Курсовая с практикой на тему Лучшие региональные практики реализации национального проекта «малое с среднее предпринимательство»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические аспекты анализа региональных
практик реализации национального проекта «малое и среднее предпринимательство». 6
1.1. Сущность
и характеристика малого и среднего предпринимательства: критерии отнесения. 6
1.2. Роль малого
и среднего предпринимательства в развитии экономики. 8
2. Анализ региональных практик реализации
национального проекта «малое и среднее предпринимательство». 13
2.1. Особенности
и проблемы реализации в Оренбургской области национального проекта «малое и среднее
предпринимательство». 13
2.2. Пути совершенствования
национального проекта «малое и среднее предпринимательство». 25
Заключение. 34
Библиографический список. 37
Приложения. 40
Введение:
Актуальной
проблемой в современное время является развитие малого бизнеса. Малый бизнес-организация,
опирающаяся на предпринимательскую деятельность небольших предприятий, малых фирм,
формально не входящих в объединения. Развитие экономики зависит от некоторых факторов,
важнейшим из которых является развитие малого предпринимательства. Актуальность данной проблемы велика, так как одним
из регуляторов рыночной экономики является малое предпринимательство.
Важность
малого бизнеса для местных сообществ эмоционально коренится в покупке и продаже
с друзьями и соседями. Важность малых фирм в сельской местности и больших городах
также проявляется в экономических выгодах от местных покупок. В некоторых городах
и деревнях малый бизнес — единственный вид, который может выжить, обслуживая сокращенное
население. В большом городе малые предприятия часто предлагают более разнообразный
ассортимент или специализируются на предоставлении уникального или персонализированного
обслуживания клиентов. Малые предприятия также представляют новые возможности для
трудоустройства и служат строительными блоками крупнейших корпораций США.
Отнесение
предприятий к категории «малый бизнес» в Российской Федерации осуществляется согласно
действующему законодательству:
Федеральный
Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (статья 4) [13], в котором определены условия отнесения
к субъектам малого и среднего предпринимательства;
Постановление
Правительства РФ от 13.07.2015 г. № 702 «О предельных значениях выручки от реализации
товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
определяет отнесение к той или иной группе бизнеса по объему реализации продукции
(товаров, работ и услуг) [14].
Наряду
с количественными характеристиками, ученые-экономисты дают и качественные определения
малого бизнеса и предпринимательства. Так, по мнению Н.М. Филимоновой, Н.В. Моргуновой
и Е.С. Ловковой, малое предприятие – это «…предприятие с незначительным количеством
работников, небольшими объемами деятельности, большей частью рискованной деятельности
(производственной, торговой, научной и т.п.), и производства, владелец которого
несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает
управленческие решения с целью присвоения прибыли» [16, с.8].
Кроме
того приводятся и другие определения понятия «малый бизнес». Так, Н.М. Ракутина
дает более широкое определение данного понятия, которое по своему смыслу близко
к определению понятия «малое предпринимательство»: «Малый бизнес – это ведущий сектор
экономики, который является основой рознично-торгового производства, определяет
темпы экономического развития, структуру и качественную характеристику валового
внутреннего продукта, степень демократизации общества» [4, с.83].
М.Г. Лапуста
характеризует малое предприятие как «небольшое предприятие, которое не имеет сложной
организации управления и которым руководит один независимый собственник, имеющий
ограниченный доступ к рыночному капиталу и незначительную долю своего товара на
рынке, не занимает в своей области доминирующего положения и отвечает определенным
критериям по количеству занятых и ежегодным критериям продаж» [17,с.14].
Обобщив
приведенные определения понятия «малый бизнес», можно утверждать, что это предусмотренная
действующим законодательством, систематическая, инициативная, самостоятельная деятельность
физических лиц-предпринимателей, а так же юридических лиц какой-либо организационно-правовой
формы и формы собственности, зарегистрированных в порядке и в соответствии с критериями
отнесения к субъектам малого бизнеса, установленных в соответствии с действующим
законодательством, которую осуществляют от своего имени, на собственный риск и под
свою ответственность с целью получения дохода. Данная деятельность связана с риском
использования имеющихся ресурсов, направлена на получение прибыли, охватывает все
сферы деятельности и ориентирована на удовлетворение социальных потребностей населения.
