Курсовая с практикой на тему Любая из списка Исследование интернет-зависимости подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения Интернет-зависимости 6
1.1 Понятие, критерии и причины интернет-зависимости 6
1.2 Особенности феномена Интернет-зависимости в подростковой среде 11
ГЛАВА 2. Изучение Интернет-зависимости у подростков 14
2.1. Организация исследования 14
2.2. Анализ результатов исследования 15
2.3. Психологические рекомендации по профилактике Интернет-зависимости у подростков 22
Заключение 26
Список литературы 28
Введение:
Современные дети, кажется, уже рождаются с умением пользоваться компьютером и Интернетом. Интернет становится реальным фактором угрозы психическому здоровью населения России. Особенно остро стоит проблема чрезмерного патологического использования сети Интернет подростками и молодыми людьми, т.к., во-первых, они составляют основную массу пользователей сети, в различных источниках цифры варьируются. Во-вторых, возрастные особенности подростков и юношей могут являться фактором риска для возникновения зависимостей.
Однако в нашей стране наблюдается не так много исследований, посвященных данной проблеме. Среди русскоязычных источников могут быть названы статьи Войскунского В.А., переводы и дополнения статей Мюррей К., и К.Янг, исследования В.Буровой, А.Е. Жичкиной, И.В Чудовой, и др.
Цель исследования: выявление личностных особенностей, характеризующих Интернет-зависимых подростков.
Объект исследования – феномен Интернет — зависимости.
Предмет исследования – Интернет — зависимость у подростков.
Гипотеза исследования:
1. У подростков среднего звена школы (7-8 классы) существует Ин-тернет — зависимость и игровая зависимость.
2. У мальчиков Интернет – зависимость встречается чаще, чем у де-вочек.
3. Интернет-зависимые подростки обладают рядом специфических личностных особенностей, которые, отличают их от Интернет – независимых сверстников.
Задачи исследования:
1. Исследовать научную психологическую литературу, посвященную проблеме Интернет-коммуникации в подростковом возрасте.
2. Выявить степень распространенности феномена Интернет-зависимости среди подростков.
3. Выявить специфические личностные особенности подростков, подверженных зависимости от Интернета в том числе, в гендерном аспекте.
Для реализации поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы: теоретический: анализ психологической литературы; экспериментальный и психодиагностический; метод статистической обработки результатов: количественный и качественный анализ полученных в ходе диагностики результатов.
Методики исследования:
тест на Интеренет-зависимость, разработанный К. Янг в адаптации В.А. Лоскутовой (Буровой);
методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р. Даймонда (СПА);
методика «Ценностные ориентации» Рокича;
Теоретико-методологическая база исследования: Теоретические положения нашего исследования базируются на представлениях Голдберга А., Войскунского А. Е., Жичкиной А. Е., Егорова А. Ю., Короленко Ц. П., Янг К. и других специалистов в области изучения феномена Интернет-зависимости. В качестве источников были также использованы электронные сайты, посвященные данной проблеме. Научная новизна исследования определяется недостаточной разработанностью в психологической литературе данной проблемы.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №109 г. Волгограда. В исследовании принимали участие 70 испытуемых 7-8 классов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы критерии и определены психодиагностические методики, позволяющие выяснить особенности личностной сферы подростков с Интернет-зависимостью. Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности психолога в работе с подростками и коррекции личностного развития школьников.
Структура работы определена задачами исследования, логикой раскрытия темы и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Целью исследования было нашего выявление личностных особенностей, характеризующих Интернет-зависимых подростков, в сравнении с личностными особенностями подростков, не имеющих зависимости от Интернета.
Нам удалось установить, что подростки с Интернет – зависимостью демонстрируют наличие специфических личностных особенностей, отличающих их от сверстников, не имеющих зависимости от Интернета. Интернет-зависимые подростки характеризуются наличием выраженных, негативных переживаний, низким уровнем адаптации, неприятием себя и других, склонностью к убеганию от проблем, негибкостью психических процессов, пассивностью. Они хуже приспосабливаются к смене обстановки, склонны к тревогам, не уверены в себе, чувствительны. Им более свойственно критическое отношение к людям, раздражение по отношению к ним, агрессивность, ожидания негативного отношения к себе, замкнутость, эмоциональная холодность. У них более выражено желание самоутвердиться казаться больше, чем они есть. Они склонны отрицать свою ответственность за происходящие ним события, считая их результатом действия внешних сил. Мотивационно-ценностная сфера Интернет-зависимых подростков отличается сосредоточенностью на себе, и своих проблемах. Интернет-аддикты склонны к философскому отношению жизни. Для них мало важно общение со сверстниками, возможно потому, что соответствующая потребность удовлетворяется в виртуальном общении, и вместе с тем, у зависимых от сети Интернет наблюдается потребность в любви, принятии, эмоционально теплых отношениях.
