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи,
проектировать предполагаемый конечный результат, приобретают особую значимость. Именно в период
дошкольного детства закладывается фундамент психического развития ребенка,
интенсивно развиваются все психические познавательные процессы, среди которых
особое место занимает воображение ребенка.
На современном этапе происходит активный
поиск новых эффективных технологий с целью максимального развития творческого
потенциала дошкольников. Противоречия, возникающие между требованиями
образовательных программ к умственному развитию ребенка и низким уровнем
способностей ребенка создавать что-то новое на основе приобретаемых знаний, до
сих пор остаются неразрешенными. Традиционные системы дошкольного обучения
основываются на использовании преимущественно репродуктивной деятельности по
усвоению готовых истин, в то время как исследовательский поиск остается
вспомогательной дидактической структурой целостного педагогического процесса.
Депривация поисковой активности приводит к потере любознательности, способности
мыслить, творчески преобразовывать.
Проблемами изучения воображения в
дошкольном возрасте занимались такие ученые, как С.Л. Венгер, Л.С. Выготский,
В.В.Давыдов, О.М.
Дьяченко, А.В. Запорожец, Д.В. Менджерицкая, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б.
Эльконин и др. С самого раннего детства процессы творческого воображения
наиболее представлены в сюжетно-ролевых играх детей, являющихся ведущей
деятельностью ребенка-дошкольника (А.В. Запорожец, А.Н.
Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Объект исследования:
воображение как психический процесс.
Предмет исследования:
особенности развития воображения у детей.
Цель исследования: изучить
особенности воображения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза
исследования заключается в
предположении, что процесс развития воображения у детей старшего
дошкольного возраста будет наиболее успешным, если использовать игру как
наиболее эффективное средство.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть воображение как психический процесс.
Выявить психологические основы развития воображения в дошкольном возрасте.
2. Охарактеризовать методы развития
воображения у дошкольников.
3. Реализовать практику развития воображения в старшем
дошкольном возрасте и дать анализ результатам исследования.
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение; эмпирические:
тестирование; методы
качественного и количественного анализа эмпирических данных, интерпретация результатов.
Структура
работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение,
список литературы, приложения.
Заключение:
Проведенное теоретическое исследование особенностей
развития воображения в дошкольном возрасте позволило сформулировать следующие
выводы и обобщения.
Воображение — это психический процесс, в котором
отражение действительности происходит в специфической форме — объективно или
субъективно нового, созданного на основе образов восприятий, памяти, а также
знаний приобретенных в процессе речевого общения. В зависимости от
самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и
творческим.
Ранний возраст характеризуется возникновением
отсроченного подражания и представлений; появление воображаемых игровых
ситуаций и игрового переименования предметов-заместителей. В младшем дошкольном
возрасте воображение опирается на внешнюю опору предметов, в дальнейшем
происходит интериоризация действий ребенка при переходе к игровым действиям с
воображаемыми предметами — представлению действий с ними в воображении.
Прогрессируют словесные формы воображения, которое отличается
непроизвольностью, стихийностью. В среднем дошкольном возрасте воображение
приобретает большую целенаправленность, начинает формироваться его
произвольность. Особенностями развития воображения старших дошкольников
являются следующие: формирование произвольности воображения в ходе создания,
планирования и реализации замыслов; превращение воображения в процесс
фантазирования; освоение ребенком приемов и средств создания образов; переход
воображения во внутренний план, отсутствие необходимости в наглядных опорах для
создания образов.
Развитие воображения происходит в различных видах
деятельности — игровой, продуктивной (изобразительной), конструктивной. Для
развития воображения дошкольников требуется применение комплекса методов и
приемов: наглядные, словесные, наблюдение, тестирование, беседа, изучение
продуктов деятельности ребенка, методы арт-терапии.
На констатирующем этапе были
разработаны критерии и показатели для оценки уровня сформированности
воображения у старших дошкольников. По итогам первичной диагностики выявлено,
что старшие дошкольники отличаются недостаточной сформированностью скорости,
оригинальности, проработанности образов воображения, а также недостаточным
уровнем сформированности творческих решений, что предопределило необходимость
проведения с детьми системы занятий на развитие воображения.
По итогам анализа результатов контрольного
эксперимента выявлена положительная динамика в развитии воображения
дошкольников, что подтверждает эффективность проведенных мероприятий. В итоге стали более выраженными,
проработанными и оригинальными образы воображения. Дети к концу исследования
демонстрировали лучшую скорость процессов воображения: быстро придумывали сюжет
рассказа, старались придумать что-то новое, необычное, оригинальное. Богатство
фантазии проявлялось в большом количестве образов. Глубина и проработанность
образов характеризуется подробностью деталей и характеристик воображаемых образов.
Эмоциональность образов воображения отмечается яркостью, привлечением внимания
к рассказу, вызывает эмоциональные реакции. У детей также отмечается
положительной динамикой уровень принятия творческих решений — дошкольники в
основном ориентировались на установку на преобразование наличного предметного
материала. У детей активно развито репродуктивное воображение, проявляется
эмоциональная включенность в творческий процесс.
Сравнение показателей свидетельствует об
эффективности применявшихся на формирующем этапе коррекционно-развивающих
занятий, направленных на развитие воображения детей. Становится очевидным
подтверждение гипотезы, выдвинутой в начале исследования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ 1.1
Понятие воображения как психического процесса
Воображение — это психический процесс, в котором отражение
действительности происходит в специфической форме — объективно или субъективно
нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов
восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения [2].
Воображение — это
аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим
влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые
владеют человеком в данный момент. Воображение — психическая деятельность,
основанная на создании представлений и мысленных ситуаций, непосредственно в
действительности не воспринимаемых [34].
Различные точки зрения на трактовку процесса
"воображения" присутствуют у отечественных и зарубежных авторов. Я.Л.
Коменским воображение трактовалось как специфическая форма отражения
действительности, ориентирующаяся на создание новых образов и идей с опорой на
имеющиеся представления [38, с. 1054].
Согласно мнению Л.С. Выготского, воображение не
воспроизводит накопленные прежде впечатления, а выстраивает качественно новые
ряды представлений из ранее приобретенных впечатлений. Другими словами
привнесение нового в процесс течения и изменения впечатлений для создания
нового, ранее не существовавшего образа и составляет воображение [5]. По мнению
Л.С. Рубинштейна, роль воображения заключается в необходимости представления
индивидом конечного и промежуточного результатов деятельности, соответственно
воображение связано со способностями создания чего-либо нового, как
преобразование прошлого опыта, реализуемого в образной форме [30].