Объект
исследования – малые предприятия РФ. Предметом курсовой выступает государственная
поддержка малого предпринимательства, роль малого бизнеса в экономике.
Цель работы
– проанализировать лучшие региональные практики реализации национального проекта
«малое с среднее предпринимательство». Задачи исследования:
— рассмотреть
сущность и характеристика малого и среднего предпринимательства: критерии отнесения
— рассмотреть
роль малого и среднего предпринимательства в развитии экономики
— рассмотреть
особенности развития МСП за рубежом
— провести
анализ развития малого и среднего предпринимательства
— рассмотреть
особенности и проблемы реализации в регионах национального проекта «малое и среднее
предпринимательство»
— рассмотреть
практику поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии
— рассмотреть
направления совершенствования национального проекта «малое и среднее предпринимательство»
В написании
курсовой работы были использованы книги следующих авторов: Балашевич М.И., Рубе
В.А., Газизова А.Р.
Структура
работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников
и приложений.
Заключение:
Развитие малого и среднего предпринимательства в России
идет более медленными темпами по сравнению с западными странами. Этот факт обуславливается
историей нашего государства, внутренними и внешними барьерами для успешного развития
предпринимательства в целом. К ним можно отнести экономические, социальные и политические
факторы, которые в совокупности сильно замедляют развитие МСП, не позволяя в полной
мере способствовать функционированию столь важного для национальной экономики сектора.
Многие западные страны преуспели в развитии этой сферы,
и в каждой из них есть свои особенности развития и функционирования МСП.
На данный момент малое и среднее предпринимательство в
западных странах представляет слой среднего класса и из всех предприятий в стране
на долю МСП приходиться примерно 7090%: в США 53% от работоспособного населения
страны, в Японии — около 71%, станы Евросоюза имеют половину работающего населения
в этом секторе предпринимательства. Средние предприятия составляют 1% от общего
количества компаний в стране, однако обеспечивают 20% общего оборота и на 17% занятость
населения [4].
Далее рассмотрим основные характерные черты функционирования
предпринимательства в зарубежных странах, с целью вынесли благоприятный опыт с дальнейшим
применением в российской экономике.
Однако, по сравнению с развитыми странами запада и некоторыми
развивающимися странами, вклад МСП в макроэкономические показатели в России заметно
ниже. По статистике доля сегмента МСП в зарубежных странах составляет 50% от общего
объема ВВП.[1]
Также Россия отстает от количества рабочих мест, созданных
малым и среднем бизнесом — всего лишь четверть всех занятых работают в сфере МСП,
в то время как на западе этот показатель варьируется от 35- 80%.
Плотность МСП (количество субъектов малых и средних предприятий
на 1000 человек населения) находится на уровне с западными странами, однако средний
объем добавленной стоимости не соответствует западным показателям.
Солидный опыт развития малого и среднего предпринимательства
в европейских странах говорит о важности данной сферы для национальной экономики,
в первую очередь развитие здоровой конкуренции на рынке товаров и услуг и предотвращение
монополизации отраслей.
Зарубежные страны опережают Россию по уровню развития сферы
малого и среднего предпринимательства. Рассмотрены характерные черты функционирования
предпринимательства на примере Европы, США, Японии, Китая и Сингапура. МСП обладают
замечательной способностью стимулировать экономический рост. Они не только создают
много новых возможностей для трудоустройства, стимулируют инновационную привлекательность
и расширяют налоговую базу, но и обеспечивают поток денег на разных уровнях общества.
В долгосрочной перспективе МСП могут обеспечить существенный
рост доходов, возможностей и общего ВВП. Если бизнес-среда будет благоприятной и
благоприятной для новых предприятий, они будут не только создавать больше рабочих
мест, но и создавать разнообразные продукты и услуги для потребителя.
Чтобы смягчить удар по экономике, в Оренбуржье приняли
целый комплекс мер поддержки малого и среднего бизнеса. В частности, стоимость аренды
для резидентов местного бизнес-инкубатора упадет в 100 раз — до символических двух
рублей за квадратный метр.