Совокупность выявленных нами личностных особенностей Интернет-зависимых подростков хорошо укладывается в представление об Интернет-аддикции как о способе ухода от неудовлетворяющей реальности. Личностные особенности подростков, могут способствовать формированию Интернет-зависимости, т.к. они довольно легко компенсируются или же реализуются в Интернет-пространстве.
На основе полученных данных можно разработать ряд практических рекомендаций — программу для профилактики и коррекции Интернет-зависимости у подростков, задачами которой могут стать: развитие коммуникативных навыков Интернет-зависимых подростков; повышение самооценки и уровня социально-психологической адаптации, снижение уровня тревожности Интернет-зависимых подростков, снижение риска возникновения зависимости.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения Интернет-зависимости
1.1 Понятие, критерии и причины интернет-зависимости
Стоит отметить, что терминология проблемы еще не вполне устоялась, существует множество синонимов, обозначающих данное явление, определения которого так же различны.
Интернет-зависимость (синонимы: Интернет-аддикция, сетеголизм, нетаголизм, виртуальная аддикция, кибераддикция) – в самом общем виде, определяется как нехимическая зависимость от пользования Интернетом. (Корнеева, Е., 2004).
В ряде источников можно найти более развернутое определение: Интернет-аддикция – феномен психологической зависимости от сети Интернет, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети в виртуальном мире затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире. (Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского.М., 2000, с.67).
Такая неопределенность в терминологии с одной стороны говорит о сложности феномена Интернет-зависимости, а с другой стороны, свидетельствует о недостаточной изученности проблемы.
Далее рассмотрим признаки и виды интернет-зависимости. Согласно определению, данному К. Янг, под Интернет-аддикцией предлагается понимать имеющее выраженные социальные, психологические и профессиональные последствия использования Интернета, длительность которого за неделю превышает 38 часов, а содержание не имеет отношения к учебе или работе. При этом у учащихся снижается успеваемость, у работающих страдает карьера, нарушаются супружеские отношения. Перечисленные проявле¬ния отсутствуют у лиц, чье пребывание в Интернете не превышает 8 часов в неделю (Войскунский А.Е, 2000, с.102). Однако более корректно, по мнению многих авторов, говорить о том, что критерием наличия аддикции является не количество ежесуточных Интернет-часов, а сумма потерь в реальной жизни. К свидетельствам таких потерь А. Е. Войскунский относит: сообщения об убийствах, самоубийствах, смертях из-за хронического недосыпания, побегах подростков из дому, бракоразводных процессах, осуждении родителей за неадекватный уход за детьми, эмоциональных расстройствах, депрессиях и стрессах, вызванных потерей доступа к Интернету или содержанием полученных сообщений (Войскунский А.Е, 2000 с.253).
Повышение толерантности (постепенное увеличение времени, по-свящаемого Интернету), компульсивность (осознание проблемы не ведет к ее решению) и синдром отмены (недоступность компьютера вызывает раздражение и тревогу) по мнению многих авторов, представляют собой существенные признаки зависимости.
Необходимо отметить, что согласованного списка критических признаков Интернет-зависимости на настоящий момент не существует. Проблема критериев наличия зависимости от Интернета рассматривается работах К. Янг, И. Голдберг, А. Е. Войскунский и ряда других авторов.
Таким образом, несмотря на то, что единого представления о перечне критических признаков Интернет-аддикции на настоящий момент не существует, специалисты сходны во мнениях о поведенческих характеристиках (признаках) данного феномена. Среди наиболее распространенных из них можно назвать следующие: навязчивое желание проводить в сети все больше времени, неспособность вовремя отвлечься от работы в Интернете, появление негативных эмоций (раздражение, гнев) при вынужденном отвлечении от деятельности в сети, пренебрежение своими обязанностями (работа, учеба, семья), проблемы со здоровьем, связанные с постоянным использованием компьютера, улучшение эмоционального состояния при выходе в Интернет.
Классификации видов Интернет-зависимости представлены довольно широко, но в большинстве своем они основываются на том виде деятельности, который пользователь осуществляет в сети Интернет.
Если говорить о механизме возникновения зависимости, то большинство авторов сходятся в том, что психологический механизм формирования Интернет-зависимости основан на частично неосознаваемых стремлениях — уходе от реальности и потребности принятия роли. Широкие возможности для этого как раз и предоставляют различные онлайн-игры и социальные сети, которые становятся способом компенсации жизненных трудностей и проблем. В Интернет пространстве пользователь перестает быть самим собой, скрываясь за разными никами и образами, он становиться тем, кем хотел бы быть. Рассмотрим суть этих механизмов немного подробнее: