Курсовая с практикой на тему Лоскутное шитье. Костюм, праздник и традиции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ 7
1.1. История лоскутного шитья 7
1.2. Лоскутное шитье: от утилитарного изделия до произведения искусства…………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. ЛОСКУТНЫЙ КОСТЮМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 18
2.1. Традиции лоскутного шитья костюмов в России 18
2.2. Лоскутное шитье за рубежом 24
2.3. Примеры Уральского костюма в технике лоскутного шитья 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Введение:
Актуальность. В настоящее время особую важность приобретает вопрос утраты традиций и народности. Это является большой проблемой, поскольку отрыв от корней, от предков – это всегда губительный путь для развития поколений и будущего в целом. Поколение, которое не помнит своих предков и их традиции – это тот человек, который не имеет фундамента под ногами. Кроме того, необходимо понимать, что предки жили в соответствии с природой, соблюдали ее законы. Этим отличается современное время: человек живет в индустриальном, информационном обществе, при этом находится в диссонансе с природой, не следит за экологией, является, в сущности, потребителем.
Исходя из этого, необходимо выделить три актуальных аспекта:
— традиции;
— преемственность;
— экология.
Решить проблему, которая заключается в целом в отрыве от традиционности, может помочь интересный вид творчества – лоскутное шитье. Так, лоскутное шитье помогает разрешить все три аспекта выделенной актуальности, поскольку является продолжением направления традиций русского народа, направлением сохранения преемственности и, в том числе, бережного отношения к экологии (вторичное использование материала).
В мире лоскутное шитье распространено достаточно интенсивно: Япония, Америка, Корея, Пакистан. В каждой из стран свои особенности лоскутного шитья, которые будут исследованы в данной работе. В России лоскутное шитье также распространено как направление кустарного производства и ценного ручного труда. В частности, праздничные мероприятия, связанные с лоскутным шитьем, проводятся в г. Владимире, в г. Иваново.
На Урале лоскутное шитье не столь распространено, и его продолжает очень известный в масштабах России и Европы мастер. Что касается традиционного уральского костюма, следует отметить, что наблюдаются лишь фрагменты одежды с использованием техники лоскутного шитья.
Объект исследования: традиции лоскутного шитья.
Предмет исследования: костюм в технике лоскутного шитья и праздники лоскутного шитья.
Цель исследования: выявить ценность лоскутного шитья в России и за рубежом.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
— рассмотреть историю лоскутного шитья;
— изучить лоскутное шитье от утилитарности до произведения искусства;
— представить традиции лоскутного шитья костюмов в России;
— проанализировать лоскутное шитье за рубежом;
— предоставить примеры Уральского костюма в технике лоскутного шитья.
Научная новизна исследования: впервые был систематизирован материал по лоскутному шитью в России и за рубежом с акцентами на традиции и праздничные мероприятия.
Практическая значимость исследования: данное исследование может быть использовано в качестве базы для более глубокого исследования в рамках диссертационной работы.
Методы исследования:
— метод фронтального изучения литературы (анализ литературы по теме исследования);
— метод анализа;
— метод сравнения;
— метод диахронного анализа;
— синхронный метод;
— метод наблюдения изнутри.
Гипотеза исследования заключается в том, что лоскутное шитье бережет традиции и формирует самосознание народа в России, в то время как за рубежом лоскутное шитье – это дань моде.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, основной части, в которую входят две главы, заключения, списка литературы, приложения.
Заключение:
В ходе произведенного исследования были решены следующие задачи:
— рассмотрена история лоскутного шитья;
— изучено лоскутное шитье от утилитарности до произведения искусства;
— представлены традиции лоскутного шитья костюмов в России;
— проанализировано лоскутное шитье за рубежом;
— предоставлены примеры Уральского костюма в технике лоскутного шитья.
В ходе решения первой задачи нами было выяснено, что лоскутное шитье – это достаточно древний вид ремесленничества, который изначально имел исключительно практическое значение ввиду бедности населения многих стран. Через время лоскутное шитье стало приобретать статус искусства, однако, закреплено в законодательстве как вид ремесленничества так и не было.
Сегодня искусство лоскутного шитья переживает, в сущности, свое второе рождение. Появилось много мастеров, которые актуализируют данное направление кустарного производства.
В ходе решения второй задачи мы выяснили, что лоскутное шитье постепенно приобретало свое значение в качестве произведения искусства. Сегодня, уже являясь чем-то необычным, рукодельным, лоскутные наряды могут быть украшением праздника, создавая необходимое настроение и колорит. Праздники, в свою очередь, объединяют мастериц лоскутного шитья, позволяют им делиться опытом, сохранять традиции русского кустарного производства.
В целом, ценность всего «народного» сегодня – это очень востребованное направления в сфере культуры и образования. Поэтому, соответственно, праздничные мероприятия на тему восхваления лоскутного шитья – это очень серьезная дань памяти народа.
В ходе решения третьей задачи было выяснено, что что в современном мире живы традиции лоскутного шитья, которые продолжают жить в частности в народном костюме.
В поддержку техники лоскутного шитья сегодня проводятся яркие фестивали с праздничными программами, целью которых является восполнение умений мастериц, память своего народа и традиций своей страны. Интересно, что такого формата праздничные события – это дань народности, это преемственная память и уважение к ручному труду.
В ходе решения четвертой задачи мы выяснили, что за рубежом лоскутное шитье в одежде – это модно и актуально, поэтому проводятся модные показы как разновидность праздников. В России же лоскутное шитье – это ценность народной традиции, не машинная, а ручная работа, а формат праздников – это фестивали. То есть, можно говорить о том, что в России придерживаются направлений актуальности лоскутного шитья: экологичность, традиционность, преемственность, в то время как за рубежом отношение к лоскутному шитью гораздо более простое, причем, ценность выстраивается на уровне моды, то есть, можно говорить об утилитарном значении вещи.
В ходе решения пятой задачи было выяснено, что костюм в технике лоскутного шитья не является традиционным для Урала, однако некоторые элементы использовались еще на Руси. В современное же время лоскутное шитье на Урале живет благодаря трудам мастериц, которые кропотливо относятся к костюму в технике лоскутного шитья, а также принимают участие в различных праздничных мероприятиях, посвященных данному кустарному виду деятельности.
Таким образом, задачи данной работы решены.
Цель исследования является достигнутой.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ
1.1. История лоскутного шитья
Лоскутное шитье с давних времен известно многим народам. Из цветных и однотонных фрагментов ткани, которые выкроены по шаблонам, мастерицы создавали очень интересные композиции – мозаичные узоры. Интересно, что данный вид творчества у нас называют ситцевой или лоскутной мозаикой. На лицевой стороне таких композиций отсутствуют видимые швы. Также существует и другое направление – лоскутная аппликация, в которой для того, чтобы создать рисунок, лоскутки необходимо нашивать на единый отрез ткани, или, иначе, фон. В лоскутном шитье данные направления очень популярны и часто использовались мастерицами.
Первые упоминания об лоскутном шитье можно встретить в исторических описаниях, которые датированы XI в. Интересно, что сама по себе ткань – это материал недолговечный, в соответствии с этим следует отметить то, что время возникновения лоскутной техники является несколько условным. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Но, общепринято считать, что лоскутное шитье впервые возникло в Африке или Азии, после чего уже постепенно распространилась в других странах и регионах. Несколько позднее лоскутные изделия стали появляться на территории Руси, в Америке, Австралии.
По другим данным, самая древняя аппликация, которая была найдена в Египте, датируется 80 г. до н.э.