Главная задача сегодня — оперативно реагировать на негативные
последствия для экономики и рынка труда. Держать руку на пульсе помогает запущенная
сразу после введения противоэпидемических мероприятий единая горячая линия, по которой
предприниматели могут напрямую связаться с руководителями региональных министерств
и получить необходимые консультации.
Важным инструментом поддержки стало облегчение налоговой
нагрузки. Речь идет о существенном — на четверть — снижении ставок транспортного
налога: воспользоваться этой льготой могут малые и микропредприятия, работающие
в сфере регулярных пассажирских перевозок. Кроме того, индивидуальные предприниматели
и организации, включенные в единый реестр субъектов МСП, могут рассчитывать на снижение
налоговых ставок по упрощенной системе налогообложения. А торговые и деловые центры
— на снижение ставок по налогу на имущество организаций. А еще по займам, выданным
областным фондом поддержки малого предпринимательства и Гарантийным фондом для субъектов
МСП, на три месяца установлена нулевая процентная ставка.
На те же три месяца — с 1 марта по 31 мая — в Оренбуржье
установлены льготные арендные ставки за использование государственного имущества
для предприятий малого и среднего бизнеса, занятых в сферах, наиболее пострадавших
от эпидемии. Согласно постановлению правительства области, размер льготной ставки
для них будет рассчитываться с применением корректирующего коэффициента в размере
0,01 к прежней сумме.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические
аспекты анализа региональных практик реализации национального проекта «малое и среднее
предпринимательство» 1.1. Сущность
и характеристика малого и среднего предпринимательства: критерии отнесения Малые предприятия
являются одним из основных факторов развития экономики, без которого государство
практически неспособно существовать и сохранять положительные темпы развития экономики.
Малое предприятие
– это предприятие с численностью не более 15-100 сотрудников. В зависимости от численности
рабочего штата предприятия подразделяются на [12]:
микропредприятия
— до 15 работников;
малые предприятия
— до 100 работников;
средние
предприятия — от 101 до 250 работников.
Опираясь
на рисунок №1 приложения можно сделать вывод, что малый и средний бизнес во всех
отраслях общества имеет большое значение.
Согласно
Конституции Российской Федерации статье 9 «Права индивидуальных предпринимателей
и юридических лиц» частные предприниматели имеют право:
— получать
санитарно-эпидемиологический надзор, информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке,
состоянии среды обитания, санитарных правилах;
— принимать
участие в разработке федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий
по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
— на возмещение
в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами,
другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства,
а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий,
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [21].
Малые предприниматели
обязаны следить за законодательными изменениями и корректировать правовую внутреннюю
документацию, при несоблюдении законов предприятие считается нелегальным. Так же
малые предприятия подвергаются различным надзорам и проверкам со стороны соответствующих
органов.
В зависимости
от того, какой вид деятельности и какую стратегию поведения выбирает предприятие
выделяют следующие виды малых предприятий:
— патиентное-это предприятия, осуществляющие выпуск
новой продукции, которая приспособлена к узким сегментам рынка;
— виолентное-это крупные предприятия, осуществляющие
массовое производство новой продукции, превосходят конкурентов за счет серийности
производства и эффекта масштаба;
— венчурное-малые фирмы, как правило с гибкими и
мобильными структурами изобретательской активности. Преимуществом таких предприятий
является высокая скорость разработки нового товара/продукта, с которым крупные фирмы
не конкурентоспособны;
— коммутантное-малые предприятия, распространяющие
новинки
— созданные другими организациями, приспосабливая
их к требованиям местного рынка;
— эксплерентное-предприятия, образующие новую отрасль
выпускаемой продукцией. Преимуществом их являются новые технологии и продукты [18].
Можно сделать
вывод, что оптовая и розничная торговля стоит на первом месте по видам экономической
деятельности (22%). Особенностью оптовой торговли является то, что товар закупается
крупными партиями и в больших объемах. Она обеспечивает ускорение процесса товародвижения
по потокам распределения.